Рабочая программа по эрзянскому языку 5 кл.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по эрзянскому языку составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программ общего образования; Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года и авторской программы по изучению эрзянского языка (авторы составители программы: Кочеваткина О. В., Ивлюшкина Н. И.) рекомендованной к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия, УМК «Школа России» в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1; №273 от 01.08.2013 г.
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312).Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2012г № 23290);Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Федеральный базисный учебный план 2004 г.
Учебный план МОБУ «Б-Сыресевская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
СанПиН 2.4.2.2821 – 10. Санитарно – эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно – воспитательного процесса).
Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:
5 класс Кочеваткина О. В.
Ивлюшкина Н. И.
Дмитриева С.Ю. Эрзянский язык (четвертый год обучения) 2010 г. Саранск: Мордовское книжное издательство
Многоязычное образование в российской школе рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский, эрзянский) языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование уже в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико–семантической системой одного из мордовских языков. Мордовские (мокшанский или эрзянский) языки наряду с русским должны быть активно включены в структуру сознания и деятельности учащихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности.
В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.
Постановка целей и отбор содержания обучения предмету осуществляется с позиции возможного реального использования эрзянского языка как в условиях непосредственного общения, в том числе и с носителями языка, так и в ситуациях опосредованного общения (понимание аутентичных аудио – и печатных текстов).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.
Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.
Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно – поисковому творчеству.
Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно – коммуникативные потребности учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание образования включает в себя три взаимосвязанных структурно-смысловых аспекта, направленных на целостное восприятие школьниками лингводидактического объекта познания: тематический, речевой, языковой.
1. Тематический аспект- Летние каникулы.
Времена года. Дары осени.
Школьные принадлежности.
Путешествие и виды транспорта.
Словари, разговорники эрзянского языка .Празднование дня рождения, семейные традиции .Мой город, моё село.
Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт .Портрет друга, подруги.
Знакомство с детским журналом «Чилисема».
Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия.
Характеристика класса.
Зимние забавы. Приметы зимы.
Костюм национальный (женский, мужской).
Подготовка к празднованию Нового года и Рождества.
Празднование Нового года у финно-угорских народов.
Колядки.
23 февраля - День мужества.
Распорядок дня.
8 марта - Международный женский день.
Приметы весны.
Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки).
Еда, напитки (национальные).
Мой воскресный день.
Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож».
Знакомство с героями финно - угорских сказок.
Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха.
Знакомство с журналом «Сятко».
Одежда, обувь (весенняя, летняя).
Экскурсия по родному городу.
Мордовские народные игры.
Здоровье. Гигиена. Части тела.
Мы собираемся на каникулы. Планы на лето.
2. Речевой аспект
Говорение. Диалогическая речь. Приветствие и прощание. Знакомство, представление друга. Просьба, приглашение к действию с использованием утвердительных, побудительных предложений. Согласие/несогласие, благодарность, желание/нежелание. Пожелание, приглашение, поздравление и реагирование на них положительно /отрицательно, с использованием простых речевых клише. Ведение элементарного диалога в ситуациях повседневного общения в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора.Говорение. Монологическая речь. Описание предмета, картинки, иллюстрации к сказке, личной фотографии, собственного рисунка на заданную тему. Короткий рассказ в пределах тематики начальной школы. Воспроизведение наизусть стихов, песен и других произведений детского фольклора.Аудирование. Понимание речи учителя. Понимание речи собеседников в процессе диалогического общения на уроке. Полное понимание небольших простых сообщений, сказок, рассказов на основе языковой догадки и средств изобразительной наглядности.Чтение. Техника чтения вслух: соотнесение графического образа слова со звуковым; соблюдение ударения в словах, фразах; соблюдение интонации. Полное понимание при чтении про себя текстов, построенных на изученном материале.Письмо и письменная речь. Списывание текста, выписывание из него слов, словосочетаний, простых предложений. Заполнение простой анкеты. Написание поздравления, короткого личного письма другу (с опорой на образец).
3. Языковой аспект
Произносительная сторона речи. Произношение всех звуков мордовского языка. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий и специальный вопрос), побудительного, восклицательного.Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа в объёме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики - клише как элементы речевого этикета.Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы простого предложения (утвердительные, вопросительные, отрицательные). Общие и специальные вопросы. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Имя существительное Единственное и множественное число имён существительных. Глагол. Времена глаголов. Имя прилагательное. Образование имён прилагательных. Местоимения. Личные, вопросительные, указательные, притяжательные местоимения. Числительные. Количественные числительные от 1 до 10. Порядковые числительные.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В национально - региональном компоненте для образовательных учреждений Республики Мордовия предусматривается обязательное изучение мордовских (эрзянского и мокшанского) языков в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 68 часов (2 часа в неделю).
По учебному плану МОБУ «Б-Сыресевская СОШ» на изучение эрзянского языка в 5 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Данная программа на изучение эрзянского языка в 5 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно – поисковому творчеству.
Коммуникативная компетенция.
На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.
Речевая компетенция.
Реализуется в таких видах речевой деятельности, как аудирование (понимание устной речи), говорение (продуцирование устной речи), чтение (понимание письменной речи), письмо (продуцирование письменной речи).
Аудирование – рецептивная деятельность, представляющая собой одновременно восприятие и понимание звучащей речи. В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, понимание всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико–грамматическом материале.
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности. Являясь наиболее активной формой речевого взаимодействия, оно обеспечивает решение познавательных и коммуникативных задач формирования у школьников знаний, ценностных ориентаций, организации их совместной деятельности.
Говорение предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи является взаимосвязанным процессом и происходит параллельно.
Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе обучения является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.
Письмо (письменная речь). Связная письменная речь не является целью обучения. Ее задачи ограничены выработкой таких умений, как
списывание с печатного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам; изменение формы слова по образцу и т.д.);
выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений;
письмо по памяти;
письмо под диктовку;
самостоятельное письменное высказывание (1-5 предложений).
Языковая компетенция.
Представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи. Основными составляющими языковой компетенции являются:
Произносительная сторона речи. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий и специальный вопрос), побудительного, восклицательного.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования: словосложение и аффиксация, в том числе суффиксы существительных -кс, -ма, -мо,-ця, -ка, -нэ, -не, -ке, суффиксы глаголов -в, -вт, -м, -с, -н. Заимствования из русского и других языков.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы простого предложения. Порядок слов в простом предложении. Предложения с простым глагольным, составным глагольным сказуемым. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах. Безличные предложения в настоящем времени. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами и, или.
Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, прошедшем, будущем времени.
Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу и исключения. Указательная и притяжательная форма имен существительных.
Имя прилагательное. Прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные до 100.
Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные.
Послелоги места, направления.
УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЭРЗЯНСКИМ ЯЗЫКОМ
Изучение эрзянского языка как государственного должно предоставить учащимся возможность:
правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения эрзянского языка; соблюдать интонацию основных типов предложения;
овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, усвоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;
получить представление об основных грамматических категориях эрзянского языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог – расспрос в ограниченном
круге ситуаций повседневного общения;
кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и
облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами
ознакомительного и изучающего чтения;
писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом обучения должны явиться такие качества личности учащегося, как инициативность, раскованность, умение работать в коллективе, устойчивый интерес к изучению предмета.
В результате изучения эрзянского языка в 5 классе учащиеся должны:
1. знать/понимать:
В области говорения:
уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;
воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.
В области аудирования:
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.
В области чтения:
овладеть техникой чтения вслух;
читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
В области письма:
писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец).
2. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Дети должны уметь употреблять в речи:
существительные в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
глаголы в 1, 2, 3 лице единственного и множественного числа, настоящего, будущего, прошедшего времени; повелительная и побудительная форма глаголов;
прилагательные в единственном и множественном числе;
местоимения притяжательные, вопросительные, указательные, неопределенные, личные в единственном и множественном числе;
числительные количественные и порядковые от 1 до 100;
частицы да, нет, не, частица не с глаголами;
наречия места, времени, качества;
послелоги места, направления;
прилагательные и наречия в сравнительной и превосходной форме (седе маласо, кискась овтошка, сех маласо, сех виев, овтось верьгиздэ виев);
частица не с деепричастием (апак учо, апак пеле).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Личностными результатами изучения предмета «Эрзянский язык» в 5 классе являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметным результатом изучения курса «Эрзянский язык» является формирование универсальных учебных действий.Регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;- проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану.Познавательные:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других;- выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметным результатом изучения курса «Эрзянский язык» является сформированность следующих умений:- отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - осмысленно, правильно читать целыми словами и предложениями; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - подробно пересказывать текст; - составлять устный рассказ по картинке; - называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; - определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); - обозначать мягкость согласных звуков на письме; - определять количество букв и звуков в слове; - писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; - ставить пунктуационные знаки конца предложения; - списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; - находить корень в группе доступных однокоренных слов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРЕДМЕТУ «ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК»
В процессе изучения мордовских языков знания обучаемых оцениваются по 5 бальной шкале измерения уровня знаний и качества усвоения учебного материала, при этом качественные характеристики овладения минимумом знаний рекомендуется применять по следующему принципу:- четвёртый год обучения - по результатам усвоения поурочного объема лексико-грамматического материала и уровню сформированности коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме – по 5 бальной шкале.Тематическое планирование в 5 классе
I четверть (18 часов)Темы уроков:
Повторение пройденного материала. Летние каникулы (2 ч.).
Времена года. Дары осени (2 ч.).
Школьные принадлежности (2 ч.).
Путешествие и виды транспорта (2 ч.).
Словари, разговорники эрзянского языка (3 ч.).
Празднование дня рождения, семейные традиции (2 ч.).
Мой город, моё село (2 ч.).
Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт (3 ч.).
II четверть ( 14 часов)Темы уроков:
Повторение материала, пройденного в первой четверти (1 ч.).
Портрет друга, подруги (1 ч.).
Знакомство с детским журналом «Чилисема» (3 ч.).
Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия (2 ч.).
Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса) (2 ч.).
Зимние забавы. Приметы зимы (3 ч.).
Костюм национальный (женский, мужской) (2 ч.).
III четверть (22 часа)Темы уроков:
- Повторение материала, пройденного во второй четверти (1 ч.).
Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у финно-угорских народов (3 ч.).
Колядки (2 ч.).
23 февраля - День мужества (2 ч.).
Распорядок дня (2 ч.).
8 марта - Международный женский день (2 ч.).
Приметы весны (2 ч.).
Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки) (2 ч.).
Еда, напитки (национальные) (2 ч.).
Мой воскресный день (2 ч.).
Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож». Знакомство с героями финно – угорских сказок. (2 ч.).
IV четверть (14 часов)Темы уроков:
Повторение материала, пройденного в третьей четверти (1 ч.).
Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха (2 ч.).
Знакомство с журналом «Сятко» (2 ч.).
Одежда, обувь (весенняя, летняя) (2 ч.).
Экскурсия по родному городу (2ч)
Мордовские народные игры (2ч)
Здоровье. Гигиена. Части тела (2ч)
Мы собираемся на каникулы. Планы на лето.(1 ч.)
Календарно-тематическое планирование
в 5 классе
№ урока Тема урока Вид занятия Кол-во часов Виды самостоятельной работы Дата
план факт
1 раздел-18 часов
1.1 Летние каникулы. Урок повторение. Урок повторения новых знаний. 1 Работа с текстом 1.2
К/д Летние каникулы. Вводный контрольный диктант на тему «Повторение». Урок повторения. 1 Анализ диктанта. Работа над ошибками. 1.3 Времена года. Имя существительное. Знакомство с новым материалом. 1 Работа с текстом 1.4
Р/р Дары осени. Развитие речи. Изложение «Сёксесь сась». Знакомство с новым материалом. 1 Анализ изложения. 1.5 Школьные принадлежности. Одушевлённые существительные. Знакомство с новым материалом. 1 Работа с текстом 1.6 Школьные принадлежности. Неодушевлённые существительные. Повторение пройденного. 1 Работа с текстом 1.7 Путешествие и виды транспорта. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Урок закрепления новых знаний. 1 Игра «Евтак, те кие? Те мезе?». 1.8 Путешествие и виды транспорта. Урок закрепления новых знаний. 1 Работа с текстом 1.9 Словари, разговорники эрзянского языка. Существительные собственные и нарицательные. Знакомство с новым материалом. 1 Работа с текстом 1.10 Словари, разговорники эрзянского языка. Урок закрепления новых знаний. 1 Повторение слов 1.11 Словари, разговорники эрзянского языка. Существительные ед. и мн. числа. Повторение пройденного. 1 Работа с текстом 1.12 Празднование дня рождения. Творческий диктант по теме «Имя существительное». Урок закрепления новых знаний. 1 Работа с текстом 1.13 Семейные традиции. Склонение существительных. Основное склонение. Урок закрепления новых знаний. 1 Повторение слов 1.14 Мой город, моё село. Указательное склонение существительных. Урок закрепления новых знаний. 1 Повторение слов 1.15 Мой город, моё село. Притяжательное склонение существительных. Урок закрепления новых знаний 1 Работа с текстом 1.16
Т. Писатели и поэты Мордовии. Тестирование. Знакомство с новым материалом 1 Работа с тестами 1.17
Р/р. Писатели и поэты Мордовии. Развитие речи. Рассказ «Монь вечкевикс эрзянь сёрмадыцям». Урок закрепления новых знаний 1 Составление рассказа 1.18 Мой любимый писатель, поэт. Падежи имени существительного. Именительный, родительный падежи. Урок закрепления новых знаний 1 Работа с карточками 2 раздел -14 часов
2.1
К/д Повторение пройденного за 1 четверть. Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Урок закрепления новых знаний 1 Анализ диктанта. Работа над ошибками. 2.2 Портрет друга. Дательный и отложительный падежи. Знакомство с новым материалом
1 Разучивание стих-я2.3 Портрет подруги. Образование формы отложительного падежа. Знакомство с новым материалом. Закрепление новых знаний. 1 Работа с текстом 2.4 Работа с детским журналом «Чилисема». Местный и исходный падежи. Знакомство с новым материалом. 1 Работа над переводом текста 2.5
Р/р Работа с детским журналом «Чилисема». Развитие речи. Составление заметки для журнала на самостоятельную тему. Урок закрепления новых знаний 1 Работа с журналом 2.6 Профессия в нашей семье. Направительный и вносительный падежи. Знакомство с новым материалом 1 Составление рассказа по рисунку 2.7 Моя любимая профессия. Урок закрепления новых знаний 1 Работа с карточками 2.8 Мой класс. Переместительный и превратительный падежи. Знакомство с новым материалом 1 Работа с текстом 2.9
Р/р Характеристика класса. Развитие речи. Составление рассказа по представлению. Урок закрепления новых знаний 1 Работа с учебником 2.10 Зимние забавы. Приметы зимы. Знакомство с новым материалом 1 Игры на снегу 2.11
Р/р Зимние забавы. Приметы зимы. Развитие речи. Составление рассказа по картинкам. Урок закрепления новых знаний 1 Работа с рисунками 2.12 Зимние забавы. Приметы зимы. Изменение существительных по падежам. Урок закрепления новых знаний 1 Работа по карточкам 2.13 Женский национальный костюм. Суффикс. Уменьшительно – ласкательные суффиксы существительных. Знакомство с новым материалом 1 Работа с иллюстрациями 2.14
Т/д Мужской национальный костюм. Творческое задание. Урок закрепления новых знаний 1 Нарисовать членов своей семьи в национальных костюмах 3 раздел- 22 часа
3.1 Повторение материала за 1 полугодие. Контрольный диктант на тему «Склонение имен существительных». Урок закрепления 1 Анализ диктанта. Работа над ошибками. 3.2. Подготовка к празднованию нового года и рождества. Имя прилагательное. Знакомство с новым материалом. 1 Работа с текстом. 3.3
Р/р Подготовка к празднованию нового года и рождества. Составление письма Деду Морозу. Урок закрепления новых знаний 1 Работа с текстом письма 3.4 Празднование нового года у финно-угорских народов. Закрепление нового материала. 1 Слушание 3.5 Колядки. Качественные прилагательные. Знакомство с новым материалом. 1 Слушание и разучивание колядок 3.6 Колядки. Качественные прилагательные. Урок закрепления 1 Работа с карточками 3.7 23 февраля – День
Мужества. Относительные прилагательные. Знакомство с новым материалом. 1 Повторение слов 3.8 23 февраля – День мужества. Относительные прилагательные. Урок закрепления
1 Работа с текстом открытки к 23 февраля 3.9 Распорядок дня. Качественные и относительные прилагательные. Знакомство с новым материалом 1 Разучивание новых слов 3.10
К/д Распорядок дня. Контрольный диктант на тему «Имя прилагательное». Урок закрепления 1 Анализ диктанта. Работа над ошибками. 3.11 8 марта – Международный женский день. Словосочетание. Знакомство с новым материалом 1 Составление текста открытки к 8 марта 3.12
О/у 8 марта – Международный женский день. Мастер – класс. Знакомство с новым материалом 1 Мастер - класс 3.13 Приметы весны. Образование прилагательных от имён существительных. Знакомство с новым материалом 1 Работа по карточкам 3.14 Приметы весны. Образование прилагательных от имён существительных. Закрепление нового материала 1 Работа с текстом 3.15 Повадки птиц. Послелоги. Знакомство с новым материалом 1 Игра «Повадки птиц». 3.16
Т/д Повадки птиц.
Послелоги. Творческая работа по теме «Образование имен прилагательных» Урок закрепления новых знаний 1 Слушание голосов птиц 3.17 Еда, напитки (национальные). Глагол.
Знакомство с новым материалом 1 Работа с текстом 3.18 Еда, напитки (национальные). Глагол. Урок закрепления новых знаний 1 Работа по карточкам 3.19 Мой воскресный день. Настоящее время глагола. Урок-экскурсия 1 Наблюдение за природой 3.20 Мой воскресный день. Настоящее время глагола. Урок закрепления новых знаний 1 Работа с рисунками 3.21 Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож» Знакомство с новым материалом 1 Работа с текстом, слушание. 3.22 Знакомство с героями финно – угорских сказок. Знакомство с новым материалом 1 Слушание 3.4 раздел – 14 часов
4.1
Т. Повторение изученного материала. Тестирование. Урок закрепления новых знаний 1 Работа с текстом 4.2 Весенние праздники. Пасха. Знакомство с новым материалом 1 Игра 4.3 1 апреля – День смеха. Урок закрепления 1 Работа над аудированием4.4 Знакомство с журналом «Сятко». Прошедшее время. Знакомство с новым материалом 1 Работа с журналом 4.5 Знакомство с журналом «Сятко». Прошедшее время. Урок закрепления 1 Составление заметки 4.6 Одежда, обувь (весенняя, летняя). Будущее время. Знакомство с новым материалом 1 Составление рассказа по картине 4.7 Одежда, обувь (весенняя, летняя). Будущее время. Знакомство с новым материалом 1 Разучивание стих-я4.8 Экскурсия по родному краю. Словосочетание. Знакомство с новым материалом 1 Урок - экскурсия
4.9
Р/р Экскурсия по родному краю. Развитие речи. Сочинение – описание «Монь велем». Урок закрепления 1 Работа над сочинением 4.10 Мордовские народные игры. Знакомство с новым материалом 1 Играем все вместе. 4.11 Мордовские народные игры Урок закрепления новых знаний 1 Работа с карточками 4.12 Здоровье. Гигиена, Части тела. Предложения по цели высказывания. Знакомство с новым материалом 1 Работа с текстом 4.13 Здоровье. Гигиена, Части тела. Тестирование. Знакомство с новым материалом 1 Работа с тестами 4.14 Мы собираемся на каникулы. Планы на лето. Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие. Урок повторения 1 Итого: 68 часов МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(уроконь ветямонь кедьёнкстнэ)
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1) Учебникесь«Тиринь кель», 5 класс: Кочеваткина О.В., Ивлюшкина Н.И., Дмитриева С.Ю. Саранск Мордовской книжной издательствась, 2010 ие.
2. Эрзянь кеелень коряс программа 5–це класстнэнень, Саранск, Мордовской
книжной издательствась, 2009 ие3. Диктантт ды изложеният./ Саранск, Мордовской книжной издательствась, 2001 ие.
Печатные пособия
Кель- валонь кастомань сюжетной картинкат. М: «Просвещение».
Картины по развитию речи для учащихся нерусских школ. А.А.Горцевский.
Эрзянь келень коряс таблицань комплект.
Мордовия республикань карта.
Мордовия республикань государственной символикась.
Финно- угорской келень семиясь (плакат).
Эрзя- мокшонь сёрмадейтнень портретэст (набор).
С.Д.Эрьзянь скульптуранзо марто фотографиянь набор.
Мордовия республикань содавикс таркатне ( набор открыток).
Мордовский народ в истории и культуре.
«Масторава».
Эрзянь келень коряс валкстнэВалонь ёвтнемань валкс./ К.Г. Абрамов, Саранск, морд кн изд, 2002 ие.
Этимологиянь валкс/ Д.В.Цыганкин, Саранск, морд кн изд,1998 ие.
Антонимень валкс.
Эрзянь разговорник.
Альбом. «Государственная Третьяковская галерея», М: «Советский художник».
Жанровая живопись русских художников (картинат)
Дидактической ды раздаточной материал. Явшезь темань коряс.
Технические средства обучения
Классной доскась таблицань, картинань педявтома марто.
Компьютер.
Сканер.
Принтер.
Экранно - звуковыв пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
CD диск «Финно- угорские сказки».
Мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Интернет - источники
http://www.edu.ru — каталог образовательных интернет-ресурсов.
http://www.ed.gov.ru — МО РФ.
http://www.school.edu.ru — Российский общеобразовательный портал.
http://www.it-n.ru — сеть творческих учителей.
http://www.prosv.ru/umk/shkola-rossii/info.aspx?ob_no=18353-сайт УМК «Школа России»
Сайты по изучению эрзя языка
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://lazalyk.narod.ru/business.html
http://erziyany-kely.ucoz.ru/news/2007-11-12-14
«Эрзянь ки» http://www.erzan.ru/news/erzjanskie-familii
Рекомендуемая литература
Абрамов, К.Г. Люди стали близкими: роман / К.Г. Абрамов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.
Абрамов, К.Г. Степан Эрьзя: роман / К.Г. Абрамов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977.
Ануфриева, Н. А. Родиноведение. Учебник для 5 класса / Н. А. Ануфриева-Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997.
Астрадамов, В.И. Особо охраняемые природные территории Республики Мордовия / В.И. Астрадамов, Л.Д. Альба, Т.Б. Силаева и др. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997.
Бузакова, Р.Н. Словарь синонимов эрзянского языка / Р.Н. Буза-кова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982.
Беззубова-Кипайкина, Н.А. Тестт эрзянь келень коряс. 10-це- 11-це класенэнь / Н.А. Беззубова-Кипайкина / Ковылк. тип. - Саранск, 2004.
Богатырев, П.Г. Фольклор как особая форма творчества / П.Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971.
Вейсэ, башка, тешке вельде: валке / Н.А. Агафонова, М.Д. Имай-кина, М.В. Мосин ды лият. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002.
Водясова, Л.П. Текстэить келензэ ваннома кужотне / Л.П. Водясо-ва, Е.П. Прокаева / Мордов. гос. пед. ин-т - Саранск, 2003.
Грамматика мордовских языков. Фонетика. Графика. Орфография. Морфология / Под ред. Д.В. Цыганкина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1980.
Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003.
Зиновьев, Н.В. Человек и время / Н.В. Зиновьев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994.
Маскаев, А.И. Мордовская народная эпическая песня / А.И. Мас-каев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964.
Мордва: Историко-культурные очерки. - Саранск, 1995.
Мордовские народные песни / Сост. Г.И. Сураев-Королев; под ред. В.М. Беляева. - М.: Наука, 1957.
Нормы мокшанской и эрзянской орфографии, орфоэпии и пунктуации / НИИ яз., лит., истории и экономики при Правительстве Респ. Мордовия. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1995. - 63 с.
Осовский, Е.Г., Филатов, Л.Г. Рассказы из истории Мордовии: учеб. пособие для учащихся 4 кл. - 2-е, доп. и испр. изд. / Е.Г. Осовский,
Л.Г. Филатов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. - 128 с.
Пинясов, Я.М. Живые фонарики: забавные истории, загадки и сказки / Я.М. Пинясов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961.
Самородов, К.Т. Мордовские пословицы и присловья / К.Т. Самородов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968.
Устно-поэтическое творчество мордовского народа: 8 т. Т.1. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 400 с.
Цыганкин, Д.В. Словообразование в мордовских языках: учеб. пособие для студ. нац. отд. вузов / Д.В. Цыганкин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1981.
Цыганкин, Д.В. Мордовские языки глазами ученого-лингвиста / Д.В. Цыганкин. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000.
Шахматов, А.А. Мордовский этнографический сборник / А.А. Шахматов. - СПб, 1910. - 848 с.
Ширманкина, Р.С. Кемекставозьмеревксэньвалке/Р.С. Ширман-кина. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000.
Эрзянь-рузонь валке: эрзянско-русский словарь / Под ред. Б.А. Серебрянникова, Р.Н. Бузаковой, М.В. Мосина. - М.: Рус. яз.; Дигора, 1993.
Эрзянь кель. Морфология. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000.