Творческие задания на уроках математики в 5-6 классах
Творческие задания на уроках математики в 5-6 классах
Самостоятельное приобретение учащимися новых знаний – творческий процесс. Большую помощь при этом оказывает введение в обучение творческих заданий.
Реальная творческая деятельность и творчество учащихся в учебном процессе – несколько разные вещи, поскольку последних творчеству всё-таки обучают. Поэтому в процессе творческой деятельности учащемуся может оказываться определенная помощь, например, через предъявление ему определённых эвристических предписаний. Осуществление таких предписаний может быть реализовано через творческие задания на уроках математики, через совместную деятельность педагога и учащихся. С дидактической точки зрения творческие задания представляют собой логически взаимосвязанные с друг другом задания, которые предлагаются учащимся в определенной последовательности, от простого к сложному. Итак, под творческим заданием понимают вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта. Применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку.
Среди наиболее применяемых заданий выделяют следующие:
составление учащимися задач по изученным темам программы с определённой целевой установкой на их содержание - экологическое, нравственное, связанное с местными проблемами и пр. (тем более, это важно в связи с тем, что содержание имеющихся в учебниках задач не всегда соответствует жизненным реалиям).
В 5 и 6 классе я предлагаю учащимся составить на нахождение части от целого и нахождение целого по значению его части. Ребята должны подобрать числа так, чтобы задача хорошо считалась. Заодно тренируем и устный счёт. Также можно предложить составить задачи по темам «Проценты», «Диаграммы».
сочинение сказок, рассказов по изученным разделам программы, что в методическом аспекте помогает решать и задачи целостного обобщения пройденной темы.
Это творческое задание можно предложить учащимся в 5 классе в теме «Геометрические фигуры», в 6 классе в теме «Положительные и отрицательные числа»
сочинение стихотворений на изученное правило или закон хорошо удаётся учащимся в 6 классе при изучении темы «Пропорции»
творческие практические задачи на геометрический материал программы (придумывание фигур, названий фигурам, рисунки, составление рассказов и сказок по графикам и диаграммам, как из учебных пособий, так и самостоятельно изображённым) хорошо давать детям в 5 и 6 классах. Мыслят они не тривиально, поэтому задания получаются оригинальные и весёлые. Учащиеся, выполняя рисунки, прослеживают связь математики с реальной жизнью.
написание сочинений по математике – высшая форма письменной работы, которая отражает опыт учащихся, их умение наблюдать, видеть, представлять, систематизировать, ясно излагать свои мысли, фантазировать. Такое задание стоит предлагать учащимся постарше. Во-первых, они уже имеют навык написания сочинений. Во-вторых, видят связь изученных тем и реальной жизни. Естественно, что данное задание носит необязательный характер.
Основную часть творческих заданий можно предлагать классу для домашнего выполнения, причём в некоторых случаях по желанию. После чего результаты творческих заданий просматриваются учителем, анализируются школьниками. Умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий по математике способствует укреплению связи обучения с жизнью, развитию творческой самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе. Таким образом, соблюдая все изложенные требования к домашним заданиям, учитель может создать оптимальные условия для развития творческой самостоятельности мышления школьников. Доклады учащихся оживляют урок, способствуют развитию способностей школьников, развивают интерес к математике. Готовя доклад, учащиеся приобретают навык работы с книгой, учатся выбирать главное из прочитанного текста и излагать материал лаконичным математическим языком. Несомненно, этот вид домашнего задания должен иметь больший удельный вес в старших классах, однако его можно практиковать и в средних классах.
Также следует отметить задания, выполняемые непосредственно на самом уроке:
это ряд заданий, выполняемых устно: можно использовать задания из тестов Айзенка; анаграммы и ребусы – их ребята с удовольствием подбирают сами.
задания на повторение учебного материала;задания при объяснении нового материала: дети вполне могут подготовить несложную презентацию;
задания на выработку алгоритма действий, выработку умений и навыков, на закрепление знаний: алгоритм может быть оформлен с помощью «программы»;
задания для самостоятельных работ творческого характера: школьники придумывают задания для одноклассников;
задания с игровыми моментами.
Проводить весь учебный процесс, на уроке только используя задания творческого характера невозможно, необходимо чередовать творческую деятельность с деятельностью алгоритмической, стереотипной. В связи с этим в творческих заданиях предусмотрены тренинги, которые способствуют многократному повторению заданий одного типа для лучшего закрепления материала и быстрой наработки навыка.