Конспект урока по изобразительному искусству Рисование портрета человека (6 класс)
Цель:
- Познакомить учащихся с конструкцией головы человека, пропорциями человеческого лица
- познакомить учащихся с особенностями графического портрета.
- развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.
Обучающая: изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.
Развивающая: развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.
Критерии обученности (формируемых знаний и умений)
Учащиеся должны:
Иметь представление Знать Уметь
О средствах выразительности, используемых автором для передачи внутреннего мира героев, технике рисования графическими средствами. Различные жанры искусства
Средства выразительности, технику рисования графическими средствами, что в портретном изображении должен
выражаться характер и внутренний мир человека.
Различать портрет от других жанров искусства,
изображать голову человека
Методическая цель обучить технике рисования графическими средствами
Методы обучения иллюстративно-объяснительный, частично-поисковый, упражнение-эксперимент, выставка
Форма организация деятельности учащихся индивидуальная, групповая, фронтальная
Ход урока
Точка, точка запятая (песня)
(1 СЛАЙД презентации)
Учитель: Когда вы были совсем маленькими, то ваши рисунки с изображением человека полностью соответствовали этой детской песенке.
Прошло много лет, и теперь с этой задачей , я надеюсь, вы справляетесь гораздо лучше. А как называется жанр, в котором главным объектом изображения является человек? (портрет)
Учитель: Так что же такое портрет. Вспомним значение этого слова
(2 СЛАЙД)
Ученик: Портрет - изображение облика человека. Кроме внешнего сходства портрет запечатлевает духовный мир не только изображаемого человека, но и художника.
Учитель : Эпиграфом к нашему уроку возьмем строки из стихотворения Н.Заболоцкого.
(3 СЛАЙД)
Любите живопись, поэты!
Ведь ей единственной даноДуши изменчивой приметы
переносить на полотно.
Действительно, живопись – это зеркало человеческой души.
(4 СЛАЙД)
Перед вами картины художников В.А. Тропинина «Портрет сына», Жана-Луи Вуаля «Портрет девочки в шляпе» (Портрет Елизаветы Строгоновой). На картинах изображены дети. Попытаемся описать их внешность, состояние, внутренний мир. Помогут составить описание вопросы:
1. Кто изображен на картине? Возраст?
2. О чем нам расскажет лицо героя?
3. О чем говорит его одежда?
4. Как относится художник к своему герою.
5. Совпадает ли мое впечатление о герое с позицией автора?
Примерные ответы .
Первый ученик: Я буду рассказывать про девочку. Ей, наверное, лет 12-13, как и мне. У этой девочки такое нежное лицо, едва уловимая улыбка, волосы не растрёпаны, а так аккуратно выглядят, как будто у взрослой дамы. А самое главное, у неё просто необыкновенная шляпа: с большими полями и украшенная живыми цветами. Это очень красиво! Одета девочка просто, но с большим вкусом. Видно, что её очень любят и заботятся о ней. Мне кажется, она любила читать и гулять по саду. Наверное, она воспитанная и очень милая девушка.
Второй ученик: А я хочу сказать о портрете, на котором изображён мальчик. Это сын художника В.А. Тропинина. Наверное, мальчик только что вернулся с улицы, где играл с друзьями. Мне кажется так, потому что одет он не по-домашнему, а для прогулок, так, чтобы бегать, прыгать. У него вьющиеся золотистые волосы, красивые глаза. Еще я вижу, что взгляд у этого мальчишки умный, он много знает. Я думаю, что он не задирает нос. И с таким мальчиком можно было бы подружиться.
Учитель: Спасибо за интересный рассказ.
(5 СЛАЙД)
Для выполнения картин художник рисует много эскизов, набросков, рисует он их карандашом. Карандашные работы, конечно, не передают нам целостности картины, это лишь подготовительный материал для творчества мастера. Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно он стал самостоятельным видом искусства – графикой . Графический портрет - это отдельный вид искусства. Целью нашего урока является выполнение именно графического портрета.
Учитель: Давайте подумаем , легко ли рисовать человека и что необходимо знать, чтобы научиться рисовать портрет?
Ученики: (примерные ответы) : Какова форма головы? Как изобразить объем головы? Как правильно расположить на лице глаза, нос и рот? Как сделать так, чтобы портрет был похож на изображаемого человека? Как передать эмоции на лице?
Учитель: Хотите научиться рисовать портрет человека? Давайте учиться.
(6 СЛАЙД)
Вы видите еще раз тему нашего урока . Разберем значение выделенных слов
(7 СЛАЙД)
Учитель : У слова «конструкция» несколько значений, но сегодня нас интересует только одно.
Ученик (читает): Конструкция — строение, устройство, взаимное расположение частей какого-либо предмета.
Учитель: Рассмотрим конструкцию, то есть устройство головы. У меня на столе яйцо и шар. (демонстрирует) Какой из этих предметов больше напоминает голову? Правильно, яйцо. Внимательно рассмотрим яйцо. У него есть широкая часть и середина, сужающаяся книзу. Также и череп человека состоит из двух частей. Каких?
Ученики : Черепной коробки и лица.
Учитель: Теперь мы сделаем первый шаг к поиску пропорций. Пропорции – это соотношения частей, составляющих одно целое. (Демонстрирует лист бумаги). Сворачиваем лист пополам и проведем горизонтальную линию. Если голова человека расположена прямо, то линия середины глаз будет находиться посередине всей высоты головы, т.е. на этой линии.
Сделаем и следующий шаг. Лицо человека имеет симметричные детали, а значит нам для построения лица необходима еще одна важная линия. Какая? Вертикальная, которая разделит очертания головы пополам. Эта линия называется срединной. ВЫВОД: лицо симметрично.
(8 СЛАЙД)
На лице можно выделить следующие линии. (Показывает на схеме) Отметим эти линии на своем лице (дети показывают) Это линии волос, бровей, глаз, основания носа, рта.
Учитель: Лицо рисовать довольно сложно. Для этого надо хорошо знать математику и правила рисования.
Первое правило рисования . Условно лицо можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.
Давайте попробуем составить еще правила. У вас на столах напечатаны незаконченные фразы, дополните их. Вам в помощь лежит еще схема рисования лица .(9 СЛАЙД)
2. Линию глаз можно поделить на…. ( пять) одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.
3. Расстояние между глазами примерно равно длине ….(глаза).
4. Длина губ равна расстоянию от середины…. (одного глаза) до середины другого.
5. Ширина носа равняется длине….. (глаз), а рот немного шире носа.
6. Верхний край уха расположен на уровне… (бровей), нижний — на уровне основания (носа).
Учитель: Работа закончена, проверим себя
(10 СЛАЙД)
Учитель: Эти правила рисования пригодятся при выполнении графического портрета.
Но художнику недостаточно только правильно соблюсти пропорции. Ему необходимо изобразить индивидуальные черты лица, характера, красоту, которой наделен каждый.
Человек выражает на своем лице различные эмоции. При этом двигаются мышцы глаз, рта, бровей. Рассмотрим лица людей, выражающие различные эмоции.
(11, 12 СЛАЙД)
Итак, очень часто слова не нужны, чтобы рассказать о состоянии и настроении человека .
(13 СЛАЙД)
Это схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях
(14 СЛАЙД)
Перед вами эта таблица и слова, выражающие разные чувства. Обозначьте стрелочками , какое чувство к какому изображению относится.
(15 СЛАЙД) Проверьте себя
(16 СЛАЙД) Следующее задание. Перед вами на партах заготовки: лица, глаза, рты , брови, носы, прически. Составьте лицо с различными выражениями.
Просмотр работ
(17 СЛАЙД)
Физкультминутка
Встаньте , пошагаем по дорожке.
Встретили друга, поздоровайтесь с ним (одной рукой, затем другой).
Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).
Вы обиделись – (покажите мимикой лица обиду).
Друг дает вам цветок – вы удивились (покажите мимикой лица удивление).
Улыбнитесь друг другу. Садитесь
А знаете ли вы, что ….. Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!
(18 СЛАЙД)
Учитель: Мы с вами теперь имеем знания, осталось применить эти знания на практике. Вы рисуете в альбомах, я - на доске. Будем голову человека рисовать в анфас , то есть, когда он смотрит прямо.
1. Во-первых , нужно нарисовать прямоугольник 10 см на 14 см. Нужно разделить высоту на 7 частей (по 2 см). Пронумеровать линии от 1 до 8. Разделить ширину напополам.
(19 СЛАЙД) 2. Далее определимся с формой головы. Она бывает разных типов. Рисуем выбранную форму головы в прямоугольнике.
(20 СЛАЙД)
4. Проводим дополнительную линию глаз (между 4 и 5 линией). Делим полученную линию на 5 равных частей (по 2 см). Рисуем глаза двумя дугообразными линиями.
5. Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.
(21 СЛАЙД)
6. Рисуем глаза: глаз состоит из цветной радужной оболочки и зрачка. Закрашиваем зрачки. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком.
Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко. Рисуем ресницы.
7. Над глазами находятся брови, нарисуем их. Форму придумайте сами. Закрасим их в направлении от носа.
(22 СЛАЙД)
8. Рисуем нос. Если научимся рисовать нос – научимся рисовать человека.
Проводим горизонтальную линию на 3 линии (кончик). От бровей ведем две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри. Основание носа равно ширине глаза.
(23 СЛАЙД)
9. 2-я линия – линия рта. Уголки рта находятся под зрачками. Проводим линии от зрачков вниз. Форма губ разная. Не забываем про улыбку, значит, уголки губ подняты вверх. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Закрашиваем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, т.к. на неё падает свет.
10. Рисуем надгубные складки.
11. Рисуем уши. Уши располагаются от линии бровей до линии кончика носа. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочку уха, обозначаем ямки.
12.Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта.
13. Обозначаем дугообразной линией лицо.
(24 СЛАЙД)
14Рисуем волосы
Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на 7 линии Все причёски можно свести к наиболее типичным. Это типы женских причесок.
(25 СЛАЙД). А это мужские прически
(26 СЛАЙД)
15. Рисуем шею.
Шея является опорой для головы. Перед началом рисования нужно определить высоту шеи и её отношение к высоте и ширине головы. Сама шея состоит как бы из трёх условных фигур: прямоугольника и двух треугольников.
Итог урока
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Очень приятно,что на большей части ваших рисунков - улыбающиеся лица, что выражает ваше позитивное отношение к миру.
Рефлексия
Кому урок понравился – улыбнитесь.
(27 СЛАЙД)
Я вижу ваши улыбки, значит, урок достиг своих целей. Спасибо за улыбки
приложение
1. Кто изображен на картине? Возраст?
2. О чем нам расскажет лицо героя?
3. О чем говорит его одежда?
4. Как относится художник к своему герою.
5. Совпадает ли мое впечатление о герое с позицией автора?
ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ
1. Условно лицо можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.
2. Линию глаз можно поделить на___________одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.
3. Расстояние между глазами примерно равно длине _________________.
3. Длина губ равна расстоянию от середины____________________________ до середины другого.
4. Ширина носа равняется длине_______________, а рот немного шире носа.
5. Верхний край уха расположен на уровне____________________, нижний — на уровне основания ___________________.
Смех, радость, печаль, презрение, размышление, спокойствие, боль, плач, внимание