«От школьных праздников к семейным традициям»


«От школьных праздников к семейным традициям»
Цель моего выступления обобщить и выявить воспитательный потенциал школьных традиций и традиций моего классного коллектива, взаимосвязь с семьёй»
Слово «традиция» образовано от латинского tradition, что в переводе обозначает преемственность, передача, предание.
В толковом словаре С.И. Ожегова приведено следующее определение:
Традиция - 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал. «Воспитание.- подчеркивает К.Д. Ушинский, - не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров...».
В нашей школе тоже есть общешкольные традиции (например, участие в различных видах общественно-полезного труда; шефство старших школьников над младшими; встречи выпускников . Эти традиции способствуют сплочению воедино всех классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.
Традиционные мероприятия (олимпиады, походы, школьные праздники.). Их значение, прежде всего в том, что они, как говорил А.С. Макаренко, представляют для учащихся определенную перспективу, «завтрашнюю радость» и тем самым обогащают жизнь детского коллектива. Дети знают о традиционных, например, ежегодно повторяющихся мероприятиях, они готовятся к ним, ждут их, участвуют в проведении, стараются успешно себя проявить и в результате получают большое эмоциональное удовлетворение. Все это дает не только определенный образовательный эффект, но и способствует сплочению учащихся в коллектив, пробуждает и воспитывает у них чувство гордости за свою школу.
«Нельзя воспитать у ребенка чувство долга, чувство чести, уважение к учителю и школе, если разъяснения не сочетаются с практикой правильного поведения учащихся в детском коллективе. Установленный порядок и традиции организуют ребенка, направляют его поведение и благодаря многократному повторению одних и тех же поступков формируют навыки поведения».
Школьная жизнь нашей школы насыщена интересными, яркими праздниками и мероприятиями.
Традиционные праздники и мероприятия несут в себе огромный воспитательный потенциал.
Каждый праздник, мероприятие - это перспектива для учащихся, веха в их школьной жизни. Зная о том, что впереди их ждет какое-либо интересное событие, дети живут этой «завтрашней радостью», и каждый день их сегодняшней жизни окрашен этой радостной перспективой. Благодаря этому жизнь детей становится богаче, интереснее.
Традиционные праздники и мероприятия пробуждают у учащихся желание совершенствовать свои интеллектуальные, творческие и моральные качества, а так же способствуют формированию ответственности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности у детей.
Кроме, общешкольных традиций, в школе существуют и малые, внутриклассные. Эти традиции незаметны для постороннего глаза, однако, они незаменимы.
Традиция внимательного отношения к ребенку, к его личности, традиция поздравления детей с днем рождения .Данные мероприятия влияют не только на внешнее поведение и поступки, но и затрагивают внутренние струнки детской души, прививают порядочность и душевную чуткость каждому ребенку. Хорошие, добрые отношения между детьми в классе, взаимовыручка, помощь, сочувствие, любовь к окружающим людям способствуют формированию дружной классной и школьной семьи.
В нашем классном коллективе сложились свои традиции:
1. Ежегодно один раз в четверть мы проводим День Именинника.
2. Традицией в нашем классе стало устраивать выставки рисунков, поделок.
3. Экскурсии, подвижные игры, спортивные часы на свежем воздухе это и традиции нашего класса, это и мероприятия, способствующие формированию здоровьесозидающей среды
4. Традиционные праздники ко Дню Защитники Отечества и 8 Марта. На такие праздники мы приглашаем родителей, готовим концерт или конкурсную программу, дарим подарки девочкам и мальчикам, мамам и папам, изготовленные своими руками.
Таковы основные традиций нашего классного коллектива, в каждом из которых заложен свой воспитательный потенциал.
Итак, традиции - показатель прочности и стабильности бытия. Наличие традиций показывает устойчивость, неизменность окружающего мира, что очень важно для правильного психологического развития детей, создает у них чувство уверенности в завтрашнем дне.
Также школьные традиции способствуют адаптации ребенка в коллективе, помогают почувствовать его принадлежность к «школьной семье», формируют сплоченность в детском коллективе, прививают чувства гордости и любви к своей школе.
«Школьные традиции оказывают большое положительное влияние на воспитание в каждом ребенке общечеловеческих норм поведения. Благодаря им, дети четко и твердо разграничивают понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо». Школьные традиции влияют и на формирование таких черт характера детей, как ответственность, обязательность, организованность, честность, а так же воспитывают чувства сопереживания, сочувствия, уважения к окружающим людям.
Обобщая все вышеизложенное, я делаю вывод, что воспитательный потенциал школьных традиций, совместных праздником и мероприятий с привлечением родителей заключаются в следующем: они украшают и обогащают жизнь детского коллектива, помогают родителям взглянуть на своего ребенка с другой стороны, делают школьную жизнь детей более интересной и содержательной, сплачивают детей и их родителей в дружную семью, несут в себе духовно-нравственное развитие личности ребенка, прививают нормы культурного поведения, формируют понимание причастности к «своей» школе, «своему» классу. Ведь под силу каждой семье проведение походов, спортивных соревнований, дни именинника, которые несут в себе не только образовательный и воспитательный характер, но и укрепляют доверительные отношения в семье.
Спасибо за внимание