Презентация по английскому языку Обучение говорению
Обучение иностранным языкам в свете требований ФГОС ООО
Тенденции современного общества
Модернизация
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ЧЕРЕЗ УЧЕБНУЮ СИТУАЦИЮУЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯНЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:РУКОВОДСТВО УЧИТЕЛЯ - «СКРЫТОЕ»НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:ВОЗРАСТ УЧЕНИКАНЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:СПЕЦИФИКУ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАНЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Метапредметные результаты
Русский языкАнглийский языкЛитератураИсторияОт интегрированных уроков – к формированию метапредметных знанийАнализСинтезПричинно-следственные связиСистематизацияСхематизацияПонятияМоделированиеЛогическая цепочкаПроблемные вопросыКонструирование
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Анализ предыдущего и нового ФГОС{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}ПредыдущийНовыйОриентирован на достижение учебных целей: освоение учащимися конкретных ЗУНов или формирование компетенций в рамках отдельных дисциплинОриентирован на образовательные результаты: достижение общекультурного, личностного и социокультурного развития учащегосяУниверсальные учебные действия (УУД) возникают «по умолчанию» и являются как бы побочным продуктом процесса усвоения ЗУНовВ рамках деятельностного подхода развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием УУД, при этом ЗУНы и комретентности рассматриваются как производные от соответствующих УУД, имеющих надпредметный характерОбучение:Цель: ЗУНыСодержание: ЗУНыОбразование:Цель: воссоздание, образование нового человека.Содержание: культура, развивающее обучение + воспитание.
Анализ традиционного и урока по ФГОС{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Требования к урокуТрадиционный урокУрок по ФГОСОбъявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиесяСообщение целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему они должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения целиПрактическая деятельностьПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой и индивидуальный методы)
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Анализ традиционного и урока по ФГОС{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Требования к урокуТрадиционный урок Урок по ФГОСОсуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (взаимопроверка, самопроверка)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание учащихсяУчитель осуществляет оценивание работы учащихся на урокеУчащиеся дают оценку (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует заданиеУчащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Общие требования к урокуФормулирование целей и задачПланирование ожидаемых результатов (личностных, метапредметных, предметных)Формирование мотивацииСоздание благоприятного климата на урокеФормирование УУД в рамках каждого элемента урокаПодбор средств достижения результата, адекватных поставленным целямИспользование эффективных технологий
Коммуникативная компетенция выпускника основной школыРечевая компетенцияЯзыковая компетенцияСоциокультурная компетенцияКомпенсаторная компетенцияУчебно-познавательная компетенция
Типы современного урока английского языкаУроки изучения нового материалаУроки обобщения и систематизацииКомбинированные урокиУроки контроля и коррекции знаний, речевых умений и навыков
Специфика урока иностранного языкаКоммуникативная направленность образовательной деятельностиСочетание различных видов речевой деятельностиДоминирование говорения как приоритетного вида речевой деятельностиОрганизация диалогового взаимодействияОбучение грамматике не изолированно, а в контексте видов деятельностиНаличие фонетической и речевой зарядкиНаличие игровых элементов в соответствии с возрастными особенностями – ролевые, интеллектуальные игры и т.д.
Главное в урокеАнглийского языкаЧёткая, ясная цель;Минимум репродуктивных упражнений, максимум творческих;Проблемные и поисковые ситуации;Самостоятельная работа;Возможность рефлексии, причём вывод делают сами обучающиеся;Здоровьесберегающие технологии;Практическая направленность урока;Взаимосвязь и последовательность упражнений;Инструкция по выполнению домашнего задания.
Изучение иностранного языка Формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.Цель:Результат:Принцип дифференциации требований к подготовке обучающихся:Опорная система знаний, умений, навыков (Выпускник научится);Знания, умения и навыки, расширяющие и углубляющие опорную систему (Выпускник получит возможность научиться)
Требования к формулировке цели урокаСпецифичность: отражает специфику предметаКонкретность: включает ожидаемые к концу урока результаты (изменения в личностных качествах учеников): открытие новых знаний, усвоение умений, развитие свойств, осознание ценностей и т.п.Реалистичность: соответствует реальным возможностям (возраст, индивидуальные особенности учеников, численность класса, уровень подготовки, продолжительность урока, техническое обеспечение и т.п.)Диагностичность: наличие критериев, которые позволяют определить достижение цели.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Формулировка цели урока{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F} Общие подходы Планируемый результат Формулировка целиЦель - прогнозируемый результат урокаЦели учителя и обучающегося взаимосвязаныПедагогическая цель прогнозирует изменения в личностных структурах обучающихсяВ задачах урока отражаются пути достижения целимонологВыпускник научится:Передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ ключевые слова/ план/ вопросыНаучить обучающихся передавать основное содержание текста с опорой или без опоры на текст/ ключевые слова/ план/ вопросыдиалогВыпускник научится:Вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языкаНаучить обучающегося вести диалог с использованием времени Past Simple
Требования к разработке проекта урокаНаправленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных;Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, соответствие всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, оценка результата по критериям, строгая логика действий учителя и обучающихся;Соответствие структуры урока положениям системно-деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно-оценочного этапов;
Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объёма для изучения;Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществлению самоконтроля, самооценки, корректирующих действий; Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую).Требования к разработке проекта урока
Технологии обучения иностранным языкамКоммуникативная технологияТехнология обучения в сотрудничестве (Student Team Learning, Jigsaw, Learning Together, etc.)Метод проектовРолевая игра проблемной направленностиКейс-метод (метод ситуативной направленности)Технология развития критического мышленияТехнология деятельностного метода и др.
Технология деятельностного методаМотивация к учебной деятельностиАктуализация знаний и пробное учебное действиеВыявление места и причины затрудненияПостроение проекта выхода из затрудненияРеализация построенного проекта (формулирование правила)Первичное закрепление с комментированием во внешней речиСамостоятельная работа с самопроверкой по эталонуВключение в систему знаний и повторение (изученное + вводимое)Рефлексия учебной деятельности на уроке (проблема – цель – результат –как достигнут?)
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Этапы урокаФормируемые универсальные учебные действияМетоды, приёмы, средства обучения, формы организации учебной деятельности, педагогические технологии1. Мотивация к учебной деятельностиЛичностныеЭмоциональный настрой2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действииРегулятивныеЛичностныеКоммуникативныеПознавательныеПостановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации3. Выявление места и причины затрудненияРегулятивныеЛичностныеКоммуникативныеПознавательныеПроблемный диалог, технология проблемного обучения4. Построение проекта выхода из затрудненияРегулятивныеЛичностныеКоммуникативныеПознавательныеКарта урока, интерактивные плакаты, презентация, проектная деятельность, задания типа: «Задай вопросы, на которые ты знаешь ответы.»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}5. Реализация построенного проектаРегулятивныеЛичностныеКоммуникативныеПознавательныеПроектная деятельность; поисковая, исследовательская деятельность; проведение дидактических игр; выполнение тренировочных заданий в учебнике; работа с интерактивными тренажёрами; поиск информации в словарях, Интернете.6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речиРегулятивныеЛичностныеКоммуникативныеПознавательныеГрупповая, парная работа;Работа с тренировочными упражнениями учебника7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуРегулятивныеЛичностныеПознавательныеСамоконтроль, взаимоконтроль8. Включение в систему знаний и повторениеЛичностныеКоммуникативныеПознавательныеГрупповая, парная работа;Взаимопомощь;Работа по памяткам9. Рефлексия (итог)ЛичностныеКоммуникативныеПознавательныеСамоанализ, самооценка;Приёмы: «ладошка», «смайлики», карты обратной связи
Структура урокаСоблюдение балансовРепродукция – продукцияРечь подготовленная - речь спонтаннаяРечь учителя – речь ученикаТочность высказывания – беглость речиМотивация -5% урока – 2 минПредставление темы, цели, ожидаемых результатов –5% урока – 4 минПодача необходимой информации (новые слова, установки) – 10-15% урока – 6 минЦентральная часть – 50-60% урока (интерактивные формы) – 20 минОбъяснение домашнего задания, оценивание, рефлексия - 20% урока – 10 минВ запасе – 3 минНачало урока по ФГОСуПодводим к теме – песни, фильм (30 сек),картинкиЦелеполагание: тема-вопрос, работа над понятием, ситуация яркого пятна, исключение, домысливание,проблемная сит уация, группировка; подводящий диалог, собери слово, проблема предыдущего урока.
На уроке… (в помощь учителю)После проведения этапов «подвод к теме» и «целеполагание» учитель сам озвучивает цель: by the end of the lesson you will be able to…План шагов ученика – на доске, листе:To learn new wordsTo learn how to use new wordsTo read/ listen about…Учитель: “So what will you be able to do by the end of the lesson?”Проверка домашнего задания:«Гонка за лидером» - с последней парты каждого ряда ученики заполняют по одному фрагменту (пропущенное слово, фразу, часть в таблице, схеме и т.д.) Выполненное задание озвучивается. Побеждает тот ряд, который быстрее и правильней выполнил работу. Если у лидера есть ошибки, рассматриваются другие варианты. Победа может перейти к другому ряду, который выполнил задание медленнее, но без ошибок.
Что желательно делать на каждом уроке?Пересказ (рецептивно – репродуктивный/продуктивный;Вопросы по тексту/опосредовательноСинонимы/антонимыСловообразованиеВиды деятельности:Диалоги –пара у доски, классу – посчитать предложения/“Fresh ideas” – не повторяя то, чтосказали отвечающие.Дебаты – роли раздаются заранее (1 месяц)Создать 2 команды – сначала монолог подготовленный,Затем – дебаты: задача команды соперников – найти уязвимые места в монологах презентующихStory telling – по слову (артикль тоже слово)Insert reading – с подчёркиванием/на полях:+ я знал; - я не знал; ? я хотел бы знать; ! я должен запомнить.Picasso dictation/picture dictationSubstitution drill - ученики меняют слово в предложении (любое)
Рефлексия Незаконченное предложение:На сегодняшнем уроке я узнал, понял, разобрался…Я похвалил бы себя…Особенно мне понравилось…После урока мне захотелось…Мне удалось…Я сумел…Было интересно…Было трудно…Меня удивило…Теперь я могу…Я научился… и т.д.Каким было общение на уроке:занимательнымпознавательнымигровымнеобычнымскучнымрадостнымдружелюбнымАнкетаНа уроке я работал -активно/пассивноСвоей работой на уроке я -доволен/недоволенУрок для меня показался -коротким/длиннымЗа урок я -не устал/усталМоё настроение стало -лучше/хужеМатериал урока был мне -понятен/непонятен -полезен/бесполезен -интересен/скученДомашнее задание мне кажется: -лёгким/трудным -интересным/неинтересным
РефлексияПятёрочкаУченикам предлагается на листе обвести свою рукуКаждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнениеБольшой палец – для меня важно и интересно;Указательный палец – мне было трудно (неинтересно);Средний – для меня было недостаточно;Безымянный палец – моё настроение;Мизинец – мои предложения.Волшебный мешочекУчитель показывает ребятам мешочек и предлагает: "Давайте соберём в этот волшебный мешочек всё самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»Корзина идейУченики записывают на листочках своё мнение об уроке. Листочки – в корзину, затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Все листочки анонимные.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Литература:Гершунский Б.С. Философия образования 21 столетия. - М., 2013Хуторской А.В. Инновационное образование - М., 2010 Методика личностно- ориентированного обучения. - М., 2005Программа «Стратегия воспитания в образовательной системе России», 2015Закон об образовании в Российской Федерации, 2012Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1985Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе - М., 1991Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.,1982Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – М.: Русский язык, 1977Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М.:Русский язык, 1989