Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп.


Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп
МДОБУ ЦРР детский сад «Березка» сентябрь 2013 учебный год.
Цель. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекции речи дошкольников логопедических групп.
Задачи:
Мотивация педагогов к повышению своих профессиональных качеств, к обогащению и накоплению опыта в организации коррекционной работы с детьми.
Помочь педагогам освоить методы и приемы работы над коррекцией речи детей.
Знакомство педагогов с новой синквейн технологией и ее применение в развитии речи детей.
Способствовать успешности педагогической деятельности.
Оборудование. Доска, мел, зеркала по количеству участников, модель языка, картинки артикуляционной гимнастики, схема гласных, согласных мягкие – твердые, фломастеры, бумага, картинки для составления рифмы, четверостишия, буклеты с артикуляционными упражнениями, карточки с точками.Вступление.
Знание основ логопедии имеет решающее значение в организации коррекционной работы воспитателя в логопедической группе.
Логопед выполняет обучающую, координирующую и организационную роль в совместной работе логопеда и воспитателя по устранению недостатков речи у детей. Одной из форм работы является семинар-практикум.
Формирование правильного произношения — сложный процесс. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его органы артикуляции должны четко выполнять движения, переходить от одного положения к другому. Всему этому учит артикуляционная гимнастика. (Даются рекомендации к ее проведению: Следует заниматься ежедневно по 5-10 минут, упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, затем темп увеличивается, периодически ребенку следует задавать вопрос: «Где находится твой язычок?», все упражнения проводятся четко, фиксируя движения). Сейчас я проведу небольшой экскурс по основам логопедии.
Участники семинара-практикума делятся на две команды. Затем проводятся конкурсы.
«Развитие артикуляции и мелкой моторики рук».
(зеркало на каждого участника)
Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений).
«Толстые внуки приехали в гости.
С ними – худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись—в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим—положат блины нам.
Блинчик жуем с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губы оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки и на опушке мы видим грибочки».
У вас есть буклет с упражнениями на артикуляцию.
Знание органов артикуляции.
Ведущий задает вопросы командам. Модель языка
– Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык).
– Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень).
– Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков?
(Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость). – Как образуется голос?
(Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).
Знание артикуляционных упражнений.
Обучение правильному произношению звуков русского языка начинается с артикуляционной гимнастики. Её целью является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции (языка, губ, щёк, нижней челюсти) и подготовка к правильному произнесению звуков.
Назовите на какие группы делятся звуки? Шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; Свистящие С, З, Ц; Соноры Р, Л- подразумевает такие звуки человеческой речи, в основе которых лежит чистый музыкальный голосовой тон (образуемый при участии вибрирующих голосовых связок). Вышеозначенными признаками обладают прежде всего все гласные звуки, а затем и некоторые согласные, как, например, носовые м и н.
Объясните чем отличается звук от буквы?
Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Чистим зубы», «Лошадка», «Качели»).
Члены команд должны назвать упражнения, показать, как они выполняются, для каких звуков они используются.
Пальчиковая гимнастика.
Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Действительно, развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы.
Еще одно высказывание – рука это мозг наружу.
Цель пальчиковой гимнастики: развитие речи и мелкой моторики рук ребенка.
Задание
Командам предлагается показать по одному упражнению гимнастики с речевым сопровождением.
Дыхательная гимнастика по методики Стрельниковой.
«Развитие фонематического слуха и восприятия».
Различают три вида слуха:
Физический слух— это способность слышать окружающие звуки. (шум дождя, скрип двери, шуршание листвы и т.д.)
Речевой слух — это наивысшая способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременнее усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. С учетом хорошо развитого фонематического слуха. Удивление, грусть, страх, радость
Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. (лак – рак, шапка – сапка). Показ фонематической трубки.
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.
Задание.
– Назовите слова на заданные звуки. Ведущий произносит звуки, (гласные, согласные). Участники поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука.
- Придумайте рифму к слову.
Выставлены перевернутые предметные картинки.
Участник переворачивает картинки, называет предметы.
Члены его команды придумывают рифмы к этим словам. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т.д.)
Составление четверостишья с этими картинками.
Подберите слово к схеме.
(Выставляются варианты схем слов из трех звуков. Обозначение: гласные звуки - красные, твердые звуки - синие, мягкие звуки-зеленые). Надо подобрать к ним как можно больше слов: «сад, тис, лес, дом, луг. Мох, мех, рис, пес, чай» и т.д.
Развитие слоговой структуры слова.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Вы знаете как бывает сложно детям проговорить слова со сложной слоговой структурой (3-4….слога в слове). Работа строится в два этапа.
Подготовительный этап:
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (СНОСКА: Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:
· Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
· Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
· Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;· Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
· Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
Второй этап коррекционной работы над слоговой структурой слов является:
Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
Проговаривание слов со сложной слоговой структурой. (клубника, милиционер, фотографироваться, велосипедист и т.д.
деление слов на слоги, анализ и синтез слов.
Подберите слово с наибольшим количеством букв. Командам раздают листы бумаги и фломастеры.
никотинамидадениндинуклеотидфосфатгидрин (участвует в фотосинтезе растений) — содержит 40 букв.
Тетрагидропиранилциклопентилтетрагидропиридопиридиновые — слово из 55 букв, описывающее вещество
восьмидесятичетырёхлетний (25 букв)
переосвидетельствоваться
высокопревосходительство
Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (лист бумаги, ручка)
Определите место звука в слове.
Цель: развивать фонематические представления. Навыки фонематического анализа.
Ведущий предлагает выполнить задание:
«Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх.
В середине—руки на пояс, в конце—на колени».
(Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, памперс, молоко, волосы, корыто, осел, лопата, футбол). Конкурс «Формирование правильного произношения и дикции».
главная цель скороговорок для детей – это развить их речевой аппарат, усовершенствовать речь, сделать ее четкой, понятной, а также выразительной. В процессе разучивания скороговорки ребенок научится относиться к своей речи осмысленно, станет взвешивать каждое слово, понимать и запоминать значение слов.
Ведущий предлагает выбрать карточки со скороговорками.
Первую скороговорку надо произнести быстро, вторую — быстро, с интонацией, третью медленно-быстро.
Карточка №1. «Гризли продавал гриву льва за гривну».
«Компьютерному пирату в интернете не рады». (Сердито).
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить стать:
Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы
Карточка №2. «Вера и Люда кормили двугорбого верблюда».
«Саша шустро сушит сушки». (Удивленно).
Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы
Повторите три раза «Пакет под попкорн». Все участники семинара.
Ведущий предлагает придумать скороговорку на определенный звук – «П» («От топота копыт пыль по полю летит»),
«Р» («Терминатор Арнольд Шварценеггер—губернатор Калифорнии»).
Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.Правила составления синквейна.
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Эта технология универсальна.
Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.
Примеры составления синквейна
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
Составление синквейна со словом воспитанники - воспитатели (схема на доске)
Итог.
Составление Синквейна на тему семинар- практикум совместно.
Карточка №1. «Гризли продавал гриву льва за гривну».
«Компьютерному пирату в интернете не рады». (Сердито).
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить стать;
Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
Карточка №2. «Вера и Люда кормили двугорбого верблюда».
«Саша шустро сушит сушки». (Удивленно).
Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.