Формирование читательских умений младших школьников.


Формирование читательских умений младших школьников В широком смысле (все умения)Восприятие (художественного, научного, делового текста)Анализ текстаОценка любого текста В узком смысле (специфические умения) Умение различать жанрыУмение характеризовать персонажаУмение пересказыватьУмение делить текст на части Психологи выделяют особые читательские умения Работа детского воображения При восприятии художественного текста детское воображение не работает в полную силу: - более развито левое полушарие мозга (логическое мышление доминирует над образным) - не хватает представлений о жизни - «не разбуженное воображение» (сознание занято другим, не настроено на работу с произведением) - трудность самого процесса «раскодировки» словесных знаков в образные - что ты представил?- какие картины ты увидел в своём воображении когда читал? 2. Работа с иллюстрациями художников3. Составление диафильма4. Инсценированние5. Конструирование персонажей из пластилина Методические приёмы активизирующие воображение младшего школьника 1. Ключевые вопросы при проверке первичного чтения: УМЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОТКЛИКАТЬСЯ НА ХУДОЖЕСТВЕНННЫЕ ОБРАЗЫ НЕ БРАТЬ ЗАДАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (О КАКОМ ВРЕМЕНИ ГОДА ПОЙДЁТ РЕЧЬ, СКОЛЬКО ЧАСТЕЙ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ В ТЕКСТЕ, ЧЕМ ПОХОЖ ЭТОТ ТЕКСТ НА ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ)ЦЕЛЕСООБРАЗНО: - ВСПОМНИ, ЧТО ТЕБЕ КАЖЕТСЯ ОСОБЕННО КРАСИВЫМ (ЗИМОЙ, ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ) - НАРИСУЙ КАРТИНУ МЫСЛЕННО (КАКИЕ КРАСКИ ПО ЦВЕТУ ТЫ ВЫБЕРЕШЬ, ПОЧЕМУ?) - КАКИЕ ЕЩЁ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МОГЛИ ПРОИЗОЙТИ С ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - ПОФАНТАЗИРУЙ О СУДЬБЕ (ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ, ХРУПКОЙ СНЕЖИНКИ, КАПЕЛЬКИ, ГРОЗОВОЙ ТУЧИ) - ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ СОЗВУЧНОЙ НАСТРОЕНИЮ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА - ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ПО ЕГО ЗАГЛАВИЮ, ИЛЛЮСТРАЦИЯМ, ИМЕНИ АВТОРА) - С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ БУДЕШЬ ЧИТАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ - КАКИЕ ЧУДЕСА ОТКРЫЛ ТЕБЕ ПИСАТЕЛЬ - СОВПАЛИ ЛИ НАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ (ДО НАЧАЛА ЧТЕНИЯ) С СОДЕРЖАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДА- ДА- ДА- ИЗ ТРУБЫ ТЕЧЁТ ВОДА. ТА- ТА- ТА- У НАС В КЛАССЕ ЧИСТОТА. ТЫ- ТЫ- ТЫ- ПОЛИВАЕМ МЫ ЦВЕТЫ. МЫШОНКУ ШЕПЧЕТ МЫШЬ: ТЫ ВСЁ ШУРШИШЬ, НЕ СПИШЬ? 3) ЛИЛИИ ПОЛИЛИ ЛИ? ИЛИЬ УВЯЛИ ЛИЛИИ? ПОДГОТОВКА РЕЧЕВОГО АППАРАТА УПРАЖНЕНИЯ НА ОТРАБОТКУ: - ДИКЦИИ - ТЕМПА РЕЧИ (БЫСТРО, МЕДЛЕННО) - РАЗВИТИЕ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА(ГРОМКО, ТИХО, ШЕПОТОМ) Приём «фотографирование» Найди лишнюю букву: А,О,В,И,УНайди лишний слог: БО,НО,РО, СЫ,МОНади лишнее слово: слон ,лев, мак, тигрЗапомни пирамиду слов: снег, весна, ручьи, побежали Задания на углубление восприятия содержания Закончи пословицы: Делу время ------------------- Кончил дело ----------------- Соедини части между собой: готовь сани летом* торопись делом. не торопись языком* не поспеешь босиком. за твоим языком* телегу зимой. Прочитай загадку, подставь недостающее слово Посмотрите- дом стоит,До краёв водой -----------.В этом домике ---------------Все умелые ------------------- Спасибо за внимание