Публикация статьи Современные образовательные технологии
Современные образовательные технологии
Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся, внедрение и реализация новых ФГОС требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала. В связи с этим, возрастает роль и ответственность преподавателей в части организации и управления самостоятельной работы обучающихся.Развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального роста обучающихся позволяет развивать их творческую активность и инициативу. Одним из условий при изучении профессиональных модулей на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Цели интерактивного обучения состоят в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, создает базу для будущей профессиональной деятельности.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
пробуждение у обучающихся интереса к теме занятия и к будущей профессии;
эффективное усвоение учебного материала;
самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
установление взаимодействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения.
К ведущим интерактивным формам обучения относятся известные всем методы:
Круглый стол (дискуссия, дебаты)
Мозговой штурм (брейншторм, мозговая атака)
Деловые и ролевые игры
Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
Мастер - класс
«Кейс-метод» – это описание проблемной реальной ситуации, затем ставится проблема. Студенты обдумывают, анализируют, открыто обсуждают и принимают окончательные решения (работа индивидуальная, в парах, группах по 3-4 студента). Кейс – это запись сложной ситуации, которую студенты должны разделить на составляющие, проанализировать их и снова сложить вместе, чтобы понять ситуацию в целом.
Основные ключевые факторы кейса:
источник – пациент в отделении реанимации, проблемы которого должны решить студенты на этапах реанимации и интенсивной терапии;
процесс сбора данных, когда студент собирает информацию о случившемся от пациента, чаще окружающих или родственников, вырабатывая при этом умение соблюдать регламент, применять знания, следовать целям обучения;
содержание – констатируются и обосновываются принятые решения;
Проверка в аудитории – заключительная оценка, касающаяся его применения.
Кейс может быть коротким, длинным, общего содержания или специфического. Со временем многие кейсы устаревают. Преподаватель отвечает за отбор и организацию учебного материала, за принятие решения и за выводы, сделанные из конкретной ситуации. Обучающиеся каждый раз готовятся к обсуждению следующей проблемной ситуации, согласно учебному плану и программы по предмету.
Этапы работы по кейс-методу:
Подготовительный – формулируются темы, проблемы, задания.
Самостоятельная работа студента с кейсом: алгоритм работы, учебно-методическое обеспечение.
Работа в бригадах по 3 студента в парах или индивидуально.
Дискуссия – сообщения микрогруппы (суть, выводы, алгоритм действий, ответы на вопросы других групп и преподавателей).
Итоги и оценки:
Каждый кейс – это определенный набор проблем, которые могут быть легкими, трудными, сложными. Уровень сложности для студента определяется количеством времени, которое он затрачивает на овладение ситуацией и принятие правильного решения. Первая степень сложности – есть проблема, есть решение. Вторая степень сложности – есть проблема, дайте разумное решение. Третья степень сложности – есть ситуация, а в чем проблема? Как она решается?
Сюжетный кейс – это ситуационное упражнение, нацеленное на принятие решений. Он строится на реальном событии (пациент в реанимационном отделении), в центре которого медсестра. Сюжет события излагается в последовательности от прошлого к настоящему, что позволяет выявить причинно-следственные связи. Стиль ситуационного упражнения живой повествовательный, письменный объемом несколько страниц. Кейс содержит исходные данные, выделение и оценку проблем, решение проблем, выводы, подведение итогов. Обязательно указывается список литературы, включаются сестринская история болезни, план сестринского ухода, обучение пациента и его семьи.
Ситуация составляется в соответствии с темой и целью занятия, содержит проблемный материал. Работа студентов ведется индивидуально или методом малых бригад. В рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентам предлагается изучить данную ситуацию, разработать варианты её решения. При разборе ситуации студент отвечает на вопросы: «Какова правильная тактика медсестры в данной ситуации?», «Что явилось причиной возникновения критической ситуации?», «Кто является участником ситуации?», «Каковы должны быть действия медсестры? Почему она должна поступить именно так, а не иначе?». При обсуждении всех видов решений создается атмосфера совместной творческой деятельности студентов и преподавателя.
Имитационные методы делают акцент на мотивацию, систему проблемных задач, сюжетно-ролевые методы и приёмы, имитацию профессиональной деятельности (игровое моделирование). Отличные результаты дают «мозговой штурм (выдвижение гипотез к решению проблемы), «лавинный метод» (актуализация знаний по вопросам), исследовательский метод – выдвижение проблем для дальнейшей работы.