«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»
ФГКОУ Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Министерства Обороны РФ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема:
«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»
Омельянович Елена Владимировна
Преподаватель- руководитель ОД
Искусства, МХК, технологии,
преподаватель Музыки, канд.пед.наук
Санкт-Петербург
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
ГЛАВА 1
Методы музыкального образования
ГЛАВА 2
2. Метод как способ формирования творческого мышления
3. Заключение.
4. Список литературы
5. Приложение (пример урока Музыки 6 класс «Эмоциональный мир гармонии»)
ВВЕДЕНИЕ
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки в училище происходит органично, по мере погружения в предмет, по мере формирования художественного мышления учеников.
Творческие способности потенциально свойственны всем людям и в той или иной степени их можно развить у всех детей. Важно вовремя пробудить потребность в их развитии.
Способность к творчеству формируется и развивается на основе освоения имеющихся эталонов музыки и требует проявления творческой активности учеников.
Значит, обеспечить достижение цели музыкального воспитания, ориентированной на формирование музыкальной культуры учеников возможно через непосредственное вовлечение их в этот самый творческий процесс, то есть в музыкальную деятельность.
Творческие задания активизируют творческое мышление учеников. Их выполнение не ограничено определёнными рамками поиска. Требованием выполнения таких заданий является оригинальность результата и его убедительность.
Творческие задания являются принципиально выполнимыми для учеников вне зависимости от степени сложности. Они должны представлять интерес и быть актуальны для учащихся.
МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методы и приёмы – это группа средств, которые позволяют достичь проектированного результата на уроке, реализовать его содержание, организовать деятельность учителя и учащихся.
Метод (от греческого «методос» - путь к чему-либо) в образовательном процессе выполняет роль связующего звена между целью и конечным результатом, то есть метод является способом, который позволяет достичь намеченной цели.
Каждый из методов организует определённым образом деятельность учителя и учащихся.
Приём, по отношению к методу, носит подчинённый характер. Он представляет шаг, ведущий к намеченной цели.
Если метод представляет завершённое действие, то приём отличается незавершённостью. Он предстаёт как частное проявление метода и имеет одностороннее действие. Один и тот же метод может включать различные приёмы. И одни и те же приёмы могут быть использованы в разных методах.
Методы обучения, используемые на уроке музыки, характеризуются на основе трёх признаков: направленности (для решения какой задачи они используются), системности (каждый метод есть совокупность элементов, входящих в его структуру), характера взаимодействия субъектов обучения (учителя и учащихся).
И.А.Полесникова предлагает в структуре метода выделить следующие компоненты:
- средства, то есть то, с помощью чего предаётся содержание образования. Средствами метода являются предметы материальной или духовной культуры, которые могут существовать вне связи с субъектом (книга, музыкальное произведение, компьютер и т.д.);
- формы взаимодействия, индивидуальные, групповые, коллективные, фронтальные, т.е. то, что задаёт масштаб субъектов образовательного процесса;
- деятельностные позиции участников образовательного процесса относительно педагогических средств и друг друга (субъект, объект, совокупный субъект);
- приёмы, система целенаправленных действий, связанных с решением частных задач, определяемых в соответствии с целью метода. Совокупность приёмов, входящих в метод, конкретизирует его содержание.
Знание этих элементов помогает учителю увидеть выбираемый им метод изнутри, составить представление об особенностях неизвестных ранее методов.
Для конструирования современного урока музыки наиболее плодотворной представляется та, в основе которой находятся компоненты деятельности. Такая классификация разработана Ю.К.Бабанским. Автор выделил три группы методов:
1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
а/ познавательные игры;
б/ учебные дискуссии;
в/ создание ситуаций успеха в учении;
г/ разъяснение;
д/ поощрение и порицание ученика.
2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а/ словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);
б/ наглядные (иллюстрации, демонстрации и др.);
в/ практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.);
г/ индукция и дедукция;
д/ репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному);
е/ методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
а/ методы устного контроля и самоконтроля в обучении;
б/ методы письменного контроля;
в/ лабораторный контроль;
г/ машинный контроль;
д/ самоконтроль.
В каждой из подгрупп можно выделить конкретные методы. В выборе этих методов необходимо ориентироваться на результаты деятельности учащихся.
Методы, входящие в состав этих подгрупп и являются методами музыкального воспитания. Согласно трём аспектам достигнутой цели, методы музыкального воспитания можно разделить на три подгруппы:
обуславливающие взаимодействие с содержанием музыкального искусства;
направленные на освоение способов музыкальной деятельности;
позволяющие проявиться внутреннему миру ученика, наблюдать процесс самоизменения через музыку.
В подборе методов ориентируюсь на результаты деятельности учеников.
МЕТОД КАК СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важным на уроке музыки становится то, что данные методы осознаются как способы деятельности самих учащихся. Методы, вошедшие в группу стимулирования и мотивации учения, пробуждают у учащихся потребности, мотивы к общению с разнообразной музыкой, получению новой информации, желание самому искать пути и способы её обработки, участвовать в коллективных формах творческой деятельности, нацеливают на продуктивный результат своей деятельности, визируют внутреннее ощущение звуковой материи музыки.
Например, метод музицирования. Он связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе собственной внутренней активности человека. Метод позволяет включиться всем ученикам в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развития его способностей, умений.
На уроке, посвященном творчеству Й.Гайдна, слушаем «Детскую симфонию», а затем исполняем её сами. Я – за роялем, а у учеников музыкальные инструменты: свистелки, трещотки, бубны. Кто-то из ребят дирижирует. Исполнение способствует повышению интереса к классической музыке и культуре, росту творческой активности. У учащихся появляется умение видеть прекрасное в реальном мире, расширяются, развиваются образно-эмоциональные чувства.
Метод соучастия позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в небольшом оркестре или инструментальном ансамбле, музыкальном спектакле). Этот метод всегда присутствует на наших занятиях на уроках, во внеклассной деятельности. Дети любят петь в хоре, выступать в вокальных, инструментальных ансамблях, ставить музыкальные сценки.
Вот один из уроков, посвященный ратной воинской теме «Я – суворовец».
На уроке была смоделирована ситуация концертного выступления с учётом конкретной слушательской аудитории. По желанию ученики выступали в роли суворовских солдат, самого Суворова, сочиняли былину и частушки о суворовской жизни, пели кадетские песни «Я – суворовец», «Честь имею» О.Дубовой, играли на ложках, вспоминали поговорки Суворова и суворовских солдат.
Этот метод позволял ученикам попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребности в коллективном творчестве. На этом уроке-концерте присутствует и метод импровизации, где ученики могут показать возможности своего воображения, фантазии.
В завершении изучения большой темы провожу урок-викторину.
Обобщающие уроки становятся настоящим праздником творчества, небольшим экзаменом не только для учеников, но и для учителя (какие способности я смогла открыть у учащихся, какой творческий потенциал выявлен, сформировался ли интерес к музыке и учению).
Данный урок был насыщен содержанием и разнообразными творческими заданиями. Здесь наряду с перечисленными методами использую метод «учебный брейнсторминг» (мозговой штурм), который направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи. Используя данный метод, активизирую учеников на продуцирование новых идей. Метод имеет три фазы в своём осуществлении:
1/ создание «проблемного поля» или банка идей (проблемное поле – «предложите музыкальные произведения для проведения вечера, посвященного творчеству композиторов-романистов»);
2/ анализ проблемы или идей;
3/ обработка результатов.
На уроке ученики готовят вопросы по группам (как в КВН команда – командам). Наряду с вопросами традиционными были введены рубрики: «Кого как называли?», «Вставьте пропущенное слово», «Кому принадлежат слова?», «Развлекательный уголок», где можно было расшифровать надпись на памятнике Ф.Шуберту в предложенной головоломке, прочитать на плакате зашифрованную фразу о произведениях Ф.Шопена, Э.Грига и другие. Звучали стихи учеников, где нужно узнать фамилию композитора:
Солнце восходит – и всё оживает,
Радость, вливаясь, душу ласкает,
Всем на земле настроенье даёт.
Трава шелестит, луч солнца играет
И птица, взмывая, нам песню поёт.
И посмотрев на родины чудо,
Подумав, сыграв, это назвал
Чистым и светлым названием «Утро».
Ответ: О Григе. Норвегия.
(суворовец Иван Линючев)
Метод викторина позволил проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием, творчеством композиторов.
В конце урока провела тестовое задание на установление соответствия, где ученики подбирали карточки композиторов, их произведений, высказывания о музыке.
Таким образом ученики учатся регулировать свои действия, определять пути и способы собственной деятельности, адекватно оценивать свои результаты.
Ученики начинают понимать содержание музыкального искусства, закономерности настроения музыкальных форм, специфику музыкального языка, знакомятся с индивидуальным стилем каждого композитора, осваивают способы действий, помогающие воссоздать авторский замысел музыкальных произведений, правила, средства создания музыкальных образов, целостных художественных композиций, совершенствуют технические способы исполнения музыки.
В этом ученикам помогает такой метод, как метод погружения. Он позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.
Средством реализации данного метода являются различные жизненные ситуации, содержание которых могло бы быть связано или было связано с тем или иным произведением. Эти ситуации конструируются на основе реальных событий, что помогает учащимся глубже понять и познать музыкальные произведения великих композиторов, приобщиться к музыкальной культуре.
На уроке, посвященном образу осени в музыке, я постаралась органично увязать музыку, поэзию, живопись, найти связь музыкальных, поэтических и живописных образов.
Исследуя художественную идею композитора через интонационную форму произведения, мы развиваем творческие способности учащихся в их совокупности, выстраивая познавательный процесс, как процесс творческий.
Следовательно, возможности самой музыки развивают креативность (совокупность способностей к творчеству, Е.Торренс) учащихся. А творческие открытия, которые обязательно сделают учащиеся на этом пути, станут тем самым продуктом творчества на уроке музыки.
Вот критерии творчества, имеющие наибольшее значение для урока музыки: рефлексия как неотъемлемая часть любого познавательного творческого процесса, оригинальность, продуктивность, гибкость, воображение, интуиция.
Приведу один из примеров, подтверждающий возможность урока музыки в развитии креативности учащихся.
Учащимся 7 класса на уроке музыки было предложено прослушать прелюдию № 12 С.В.Рахманинова. После прослушивания был задан вопрос: «О чём эта музыка?» Последовавшие ответы разделились на две группы: изобразительного и выразительного характера.
В первой преобладали высказывания о каплях дождя, о временами порывистом ветре, о криках птиц, улетающих на юг (тема урока была посвящена осенним образам в музыке русских композиторов).
Во второй группе ответов звучали слова о волнении, грусти, тоскливом одиночестве. Опираясь на внешнюю изобразительность музыки, легко вывожу детей на выразительность произведения, делая совместно с учащимися заключение: «Много разных интонаций. Жизнь так каждосекундно не меняется. Так часто меняется неустойчивый внутренний мир человека».
Осмысливая взволнованность и действенность музыкального образа, учащиеся «выводят свои названия произведению – «Печаль», «Прощание», «Осень». И это самый важный момент: дать понять детям, что это чувство характерно для каждого человека, что они сами, опираясь на аналогию со своим внутренним миром, определили соответствующие названия музыке С.Рахманинова, который думал и чувствовал как они (Первое открытие).
Размышлению о музыке помогали предложенные детям стихи И.Бунина, Майкова, Тютчева, Николая Рубцова, а также репродукции с картин Левитана, Шишкина.
Взаимодействие яркого музыкального, живописного и поэтического образов – животворный источник воспитания благородных чувств и стремлений, которое учить ценить и видеть красоту своей Родины.
От исследования одного чувства переходим к следующему этапу: исследованию причин такой мимолётности, изменчивости. Я прошу вспомнить ситуации, когда подобные чувства охватывали самих детей, чтобы выстроить, предугадать логику развития этого чувства. Чтобы осознать, что именно размышления, связанные с воспоминаниями о счастливых и печальных моментах, пережитых в прошлом: волнениях, неудачах, надеждах, говорят нам о жизненности музыки, об общечеловеческой логике чувствования.
Ученики говорят о том, что может быть потому, что в наших краях так долго длятся холода, а весна наступает медленно и неохотно, каждый русский человек с особой остротой чувствует конец тёплого лета и прощается с ним с тоскливой грустью. Вспоминают жизнь С.Рахманинова, его ностальгию по России, свои ощущения расставания с домом, школой.
Так, изучая музыку, ученики начинают чувствовать и понимать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь, что она подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей.
В конце урока даю задание: написать синквейн по пьесе С.В.Рахманинова. Этот метод является одним из методов развития критического мышления. Он помогает учиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.
Прелюдия С.В.Рахманинова
Трепетная, тоскливая.
Печалит, щемит, прощается.
Я почувствовал себя поэтом.
Русская душа. Митюшов Антон
Прелюдия
Грустная, светлая..
Печалит, облагораживает, возвышает.
Родина для русского человека – это святое.
Прощание... Гончаров Андрей
Прелюдия
Тонкая, задумчивая.
Завораживает, очаровывает, грустит.
Делает нас душевными, понимающими
Воспоминание... Матэуш Владислав
Прелюдия
Моросящая, прощальная.
Зовёт к романтике, врачует душу, уносит в красоту.
Хочется делать мир добрее, лучше.
Осенняя пора... Филков Антон
В доказательство того, что на уроке музыки могут развиваться творческие способности, я приведу их следующие составляющие:
- предвидение, или интуиция - учащиеся способны предсказать логику развития музыкальных произведений;
- творческое воображение – учащиеся представляют изобразительность и выразительность образов, переводя музыкальный язык в плоскость поэтического, изобразительного, а также способны вывести название произведения, то есть некую комбинацию – символ, основанный на жизненном опыте;
- продуктивность мышления - исследуя интонационную форму произведения ученики выдвигают большое количество идей и гипотез;
- гибкость мышления – ученики, успевая следить за логикой развития музыки в целом, мысленно переходят от своего собственного мнения к общему, пусть даже далёкому по содержанию, но объективно более точному;
- оригинальность мышления - ученики выдвигают идеи по поводу логики развития чувства, которое, быть может, никогда им не было пережито;
- рефлексированные, оценочные действия присутствуют постоянно в процессе исследования музыкальных образов и одновременно в процессе оценивания собственного жизненного опыта и собственной логики чувствования.
Стремление учеников точнее передать музыкальную картину пьесы говорит о пробудившемся интересе, о развитии творческого мышления и воображения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я привела только несколько примеров, но можно увидеть, какой потенциал для творческого развития всё это может дать на уроках.
Важно только правильно выстроить процесс преподнесения материала, вести его по пути исследования художественного мышления композитора.
И когда учащиеся поймут, что это логика человеческого мышления вообще, тогда им станут понятны шедевры и ценности культуры.
Мы будем вместе идти к поставленной цели, а значит, заниматься подлинным творчеством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценик. «Современный урок» (педагогика нового времени). Издательство «Учитель», 2013.
Т.А.Затямина. «Современный урок музыки» (серия уроки мастерства). Издательство «Глобус». Москва, 2012.
Журнал «Искусство в школе», № 3 за 2012г., № 6 за 2013г.
Журнал «Музыка в школе», №5 за 2014.
Приложение 1
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
ПО МУЗЫКЕ
С суворовцами 6 класса
Тема: «Эмоциональный мир гармонии»
Цель урока: Углубить понятие ЛАДА в музыке - как одном из главных средств музыкальной выразительности, влияющих на эмоциональный характер и гармонию в музыке.
Предметные, метапредметные и личностные задачи урока:
познакомить учащихся с музыкальными произведениями композиторов И.С.Баха «Аве Мария» и В.А.Моцарта «Лакримоза»,
определить эмоциональную сферу каждого произведения.
учить различать особенности музыкального языка,
вызвать интерес к музыкальному искусству;
учить воспринимать эстетические ценности, и высказывать мнения о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства,
учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;
учить выстраивать самостоятельный маршрут общения с искусством;
формировать умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;
формировать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
повысить уровень творческой самореализации на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
создать благоприятные условия использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;
учить прогнозировать результат своей деятельности.
Материальное обеспечение урока: План-конспект урока, ТСО, Аудио и видео записи, портреты русских и зарубежных композиторов
Тип урока: открытие «новых знаний».
Технологическая карта урока:
№
Учебные вопросы и их краткоесодержание
Время(мин.)
Работа суворовцев
1.
Доклад з.к.в. Приветствие.
1мин
Зам.Ком,Взвода, Суворовцы
2.
Этап мотивации. Объявление темы урока.
3.
Этап актуализации пробного учебного действия. Беседа на тему «Эмоции в жизни человека».
Вопросы по теме: Какие вы знаете эмоцииэмоции, составить словарь эмоций
3 мин
Суворовцы слушают
4.
Работа по группам. Этап выявления причины и места затруднения, построение проекта выхода из затруднения.
10-12мин
Суворовцы слушают и отвечают на вопросы.
5.
Слушание произведения И.Баха «Аве Мария» Определение эмоциональной гармонии произведения. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
3-7 мин
Суворовцы слушают и отвечают на вопросы.
7.
Слушание произведения В.Моцарта «Лакримоза» Определение эмоциональной гармонии произведения. Этап включения в систему знаний и повторения.
3-7мин
9.
Исполнение песни «Жди меня» Беседа о песне
3-7 мин
Суворовцы исполняют песню
13.
Этап рефлексии. Подведение итога урока. Выставление оценок.
5-7 мин
Суворовцы отвечают
14.
Задание на самоподготовку по каталогу эмоций
2-3 мин
Приложение 2
Пример урока: Эмоциональный мир гармонии. 6 класс
«Музыка-это разум, воплощенный в прекрасных звуках»
И.С.Тургенев
Дети, сегодня на уроке вы познакомитесь с музыкальными произведениями композиторов И.С.Баха «Аве Мария» и В.А.Моцарта «Лакримоза», мы исполним песню, написанную на слова К.Симонова в характере, определим эмоциональную сферу каждого музыкального произведения.
Поупражняемся в умении определять характер музыки, определим эмоциональную гармонию каждого исполняемого произведения, будем развивать музыкальную память, речь.
Сегодня на уроке мы будем работать с места, при этом поднимая руки для ответа.
- Тема сегодняшнего урока- «Эмоциональный мир гармонии».
- Как вы понимаете название нашего урока?
- Что такое «эмоции»?
Дети: Слово «Эмоции» обозначает чувства человека, которые человек передает.
- Верно, сегодня мы будем говорить о том, какие чувства может передать гармония в музыке.
- А что такое гармония?
Дети: это средство музыкальной выразительности.
- От чего зависит в музыке гармония? – от лада (мажорного и минорного).
- Какие эмоции вы знаете, которые на ваш взгляд, могут передаваться гармонией?
Дети: Грусть, печаль, радость
- А разве человек испытывает только эти эмоции?
Дети: нет, человек испытывает разные чувства.
- сколько красок в палитре художника, столько оттенков эмоций испытывает человек.
С точки зрения науки, эмоции - это состояние человека, помогающее ему ориентироваться в мире. Любой человек способен испытывать сравнительно небольшое количество основных эмоций их - 7 основных эмоций: положительные и отрицательные- радость и интерес- положительные , а страдание, страх, гнев, стыд и отвращение- относят к отрицательным.
Эмоциональная жизнь человека отличается разнообразием, но поскольку речь на нашем уроке пойдет о музыке- то, можно сказать, что музыка способна передать 4 основных эмоции- радость, страдание, страх, гнев. наименее выраженными внешними проявлениями обладают 2 эмоции- интерес и стыд.
-Эмоции могут проявляться внешне. Каким образом?
Дети показывают.
-Эмоциональные проявления могут найти свое выражение в жестах. Речи, взгляде и т.д.
Дети отвечают, показывают.
Сейчас мы с вами попробуем найти синонимы к тем эмоциям, о которых вы сказали, т.е. составим «каталог эмоций» Работа по отделениям
(Рассадка, организация раздаточный материал- листы бумаги)
Эти каталоги эмоций вы сегодня заберете с собой для самоподготовки.
Другие отделения будут дополнять созданные каталоги.
- Каждую эмоцию вы должны охарактеризовать минимум 5 различными чувствами и настроениями.
- Вы видите. Сколько полутонов может быть у каждой эмоции?
Мы с вами можем классифицировать эмоции:
по интенсивности действий (сильный - слабый) это связано с громкостью музыки, интенсивностью акцентов;
по скорости реакции (быстрый- медленный)- обычно эта эмоция совпадает с темпом музыки;
по способности сохранению реакции и состояния (устойчивы- неустойчивый).
Порою в великом русском языке не хватает слов, чтобы все человеческие чувства охарактеризовать и объяснить. И только музыка может понять человека и рассказать ему о нем же и его чувствах. Сегодня мы познакомимся с творчеством великого композитора И.С.Баха и его произведением «Аве Мария».
Сначала слушаем отрывок. Дети определяют сиюминутное чувство.
Произведение будет звучать с визуальным рядом и эмоциональное содержание гармонии будет подкреплено и красивыми картинами.
- Послушав произведение ответьте мне на вопрос какие чувства выражает гармония данного произведения?
Дети слушают произведение.
Дети: Радость, спокойную
-Эта радость ?
Дети более точно дополняют характеристику данной эмоции.
- Музыка И.С.Баха светлая, солнечная, мягкая
- Но мы с вами понимаем, что жизнь не всегда бывает радостной, веселой, даже исходя из вашего жизненного опыта. В жизни неизбежны ошибки, утраты, горечь, разочарования. Именно в искусстве наиболее ярко проявляются чувства, раздумья, которыми живет человек.
- Сейчас мы послушаем фрагмент музыкального произведения «Лакримоза», В.А.Моцарта, попробуйте определить какими эмоциями насыщена гармония данного произведения.
Дети слушают фрагмент музыкального произведения В.Моцарта.
Композитор В.А.Моцарт, считающийся во всем музыкальном мире «самым солнечным композитором» создал одно из самых скорбных произведений – Реквием «Лакримоза».
Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятил этому произведению, так писал о нем в одном из своих писем: «Предо мною моя погребальная песнь. Не могу оставить ее не завершенной». Реквием был заказан Моцарту неким загадочным незнакомцем, одетым во все черное, который однажды постучался в дом композитора. Моцарт принялся за работу, когда болезнь подтачивала его силы. Душевное состояние автора с огромной драматической силой передал в трагедии «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин:
Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третий
Сидит.
В.А.Моцарт не успел закончить свое произведение, работу закончил его ученик Ф.Зюсмайер. Мелодия «Лакримозы» (Слезный день) основана на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств.
Слушаю еще раз до конца
- После прослушивания произведения ответьте мне на вопрос, какие эмоции отражены в гармонической окраске музыки?
- Это эмоции спокойные?
Дети дают характеристику эмоциональной гармонии музыки В.А.Моцарта.
- Сегодня на уроке вы послушали 2 произведения двух полярных эмоций.
Но на этом урок еще не заканчивается. Дети, какую песню написал К.Симонов? Песня, написанная на стихи К.Симонова «Жди меня»- какие эмоции выражает гармония этой песни?
Дети: эмоции скорби, грусти, переживаний. Это сильная эмоция.
Исполнение песни в характере.
Вы хорошо пели, молодцы.
Дети, наш урок подходит к концу, скажите мне пожалуйста, что мы сегодня делали на уроке и каких успехов достигли?
На самом деле, в вашей жизни еще предстоит услышать произведения, гармония которых будет являть самый разнообразный мир эмоций.
Задание на самоподготовку:
Подумайте, вспомните музыкальные примеры- 2 произведения, которые бы рассказывали о самых разнообразных эмоциях человека пользуясь каталогом эмоций, который мы составили в тетради. Покажите эрудицию, знания, приобретенные на этом уроке.
Обсуждено и одобрено на заседании ПМК К и И. Протокол № 10, от 20.04.2009г.
РЕЦЕНЗИЯ
на методическое пособие преподавателя предмета «Основы музыкальной культуры» СВУ Фокиной В.В. на тему «Методы творческого развития учащихся на уроках музыки»
Педагогическое мастерство вырабатывается на основе имеющихся у человека знаний и опыта. Учителю важно знать особенности педагогической работы, которые способствуют пробуждению у учащихся потребности в развитии творческих способностей, потенциально свойственных всем людям и в той или иной степени.
Данное пособие раскрывает цели музыкального воспитания, ориентированные на формирование музыкальной культуры учеников через непосредственное вовлечение их в творческий процесс, то есть в музыкальную деятельность, в то же время, оно является помощником в создании и совершенствовании современного урока.
Понятие «Урок» дал в свое время В.А.Сухомлинский: «Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».
Рецензируемая работа содержит материал, сочетающий обучение и воспитание в практическом аспекте и направлена на объединение усилий преподавателей не только предметов Культуры и искусства, но и других дисциплин гуманитарного цикла, преподаваемых в училище, которые расширяют жизненный опыт в эстетическом и культурном воспитании суворовцев.
Старший преподаватель ПМК К и И Омельянович Е.В.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615
15