Конспекты мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Конспекты мероприятий,
проведенных с детьми, родителями
и педагогами
Красногвардейской гимназии
по профилактике ДДТТ
1671320193675
Автор: Долгих Алексей Сергеевич,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Донское, 2017
Познавательно – развлекательная игра
«Путешествие в страну «Светофорию»
Аннотация
Разработка данного мероприятия предназначена для учащихся младших классов. Форма проведения – внеклассное мероприятие с использованием современных ИКТ – технологий. Для эффективной отработки практических навыков приглашается на занятие инспектор ГИБДД.
Цели и задачи:
1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Пропаганда правил дорожного движения.
3. Закрепление навыков безопасного поведения на дорогах.
Оборудование:
1. Дорожные знаки.
2. Жетоны трех цветов (красные, желтые, зеленые).
3. Конверты с зашифрованными письмами.
4. Компьютер, проектор, презентация.
5. Плакаты по ПДД.
6. Макет светофора.
7. Видеофильм по правилам дорожного движения.
Ход игры:
Вступительное слово:
Юные пешеходы! Будущие водители!
Дети и родители!
Велосипедисты и мотоциклисты!
Автомобилисты!
Наши гости, наши зрители!
Добро пожаловать! Привет!
Ваш путь открыт! Зеленый свет!
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основное из правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья.
-Уважаемые гости, уважаемые игроки! Сегодня мы с вами в гостях у Светофорика. Цель сегодняшней игры проверить, насколько хорошо дети знают правила дорожного движения, дорожные знаки и умело применяют знания на практике.
Перед нами 3 команды: красные, желтые и зеленые игроки. Я буду главным заместителем Светофора и ведущим игры (учитель надевает фуражку инспектора). Послушайте правила игры: наша игра будет состоять из нескольких конкурсов; за победу в каждом конкурсе команда получает жетон цвета своей команды; та команда, которая наберет большее количество жетонов, будет считаться победительницей нашей игры. Но для начала мы пригласим к нам в гости инспектора ГИБДД. Он вам расскажет и покажет, как нужно правильно вести себя на дороге, какие правила нужно соблюдать в транспорте. А затем поможет провести конкурсы.
(выступление инспектора ГИБДД, просмотр и обсуждение мультфильма
«В гостях у тетушки Совы» «Дорожные знаки и правила дорожного движения»)
1. Конкурс: «Разминка»
Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет»:
- Что хотите-говорите: каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (нет)
- Что хотите-говорите: в море сладкая вода? (нет)
- Что хотите-говорите: красный свет - проезда нет? (да)
- Что хотите-говорите, каждый раз, идя домой, играли мы на мостовой? (нет)
- Что хотите-говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (нет)
- Что хотите-говорите, мы всегда идем вперёд только там, где переход? (да)
- Что хотите-говорите, мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора? (нет)
- Что хотите-говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (нет)
- Что хотите-говорите, на красных знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (да)
2. Конкурс: «Исключи лишний знак» (Детям выдаются дорожные знаки).Рассмотрите знаки, найдите лишний и докажите (необходимо назвать группу знаков и из какой группы лишний знак).
3. Конкурс «Вопрос-ответ».
Капитаны команд должны поднять руку, когда ответ готов. За каждый правильный ответ -1 жетон.
1. Как перейти на противоположную сторону улицы, выйдя из автобуса?
2. Что означает жёлтый сигнал светофора?
3. Рассказать, какие правила необходимо соблюдать при движении по улице группой?
4. Как перейти на противоположную сторону улицы, выйдя из троллейбуса?
5. Почему пешеходный переход без светофора опаснее, чем со светофором?
6. Какие обязанности лежат на очевидцах ДТП?
7. Как перейти на противоположную сторону улицы, выйдя из трамвая?
8. Где наиболее безопасней находиться пешеходам, если на проезжей части улицы их застигли движущиеся автомобили?
4. Конкурс «Осторожный пешеход»
От каждой комнаты приглашается по одному игроку. На спину им крепятся дорожные знаки. Их задача - увидеть знак соперника и при этом не показать свой. Кто первым назовёт знак соперника - считается победителем.
5. Конкурс «Грамотный водитель»
Нужно суметь правильно сориентироваться на регулируемом и нерегулируемом перекрестке дороги.
7. Конкурс «Зашифрованное письмо».
Для каждой команды пришло письмо, посвящённое правилам дорожного движения. Вам придётся расшифровать его и прочитать выразительно.
Подведение итогов игры. Награждение.
Лекция-беседа для родительской общественности по теме «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Аннотация
Данная лекция направлена формирование у родителей представление о практическом значении профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с целью сохранения жизни и здоровья детей; раскрыть перечень профилактических мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Хотите ли вы, не хотите ли…
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде всего – вы родители,
А все остальное – потом!
Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию основные рекомендации, которые позволят предотвратить подобные непоправимые последствия (демонстрация слайдов):
Если Вы купили ребенку велосипед (мопед, скутер), сначала выучите вместе правила дорожного движения и научитесь кататься на закрытой площадке. На дорогах общего пользования разрешено движение на велосипеде только с 14 лет, на мопеде и скутере (объем двигателя не более 50 куб. см. с максимальной скоростью не более 50 км/ч) – с 16 лет!
При перевозке детей до 12 лет в автомобилях обязательно используйте специальные детские удерживающие устройства, значительно снижающие риск травмирования и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (для детей младшего школьного возраста допускается использование ремней безопасности со специальным адаптером).
Как правильно подобрать данное устройство (и о многом другом) – смотрите на сайте Госавтоинспекции области: www.56.gibdd.ru
Если бы взрослые вместе с детьми соблюдали эти простые правила, то в текущем году, возможно, 3 ребенка остались бы живы, а 40 (управляющих велосипедами, мопедами, скутерами и мотоциклами) не получили бы ранения в ДТП, и тяжесть последствий ДТП с детьми-пассажирами была бы намного ниже.
Как показывает более глубокий анализ дорожно-транспортных происшествий, одна из главных причин детского травматизма на дорогах – СИТУАЦИОННАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ВОДИТЕЛЕЙ.
95 % несчастных случаев с детьми на дорогах возникает примерно в 30 повторяющихся дорожных ситуациях-“ловушках”. В этих обманчивых ситуациях на первый взгляд кажется, что опасности нет, можно переходить, а через секунду обнаруживается – нет, опасно! Да поздно… Это и есть дорожные “ловушки”. Неумение распознавать эти ситуации-“ловушки”, предвидеть их развитие, правильно оценивать опасность на дороге и означает СИТУАЦИОННУЮ НЕГРАМОТНОСТЬ. Правила дорожного движения важны, но, чаще всего, ошибки как раз не в их применении, а в ПРОГНОЗЕ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИЙ НА ДОРОГЕ.
Все знают о том, что дорогу нужно переходить на зеленый сигнал светофора, но мало кто задумывается, какая опасность подстерегает пешехода на пешеходном переходе. К сожалению, такие дорожные происшествия совершаются довольно часто.
Например: 2 августа в дневное время на ул. Комсомольская на нерегулируемом пешеходном переходе под колеса автомобиля попала 7-летняя девочка – вышла из-за «Газели», остановившейся в правом крайнем ряду, пропуская пешехода.
Т.о. на нерегулируемом пешеходном переходе водитель и пешеход попадают в ситуацию – дорожная «ловушка» закрытого обзора. Водитель не видит пешехода (особенно ребенка маленького роста) из-за остановившегося в соседнем ряду транспорта, пропускающего пешехода. Пешеход, видя, что автомобиль остановился и пропускает его, начинает переход дороги и не видит транспорт, движущийся в следующем ряду.
Подобные ситуации закрытого обзора возникают даже на регулируемом пешеходном переходе, в случае, если пешеход начал движение через дорогу на зеленый сигнал светофора, а заканчивать переход ему приходится на желтый.
Так ли уж непредсказуема эта ситуация? Ведь и водитель, и пешеход могли предвидеть ее развитие. В случае наезда на пешехода на пешеходном переходе вина за ДТП полностью ложится на водителя, но и пешеход должен быть более внимательным, ведь Правила дорожного движения определяют пешеходный переход как место, «выделенное для движения пешеходов через дорогу», но не как абсолютно безопасное место для движения!
Из этой ситуации следует еще одно правило дорожной безопасности:
При переходе проезжей части убедитесь, что ВСЕ автомобили уступают Вам дорогу! Из-за остановившегося или проехавшего мимо автомобиля (даже на пешеходном переходе!) может выехать другой, который не был виден!
Обзор дороги может быть скрыт не только стоящим и движущимся автомобилем, но и кустами, деревьями и сооружениями, снежным валом и даже стоящими рядом пешеходами, зонтом либо одетым на голову капюшоном. Все это должны учитывать и родители, и дети.
Кроме ситуаций на пешеходных переходах, не менее опасна дорожная ситуация в районе остановки маршрутного транспорта, в основе которой дорожная «ловушка» закрытого обзора и однажды затверженнное правило «Обходи трамвай спереди, автобус – сзади».
Это правило давно устарело и не спасает, а напротив, создает аварийную ситуацию и нередко приводит к ДТП, так как при выходе пешехода на проезжую часть сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и происходит наезд.
Например: 26 августа произошло сразу 2 подобных ДТП. В 20:20 в г.Оренбурге в районе остановки по ул. Ткачева по колеса а/м попал 6-летний мальчик – выбежал на проезжую часть из-за стоящего на остановке транспорта. В 21:30 в г. Медногорске под колеса автомобиля попал 15-летний подросток – также выбежал на проезжую часть из-за стоящего на остановке транспорта. Как видите, в дорожные «ловушки» попадают не только дошкольники, но и более взрослые дети.
Отсюда четвертое правило дорожной безопасности:
Ждите, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходите в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
Устаревшим при сегодняшнем интенсивном дорожном движении считается еще одно правило, которое когда-то в школе изучали наши бабушки: «При переходе дороги, посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри направо». Это правило также создает опасную ситуацию.
В реальном времени необходимо:
прежде чем перейти дорогу – остановиться, посмотреть в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходить дорогу, постоянно контролируя ситуацию многократным поворотом головы.
Это – пятое наше правило.
Еще одна ошибка, которая может стоить пешеходу жизни – задержка на середине проезжей части (например, уронили что-либо, не успели перейти на зеленый сигнал…). Правило шестое:
Если не успели перейти дорогу, не делайте шаг назад не глядя, не мечитесь из стороны в сторону. Так водителю легче будет Вас объехать. Если запрещающий сигнал светофора застал Вас на середине проезжей части, и Вы попали между двух потоков транспорта противоположных направлений, дождитесь зеленого сигнала светофора! И помните, что на дороге и в Правилах нет никаких «островков безопасности» (есть «место слияния или разделения транспортных потоков» - «направляющие островки»).
Есть еще одно правило, нарушая которое, можно попасть в ДТП.
Ходите только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а если их нет – по левой обочине дороги НАВСТРЕЧУ движущемуся транспорту. Так безопаснее.
Пешеходы передвигаются вдоль дороги чаще в сельской местности, но в последнее время ДТП по причине нарушения данного правила наблюдается в пригородах.
Также обратите внимание на очень всем знакомые дорожные знаки «Дети» и «Пешеходный переход».
Неправильно объясняют значение дорожного знака “Дети”, который вовсе не предусматривает переход дороги именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое образовательное учреждение. В этом месте водителю особенно пригодится техника так называемого «защитного вождения», которая широко используется во многих странах и основана на учете возможных ошибок других участников дорожного движения, умении их предвидеть и компенсировать своими опережающими действиями. Проще говоря, увидев знак «Дети» и предполагая их возможное появление на дороге (ошибочное, так как это ведь не знак «Пешеходный переход»), водитель, как минимум, должен снизить скорость вплоть до полной остановки (если потребуется).
Обратите внимание, что в Правилах дорожного движения есть два дорожных знака, которые имеют одинаковое название «Пешеходный переход», но относятся к разным группам и имеют разное значение:
1.22. – предупреждает водителей о том, что впереди пешеходный переход, и не предполагает в данном месте передвижение пешеходов через дорогу;
5.19.1 и 5.19.2 – знаки особых предписаний – предписывают пешеходам переходить дорогу именно в этом месте.
Водитель же при проезде пешеходных переходов, равно как и маршрутных остановок и других опасных мест, также должен применять технику «защитного вождения».
И еще один совет родителям детей младшего школьного возраста. Учите детей определять правильно расстояние до неподвижных и подвижных предметов. Развитие глазомера позволит детям правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля и обеспечит безопасность при пересечении проезжей части.
Хорошо известно, что дети склонны переоценивать свои физические возможности. Учитывая это, были проведены соответствующие исследования, в ходе которых каждому ребенку был задан вопрос: «Какое расстояние между тобой и приближающимся автомобилем позволит тебе безопасно перебежать дорогу?». Полученные данные показали, что большинство детей определили для себя безопасное расстояние до приближающегося автомобиля менее, чем в 20 м! При этом характерным явилось то, что девочки значительно чаще мальчиков считали, что расстояние до приближающегося автомобиля даже менее 10 м достаточно для того, чтобы успеть перебежать дорогу и при этом не попасть под колеса.
Напомним, что автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, проходит за 1 секунду 17 м! Поэтому расстояние до автомобиля в 20 и, тем более, в 10 метров, никак не может быть безопасным!
Правило восьмое:
Если автомобиль вдалеке – рассчитайте свои силы. Научитесь правильно оценивать расстояние до приближающегося автомобиля. Учитывайте, что автомобиль быстро остановиться не может, особенно в осенне-зимний период. Лучше переждать, а не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
Это только основные правила безопасности дорожного движения, которые очень важны как для детей, так и для взрослых.
Остальные вы можете прочитать и выучить из Правил дорожного движения, а также прочитав Инструкцию для детей и родителей по безопасности дорожного движения (прилагается). Обсудите их вместе с детьми.
Транспортное средство является источником повышенной опасности, перед которым пешеход явно проигрывает. Поэтому и степень повреждения автомобиля и пешехода при ДТП несоизмерима. Для детей ДТП нередко заканчивается тяжелыми травмами, и срок реабилитации исчисляется не месяцами, а годами.
Ни одно ДТП, как правило, не происходит случайно. Чаще всего причина ДТП – недисциплинированность, нарушение ПДД пешеходами и водителями. А сами нарушители – не только жертвы, но и виновники ДТП. Именно с этих позиций рассматривается вопрос об ответственности за нарушение ПДД и совершение ДТП.
За незначительные нарушения участники дорожного движения получают предупреждение, за серьезные может быть наложено взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, а в отдельных случаях и ареста до 15 суток. В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за различные правонарушения в области дорожного движения (глава 12). В соответствии с данным Кодексом ответственность несут как водители и пешеходы, так и пассажиры.
А за нарушения, повлекшие за собой ДТП с тяжкими телесными повреждениями либо гибелью людей, человек привлекается и к уголовной ответственности. По Уголовному Кодексу ответственность наступает с 16 лет, а по некоторым статьям – с 14.
Административной ответственности также подлежат лица, достигшие 16 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет за правонарушения в сфере дорожного движения могут подлежать административной ответственности на общих основаниях. При этом материалы по факту правонарушения могут быть переданы на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних, где учитывается характер совершенного правонарушения и личности правонарушителя, степень общественной вредности нарушения и осознания вины.
Очень важно знать подросткам и об ответственности за неправомерное завладение транспортным средством (угон). Тем более, что такое деяние является уже не правонарушением, а преступлением, ответственность за которое предусматривает уже не Административный, а Уголовный Кодекс РФ, причем с 14 лет, вплоть до лишения свободы на срок до 12 лет.
За нарушение закона ответственность несут все граждане. Незнание закона не освобождает от ответственности. Правила дорожного движения – это закон дорог, за нарушение которого последует наказание, даже если вы о нем и не знали. Надеемся, что в следующий раз, собираясь нарушить Правила, вы вспомните об этих советах, а еще о том, что дома вас любят и ждут живыми и здоровыми!
Мы предлагаем каждому из вас ознакомится с инструкцией по правилам дорожного движения и расписаться в журнале инструктажа.
Уважаемые родители!
Каждый день в России в дорожно-транспортных происшествиях погибает 2-3 ребенка и еще более 60 получают ранения! Только в Оренбургской области в 2016 году на дорогах погибли 18 и ранены 346 маленьких граждан.
Это мы не научили детей безопасному поведению на дорогах, не уберегли от дорожно-транспортных происшествий! Сегодня наши дети - юные пешеходы, пассажиры, велосипедисты, а завтра - взрослые водители!
Государственная инспекция безопасности дорожного движения и министерство образования области просят помощи родителей в воспитании дисциплинированных участников дорожного движения.
Прочтите вместе с детьми и следуйте советам ГИБДД!
Инструкция для родителей и детей по правилам дорожного движения
Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку!
Ходите только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а если их нет – по левой обочине дороги навстречу движущемуся транспорту. Так безопаснее.
Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора или по пешеходным переходам, в том числе, по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
Помните, что на пешеходном переходе не всегда бывает безопасно: из-за остановившегося или проехавшего мимо автомобиля может выехать другой, который не был виден! Убедитесь, что все автомобили уступают Вам дорогу!
Прежде чем перейти дорогу, остановитесь у пешеходного перехода на краю тротуара, прислушайтесь и осмотритесь. Посмотрите налево, направо, ещё раз налево. И, если нет близко движущихся автомобилей – переходите, постоянно контролируя дорожную обстановку поворотом головы во все стороны.
Если автомобиль вдалеке – рассчитайте свои силы. Научитесь правильно оценивать расстояние до приближающегося автомобиля. Помните, автомобиль быстро остановиться не может. Лучше переждать, а не перебегать перед близко идущим транспортом. Это может закончиться плачевно!
Когда переходите дорогу – отбросьте другие мысли, прекратите разговоры с родными и друзьями, наблюдайте за движущимся транспортом.
Переходите дорогу поперек, а не наискосок, иначе вы дольше будете находиться на проезжей части, а, следовательно, в опасности!
Переходите дорогу быстрым шагом, но не бегом! Так безопаснее.
Чтобы малыш не оказался неожиданно на проезжей части, из транспорта взрослый выходит первым, потом – ребенок!
Выходя из автобуса, не стремитесь сразу перебежать дорогу. Подождите, когда транспорт уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны. Помните, что автобус опасно обходить и спереди, и сзади, ведь за ним может быть скрыт другой автомобиль меньшего размера.
Будьте осторожны и не спешите! Ведь обзор дороги может закрывать не только стоящий на остановке автобус, но и движущийся транспорт, а также кусты, деревья, угол дома, снежный вал.
Постарайтесь перейти дорогу за один прием. Если красный сигнал светофора застал Вас на середине проезжей части, то остановитесь и не делайте шаг назад не глядя, не мечитесь из стороны в сторону. Так водителю легче будет Вас объехать.
Пешеходам запрещается переходить дорогу, если она имеет разделительную полосу или ограждение. Дойдите до ближайшего пешеходного перехода!
Нельзя играть на дорогах и вблизи дорог. Для этого есть двор, детская площадка, стадион. Не выезжайте на дорогу на коньках, санках, скейте и самокате. А если на середине дороги уронили варежку (мяч, портфель…), то, прежде чем наклониться за ней, осмотритесь по сторонам!
Переход дороги в неблагоприятную погоду (дождь, снег, гололед, туман) требует особого внимания, так как обзор снижается из-за непогоды, тем более, что может мешать капюшон, поднятый воротник или зонт. Вещи не должны мешать обзору дороги!
Если Вы купили ребенку велосипед (мопед, скутер), сначала выучите вместе правила дорожного движения и научитесь кататься на закрытой площадке. На дорогах общего пользования разрешено движение на велосипеде только с 14 лет, на мопеде и скутере – с 16!
При движении в темное время суток приобретайте для детей верхнюю одежду, ранцы, значки со светоотражающими элементами.
При перевозке детей до 12 лет в автомобилях обязательно используйте специальные детские удерживающие устройства, значительно снижающие риск травмирования и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (для детей младшего школьного возраста допускается использование ремней безопасности со специальным адаптером).
Не оставляйте детей дошкольного возраста на дороге без присмотра! А с младшими школьникам необходимо сначала несколько раз вместе пройти путь от школы до дома, чтобы выучить безопасный маршрут.
Список литературы:
1. Дереклеева, Н.И. Родительские собрания [Текст] /Н.И.Дереклеева. - М.: ВАКО, 2014. – 240 с.
2. Ковалько, В.И.. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.1-4 классы [Текст] / В.И Ковалько.- М.: ВАКО, 2016. – 192 с.
3. Поляков, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]/
В.В. Поляков// Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 2-4 классы. Часть I.- М.:ДРОФА, 1997. – 87 с.
Семинар для педагогов гимназии «Организация внеклассных мероприятий по профилактике ДДТТ и изучению правил дорожного движения»
План проведения семинара:
1. Теоретические основы организации внеклассных мероприятий по профилактике ДДТТ и изучению ПДД.
1.1 Понятие внеклассное мероприятие
Методика организации и проведения внеклассных мероприятий по профилактике ПДД
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПДД И ПРОФИЛАКТИКЕ ДДТТ.
Ход семинара:
ЧАСТЬ 1: Теоретические основы организации внеклассных мероприятий по профилактике ДДТТ и изучению ПДД.
Уважаемые коллеги!
До сих пор общественность не придает должного внимания проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, законопослушного поведения и уважительного отношения к правилам дорожного движения. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении ПДД и низкой культуре поведения, как водителей транспортных средств, так и детьми. Что касается нарушений со стороны детей, то чаще всего это: переход проезжей части вне установленном месте, переход на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.
По мнению начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России В.Н.Кирьянова, под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Эта деятельность включает в себя комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно с сотрудниками Госавтоинспекции, с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных органов управления образования, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.
В образовательном учреждение внеклассные мероприятия признаны одним з эффективных способов по профилактике ДДТТ.
Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
К внеклассным мероприятиям также можно отнести игры, экскурсии и встречи с сотрудниками ГИБДД.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассных мероприятий.
Результаты творческих поисков учителей помогли накопить опыт по внеклассным мероприятиям. Изучение учащимися ПДД вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассные мероприятия строятся по сравнению с уроками на ином материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время
Цель внеклассных мероприятий – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по профилактике ДДТ определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассных мероприятий по профилактике ДДТ является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.
Важнейшей задачей внеклассных мероприятий с учащимися по предмету является усиление их интереса к изучению ПДД. Развитие познавательного интереса к уроку на основе внеклассных мероприятий обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с правилами поведения на дороге, экскурсиями в автошколы и прогулки по городу с целью изучения дорожных знаков и дорожной ситуации, проведение конкурсов «Безопасное колесо» и т.д.
Внеклассные мероприятия по профилактике ДДТ тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений.
Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной.
Внеклассные мероприятия по ПДД связаны с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассных мероприятий сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Значение внеклассных мероприятий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению ПДД через разнообразные формы внеклассных мероприятий позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся ориентироваться в дорожных ситуациях.
Цель и задачи внеклассных мероприятий определяют ее функции – обучающую, воспитательную и развивающую.
Обучающая функция внеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.
Содержание внеклассного мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассного мероприятия характеризуется следующими факторами:
- преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;
- в содержании внеклассного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассного мероприятия практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.
Особенности внеклассного мероприятия
1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.
2. Отсроченность во времени. Внеклассное мероприятие– это, прежде всего, совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.
3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.
Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.
4. Отсутствие контроля результатов. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассного мероприятия такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.
5. Внеклассное мероприятие осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.
6. Внеклассное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.
Одним из условий успешности внеклассной работы является особое психическое состояние, возникающее при единстве мотива деятельности (потребности в ней) и соответствующей ему ситуации, называемое установкой.
Экспериментальные исследования, проведенные Д.Н. Узнадзе и другими, показали, что наличие четкой установки к деятельности значительно повышает ее эффективность. Применительно к внеклассной работе такая установка способствует активизации внимания и памяти, точности восприятия содержания, помогает выделять в тексте главную мысль, развивает способность творчески воспринимать получаемую информацию и т.д., т.е. способствует выработке умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Поэтому целенаправленность внеклассной работы учащихся, наличие сильной мотивации (соответствия познавательных интересов и деятельности) во многом определяют эффективность этого важного вида деятельности.
Методика организации и проведения внеклассных мероприятий
Для того чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Во внеклассной работе много простора для творчества учителя в выборе содержания, форм и методов занятий. Однако в методике их осуществления должны быть некоторые общие моменты: прежде всего необходимо, чтобы прослеживались основные этапы реализации воспитательного мероприятия. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящего внеклассного мероприятия, практическая реализация модели и анализ проведенной работы.
1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.
Изучение осуществляется с помощью известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию об учащихся и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с учащимися, но и с родителями, учителями, работающими в классе.
В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных учащихся, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.
2. Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. Даже у талантливого педагога успех внеклассных занятий зависит во многом от предшествующей подготовки к ним. Поэтому каждое мероприятие следует, прежде всего, методически разработать, смоделировать его проведение.
План составляет учитель с привлечением учащихся. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством учителя. Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда учителя и учащихся в области внеклассной деятельности.
Результаты моделирования отражаются в плане внеклассного занятия, который имеет следующую структуру:
1. Название.
2. Цель, задачи.
3. Материалы и оборудование.
4. Форма проведения.
5. Место проведения.
6. План проведения.
В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.
Подготовку целесообразно начать с определения воспитательных и образовательных целей и задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом, прежде всего, проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можно полнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе учащихся и ее результаты.
Цель внеклассного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью внеклассного занятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Чем конкретнее и диагностичнее будут сформулированы цель и задачи внеклассного занятия, тем определеннее будут представления педагога о желаемых результатах.
В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.
К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, программные средства, литература, информационные ресурсы, музыкальное оформление и пр. Важно вовремя приготовить столы и стулья для жюри и команд; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий, мелки и тряпки и т.д.
Центральное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. В зависимости от характера работы для этого необходимо разное время. Так, много времени требуется, чтобы подобрать материал для диспута, вечера, смотра: оно используется педагогом и учащимися для чтения литературы, выполнения учениками различных заданий и проектов, сбора фактов, подготовки докладов, выступлений и т.п. Эта предварительная работа с учащимися порой оказывается наиболее значимой в воспитательном и образовательном отношении. Но даже если для подбора материала длительного времени не требуется (экскурсия на вычислительный центр или поход в кино), педагогу необходимо заранее ознакомиться с объектом посещения.
Формой проведения внеклассного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, олимпиада и т.п. В таком случае в плане форму проведения занятия объединяют с названием, например: «Викторина по ПДД», «Турнир юных инспекторов дорожного движения», «Экскурсия в автошколу», «Игра по ПДД».
Место проведения определяется количеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе и т.п. (кабинет информатики, актовый зал, спортзал и т.п.).
План проведения занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное занятие может быть от 15-20 мин для младших классов до 1-2 ч для учащихся среднего и старшего возраста.
Следует отметить и такой важный элемент подготовки мероприятия, как организационная работа. Преподаватель руководит ею, привлекая учащихся. Он следит за распределением поручений, помогает их выполнить, контролирует. Ответственные задания могут быть даны классам, группам учащихся. Для организации крупных мероприятий целесообразно создавать оргкомитеты, проводить соревнование на лучшую подготовку. Опираясь при этом на инициативу учащихся, учитель способствуют формированию у них организаторских навыков и умений, приучает к самостоятельности и ответственности.
Должны быть подготовлены и вовремя вывешены объявления о проведении мероприятия, а за день до его проведения – плакаты с напоминаниями: «А ты придешь на КВН?», «КВН в …часов», «Все на КВН». В условиях рыночной экономики важно найти спонсоров и приготовить призы победителям.
3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.
Чтобы сохранить интерес и внимание учащихся, мероприятие должно проходить организованно, динамично, без пауз. Многое зависит от ведущего, его подготовленности, эрудиции, способности быть хорошим организатором, проявлять находчивость и гибкость в неожиданных ситуациях, расположить к себе слушателей, установить с ними контакт. В несложившихся коллективах, независимо от возраста школьников, учителя обычно сами ведут воспитательные занятия. В процессе укрепления коллектива руководство деятельностью учащихся приобретает все более опосредованный характер (воздействие через актив, опора на самодеятельность). По мере приобретения опыта учитель может поручить им самим вести некоторые формы внеклассных занятий, сохраняя при этом контроль над ситуацией.
При проведении внеклассных мероприятий учитель должен позаботиться и о том, чтобы все участники вовремя были на местах, чтобы не подвели технические средства, чтобы намеченный план работы выдерживался во времени, иначе и хорошо задуманное, тщательно спланированное занятие может оказаться малоэффективным.
Особое внимание должно быть уделено проведению сложных мероприятий (длительной игры, смотра компьютерного творчества, недели информатики, месячника физматнаук). Они должны представлять собой цикл связанных единым замыслом и целью звеньев.
Часть 2. Методическая разработка внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Мы предлагаем вам разбиться на три группы и попытаться разработать в соответствии с полученным теоретическим материалом внеклассное мероприятие по изучению ПДД.
Задание группе №1: Разработать викторину по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы.
Задание группе №2: Разработать проект проведения акции по профилактике ДДТТ для учащихся старшего звена.
Задание группе №3: Разработать проект часа классного руководства по изучению правил дорожного движения.
ЧАСТЬ 3: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Далее предлагается всем группам представить результаты своей работы. Подводятся итоги семинара. Отмечаются группы, справившиеся с заданиями на высоком уровне.