Конспект урока по русскому языку Контрольное сочинение по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце»
Н.М.Гебгардт,
МБОУ ООШ №26 хут. Новокрасного,
учитель русского языка и литературыКласс: 9 русский
ТЕМА:Р/Р Контрольное сочинение по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце»
ЦЕЛЬ: познакомить с особенностями сочинения –описания по воображению; помочь подобрать материал в соответствии с замыслом сочинения; развивать творческие способности, умение видеть и передавать увиденное.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент
2. Объявление темы и целей урока
-Мы сегодня познакомимся с картиной Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце», увидим прекрасное. А красота, прекрасное воздействуют на нас, создают хорошее настроение, радостные чувства.
3.Изучение новой темы
1) Лекция: Виктор Григорьевич Цыплаков родился в Москве в 1915 году в простой крестьянской семье. Он народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды лауреат Сталинской премии СССР, профессор. Вошел в историю искусства как мастер больших тематических картин: «А.М. Горький на Волге», «В.И. Ленин с крестьянами». Несмотря на достаточно широкое признание, его творчество не находило серьезного отклика в работах по истории советского искусства. Положение изменилось только в 1986 году, когда прошла большая персональная выставка его работ в Академии художеств. Эта выставка стала подлинным новым открытием художника, но, к сожалению, сам художник так ее и не увидел. У него много портретных образов крестьян: «Весенний день», «После трудового дня», много работал с натуры (террасы с разными видами – в сад, на улицу, в лес). Очень интересны весенние пейзажи «Последний снег», «Снег сошел», в которых передано состояние протаявшей, ожидающей тепла земли. Образ укрывающего землю снежного покрова связан с храмами: «Собор Рождества Богоматери в Суздале», «Церковь Благовещения в Борисоглебске». Русское начало выражается в неизменном тяготении художника к своеобразной музыкальности в мотивах. В этом один из секретов эстетического обаяния полотен. Цыплакову был особенно понятен древний поэтический образ «поющего» солнца («Мороз и солнце»). Близость к русской поэзии и музыке (русскому романсу) чувствуется даже в названиях картин и этюдов: «Последние дни осени», «Зимушка-зима», «Март-бокогрей». В зимних пейзажах обращает на себя внимание виртуозное мастерство художника – разнообразная кладка красочного слоя то более плотного и весомого, то, напротив, размытого воздухом, почти акварельного. Не случайно этюд «Мороз и солнце», который ныне находится в Третьяковской галерее, вызвал бурное восхищение И. Грабаря. Смысл своей деятельности он видел в том, чтобы продолжались традиции лучшей в мире реалистической школы.
2)Работа по картине. Перед вами одна из самых сказочно красивых картин художника, которая восхищает и умиляет. Эта картина называется «Мороз и солнце».
Что вы видите на этой картине?
Какие чувства она у вас вызывает?
Какова основная тема картины?
У вас не возникло желание продолжить название картины стихотворными строками? Кто написал это стихотворение?
В лекции вы услышали, что Цыплакову понятен образ «поющего» солнца. Каким вы увидели образы мороза и солнца?
Прежде чем перейти к более детальному описанию картины, давайте вспомним какой стиль, тип речи, жанр вы будете использовать в работе?
Какие выразительные средства языка наиболее уместны при описании картины?
Познакомимся с терминами, которые понадобятся в работе:
Тональность – преобладающее сочетание тонов в картине;
Тон – характер, оттенок красок цвета по яркости и колориту;
Полутон – переход от светлого, яркого цвета к темному;
Оттенок – разновидность одного и того же цвета;
Полутень – слабая прозрачная тень
А что изображено на переднем плане?
А что вы видите на заднем плане?
Для описания картины нам нужно определить микротемы. Какие образы вы увидели
Как и какими красками показал их художник?
Образ солнца
Образ мороза
Образ снега
Образ неба
Образ воздуха
Образ дороги
Образ деревьев
Розоватый оттенок снега в тени, слабая полутень. Розоватый цвет окутал деревья, небо
Сильный обжигающий мороз, красные щеки мужиков, пар, застывающий от дыхания, мороз не дает стоять, щиплет, кусает. Художник использует оттенки белого цвета и полутона от голубого до темно-голубого
Оттенок от седого до сиреневатого цвета, в тени до темно-розового, вдали белоснежный
Снежное, на горизонте блекло-голубое, размытое, переходящее в голубой
Морозный, застывший от сильного холода, воздух чистый, прозрачный
Узкая санная колея, сворачивающая круто вправо, уходящая вниз
Заиндевевшие, воздушные, сиреневатые, царственные, словно невесты, принарядились в белое одеяние
День великолепен! Морозный воздух бодрит. Но не все застыло от мороза. Что показал художник в движении?
Художник использует движение как элемент композиции. Для чего оно нужно?
Перед нами особый пейзаж, который создает определенное настроение. Пейзаж можно рассматривать как образ природы, но и как выражение душевного состояния. Именно такой пейзаж называется пейзажем настроения.
Какое настроение вызвала эта картина у вас?
Какая тональность картины?
Какой тон картины?
Как решается воздушная перспектива?
Используется ли в картине полутень?
Где используется полутон?
Какой вывод можно сделать?
3) Составление плана сочинения
4) Написание сочинения по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце»
4. Итог урока.
Понравился ли вам урок? Чем? Что нового для себя вы узнали? По прослушанным микротемам я могу сделать вывод, что вам понятна тема картины и вы напишете хорошее сочинение