Урок развития речи Сочинение-описание по картине К. Васильева Осень (5 класс)


Разработка урока по развития речи в 5 классе
(технологическая карта)
Тема урока:
«Сочинение-описание
по картине К. Васильева «Осень»
Урок подготовила: учитель русского языка
и литературы МАОУ СОШ №3
Корнилина Елена Витальевна
Технологическая карта изучения темы
Тема «Сочинение по картине К. Васильева «Осень»
Цели: Образовательные:
Познакомить учащихся с художественными достоинствами картин ведущих художников России (с творчеством К. Васильева)
Развивающая:
развивать логическое, пространственное мышление и письменную речь.
Воспитательные:
воспитывать внимательное отношение к окружающему миру;
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: самоопределение, самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха\неуспеха в учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция.
- Коммуникативные УУД: постановка вопросов, сотрудничество в поиске и выборе информации, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
- Познавательные УУД: самостоятельное формулирование цели, формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Планируемые результаты Предметные:
Знать: составлять художественное описание природы с элементами оценки изображения действительности; познакомить с творчеством К. Васильева.
Уметь: использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником, поэтом.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; гордость за родной язык; стремление к речевому самосовершенствованию, к усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения; способность к самооценке.
Метапредметные: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной, коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ресурсы:
ПК, интерактивная доска, презентация к уроку, рисунки учащихся на тему: «Осень».
Ключевые понятия: Художник, пейзаж, пейзажная лирика
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Тема: «Сочинение по картине К. Васильева «Осень».
Цели:
1. Формирование умения составлять художественное описание при роды с элементами оценки изображения действительности.
2. Совершенствование умения использовать изобразительные средства пейзажной лирики (Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Толстого, И. Бунина) для описания образов, созданных художником.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с творчеством К. Васильева.
2. Способствовать развитию творческого воображения учащихся, развитию чувств и эмоций детей.
3. Учить воспринимать авторское видение мира, его позицию посредством проникновения в мир художественных, поэтических образов.
4. Учить детей «читать» картину, описывать явления природы с использованием средств художественной выразительности стихотворений русских поэтов, осмысливать и понимать содержание картины.
5. Развивать пространственное мышление.
6. Учить выражать словами свои впечатления, представления.
7. Формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.
8. Формировать умение отбирать речевые средства поэтических текстов одной темы с картиной, работать с эпитетами.
Ход урока
Мотивация и целеполагание:
- Добрый день, ребята! Очень рада вас видеть. Для того, чтобы настроиться на отличный урок, давайте, подарим друг другу улыбки. Садитесь.
II. Актуализация знаний.
Ребята, прочитайте высказывания К.Г.Пауствовского о русском языке: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. Сегодня у нас урок развития речи.
III. Целеполагание и мотивирование.
Каковы задачи уроков развития речи?
- Учиться правильно говорить и писать.
1. Знакомство с художником.
- Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине Константина Васильева. Кто из вас слышал о таком художнике?
Выступление учащегося с сообщением о художнике.
- Константи́н Алексе́евич Васи́льев (3 сентября 1942, Майкоп — 29 октября 1976, Васильево, Татарская АССР, РСФСР) — советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.
Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков — делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.
Учился в Казанском художественном училище (1957—1961). Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963). В конце 1960-х гт. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.
Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972—1975).
Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Ожидание», 1976; «Человек с филином», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг.).
Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании. Открыты Мемориальный музей в пгт. Васильево (1996), Картинная галерея в Казани (1996) и Музей Константина Васильева в Москве, в Лианозовском парке (1998). Премия комсомола Татарии им. М. Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне (в 1988).
Константин Васильев трагически погиб — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года. Похоронен в посёлке Васильево. Похоронили Константина в берёзовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать[2. Словарная работа.
- Спасибо большое. Что означает слово «пейзаж», «пейзажист»?
Чтение стихотворения ученицей.
Демонстрация репродукций картин:
- Мы посмотрели несколько репродукций К. Васильева, на которых изображены четыре времени года. Как вы думаете, почему человек с древнейших времён любит изображать картины природы?
3. Проверка опережающего домашнего задания.
Обратим внимание на нашу выставку рисунков. Тема: «Осень». Каждый рисунок интересен по-своему. Впечатляет разнообразие красок. Кто расскажет о своём рисунке?
Ученики описывают свою работу, иллюстрируют эпитетами, цитатами из стихотворений русских поэтов.
IV. Ввод нового материала.
Знакомство с картиной и «созвучными» ей стихотворениями русских поэтов.
- А мы сейчас рассмотрим, как изобразил красоту осенней природы Константин Васильев. Рассмотрим картину «Осень».
«Божественная стыдливость страдания!» - строчка из стихотворения Фёдора Тютчева может послужить вторым названием к картине К. Васильева «Осень».
- Как удалось художнику красками передать тишину?
- Какие образы подчеркивают плавное течение реки?
- Потемневшая, склонившаяся трава, туманно-прозрачные струи воздуха, поредевшая трепетная листва тонких берёзок – какие эпитеты из стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер» созвучны образам картины?
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная таинственная прелесть…
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный легкий шелест.
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землею,
И как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый холодный ветр порою.
Ущерб изнеможенья и на всем
Та грустная улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
- Какие звуковые эпитеты стихотворения Ф. Тютчева дополняют, украшают наряд осени?
- Что делает Осень грустной, печальной, страдающей, ведь она светла, таинственна, прелестна?
- Какой эпитет в первой части стихотворения нарушает общий колорит?
- Продолжите «впечатлительный» ряд: зловещий, сиротеющий, ущерб…
Осень венчает, заканчивает годовое течение жизни. «Из всех времен года она самая застенчивая, и трудно бывает проследить её шаги. Осень красок, осень ветров, осень дождей». Поэт в каждом её шаге подметил главную черту – грусть. Это грусть – страдание – прощальное чувство, неизбежное, поэтому стыдливое, это уход, но уход божества –её «светлости» . Как дороги нам слова лирика: «в светлости осенних вечеров», «умильная таинственная прелесть», «листьев томный легкий шелест», «туманная и тихая лазурь».
Переданная оттеночными эпитетами красота очень чутка, мимолетна. Ассонас звука [р] в словах «бурь», «ветр» порою стирает краски, разрушает красоту…, но не сейчас. «Грустная улыбка на устах» красавицы-осени. «Туманная», она рождает чувство невыразимой, непередаваемой любви.
Развернутое олицетворение в стихотворении Ф. Тютчева имеет портретное значение.
- Прочитайте стихотворения Е. Баратынского, А. Толстого, И. Бунина из книги-тетради «Времена года». Опишите хозяйку осеннего леса (её характер, одеяние, походку) и её дом-лес.
Представим, глядя на картину К. Васильева, «спокойное движенье», медлительную походку «царевны в венце». Она оглядывает все вокруг, разглядывает свой «терем расписной». Её улыбка «ласкова и застенчива». Осень «только взялась за работу»: расстелила яркий «шуршащий покров земли», «желтая резьба появилась на кронах деревьев, простор везде». Тишина и медлительность дыхания осенних дней не только успокаивают, но и тревожат предчувствием «сходящих бурь». Прекрасная царевна «беспокойно скользящей улыбкой» идет по лесу, а от движения её платья рождается «порывистый холодный ветер».
Как-то по-особенному чувствуешь среди украшенного леса, вдыхая пряный, влажный, холодный воздух.
- Что таится за «упорным» молчанием, за «суровым спокойствием»?
V. Составление плана сочинения-описания по картине К. Васильева «Осень».
План.
Осень красок, осень ветров, осень дождей. Какая осень изображена на картине К. Васильева «Осень»?
«Лес, точно терем расписной…»:
Природа задумалась глубоко-глубоко (звуки осени).
Праздничный наряд деревьев, трав (краски осени).
Предчувствие прощания.
«Чтоб сначала начать через год…» (пейзаж К. Васильева наталкивает на глубокие размышления о жизни, ее бесконечном повторении, движении).
VI. Домашнее задание. Напишите сочинение-описание по картине К. Васильева «Осень».