Программа внеурочной деятельности школьников Рисую мир для учащихся начальной школы 
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Рисую мир»
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями
1.Закона «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.    
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерной программы воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
6. Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 20107. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010 
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
Актуальность и перспективность курса:
Программа «Рисуем мир» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. 
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира  способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.   
 Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной  деятельности учащихся являются:
-  художественное восприятие,
-  информационное ознакомление, 
- изобразительная деятельность, 
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- организация выставочной деятельности
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 
Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов за счет сочетания различных направлений и форм занятия в отличие от урочной деятельности;
Данный курс состоит из трёх разделов.
I раздел: «Волшебная кисточка»(12 часов) .
II раздел: «Уроки Карандаша»(10 часов).
III раздел: «Весёлые краски» (нетрадиционные приёмы рисования)(8 часов).
Декоративное рисование можно использовать при решении воспитательных и образовательных задач.
Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок по сути представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в соответствии с его представлениями о добре и красоте.
Во-вторых, волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребёнка радость и бодрость. Малышам более понятны и близки работы народных мастеров, и воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.
В-третьих, очень важно, что ребёнок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
В-четвёртых, детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребёнка.
Знакомясь с искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры ,, пополняют объём знаний об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном (в виде растительных форм с включением изображений животных и птиц).
Обогащается словарный запас: дети называют предметы (чашка, ладья, матрёшка, дымковская игрушка и т.д.), материалы, из которых они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, кудрины, гирлянды).Описывая изделия, дети последовательно рассказывают о цвете и его характеристиках, форме что способствует развитию связной речи.
Овладение необходимыми для него техническими приёмами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики.
Дети учатся “держать” линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах; завитки и травка напоминают крючки; прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые – элементы букв б,ч и др.). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.
Уроки Карандаша  развивают у ребёнка графические и технические навыки. Дети с удовольствием будут многократно повторять то или иное движение руки с карандашом, отрабатывая свободное и уверенное формообразующее движение. Ребёнок будет испытывать эмоциональное положительное чувство, удовлетворение, когда то или иное движение удаётся ему, когда он способен управлять своей рукой, подчинять её выполнению задуманного. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание и нежелание рисовать связывают с умением изображать. Алгоритмические схемы вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать. Алгоритмы рисования просты, рациональны, они позволяют выделить основные, существенные детали и показать, как их можно изобразить на бумаге. Ребёнок в силах сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно проследить логику создания изображения.
В формировании графических умений и навыков предусматривается следующее: уметь сравнить свой рисунок с изображаемым предметом; при выполнении любого из видов учебного рисования уметь соблюдать правило рисования от общего к деталям; уметь композицией выделить главное в сюжете; уметь работать в технике акварели, уметь передавать цвет и тон изображаемых предметов.
Раздел «Весёлые краски» посвящен нетрадиционным техникам рисования. У ребёнка разовьётся чувство цвета, постигнет способы изображения предметов, природных явлений, научится создавать выразительные образы. У ребёнка будет развиваться фантазия, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус.
Существует бесконечное множество игр с красками, водой и бумагой. С помощью красок можно печатать – делать на бумаге отпечатки цветов, различных мелких предметов, а также уже готовых рисунков. Но и это ещё не всё. Ребёнку нужно подружиться с красками, и они откроют неизведанный, фантастический мир – мир цвета. Помогут увидеть красоту окружающих вещей, красоту природы. Научат внимательно смотреть и многое замечать.
Данная программа учитывает важные направления эстетического воспитания и образования ребёнка: художественное, познавательное, интеллектуальное. Таким образом, программа реализует вопросы всестороннего развития личности ребёнка. Главная цель программы курса “Рисуем мир” - развивать в ребёнке личность, способную думать, фантазировать, изобретать, умеющую реализовать творческие замыслы и анализировать их результаты.
Программа рассчитана на 1 год обучения, общее количество часов в год-30.
Занятия проводятся с регулярностью 1 час в неделю, в разновозрастных группах (возраст учащихся 7-11 лет (наполняемость постоянных групп 12-20 человек) с разной степенью одаренности.Содержание программы:
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. 
Основы рисунка. Роль рисунка  в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия»,  «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. 
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики:  линия, штрих, пятно, точка.  
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. 
Прикладная графика. Открытка,  поздравление, шрифт.
Связь с рисунком, композицией, живописью.
Перечень УУД
Предметные УУД
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета изобразительное искусство: 
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн), декоративной (прикладные виды искусства);понимание образной природы искусства; 
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, к обществу
освоение умений применять в художественно-творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы 
изображение в творческих работах  красоты природы
В результате освоения программы внеурочной учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в области изобразительного искусства, сформируется потребность в художественном творчестве. Воспитанники  получат первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускники научится:
различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
Выпускники получит возможность научиться:
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости 
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; 
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи,графике;
Выпускник получит возможность научиться:
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
 видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, зданий, предметов;
проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей; 
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции; 
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
высказывать  своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству. 
Метапредметне результаты 
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; 
учиться работать по предложенному учителем плану 
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в  иллюстрациях; 
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения); 
 понимать художественную речь других, понимать то,  что хочет сказать художник своим произведением; 
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль художественной культуры в жизни людей; 
эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции; 
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов) 
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; 
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; 
учиться работать по предложенному учителем плану 
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в  иллюстрациях, в работах  художников; 
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка); 
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу; 
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; 
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; 
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; 
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,  художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры; 
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 
интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении  художника; 
интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной  форме общения; 
интерес к изучению шедевров искусства великих художников; 
осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение. 
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия; 
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением); пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями; 
осуществлять анализ и синтез; 
устанавливать причинно-следственные связи; 
строить рассуждения; 
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника. 
высказывать и обосновывать свою точку зрения; 
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 
задавать вопросы, находить ответы. 
Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю (Всего: 30 часов).№ п/п Тема занятия Кол-во часов Задачи  Материал Дата проведения
занятия
1 Введение.
“Березовая роща” 1 Развивать навык восприятия цвета. Научить сравнивать оригинал с изображением. Развивать пространственное видение, композиционные навыки. Акварель 2 Абстракция«Нюансы цвета» 1 Познакомить с разнообразием красок и их оттенков. Учить различать холодные и теплые тона, формировать представление о нюансных и контрастных цветах. Учить самостоятельно - путем смешивания – получать различные оттенки и цвета. Побуждать к поисковой деятельности (получать различные оттенки цветов) Книга О.Нересовой“ Сказка про краски теплые и холодные”
( М.: Малыш, 1979).
 Палитра, гуашь, акварель, кисти. 
Деревенский пейзаж 3 Абстракция “Контрасты” 1 Познакомить с разнообразием красок и их оттенков. Учить различать холодные и теплые тона, формировать представление о нюансных и контрастных цветах. Учить самостоятельно - путем смешивания – получать различные оттенки и цвета. Побуждать к поисковой деятельности (получать различные оттенки цветов) Картинки с изображением мастерской художника и мастерской народного мастера, например дымковского. Изделия народного творчества. 4 “Арт-декор ” 1 Познакомить с направлением в изобразительном искусстве. Природные материалы, фотоаппараты. Работа в группах в парковой зоне   5 Травы и цветы 1 Познакомить с техникой набрызгаПриродные материалы, краска для набрызга, зубная щетка, бумага, рамка 6 “Орнаменты осени” 1 Учить передавать красоту осени, используя сочетание красок и предметов .Рисование с натуры и по воображению.  Картина С. Морозова “Золотая осень”, акварель, гуашь 7 “Осенние зарисовки” 1 Составление плоскостной композиции с элементами осенних веток и листьев. Развитие композиционного видения, чувства ритма и цвета. Воспитывать аккуратность в работе с краской. Гуашь,акварель, кисти  8 “ Мой город”.Дудлинг1 Закрепление навыков работы с контрастными и нюансными цветами, развитие чувства ритма. Краски акварель, гуашь.
Репродукции, фотографии. 9 «Веселые каникулы» 1 Учить рисовать события, используя элементы дизайна и абстракции. Равномерное заполнение фона.  Многослойная живопись. Заполнение пространства дизайнерскими элементами(геометрическими фигурами). Гуашь, акварель. 10 “Портрет.Автопортрет.” 1 Учить избражать пропорциональные фигуры человека. Учить передаче сходства изображаемого объекта с оригиналом. Закрепить умение тонировать бумагу. Карандаш, кисти, акварель, гуашь. 11 «Зимние картины» 1 Составление многофигурной композиции на тему с  применением декоративных и дизайнерских элементов.
Использование знаний о контрастных и нюансных цветах Гуашь, кисти 12 Дом Деда Мороза 1 Составление многофигурной композиции на тему с  применением декоративных и дизайнерских элементов.
Использование знаний о контрастных и нюансных цветах Акварель, гуашь, карандаши цветные, кисти 13 “Как нарисовать ёлку” 1 Продолжить освоение технических навыков и формообразующих движений. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски. 14 “Въется шнурочек” 1 Развивать графические навыки. Учить рисовать графические узоры с помощью алгоритмических схем. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски. 15 “Домик на дереве” 1 Развивать графические навыки. Отрабатывать уверенное движение руки. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски. 16 “Загадки ночи» 1 Развивать графические и технические навыки. Обучение тональным переходам при передаче слоев изображения Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски. 17 “Лесная школа ” 1 Развивать графические и технические навыки.
Выделить основные, существенные детали животного и показать, как их можно изобразить на бумаге. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски. 18 “Где водятся волшебники ” 1 Учить рисовать с помощью алгоритмических схем. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши. 19 “Чьи в лесу шишки?” 1 Как нарисовать шишку?
Отрабатывать свободное и уверенное формообразующее движение. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски. 20 Рисуем птиц 1 Рисование птицы. Развитие графических навыковюБумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски 21 “Как нарисовать автомобиль” 1 Развивать графические навыки. Учить рисовать с помощью алгоритмических схем. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски. 22 “Как нарисовать яхту” 1 Развивать графические навыки. Учить рисовать с помощью алгоритмических схем. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски. 23,  “Мраморные узоры 2 Показать цветовые чудеса, которые можно создать, смешивая краски. 4 листа бумаги, краски, кисти.  24 “Рисуем небывалочки” (Огородная семья) Научить изображать красками округлые формы. Побуждать придумывать и рисовать свои смешные картинки. Закрепить умение, используя освоенные приемы рисования. Загадки про овощи, иллюстрации смешных картинок. Бумага, акварель, кисти. 25 “Рисуем пальчиками и ладошками” 3 Познакомить с приемом рисования пальчиками и ладошками. Развивать выдумку и фантазию. Бумага, краски, собственные пальцы и ладони.  26  “Весёлые кляксы” 1 Учить видеть в причудливых узорах известные предметы. Развивать фантазию. Бумага, краски, кисти. 27 “Прижми и отпечатай” 2 Научить пользоваться печатями, оставлять на бумаге разноцветные отпечатки кубика, спичечного коробка, донышка стакана и т.д. Развивать выдумку и фантазию. Кубики, коробки, стаканы, пузырьки и другой подручный материал. Бумага, краски, вода, кисти, палитра. 28 “Пузырьки рисуют сами” 1 . Познакомить еще с одной нетрадиционной техникой рисования. Выполнить “воздушные”, “прозрачные” изображения с помощью жидкости для мытья посуды или шампуня. Развивать творчество и фантазию. Средство для мытья посуды или шампунь, бокал, гуашь, трубочка, бумага, кисти, краски. 29 «Лето». Деликатное рисование 2 Выполнить изображение различных растений, используя краски и карандаши материал.
К первому изображению добавить изображение вторым слоем так, чтобы они образовали единую композицию Акварель, акварельные карандаши, гелевая черная ручка, ножницы, клей 30 “Трафаретные чудеса” 2 Научить использовать шаблоны и трафареты для создания своих картин разными способами. Дать возможность “поиграть с цветом”, создавая самые разные его комбинации. Трафареты, шаблоны, скрепки, тампоны, краски, бумага. Используемая литература
Журнал “Дошкольное воспитание” №4 2006 г.
Журнал “ПедСовет” №8/1997 г.
Л.В. Куцакова. Мама, я умею рисовать. Москва. “Мой мир”. 2008 г.
О. Никологорская. Волшебные краски. Москва. “АСТ-ПРЕСС”. 1997 г.
Н. Шайдурова. Весёлые превращения. Барнаул. 2009 г.
Школа рисования для малышей. Москва. “РОСМЭН”. 2005 г.
Я учусь рисовать. Дикие животные. Москва. “Стрекоза-Пресс”. 2007 г.
Я учусь рисовать. Домашние животные. Москва. “Стрекоза-Пресс”. 2007 
Я учусь рисовать. Сказочные герои. Москва. “Стрекоза-Пресс”. 2007 г.