Урок: Древний Вавилон 6 класс

История древнего мира
Тема: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи
Цели: -
образовательные:
Создать условия для усвоения знаний о возникновении, расцвете могущественного государства в междуречье Тигра и Евфрата Вавилоне;
 - развивающие:
Работать над развитием устной речи, ставить цели на урок, применять свои знания для решения проблемных задач; излагать свою точку зрения;
 - воспитательные: создать условия для воспитания у школьников уважение к созидательному труду, на примере первого свода законов Хаммурапи воспитывать уважение к законам государства.
Задачи:
Предметные:
- организовать работу учащихся по исследованию древнейшего свода законов вавилонского царя Хаммурапи;
- исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве общества.
-  развивать умение работать в группе, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.
Межпредметные (универсальные учебные действия):
- Познавательные: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.
- Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действия учащихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)
- Коммуникативные: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
Личностные: - ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе
- формировать уважительное отношение к чужому мнению
Тип урока: комбинированный;
Методы: групповая работа,проблемный, объяснительно - иллюстративный, интерактивные
Оборудование: учебник, оценочный лист, карта древнего Двуречья, интерактивная доска.
Оборудование:1. Карта «Древний Восток»
         2. Презентация «Законы Вавилонского царства»
Ход урока:
I. Организационный этап: подготовка класса к работе, учащиеся распределены на   группы, а также каждой группе были даны оценочные листы с критериями баллов по каждому заданию:
 Проверка теоретических знаний ранее изученного:
Тестовое задание с помощью активодов:
1. Великие реки Двуречья:
А) Нил и Аракс В) Тигр и Ганг
С) Тигр и Евфрат D) Нил и Инд
2. Первых жителей Двуречья называли:
А) ливийцы и египтяне В) персы и мидяне
С) иудеи и асирийцы D) шумеры и аккадцы
3. Основателем Шумеро - Аккадского царства был:
А) Шаруккин В) Патеси
С) Набанда D) Урук
4. Наивысшего расцвета Шумеро - Аккадское государство достигло при правлении:
А) Нарамсина В) Гутея
С) Элама D) Урарту
5. В основном дома шумеры строили из:
А) камня
В) дерева
С) кирпича
D) тростника
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: постановка проблемы.
Класс поделен на 3 группы: 1-Семирамида, 2-Иштар, 3-Евфрат
Учащиеся работают в группах:
     Учитель:  Проблема: А) по каким правилам живут люди в государстве?
Б) Всегда ли эти правила справедливы? (ответы учащихся)
Учитель: А как вы думаете, почему возникли эти правила – законы?  Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?            
        Фиксируем версии на доске:
1) договорились; 2) общие правила (законы жизни): 3) чтобы был порядок
III. Актуализация знаний обучающихся:
Учитель: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?
Учащиеся: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.
Учитель: Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.
        Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.
Учитель: Ребята, откройте свои рабочие тетради на с. 41 и выполните задание № 48, где  необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях, группа, которая справляется первым с заданием пишут на интреактивной доске правильные ответы:
        В Двуречье протекают две реки: Е_ _ _ _ т и Т _ _ р
Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д_ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _ е.
        Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г _ _ _ _ _ _ _ ш.                                                Письмо, возникшее в древности в Южном  Двуречье, называется к _ _ _ _ _ _ _ ь.
        Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.                                                
Учитель: Смогли ли вы полностью выполнить задание?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Какое предложение осталось незаполненным?
Учащиеся: Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.                
Учитель: Почему не смогли заполнить?
Учащиеся:  Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи.
Учитель: И что нам делать?
Учащиеся:  Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.
Учитель: А как мы это узнаем?
Учащиеся:  Может быть, прочитаем в учебнике.
IV. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем, сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях на с. 45 задание № 54, а 1 учащийся – у доски.
                         До н.э.                                        н.э.
_______1792__________1750__________________РХ________________________2012 г.__
Учитель:  Ребята, 1 учащийся правильно справился с заданием? Он верно отметил даты на линии времени?
Учащиеся: Да
Учитель:  Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи):
Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?
Ответ: 1792+2012=3804 лет назад начал править царь Хаммурапи.
Сколько лет правил царь Хаммурапи?
Ответ: 1792-1750=42 года царь Хаммурапи правил в Вавилоне.
Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?
Ответ:  1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.
Учитель: Молодцы! Вы, верно справились с заданиями.
А теперь вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Что такое закон? А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?
Учащиеся: Наверное, уже были.
Учитель: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.67 учебника. Что мы видим?
Учащиеся: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.
Учитель: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.
(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):
1-я гр. – документ 1:
        «(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан         (п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан         (п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»
Вопросы к документу 1:
Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?
Какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?
2-я гр. – документ 2:
        «(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук         (п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить         (п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»
Вопросы к документу 2:
Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.
Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?
Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?
3-я гр. – документ 3:
        «(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен         (п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу         (п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»
Вопросы к документу 3:
Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?
Какими путями можно было попасть в рабство?
Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?
        Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.
 V. Первичное закрепление.
        Ребята открывают  тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.
        При этом дети должны решить, какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые, после свои ответы вешают на доску каждая группа:
Справедливые законы
Несправедливые законы

 
 

        После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.
Учитель: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.
Тест для закрепления:
1. Как вначале назывался город Вавилон?
а) БАБ - ИЛУ б) ДАЛ - ИЛУ
в) ГАЛ - ДИРУ г) ВАВИЛОН
2. Как называли первых жителей Междуречья?
а) эламиты и кутии б) шумеры и аккадцы
в) амореи и кутии г) эламиты и шумеры
3.Как звали царя Вавилона, который в 1 750 году до н.э. объединил все Междуречье?
а) Хефрен б) Тутмос
в) Саргон г) Хаммурапи
4. Назовите годы правления царя Хаммурапи?
а) 1 792 – 1 750 г до н.э. б) 1 876 – 1987 г до н.э.
в) 1 788 – 1 743 г до н.э. г) 1 700 – 1 765 г до н.э.
5.Назовите имя Бога, который вручает законы царю Хаммурапи.
а) Гильгамеш б) Шамаш
в) Син г) Иштар
 Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.
VI. Рефлексия
Учитель: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?
Рефлексия:
Что понравилось на уроке ...
Чтобылотрудно ...
Чтохотелосьбы ...
VII. Информация о домашнем задании.
        Дети записывают в дневники: §2, прочитать, пересказать, ответить на вопросы. В рабочих тетрадях  выполнить задания № 53, 55 обязательно, задания № 56-60 по желанию.




























Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа
№44 отдела образования акимата Меркенского района»







Тема: «Древний Вавилон.
Законы Хаммурапи».

(Урок по истории древнего мира
6 класс)











Учитель СШ№44: Куренбаева М.Т.

с. Мерке 2016 г.