Доклад Самообразовательная творческая работа учителя как путь повышения качества образования


Самообразовательная творческая работа учителя как путь повышения
качества образования
«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает
учиться, в нём умирает учитель"
(К.Д.Ушинский)
Самообразование. Мотивы, этапы.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как “несовременного человека”.
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим учителем быть стыдно и обидно.
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?
Направления самообразования учителя.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать.
Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования?
Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. К этим источникам знаний относятся: курсы повышения квалификации, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, телевидение, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), Интернет, видео, аудио информация, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия.В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Формы самообразования учителя.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.
Результат самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?
- повышение качества преподавания предмета
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
На протяжении нескольких лет я также уделяла много внимания самообразованию. Выбор темы был определён спецификой работы - преподавание английского языка в начальных классах и в среднем звене. Я работала над методической темой : «Игровая деятельность в преподавании английского языка». Во время прохождения курсов повышения квалификации в 2015 году я обобщила полученные мною знания по данной теме и написала реферат «Ролевые игры в обучении английскому языку» Наиболее эффективным способом получения новых знаний по выбранной теме считаю поиск и анализ информации в Интернете, учебной литературе, посещение уроков коллег, участие в заседаниях школьных и городских методических объединениях, прохождение курсов повышения квалификации. Из опыта применения данной темы на практике хочу отметить, что наиболее интересными для детей являются игры с мячом, с куклой, игры на скорость. Это игры под названием « Вместе», « Бельевая верёвка», «Бумажные самолётики», «Аквариум», «Горячая картошка», «Мы-команда», «Крокодил», ролевые игры «В магазине», «В школе» и т.д. Продолжаю делать подборку наиболее интересных игр.
Но в игровой деятельности есть и множество подводных камней. Первый и главный пункт при использовании любой игры-это дисциплина. Дети зачастую слишком увлекаются игрой, поэтому здесь нужно быть аккуратным. Второй аспект-это применение игр. Дети просто потеряют интерес к игре, если она будет на каждом уроке. Я стараюсь применять игры во время закрепления или повторения материала.
С этого учебного года работаю над темой «Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка». Планирую поэтапно работать над данной проблемой, внедрять новые для себя приёмы на уроках. Уже сейчас стараюсь как можно чаще предлагать детям проблемные вопросы в начале урока, предположить содержание текста по заголовку, выделенным словам, иллюстрациям, закончить рассказ по своему, высказать мнение.
Нет смысла в получении новых знаний, если в дальнейшем не применять их в своей работе. Но сложно применить конкретный пример на любом из своих уроков. Учитель должен пропустить через себя каждый новый полученный приём, методику. Успешно сделать это сможет только творческий учитель. Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.
Только учитель, работающий творчески, способен воспитать творческую личность. Несомненно, педагогическое новаторство, индивидуальность преподавателя превращают его деятельность в привлекательный интересный процесс и определяют качество учебно-воспитательного процесса.
Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, чем более творчески подходит к подготовке уроков, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования и творчества.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего общего образования
Луганской Народной Республики
«Свердловский лицей №1»
Доклад
Самообразовательная творческая работа педагога как путь повышения качества образования
учитель английского языка
Денисова Кира Константиновна
Свердловск
2016