Урок по физике на тему: «Строения атома» (8 класс)
Безукладникова Татьяна Александровна,
учитель физики МБОУ «Ильинская СОШ № 1»,
высшая квалификационная категория
Пермский край, п. Ильинский
Урок по физике на тему: «Строение атома» (8 класс)
Цель урока: сформировать у учащихся знаний о строении атома.
Задачи урока.
1. Научить определять состав атома.
2. Развить умения совершать мыслительные операции: анализ, синтез, систематизацию, сравнение, конкретизацию.
Ход урока.
Первый этап урока. Мотивация.
Учитель. Что мы видим в природе?
Ученики. Тела, предметы.
Учитель. Из чего они состоят?
Ученики. Тела состоят из вещества.
Учитель. А вещества из чего состоят?
Ученики. Вещества состоят из молекул.
Учитель. А молекулы?
Ученики. Из атомов.
Учитель. А знаем ли мы атом?
Ученики. Нет.
Учитель. Какая тема урока?
Ученики. Строение атома.
Учитель. Вы уже знаете, что атом-это мельчайшая частица вещества, не делящаяся при химических реакциях. Прежде чем мы выясним более подробно, что такое атом, ответьте на вопросы:
Какие факты натолкнули ученых на мысль о том, что атом имеет структуру?
Как вы представляете себе строение атома?
Для чего нужны знания о строении атома?
(Ученики высказывают свои мысли)
Учитель. Итак, цель урока – изучить строение атома.
Второй этап урока. Изучение нового материала.
Учитель. Работаем с учебником. Прочитайте параграф 30, ответьте на вопросы и выполните задания.
1. О чем прочитанный вами текст?
2. Какие новые физические понятия вы встретили в тексте? Что они означают?
3.Докажите, что главной характеристикой каждого химического элемента является не число электронов, а заряд ядра.
4.Используя текст параграфа и рисунок 39в, расскажите и сравните, как выглядит атом лития, положительный и отрицательный ионы лития.
Оформите результат в таблице.
Характеристика
Положительный ион лития
Атом
лития
Отрицательный ион лития
Число протонов
3
3
3
Число электронов
2
3
4
Заряд
+
нет
-
Масса
(по сравнению с массой атома)
уменьшилась
m
увеличилась
Учитель. Продолжаем работать с рисунками39 из учебника. Рассмотрите их все, ответьте на вопросы:
1. Что изображено на них?
2. Расскажите о строении атомов данных химических элементов.
3. Что надо изменить в рисунках, чтобы получились положительные ионы данных химических элементов? Отрицательные ионы?
(Ученики отвечают)
Теперь надо систематизировать и связать в стройную картину наши знания о строении атома. Заполните таблицу так, чтобы получилась эта систематизация.
Слова для заполнения схемы: протоны, атом, нет, заряда, отрицательный заряд, электроны, нейтроны, положительный заряд.
Свойства
Свойства
Третий этап урока. Закрепление знаний.
Учитель. На очереди работа со справочной таблицей. В «Сборнике задач по физике для 7-9 классов» В.И. Лукашика откройте раздел «Таблицы физических величин» и найдите таблицу 21 « Масса покоя некоторых элементарных частиц». Используя данные этой таблицы и текст п. 30 учебника, заполните таблицу 2.
Таблица 2. - Частицы, входящие в состав атома.
Название
частицы
Обозначение
Заряд
(Кл)
Масса
(кг)
Электрон
Протон
Нейтрон
(Заполненная учениками таблица 2 приведена далее (табл.3).
Таблица 3.- Частицы, входящие в состав атома
Название частицы
Обозначение
Заряд
( Кл)
Масса
(кг)
Электрон
e
- 1,6*10-19
9,11*10-31
Протон
p
1,6*10-19
1,6726*10-27
Нейтрон
n
нет
1,6750*10-27
Вопросы и задания.
* Назовите отличая электрона от протона. Протона от нейтрона.
* Что у этих частиц общего?
* Как вы понимаете фразу: «Электрон, протон и нейтрон являются элементарными частицами»?
* Во сколько раз масса электрона меньше массы протона?
* Что можно сказать о массах протона и нейтрона?
* Как распределена масса внутри атома?
Далее работаем с таблицей Менделеева.
Заполним таблицу 4.
Таблица 4. - Система химических элементов и атомы
Структура атома
Информация
Количество протонов и электронов в атоме
Число нейтронов в нем
Атомная масса
Вывод: главное, что определяет отличие химических элементов друг от друга, это.
Выполните задания
1.Сравните строение атома бериллия, азота и серебра. Результаты занесите в таблицу 5.
Таблица 5. - Строение некоторых атомов
Характеристика
атома
Элемент
Бериллий
азот
серебро
Порядковый номер в Системе элементов
Атомная масса
Число электронов
Число протонов
Число нейтронов
Таблица с заполненными данными показана далее (табл. 6).
Таблица 6. - Строение некоторых атомов
Характеристика
атома
Элемент
бериллий
азот
серебро
Порядковый номер в Системе элементов
4
7
47
Атомная масса
9,0122
14,0067
107,868
Число электронов
4
7
47
Число протонов
4
7
47
Число нейтронов
5
7
47
2.Расложите перечисленные химические элементы в порядке увеличения числа протонов в их ядрах: фосфор, цинк, кислород, гелий, сера.
3. Выскажите предположение, чем связано то, что масса химических элементов, указанная в Периодической системе, не является целой величиной?
Четвертый этап урока. Подведение итогов и рефлексия.
Учитель. Вспомним то, что мы сегодня делали и что узнали. Для этого ответьте на вопросы.
Какими источниками информации для получения новых знаний вы пользовались на уроке?
Что нового вы узнали о понятии «атом»?
Чему вы на уроке научились?
Домашнее задание: п.30. На альбомном листе нарисовать: а) модель атома углерода, б) положительный и в) отрицательный ионы углерода .
4ђЗаголовок 115