Модель работы с трудными подростками


Добрый день уважаемые коллеги!
Тема моего выступления : Модель работы с «трудными» учащимися.(Слайд №1)
Одна из проблем, над которой работает школа – это работа с «трудными» детьми, работа по их правовому воспитанию. К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. (Слайд №2)
  Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
 · отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; 
· незнание их интересов и потребностей;
· политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
· усиление влияния псевдокультуры;
· неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
· отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
· чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
· сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного
предпринимательства;
· "эпидемия" разводов;
· потеря эмоциональных контактов с детьми.
 
 
Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам: .(Слайд №3)

По типу запущенности: .(Слайд №4)
педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
–социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).
По области психических нарушений: Слайд №5)
с нарушениями в сфере общения;
с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
с односторонним умственным развитием;
с неправильным развитием волевой сферы.
По позиции: Слайд №6)
неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
неудовлетворенные своим положением в семье;
с преобладанием связей с дезорганизаторами;
с надломленной психикой;
с избыточной энергией, не нашедшей применения.
В школе остаются нерешенными внутренние проблемы воспитания педагогически запущенных детей.
Они обусловлены:
недостаточным уровнем владения педагогами новыми воспитательными технологиями;
недостаточной индивидуальной работой классных руководителей с воспитанниками данной категории и их родителями;
недостаточной работой школьного психолога по профилактике правонарушений среди подростков и их родителей;
низкой эффективностью воспитывающего потенциала детских общественных организаций;
недоработками классных руководителей и педагога-организатора по вовлечению педагогически запущенных детей в кружки, секции школы и микрорайона, в подготовку и участие во внеклассных мероприятиях.
Перед каждым образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Модель работы с трудными подростками в нашей школе направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении, и поэтому
На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.
Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания.. На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника.
На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей.
Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование.
Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.
 
.(Слайд №7)
Таким образом, схема процесса следующая:

Система работы школы.
В работе с трудными детьми наша школа придерживается следующей модели:
.(Слайд №8)
Модель работы педагогического коллектива. .(Слайд №9)

         Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должна проводиться планомерно: классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка обсуждается на классном собрании, привлекается к работе родительский комитет класса. Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики. Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета школы, администрацию школы.
1 этап – Выявление и постановка на учет учащихся данной категории. .(Слайд №10)
Это самый сложный и продолжительный по времени этап, и его выполнение полностью ложится на плечи социального педагога, классного руководителя. Именно они владеют информацией об учащемся, его семье, досуговой деятельности, круге его общения.
Модель работы классного руководителя.(Слайд №11)
Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие ступени:
Изучение первичной информации об учащихся .(Слайд №12)
Классный руководитель изучает:
-личные дела учащихся;
- результаты медицинского обследования;
- психолого-педагогические характеристики;
- результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
- результаты диагностирования педагога-психолога;
- жизнедеятельность учащихся вне школы.
Взяв новый ученический коллектив, классный руководитель выясняет:
•кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине;
•кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен на него;
• какие формы работы использовались с данными учащимися, какие из них явились более эффективными;
•в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).
Промежуточный
1 .Формирование положительных личных и деловых взаимоотношений с подростком.
2. Рациональное построение социально значимых видов деятельности подростка.
3.Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка.
4.Привлечение подростка к занятиям физкультурой и спортом.
5.Создание ситуации успеха в учебной деятельности.
6.Принятие условий к разрыву нежелательных связей подростка.
7 Формирование объективной самооценки.
8.Разрушение ложных нравственных установок.
9.Остаются в силе основные направления 1 –ой ступени.
Заключительный (закрепляющий)
I .Формирование доверительных взаимоотношений с подростком.
2.Обеспечение условий для достижения устойчивых результатов в работе.
3.Организация самовоспитания.
4. Развитие способностей в различных видах деятельности.
5. Учет темперамента.
6.. Нормализация психического состояния.
7. Остаются в силе направления 1- ой ступени, и 2- ой ступени.
2 этап – коррекционная работа. .(Слайд №13)
На данном этапе к деятельности подключается социальный педагог,психолог,администрация школы, которая организует работу всех служб с семьей, утверждает нормативную документацию. Родителям на индивидуальных консультациях разъясняется нормативно – правовая сторона проблемы, их ответственность.
Примерная модель системы деятельности социального педагога общеобразовательной школы;(слайд 14)
I ступень
Составляющие деятельности:
Формирование целей и задач социально-педагогической деятельности
Выбор главных ориентиров в организации социально-педагогической деятельности
II ступень
Реализация целей и задач Iэтапа.
Планирование, программирование, проектирование социально-педагогической деятельности с субъектами.
Осуществление активов социально-педагогической поддержки, реабилитационного социально-педагогического содействия учащихся.
Используя возможности микрорайона и села (социальные структуры, службы, студенчество, творческую молодежь и др.) проведение просветительной, профилактической работы с одновременным вовлечением учащихся в различные виды деятельности.
Проведение профессионально-ориентационной диагностики будущих выпускников 9, 11 классов.
Симптоматическая диагностика педагогически несостоятельных, маргинальных и других семей группы социального риска, оказание им соответствующей помощи.
Исследование степени удовлетворенности учащихся и родителей школьной средой.
Работа с педагогами по развитию педагогической рефлексии, эмпатии в в отношениях с детьми.
Вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность.
III ступень
Прогнозирование трудоустройства выпускников, относящихся к группе социального риска. Предварительное знакомство с учебными заведениями, которые выбрали дети
Осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза (неспешность) в учебной деятельности (малые педагогические советы, социально-педагогические консилиумы, консультационные группы)
Прогнозирование организации летнего отдыха детей группы социального риска.
Оказание реальной помощи в трудоустройстве выпускников.
Подведение итогов социально-педагогической деятельности.
Подробно остановлюсь на моей деятельности с трудными подростками:
Важной составляющей в моей деятельности является своевременное выявление, оперативность в решении проблем ребенка и его семьи. Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социального педагога, но на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классного руководителя, администрации, родителей, ближайших родственников .Для меня ,как социального педагога актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и традиций школы, педагогическое стимулирование активности личности, использование таких социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность.
Ежегодно в начале учебного года проводится работа по обновлению базы данных обучающихся, их социальной среды, условий жизни. Каждый классный руководитель заполняет социальный паспорт класса,затем по этим данным составляется социальный паспорт образовательного учреждения
В процессе исследования я могу получать совершенно конфиденциальную информацию, поэтому мои действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.
Как социальный педагог я выполняю посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов
- поддерживаю связь с психологами центра «Райдо»;
- связь социальным работником, закрепленным за нашим микрорайоном;
- врачами , сотрудничаю с нашей детской поликлиникой, ее заведующая наша родительница, гинеколог женской консультации проводила цикл занятий с девочками 7-8 классов;
- органов опеки и попечительства, в частности Петровой Лилей Исаевной;которая может дать квалифицированную консультацию ;
- управлением образования, здесь тесно сотрудничаю с Гараевой Альбиной Рифовной, получая ответы на вопросы как для себя, так и для родителей и учителей;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Физалия Абуталиповна никогда не откажет при необходимой помощи,
- дворец культуры и спорта, большинство наших учащихся с удовольствием посещают кружки и секции,и мы совместно проводим различные мероприятия для детей.
- сельская библиотека, здесь сотрудничество идет в основном для детей начальной школы и 5 – 6 классов. Мы приводим к ним детей или они нам по нашей просьбе подбирают материал;
- Приют в с. Мичуринск Шаранского района,к сожалению 1 раз в год нам приходиться к ним .
- инспектора ПДН,Тухватуллину Ирину Аликовну мы систематически приглашаем на беседы и родительские собрания. Вечером часто с ней выхожу на рейд по селу, посещаем семьи группы «риска», также тесно сотрудничаю начальником ПДН подполковником полиции Токаревой К.В..
Итак:
Классный руководитель представляет мне данные о подростке «группы риска» по следующим позициям:
- участие учащегося в общественной жизни класса;
- позитивные качества личности;
- взаимоотношения со сверстниками;
- досуговые предпочтения,
- каково влияние семьи;
- имеются ли место конфликты в классе и их причины;
- какая работа проводилась с подростком и насколько результативно.
Социальный педагог:
- привожу все сведения в систему;
- провожу консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учащимися его круга, учителями-предметниками;
- по возможности посещаю уроки или часть урока, на которых возникают проблемы;
- привлекаю к сотрудничеству психолога.
В случае отсутствия положительного результата работы, проведенной классным руководителем, социальным педагогом, психологом в работу включаю заместителей директора по воспитательной работе, завучей школы.
Директор школы осуществляет координацию усилий всех участников взаимодействия, в случае необходимости принимаем решение :- о приглашении подростка с родителями на заседание Совета по профилактике;
- ходатайстве перед ПДН о составлении протокола на родителей в случае уклонения от исполнения родительских обязанностей;
- вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятии решения;
- направлении подростка на Комиссию по делам несовершеннолетних;
- направлении писем в Социальную защиту населения, в Отдел по делам молодежи, в органы опеки и попечительства, Управление образования.
Успех, удачи, победы, радости и огорчения, безысходность, надежды социального педагога в решении проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависят от директора школы, от боевитости группы поддержки: заместителей директора, педагогического коллектива. В этом направлении мы работаем как единое целое.
В семьи зависимости от обстоятельств, вместе со мной идут классные руководители или заместитель директора. Посещение семьи – дело сложное, исключающее поспешность. Не все родители одинаково реагируют на наше посещение. Одни относятся с уважением и пониманием, другие проявляют полное безразличие, у третьих – вообще негативное отношение к посещению, как попытке установить контроль, вмешаться в частную и личную жизнь.
В нашей работе очень важны доверительные партнерские отношения между социальным педагогом и классным руководителем. Защищать ребенка – значит помогать ему в решении его проблем здоровья, учения, взаимоотношений с учителями, родителями, одноклассниками, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для развития в сегодняшних условиях.
Большие перемены в обществе, экономике привели к тому, что некоторые подростки, чтобы заработать, стали мойщиками и заправщиками машин, сдают металлолом. И это делают дети не только из неблагополучных семей, но и семей со средним достатком. Из их жизни ушла романтическая целеустремленность к высоким идеалам и значимым целям. И родители не видят в этом ничего особенного.
По социальному статусу у нас преобладают рабочие семьи. Среди родителей присутствует сквернословие, бездуховность, низкая культура. Заметны различия в материальном положении. Многие заняты только зарабатыванием денег и материальным обеспечением своих детей, а потом удивляются: «Я никогда не думала, что у меня будет такая дочь или сын. Принимайте к нему меры, я не знаю что с ним делать».
Я стараюсь принимать подростка как данность, независимо от того, что он говорит, какие поступки совершал. Только с позиции принятия подростка можно выразить свое отношение к его поступку и действиям. И в тоже время стараюсь установить верную дистанцию, не ищу приятельства, не демонстрирую свое превосходство. Стараюсь давать такой совет, который стимулирует самостоятельный поиск выхода из сложившейся ситуации. По многим вопросам консультируюсь у психолога.
ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА(Слайд №15)
МОДЕЛЬ «КОНСУЛЬТАНТ»
Основные задачи
1,Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения.2. Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития.3. Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы.4. Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
МОДЕЛЬ «МЕТОДИСТ»
Основные задачи
1. Проектирование и участие в реализации образовательных программ и проектов и экспертиза их психологической адекватности и эффективности (с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития школьников).2. Оптимизация психологических аспектов учебно-воспитательного процесса.3. Оптимизация условий взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
МОДЕЛЬ «КУРАТОР»
Основные задачи
1. Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся.2. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.3. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.4. Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.
3 этап – малый педсовет(Слайд №16) (совет по профилактике)
На заседании малого педсовета классный руководитель предоставляет информацию об учащемся, о проделанной работе, включая и работу администрации учреждения, привлеченных специалистов, подводятся промежуточные итоги с семьей и учащимися, то есть идет обобщение всей собранной информации. Амплитуда решений малого педсовета колеблется от вынесения предупреждения до передачи материалов в КДН и ЗП, ПДН ОВД.
4 этап – Заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Слайд №17) На основании собранной и полученной информации из школы инспектор по делам несовершеннолетних (ПДН) составляет протокол о нарушении Кодекса об административных правонарушениях РФ. Затем материалы передаются и рассматриваются на КДН и ЗП. Амплитуда решений, принятых на КДН и ЗП, колеблется от предупреждения до вынесения постановлений о направлении материалов в судебные инстанции с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних правонарушений за правонарушения, предусмотренных УК РФ.
5 этап -Рассмотрение материалов в судебных инстанциях. . Слайд №18)
Воспитание и обучение ребенка - сложный процесс, и педагогам нельзя переоценивать свои силы и возможности, ведь главное - это не навредить, именно поэтому в нашей школе вся работа проводится всеми специалистами школы (командой) и в данном направлении тоже, что даёт положительные результаты в системе контроля пропусков и успеваемости учащихся. А это является профилактикой асоциального поведения, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Мы всегда владеем информацией, где находятся наши дети, чем они занимаются и какие у них проблемы и планы.
В завершении своего выступления хочу зачитать четверостишие:
«Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Нет, не рождаются трудные дети,
Просто им вовремя не помогли»
И я полностью поддерживаю это изречение и считаю, что вся наша работа должна быть направлена на своевременное выявление проблем и оказание социально- педагогической помощи детям и их родителям.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!