Статья по русскому языку Педагогические идеи и воспитательный опыт народа в преподавании


Преподаватель русского языка и литературы
Учреждение «Технологический колледж города Семей»
Статья
Тема: «Педагогические идеи и воспитательный опыт
народа в преподавании»
Педагогика- греческое слово, буквально означает «детовождение», или искусство воспитания.
В древности педагогика еще не выделялась в самостоятельную область знания. В тоже время педагогическая мысль присутствовала в народной культуре – устном народном творчестве, живописи, певческом искусстве, бытовых традициях, обычаях, обрядах.
Колыбельные песни, потешки, сказки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, которые донесла до нас народная память, являются неотъемлемой частью нашего педагогического наследия.
Народная педагогика большое значение придавала воспитанию таких нравственных качеств, как правдолюбие, миролюбие, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
Нравственность была краеугольным камнем воспитания. Многие правила воспитания не устарели до нашего времени : « Больного навестите», «Не пропустите человека, не поприветствовав его», «Кто хочет другими управлять, пусть научится владеть собой», «Получив добро – помни, а сделав- забудь» ( Из произведений древнерусской литературы)
Народная педагогическая мысль выражалась в устных произведениях, творимых по особым специфическим законам словесной передачи информации.
Особое место в народной педагогике занимали пословицы. Характерная черта пословиц- преемственность. В пословицах наиболее чётко была сформирована педагогическая мысль в форме наставлений, поучений, пожеланий, советов, предупреждений, в них излагали жизненно важные истины, которые освещались мудростью народа.
Пословицы- своеобразная летопись народной жизни и народного педагогического творчества. Конкретность, образность, ритмичность и краткость пословиц способствовали быстрому запоминанию их детьми и хранению в памяти народа.
Пословицы и поговорки – краткие мудрые изречения, имеющие поучительный смысл. Они призывают к защите отечества и любви к Родине, воспитывают почитание земли и хлеба. В них ценится хорошая работа, мастерство человека, его ум и смекалка, в них высмеивают лентяев, болтунов.
Очень часто применяют разные виды заданий с пословицами, и я в своей педагогической работе: на уроках и во внеклассной работе.
Дети читают пословицы, учат наизусть, объясняют их смысл, подбирают пословицы на разные темы, находят в Интернете пословицы разных народов, обогащая лексический запас, пишут сочинения по пословицам, закрепляют орфоэпические и пунктуационные навыки.
Среди средств умственного воспитания загадкам отводилось едва ли не первое место. Отгадывание загадок требует умственной мыслительной деятельности, напряжение ума, всестороннего охвата тех или иных явлений природы, предметов, сравнений и т.п. Загадки являлись средством развития познавательных способностей детей. Наиболее древние загадки связаны с построением мира, небесными светилами, сменой дня и ночи, природными явлениями. Подбор загадок соответствует возрасту детей. С их ростом загадки из предмета развития речи начинают выполнять новую функцию – источника знаний. Я в своей работе также использую разные по форме загадки, которые развивают ассоциативное мышление, расширяют представления детей об окружающем мире.
Скороговорки – короткие речения с повторением трудновыговариваемых звуков, которые предназначались для детей с дефектами речи с целью устранения этого дефекта.
Скороговорки принадлежат к наиболее древним началам народной логопедии. С помощью скороговорок можно учить детей правильно артикулировать трудные для произношения звуки:
В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.
Жалобно щенок пищит, тащит он тяжелый щит.
В цветнике цветут цветы.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.
Незатейливые речения выполняют и другую функцию. Они- источник юмора, смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учатся быстро, четко и правильно говорить:
Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.
Хвала халве, халве хвала.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Наблюдения над изменениями в окружающей природе развивают у детей познавательное мышление.
Проверенные многовековой практикой народные приметы воздействуют на умственное воспитание, учат их понимать явления природы. Определенную зависимость между ними, развивают наблюдательность, любознательность.
Как дидактический материал использую на уроках, как отдельные приметы, так и тексты с ними.
Муравьи спешат к муравейнику - к дождю.
Прозрачный воздух зимой - на мороз, летом - на ясную погоду.
Красное вечернее небо – жди дождя.
Чем больше роса, тем жарче будет день.
Вечерняя заря красная – жди дождя.
Если гром гремит беспрерывно – будет град.
Гусь поджимает лапу или прячет голову под крыло – к холоду.
Дым, поднимающийся над избой вверх – на тихую, сухую погоду.
Поздно вечером сильно поют сверчки – наступит хороший день.
Гуманистические традиции народной жизни оказывали положительное влияние на развитие педагогики. Нравственные принципы, выработанные в течение столетий народом, передавались от поколения к поколению.

Хочу закончить свою работу казахскими пословицами:
Умней товарищей быть можно, мудрей народа быть не дано.
Не вспомнив прошлое, не уяснишь настоящее.