Урок на тему Россия в первой половине XIX века


Тема. Россия в первой половине Х1Х в.
Цель: организовать исследовательскую деятельность по определению исторического пути России п.п. Х1Х в.
Задачи :
создать условия для формирования умения адекватно оценивать исторические события, воспитывать уважение подвига и героизма, проявленного русскими людьми в борьбе с захватчиками, осознать влияние качеств личности (благородство, смелость, устремленность с одной стороны, и подлость, трусость, самовлюбленность – с другой) на исторические события;
создать условия для исследования вопроса о том, какие варианты пути развития стояли перед Россией в первой половине Х1Х в., познакомиться с личностями М.И.Кутузова и императора России Николая 1, познакомиться с понятием «декабристы», с взглядами членов «Северного» и «Южного» общества;
создать условия для развития у учащихся коммуникативных навыков, развивать навыки самостоятельного мышления.
Оборудование: карта «Отечественная вона 1812 г.», портрет Николая1; раздаточный материал – программные документы «Северного» и «Южного обществ», схема «Государственное устройство в России в п.п. Х1Х в.», «Сословия в России в п.п. Х1Х в.», рефлексивные карточки.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока.
1. Вводно-мотивационная часть.
Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычный урок – мы с вами выступаем в роли исследователей. Вы уже знаете, что это люди, которые не хотят довольствоваться готовыми фактами, они стремятся по-новому взглянуть на проблему.
2. Целеполагание и актуализация знаний.
Начиная нашу исследовательскую деятельность, прочитаем написанную на доске тему и уже сформулированную цель урока: рассмотреть варианты путей развития России в п.п. Х1Х в.
Прежде, чем мы с вами выдвинем гипотезы, давайте вспомним, что мы уже знаем о развитии ведущих стран мира.
Каким было государственное устройство Англии, Франции, США?
Какие экономические отношения развивались?
Что такое крепостное право?
Теперь, как истинные исследователи, мы должны выдвинуть гипотезы – предположения о вариантах развития России.
Выдвижение гипотез – вариантов развития – запись на доске:
Отмена крепостного права и ограничение монархии;
Консервирование старых порядков.

3. 1 Собственно исследовательская деятельность. Работа со схемами.
Учащиеся делают выводы в ходе обсуждения.
Государственное устройство – абсолютная монархия.
Существовало три группы сословий, дворянство было наделено всеми правами и привилегиями.
3.2 В начале Х1Х в. Россия принимала активное участие в международной политике. В это время Францией правил император Наполеон 1, который мечтал о мировом господстве. Он подчинил себе всю Европу и стремился завоевать Россию. Началась Отечественная война 1812 г.

Работа с картой учебника на с. 125. Расскажите о начале войны, работа с легендой карты.
Сообщение учащегося.
М.И.Кутузов и окончание войны.
Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев-Кутузов)
(1745 – 1813 гг.)
Он был одним из образованнейших людей своего времени, свободно владел пять языками. Обладал тонким умом, умел хранить спокойствие в самых критических минутах сражений. Тщательно обдумывал каждую военную операцию, стараясь действовать больше маневрами и военной хитростью и не жертвовать жизнями солдат. Военное искусство рассматривал как важнейший фактор, определяющий судьбу войны..
Михаил Илларионович родился в семье военного инженера, генерал-поручика в 1745 г. в 1759 г. закончил инженерно-артиллерийскую школу и за выдающиеся успехи в познании наук был оставлен в ней преподавателем. Однако вскоре отправился в армию, начав службу с должности командира роты. Принимал участие в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг.
Был произведен в премьер-майоры. В 1774 в бою близ деревни Шумы (ныне Кутузовка) получил тяжелое ранение в висок и правый глаз. Екатерина !!, знавшая офицера лично, сказала: «Надобно беречь Кутузова: он у меня будет великим генералом»
Затем Кутузов шесть лет служил под командованием Суворова, получил чин генерал-майора. Принимал участие в боях под турецкой крепостью Очаков, участвовал в штурме крепости Измаил, за что Суворов дал самую высокую оценку его действиям.
После Ясского мира генерал-поручик был отправлен в1792 г. чрезвычайным послом в столицу Оттоманской Порты, где проявил себя выдающимся дипломатом.
Когда началась война с Наполеоном в 1805 г., российский государь послал в Европу две русские армии. Командовать одной из них было поручено генералу Кутузову. Пока его 50-тысячная армия находилась на марше, союзная австрийская армия потерпела полный разгром. Тогда русский полководец совершил свой знаменитый отступательный марш-маневр, чтобы не позволить французам окружить свою армию. В ходе маневра русские разбили войска наполеоновских маршалов.
В 1811 г. славной победой в Рущукском сражении (15 тыс. русских против 60 тыс. турок) Кутузов завершил русско-турецкую войну, за что он получил графский титул.
В начале Отечественной войны 1812 г., когда русские войска оставили Смоленск, под давлением общественности, царь назначил главнокомандующим всей русской армией Кутузова. Кутузов решил дать Наполеону генеральное сражение на огромном поле у деревни Бородино.
Состоявшаяся здесь 26 августа битва развеяла миф о непобедимости Наполеона. Потери как с французской стороны, так и с русской стороны были очень велики. После битвы в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на котором решался вопрос о том, давать ли французам еще одно генеральное сражение или оставить Москву. Все участники военного совета высказались за еще одно сражение, и требовалось огромное мужество, чтобы, несмотря на недовольство царя действиями Кутузова, на непопулярность этого решения, отдать приказ об отступлении. «С потерею Москвы не потеряна Россия», - считал он.
Русская армия скрывается от неприятеля в районе села Тарутино. Французы входят в Москву, оставленную мирными жителями. После чего в течение месяц дисциплинированная наполеоновская армия становится бандой мародеров. Наполеон, выступив из Москвы 7 октября, хотел отступать по Новой дороге, не разграбленной еще войсками французов, но данное ему русскими сражение под Малоярославцем вынудило французскую армию отступать по уже разграбленной Смоленской дороге. Последнее сражение у деревни Студенка во время переправы через р. Березину довершило разгром Великой армии, от которой осталось лишь 30 тысяч (из 600 тысяч).
Благодаря Кутузовской стратеги и тактике огромная Великая армия Наполеона перестала существовать.
В январе 1813 г., когда русская армия перешла границу и начала свой зарубежный освободительный поход, Кутузов умер в небольшом силезском городке Бунцлау.
Предположите, почему эта война была названа Отечественной?

Таким образом, дворяне, офицеры, попав в Европу, увидели там совсем не похожие на российскую действительность порядки. Лучшие, наиболее сознательные представителя дворянства, создают тайные общества, мечтая переустроить Россию.

На доске: Северное Южное
К.Ф.Рылеев П.И.Пестель
Н.Муравьев
Проект конституции «Русская правда»

3.3 Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Сообщение.
В октябре внезапно умер российский император Александр 1. На 14 декабря 1825 г. была назначена присяга новому императору – Николаю 1. Заговорщики решили воспользоваться этим и вывести войска на Сенатскую площадь, свергнуть царя, объявить об отмене крепостного права и о том, что теперь все граждане равны. Так как эти события происходили в декабре, его участников и всех тех, кто разделял их взгляды, стали называть декабристами.
Декабристы не успели выработать единого четкого плана действий. Утром 14 декабря они привели на Сенатскую площадь около 3 тыс. солдат, построили их четырехугольником (каре) и стали совещаться, что делать дальше.
Тем временем царю удалось собрать на площади в четыре раза больше войск, чем было у декабристов. Наступил вечер. Царь отдал приказ стрелять по восставшим из пушек. Декабристы пробовали отстреливаться из ружей, но силы были слишком неравны.
Много восставших было ранено и убито. Часть восставших бросилась бежать по набережной. Пытаясь скрыться от выстрелов, солдаты стали перебираться через замершую Неву, но пушечные ядра проламывали лед, и люди тонули.
Восстание потерпело поражение, а его руководители были арестованы вечером того же дня. Узнав о событиях в Петербурге, члены «Южного общества», находившиеся на Украине, тоже подняли восстание, но и оно закончилось поражением.

3.4. Работа с документами в парах. Перед вами программные документы «Южного» и «Северного» обществ. Прочитайте, обсудите между собой вопросы и предложите ваши варианты ответов.

«РУССКАЯ ПРАВДА» - проект конституции «Южного общества».
Автор – Павел Иванович Пестель.
Глава III
Все должны быть перед законом равны.
учреждение сословий непременно должно быть уничтожено, потому что все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским, и что все граждане в государстве должны иметь одни и те же права и быть перед законом все равны.
При сем надлежит заметить, что с уничтожением сословий и с введением гражданства все уже граждане одинаковым законам подлежать будут и что должны они право иметь земли и вообще всякую движимую и недвижимую собственность приобретать, но не крестьян только.
Глава IV
земля есть общая собственность всего рода человеческого и посему не может быть разделена между несколькими людьми только.
Все земли в каждой волости должны быть разделены на две части – общественная земля и частная. Земля общественная должна принадлежать всему обществу. Она будет предназначена для доставления необходимо всем гражданам Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам и будут предназначены для доставления изобилия.
представительный порядок непременно существовать должен и народные представители, образуя особое правительствующее место, в состав Верховной власти входить должны.
Глава V
Личная свобода есть первое важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства.

ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ Н.Муравьева. «Северное общество».
Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица.
Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.
Гражданство есть право определенным в сем Уставе порядком участвовать в общественном управлении.
Все Русские равны перед Законом.
Крепостное состояние и рабство отменяются.
Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и Палаты народных представителей, облечено всею законодательною властию.
Император есть верховный чиновник российского правительства. Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть.

Вопросы для обсуждения:
1. Какой должна была быть верховная власть в России по мнению П.И.Пестеля и Н.Муравьева?
2. Как должен был быть решен земельный вопрос?
3. Что думали составители этих документов о крепостном праве?
4. По какому пути могла пойти Россия, если бы были выполнены требования декабристов?
(учащиеся обсуждают в парах, а затем озвучивают ответы)
Расправой над декабристами начал свое царствование Николай 1: было привлечено к следствию около 600 человек, казнили 5, 125 были направлены на каторгу и в ссылку.

3.5. Перед вами портрет Николая 1. Что мы можем сказать о характере этого человека?
Действительно, ограниченность, подозрительность, приверженность консервативным взглядам сыграли злую роль как в его личной судьбе, так и наложили отпечаток на развитие государства.
Сообщение учащегося.
Николай 1 начал царствовать, подавив движение декабристов, и всю жизнь боялся повторения пережитого. Он с детства готовился к сугубо военной службе. Это наложило определенный отпечаток на его характер и взгляды. Идеал Николая 1 – казарма. Большинство его министров были генералы. Даже во главе Синода – высшего церковного учреждения – царь поставил бывшего гусарского полковника.
Николай 1 считал себя защитником самодержавия в России и монархических режимов в европейских странах
В Росси была создана система политического сыска – третье отделение во главе с генералом Бенкендорфом. Оно обладало огромной властью и стояло над всеми государственными учреждениями как высшая контролирующая и карающая сила. Ужесточились гонения на литературу и журналистику. В стране наступила «свобода молчания».
Давайте обсудим высказывание этого императора, помещенное в нашем учебнике на с. 129: « В 1842 г. на заседании Государственного совета Николай 1 сказал: «Нет сомнения, что крепостное право в его нынешнем положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным».

3.6. Текст учебника на с. 127. Все читают и обсуждают в группах.
1) Кто такие западники, почему так назывались, каким видели будущее России?
2) Кто такие славянофилы, почему так назывались, каким видели будущее России?
3) какую роль в подготовке реформ сыграло движение западников и славянофилов?
4) Когда началась и чем закончилась Крымская война?
5) Центральным сражением Крымской войны стала героическая оборона Севастополя. Войска Англии и Франции стояли у стен города. На защиту Севастополя поднялось все его население. 11 месяцев длилась героическая оборона Севастополя, но царское правительство не предприняло никаких мер по организации снабжения города всем необходимым. После сдачи Севастополя врагам, война была окончена поражением России. Историк В.О.Ключевский считал, что «Севастополь ударил по застоявшимся умам», «Прежняя система отжила свой век». Объясните, что он хотел этим сказать.
6) Почему говорят, что Крымская война стала причиной краха «венской системы»? (учащиеся работают в группах, а затем озвучивают ответы)

4. Теперь мы с вами должны выбрать гипотезу и высказать свое мнение о причинах выбора пути развития России.

5. Домашнее задание – подготовить сообщения о деятелях культуры России п.п. Х1Х в.

6. Работа с рефлексивными картами.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415



15