Программа Организация исследовательской деятельности с использованием информационно-коммуникативых технологий
Гулькевичский филиал Федерального центра им. Л.В. Занкова
г. Гулькевичи
Краснодарского края
Организация
исследовательской деятельности
младших школьников
с использованием
информационно-коммуникативных
технологий
в условиях создания
здоровьесохраняющей среды
учитель начальных классов
высшей категории,
МБОУ СОШ №2,
руководитель Гулькевичского Филиала
Скоморохова Л.Л.,
учитель начальных классов
высшей категории МОУ СОШ №4,
зам.руководителя Филиала
Строкачёва Т.Н.
Программа
"Организация исследовательской деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий младших школьников в условиях создания здоровьесохраняющей среды"
(система работы школы с учащимися при условии создания личностно- ориентированной школы, в том числе пололичностной индефекации учащихся)
1. Актуальность проблемы
I. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определила, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за её социально экономическое процветание, умеющие не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Основным средством достижения такой цели в современной школе является качественное образование. Ответственность образовательного учреждения за обеспечение качества образования установлено в Законе РФ «Об образовании». Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным. И вся наша работа совместно должна быть направлена, прежде всего, на формирование мотивации, на сохранение и укрепление здоровья, здоровьесберегающего сознания педагогов, обучающихся, их родителей как главного условия будущего благополучия и успешности подрастающего поколения.
К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
Это школа, где сохраняют здоровье учащихся.
В школе должны быть свои традиции.
Школа должна давать современное образование.
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с детьми в образовательном процессе.
Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, гениальность, здоровый образ жизни.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Здоровый образ жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Ребенок – исследователь по своей природе. Предложенный нами перечень качеств, характерный для исследователя – творца, не полон, и, наверное, можно выделить какие – то ещё. Но, бесспорно, эти качества отличают исследователя от посредственного человека.
Качества исследователя:
любознательность;
способность видеть проблемы;
повышенный интерес к дивергентным задачам;
оригинальность мышления;
гибкость и продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования;
высокая концентрация внимания, отличная память, способность к оценке.
II. Концепция укрепления здоровья детей, использования системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном процессе
Глобальная проблема нашего времени - это охрана физического и психического здоровья детей. В средней общеобразовательной школе № 2 г. Гулькевичи Краснодарского края для решения этой проблемы в классах, обучающихся с внедрением в учебно-воспитательный процесс оздоровительной системы В.Ф.Базарного:
1. Создана благоприятная эмоционально-психологическая среда, которая содействует дружелюбию во взаимоотношении детей и взрослых;
Созданы условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении (спортивный зал, конторки для смены динамических режимов, тренажёрный зал).
Организованы классы параллельно- раздельного обучения (2а, 1а, - класс девочек, 16, 26-класс мальчиков)
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка работа в детском образовательном учреждении должна строиться по следующим направлениям:
Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов учреждения;
Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медицинскими работниками, психологической службой;
Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями школы и семьи.
Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, семьи и наличии глубоко продуманной программы по укреплению здоровья детей.
Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфо-физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет и адекватная оценка психологической ситуации в семье, классе, неформальном объединении школьников.
Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.
Для более углублённого изучения психического здоровья детей и своевременной его коррекции в классах проводятся диагностические срезы эмоционально-чувственной сферы. Важнейшим фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического климата и взаимоотношений сотрудников с детьми, с родителями, родителей с сотрудниками.
2. Цель программы:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах исследовательской деятельности путем улучшения качества образования на основе использования новых информационных технологий, эффективное использование здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, совершенствование системы учебно-воспитательной работы на основе реализации индивидуального подхода к детям и формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества.
3. Задачи:
Организация системы исследовательской работы учащихся.
Сохранение здоровья младших школьников. Разработка комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
Осуществление адресной социально-педагогической, психологической, реабилитационной, медицинской помощи детям, обучающимся в классах параллельно - раздельного обучения, и их родителям
Создание системы классной и внеурочной работы, дополнительного образования учащихся, развитие информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
Развитие информационных ресурсов образовательных учреждений, входящих в Филиал.
4. Ожидаемые результаты
Формирование системы работы по организации исследовательской деятельности учащихся. Создание программ дополнительного образования учащихся по вопросам здоровьесбережения, информационного взаимодействия.
Сохранение здоровья младших школьников. Функционирование классов параллельно- раздельного обучения; разработка рекомендаций специалистов по укреплению здоровья отдельных категорий детей:
с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
с нарушением зрения;
с заболеваниями органов дыхания;
с нарушением осанки;
с нарушением веса.
Творческая самореализация выпускника школы.
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы. Адаптация учащихся гендерных классов к новым школьным условиям. Широкое внедрение технологии развивающего обучения Л.В. Занкова в УВП в среднем и старшем звене.
Повышение квалификации педагогов.
5. Этапы:
2011-2012 учебный год – проектировочный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы по организации исследовательской, здоровьесберегающей деятельности учащихся в школе с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
Разработка программы работы по организации исследовательской деятельности учащихся.
Открытие классов параллельно-раздельного обучения. Разработка программы «Психологическое сопровождение технологии дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек в начальной школе с учетом половых психофизиологических особенностей (гендерные аспекты)"
Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2012-2013 учебный год – экспериментальный
Цель:
апробация системы работы по организации исследовательской деятельности учащихся, с использованием информационно-коммуникативных технологий в условиях создания здоровьесберегающей среды.
Задачи:
Диагностика склонностей учащихся.
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников, родительских собраний.
Формирование отдела методической литературы по работе с талантливыми учащимися, создание банка данных здоровьесберегательной работы в отделениях Филиала.
Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов к использованию информационно- коммуникативных технологий. Создание мультимедийного сопровождения к данным курсам.
Повышение квалификации педагогов.
2013-2014, 2014-2015 учебные годы – переход в режим функционирования
Цель:
Переход системы работы по организации исследовательской деятельности учащихся, с использованием информационно-коммуникативных технологий в условиях создания здоровьесберегающей среды, в режим функционирования.
Задачи:
Выход на систему на раннее профилирование с использованием пололичностной индефикации учащихся, с учетом их индивидуальных способностей.
Открытие в режиме функционирования сайта Гулькевичского Филиала.
Переход к системе профильного обучения (10-11 классы).
Анализ итогов реализации программы.
Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
Обобщение результатов работы школы.
6. Кадровое обеспечение программы
Группа
Функции
Состав
Административно-координационная
Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью Филиала.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Руководитель Филиала.
Заместитель руководителя Филиала.
Общественные методисты- наставники.
Редактор Информационного бюллютня Филиала.
Консультативная, научно-методическая
Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Аналитическая деятельность.
Заместитель руководителя,
Общественные методисты
Общественные методисты
Общественные методисты
Педагоги школ города и района
Осуществление программы в системе классной и внеурочной работы
Использование новых педагогических технологий
Организация исследовательской работы учащихся
Педагоги
Педагоги
Педагоги
Специалисты, сотрудничающие со школой
Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч
Диагностика
Участие в мероприятиях города, края.
Руководитель РИМЦ, методист РИМЦ, преподаватели кафедр АФ ККИДППО, ККИДППО
Преподаватели высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования.
7. Методическое обеспечение системы работы по организации исследовательской деятельности учащихся
Направление деятельности
Содержание
Информационное обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение:
Положение о Филиале, отделениях Филиала.
Положение о НОУ “Интеллект”, НО младших школьников «Начало».
О проведении школьного тура предметных олимпиад
О проведении предметной недели (декады)
О краеведческой конференции
О конкурсах, викторинах и т.п.
О научно-исследовательской конференции.
План работы ФНМЦ им.Л.В.Занкова и Объединения профессионалов, содействующих развитию системы Л.В.Занкова.
Федеральный закон "О санитарно-гигиеническом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
Федеральный закон "Об образовании" № 3266-1 от 10.07.1992.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02 от 28.11.2002.
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)
3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.
Организационно-методическое обеспечение
1. Создание творческой группы педагогов по проблеме организации исследовательской деятельности учащихся.
2. Созданием творческой группы педагогов по проблеме обучения учащихся в гендерных классах.
3. Повышение квалификации педагогов через систему тематических семинаров.
4. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школах.
5. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
6. Мониторинг работы системы.
8. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма
Задачи
Факультатив
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ученическая конференция
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя (декада)
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Научное общество учащихся
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Кружки, студии, объединения
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
9. Организация исследовательской работы учащихся в школе
1 – 4 классы
Подготовительный этап:
Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
Творческое развитие учащихся.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Кружки эстетического цикла.
Секции.
Краеведческая конференция.
Научно-исследовательская конференция.
Школьные и районные олимпиады.
Научное общество младших школьников.
Предметные недели.
5-7 классы
Творческий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Школьные и районные олимпиады.
Факультативы.
Краеведческая конференция.
Кружки.
Секции.
8-9 классы
Развивающий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры учащихся.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Факультативы.
Краеведческая конференция.
НОУ.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.
Элективные курсы (9 классы).
Спецкурс “Основы информационной культуры”.
10-11 классы
Исследовательский этап:
Совершенствование исследовательских навыков.
Совершенствование информационной культуры учащихся.
Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Факультативы.
Профильные спецкурсы.
НОУ.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.
10. План реализации программы
Этап
Мероприятия программы
2011-2012 учебный год -
Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов
Анализ итогов деятельности педагогов, материально-технических условий по организации исследовательской деятельности учащихся за 2001-2007гг.
Участие в районном туре предметных олимпиад.
Участие во Всероссийском интеллектуальном марафоне учеников - занковцев.
Описание системы работы.
Организация деятельности творческих групп.
Участие во Всероссийских, краевых, региональных и межрайонных конференции.
Поисково-краеведческая работа по созданию школьных музеев.
Разработка программы "Организация исследовательской деятельности учащихся младших классов".
Разработка психологического сопровождения классов, работающих по технологии Л.В.Занкова.
Участие в конкурсах «Вернисаж занковцев», «Мы – занковцы» соревнованиях, проектных мероприятиях.
Разработка программы «Психологическое сопровождение технологии дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек в начальной школе с учетом половых психофизиологических особенностей (гендерные аспекты)"
2012-2013 учебный год
Диагностика склонностей учащихся.
Научно-методический семинар для педагогов района "Исследовательская деятельность учащихся" (по плану семинара).
Организация деятельности краеведческих групп.
Поисково-краеведческая работа по созданию школьных музеев.
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
Приобретение методической литературы по организации исследовательской деятельности учащихся.
Проведение эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов.
Внедрение краеведческой программы дополнительного образования учащихся «Оздоровительно- познавательный туризм»
Создание банка данных о работе по здоровьесбережению отделений Филиала.
Разработка программы "Профессиональное самоопределение".
Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.
Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.
2013-2014 учебный год
Диагностика склонностей учащихся.
Организация деятельности краеведческой группы.
Поисково-краеведческая работа по созданию школьных музеев.
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
Приобретение методической литературы по организации исследовательской деятельности учащихся.
Проведение эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9 класса и профильному обучению в 10 классе.
Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.
Разработка методических рекомендаций.
Апробация мультимедийного сопровождения к спецкурсам, кружкам, к курсу кубановедения.
2014-2015 учебный год
Диагностика склонностей учащихся.
Организация деятельности краеведческих групп.
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
Приобретение методической литературы по организации исследовательской деятельности учащихся.
Эксперимент по введению профильного обучения в 10-11 классах.
Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.
Разработка методических рекомендаций.
Анализ итогов реализации программы.
Обобщение результатов работы Филиала.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315