Конспект урока в 3 классе по русскому языку. Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдениям: Листопад
Конспект урока по Русскому языку 3 класс.
Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдениям «Листопад»
Цель: Способствовать формированию умения описывать свои наблюдения.
Задачи:
Предметные
Научатся составлять план текста;
Получат возможность научиться овладевать речевой деятельностью: формировать умения и навыки полноценного восприятия звучащей речи;
Разовьют способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной речи.
Метапредметные
Регулятивные
Организация своего рабочего места под руководством учителя;
Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные
Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
Выполнять действия по образцу;
Задавать проблемные вопросы и отвечать на них;
Освоение способов решения проблем творческого характера;
Оценивание своих достижений.
Коммуникативные
Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в малой группе;
Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные
Осознание необходимости учения;
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
Следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении;
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
Учиться выражать своё мнение.
Типы урока:
• по цели: урок
• по структурной единице: простой
• по познавательной деятельности: репродуктивный
1.Обсуждение темы и основной мысли сочинения. Постановка учебной задачи.
- На днях мы ходили на экскурсию в лес, какое задание выполняли в течение дня?
- Почему нужно было наблюдать?
- Какая задача будет стоять перед вами? Чему будем учиться на уроке? (на уроке мы будем писать о том, что наблюдали)
- Какая основная мысль сочинения? (Интересная, необычная пора листопад)
- Вы каждый, видите это явление иначе .Теперь, расскажите о том, что вы увидели во время экскурсии?
- Кому понравилось наблюдать за листопадом? Чем вам он понравился?
- Какие чувства вызвала у вас пора листопада?
- Ребята в своих сочинениях вы должны будете так рассказать об этом, чтобы читающий все увидел как бы своими глазами. Вы должны описать листопад таким образом, чтобы читателю он тоже понравился.
2. Беседа по наблюдениям.
- Где вы пронаблюдали листопад?
- Какие листья падали?
- Какого цвета листья у разных деревьев?
- Какие листья вам показались особенно красивыми?
- Листья из каких деревьев вы видели?
3. Лексическая подготовка.
На доске записаны слова: листья: опадают, осыпаются, плывут как корабли, падают, кружатся, отрываются, падают медленно.
Листопад: золотой дождь.
Трудные для написания слова и выражения записываются тоже на доске:
Листопад, листья, медленно, деревья, ковер, красивый.
- Ребята , теперь попробуйте составить предложения с данными словами.
1. Кружатся в воздухе пестрые осенние листья.
2. Сыплются на землю золотые листья березы.
3. Листья птицей полетели по ветру.
4. Обсуждение структуры сочинения.
- С чего нужно начинать сочинение? (нужно написать о наступлении осени и листопада)
- Какая мысль обязательно должна быть в начале сочинения?
- Что мы пишем в основной части? (о том, как опадают листья с разных деревьев.)
- Чем мы завершим концовку? (Выражаем свое отношение, настроение к листопаду и чувства которые вызывает листопад.)
5.Составление устного описания листопада по данному началу.
Листопад. Наступила прекрасная пора золотой осени – листопад. Эту чудесную картину листопада мы пронаблюдали в осеннем лесу…
6. Запись текста сочинения. Проверка написанного.
Примерный текст.
Заглянула красавица – осень в наши северные леса. Как красив листопад! Он украсил землю нарядным ковром. Интересно смотреть, как падают листья. Они кружатся, вьются, плавают медленно в воздухе.
Мне нравится, когда под ногами шуршат опавшие листья. Осень не самое любимое время года для меня, но она красива по – своему.
Красив листопад!
7. Рефлексия.
– У многих из вас получились замечательные тексты. Как не восхититься прекрасным русским языком, который открывает нам свои тайны и учит образно и с любовью выражать мысли и чувства.
Литература:
Полякова Э. И. Уроки развития связанной речи в начальной школе: Пособие для учителя. – Сыктывкар, 2007.
Архипова Е.В. Уроки развития речи в начальной школе: Книга для учителя. – Рязань, 1999.