Рабочая программа коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда в условиях логопункта
УТВЕРЖДЕНО Приказом МБДОУ
«...........................................................»
№ ____ от .08.2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – образовательной работы
со старшими дошкольниками в условиях логопункта
МБДОУ «...........................................................»
г.Димитровграда Ульяновской области»
Срок реализации программы: 2016 – 2017 учебный год
Составитель рабочей программы учитель – логопед
Барышова Ирина Евгеньевна
ПРИНЯТО:
Протокол педагогического совета
№ 1 от .08.2016г. г. Димитровград
2016 год
Пояснительная записка.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умением задавать вопросы взрослому, в случаях затруднения обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.
Во-первых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 4-5 лет, когда ребенком пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Во-вторых, к данному возрасту ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
В-третьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
В современной практике работы учителя-логопеда актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в ДОУ в отношении детской речи.
С учетом приоритетной цели разработана данная рабочая программа деятельности учителя-логопеда ДОУ. Рабочая программа определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа разработана в соответствии и с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
"Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г.
Примерная образовательная программа: «Детство» Программа воспитания и развития в детском саду. Под редакцией Бабаевой – СПб: «Детство - пресс», 2008 год.
Парциальные программы:
"Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием" Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,
"Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей" Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,
В процессе коррекции речевых нарушений, кроме традиционных технологий коррекции звуковой и смысловой сторон речи, необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий:
1. Игровых технологий в логопедической коррекции ( Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук).
2. Артпедагогических технологий в специальном образовании (Е. А. Медведева).
3. Технологии речедвигательной ритмики (А. Я. Мухина).
4. Технологии коррекции психомоторного развития (А. Л. Сиротюк).
5. Технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева, М. Ю. Картушина).
6. Информационно-коммуникационных технологий.
7. Здоровьесберегающих технологий (Е. А. Алябьева, А. С. Галанов).
Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического слуха, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции речи детей 5-7 лет, имеющих фонетические нарушения (ФН, ФИД), фонетико-фонематические нарушения речи (ФФН) и оказание помощи детям в освоении общеобразовательной программы ДОУ.
Характеристика речи детей с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
При фонетических нарушениях (ФН) состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
заменой звуков более простыми по артикуляции;
трудностями различения звуков;
особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Кроме перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
В речи детей с ФН, ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Основная цель рабочей программы – раскрыть пути формирования у воспитанников ДОУ с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для овладения детьми русским языком через реализацию задач коррекционной направленности.
Основные коррекционные задачи:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
формирование навыков учебной деятельности;
осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Направления коррекционно-развивающей работы:
-формирование полноценных произносительных навыков;
-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
-развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
-обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
-воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
-развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
-формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
Принципы построения коррекционной программы:
В программе реализованы в соответствии этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»).
Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза.
Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения.
Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи.
Срок реализация Программы: 1 учебный год: с 01.09.2016 по 15.06.2017.
Ожидаемый результат реализации рабочей программы: соответствие показателей речевого развития возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности.
Содержание программы.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования.
Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе.
С целью раннего выявления проблем в речевом развитии детей проводится скрининговое исследование детской речи. Все дети, достигшие трёхлетнего возраста, проходят логопедическое обследование (свою информативность для практики работы с детьми показала экспресс-диагностика Л. С. Соломахи, Н. В. Серебряковой). Обследование воспитанников трех - шести лет проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 30 мая. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речевого развития, регистрируются по форме (Приложение № ).
Выявленные в результате обследования воспитанники с ОНР и выраженными формами заикания, а также комбинированными дефектами речевой и познавательной деятельности направляются на ПМПК по общепринятой процедуре и определяются в группы компенсирующей направленности, адекватные дефекту развития ребенка.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, корректировки поставленных задач с учётом достижений детей в освоении программы.
На каждого воспитанника, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме (Приложение №)
Коррекционно-развивающая работа.
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие.
Продолжительность коррекционного курса для воспитанников с ФИД – от 2 до 6 месяцев, для воспитанников с ФН – от 6 месяцев до 1 учебного года. В случае необходимости продления срока обучения ребенка с ФИД, ФН вопрос решается на ПМПк Детского сада.
Продолжительность коррекционного курса для воспитанников с ФФН – 1 учебный год.
Продолжительность обучения продлевается на ПМПк воспитанникам:
- с ФФН, осложнённым дизартрическим компонентом;
- с ФФН, осложнённым элементами лексико – грамматического недоразвития;
- соматически ослабленным (часто и длительно болеющим)
Все виды логопедических занятий проводятся с 15 сентября по 15 июня.
Воспитанники с ФФН объединяются в подгруппы (5-6 лет) для организации подгруппового обучения по учебно-методическому комплексу для детей с ФФН. Подгрупповое обучение проводится не менее 2 раз в неделю, индивидуальное обучение 2 – 3 раза в неделю.
Обучение воспитанников с ФИД, ФН проводится индивидуально и в микрогруппах (до 4-х человек) 2 – 3 раза в неделю. Микрогруппы формируются по сходству недостатков звукопроизношения. Состав группы подвижен. Продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут, микрогрупповых занятий не более 15 – 20 минут.
Регистрацию воспитанников на коррекционном обучении учитель – логопед осуществляет в «Журнале учёта посещаемости воспитанниками логопедического коррекционного обучения» (Приложение №).
Количество воспитанников, одновременно получающих логопедическую помощь по коррекции речи – 16 – 18 воспитанников, в течение года – 20-25 воспитанников (в зависимости от заключения).
Выпуск дошкольников с коррекционного обучения производится в течение всего учебного года по мере устранения у них речевых нарушений.
Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. При комплектовании групп для подгрупповых и фронтальных занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения. Обеспечивается охрана жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, кинезиологических техник, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, профилактики конфликтов между детьми.
Работа по коррекции речи строится по следующим основным направлениям:
– развитие артикуляционного и голосового аппарата;
– развитие просодической стороны речи;
– формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
– уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
– формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
– развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционная работа учителя-логопеда включает те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения:
Нарушения устной речи
Направления коррекционной работы
Фонетическое недоразвитие речи (ФН),
Фонетически изолированный дефект (ФИД).
Коррекция звукопроизношения
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН).
Развитие фонематического восприятия.
Совершенствование слоговой структуры слов.
Коррекция звукопроизношения
Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.
Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий
Основная цель подгрупповых занятий первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 34 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
На занятиях осуществляется:
закрепление навыков произношения изученных звуков;
отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.
Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;
закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболеедоступные согласные звуки [м] [м*], [н] [н'], [п] - [п'], [т] - [т'], [к] - [к'], [ф] - [ф'], [в] - [в'], [б] [б'], [д] [д'], [г] [г'] и т. д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков;
постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, вгруппе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] [с*], [з] [з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], вдальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] [д], от [д] [т]. Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки
нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.
В работе над произношением выделяется два этапа собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на| соответствующем речевом материале. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:
в открытых слогах (звук в ударном слоге): са сани,су сук, со совы, сы сын
в обратных слогах: ос нос;
в закрытых слогах: сас сосна;
в стечении с согласными: ст-стук, ска миска.
Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности. Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.
Дифференциация звуков осуществляется с постепенным усложнением. Например: саша, шаса; сашаша-са; сашсош; сашасашаса. Тренируется быстрое и четкое переключение звуков, различных по месту артикуляции.
В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.
Содержание фронтальных занятий.
К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на: индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.
Фронтальное занятие включает в себя условно два этапа. Они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
Первый этап закрепление правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.
Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и порядковых числительных с существительными, приставочные глаголы и т. д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.
Второй этап дифференциации звуков на слух и в произношении. Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, концентрацию внимания к звукам речи, морфологическим элементам слов.
Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Последовательность отработки звуков в I периоде обучения обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонематической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.
В течение I периода детей учат четко, даже утрирование воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять из ряда других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 34 гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме,
Отработка правильного произношения простых согласных звуков ([п], [п'], [т], [к], [к’], [л']) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять! соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в начале слова (паук), затем в конце (паук). Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, например: та-ат, пку-уп-пу и т. д. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например: папапа; папапа; папапа.
Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов удлиняются и варьируются. Включаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, называние слов с этим звуком также осуществляются в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Например, игра «Кто самый внимательный». На столе у детей лежат! картинки. Логопед называет разные звуки: [и], [у], [р], [л],; [т], [к] и т. д. Дети, услышав звук [т], должны поднять картинку, в названии которой есть этот звук. Или игра «Добавь пропущенное слово» (в тексте игры должен быть звук [т]). «Построили новый дом, а рядом сидит собака (Том). Сидит дома девочка (Тома)».
Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Например, игра «Кто в домике живет?». Дети ищут только те картинки, в названии которых есть, например, звук [т]. А затем «расселяют» их в трехэтажном домике. На первом этаже картинки со звуком [т] в начале слова, на 2-м в середине, на 3-м в конце (Таня, кот, плита, коты. Том, утка, Тоня, боты, тыква, хата и т. д.).
Умение выделить гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (от, ап, ут, уп, ит, ип, аль, оль). Дети играют в «живые звуки», когда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети становятся в определенной последовательности, образуя названные слоги (уп, ут и т. д.). Одновременно детей учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (уп-оп-от и т. д.).
На индивидуальных занятиях во II периоде продолжается постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с I периодом является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердости-мягкости, глухости и звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации свистящих звуков [с], [с*], [з], [з*], [ц]. По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков [с], [с'], [з], [з'] дети могут упражняться в согласовании прилагательных синий, зеленый с существительными трех родов; при отработке дифференциации звуков [л] [л'] могут включаться задания на преобразование глаголов, например: гуляет гуляли погуляет; копает копали выкопали и т. д.; звуков [ы] [и] на закрепление категории числа существительных: тыквы кубики, коты соки, лилии липы и т. д.
В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения, логопед может уменьшать или увеличивать время для изучения звуков.
В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по вопросам, демонстрации действий, картинкам, опорным словам. Оречевляя простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются короткие рассказы, стихотворения, потешки.
Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов, например: ас-са, уц-цу и т. д. В это же время детей учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т. д. В конце обучения II периода дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги (такие, как: са-со-су), соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т. д.). Таким образом дети практически знакомятся с терминами «слог», «слово», «гласные звуки», «согласные звуки» (звонкие, глухие, мягкие, твердые), «предложение».
В III периоде индивидуальная работа проводится по мере необходимости с детьми, имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какие-либо другие отклонения. В подгруппах занимаются дети, у которых сохраняются трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки: [л], [р], [л] - [л'], [р] - [р'], [л] - [р], [л] - [л'] - [р] - [р'], [ч], [щ] и осуществляется их дифференциация. Акцент переносится на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяется развитию самостоятельных высказываний (составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков. Важно, чтобы дети достаточно свободно пользовались словами с уменьшительно-ласкательными значениями, приставочными глаголами, передающими оттенки действий, учились образовывать родственные слова, подбирать слова-антонимы. Большое значение уделяется совершенствованию практического навыка употребления и преобразования грамматических форм (категории числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и порядковых числительных с существительными), использованию предложных конструкций. Отрабатываемые речевые формы включаются в работу над связной речью.
На каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими слоги. Выделяются гласные звуки красными кружочками, согласные синими. К концу III периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов, таких, как: стол, стул, шкаф.
Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией.
У детей с дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата. Их устранение осуществляется в условиях длительной коррекции.
На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих движений (синкинезий) при произношении звуков, нормализации просодической стороны речи. Специальное внимание уделяется формированию кинестетических ощущений. В связи с этим проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и степенью ее выраженности.
У детей с тяжелой степенью дизартрии целесообразно в первую очередь формировать приближенное произношение трудных по артикуляции звуков, с тем чтобы на его основе развивать фонематическое восприятие и обеспечить усвоение программы на групповых занятиях. В течение года необходимо осуществить коррекционно-развивающую работу по уточнению произношения этих звуков и овладению в конечном итоге правильной артикуляцией. Необходимо также обращать особое внимание на овладение полноценной интонацией, выразительностью речи.
Планируемые результаты освоения программы.
В итоге логопедической работы дети должны:
правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
четко дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
собрания групповые и общие;
индивидуальные консультации для родителей детей, зачисленных на логопедические занятия, по вопросам воспитания в семье ребенка с нарушениями речи;
мастер-классы по обучению специальным коррекционным приемам и методам (обучение артикуляционным упражнениям);
семинары-практикумы по обучению родителей логопедическим играм;
открытые итоговые занятия для родителей с целью обучения их игровым приемам закрепления речевых навыков;
просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ;
создание информационных стендов, папок-передвижек;
интерактивные формы работы с родителями: логопедические гостиные, ток-шоу, аукцион, выставки, пресс-конференции, практикумы.
Модель взаимодействия учителя-логопеда с родителями
Цель: создание единого коррекционно-развивающего пространства
Задачи
Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи
Развитие позиции родитель – эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми.
Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи.
Литература:
1. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с.
2. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
6. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
7. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
8. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
9. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
10. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
11. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
12. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
13. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.: ил. – (Домашний логопед).
14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
15. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).
16. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
17. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
Приложение
Речевая карта
I. Анкетные данные
1. Где находился ребенок до зачисления_______________________
2. Жалобы родителей
3. Данные о речевом развитии (появление первых слов,предложений)_______
II. Уровень общего развития ребенка
Устойчивость внимания, работоспособность
Состояние общей и мелкой моторики
III. Общее звучание речи (разборчивость, темп, интонация)
1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата
2. Произношение звуков:
Свистящие
Шипящие
[Л],[Л’]
[Р] [Р']
Аффрикаты
3. Различение звуков на слух и в произношении
4. Сформированность фонематического восприятия
5. Произношение слов сложного слогового состава, имеющихся в лексическом запасе ребенка
Словарный запас
Грамматический строй речи
Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ)
В случае выявления нарушений словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи рекомендуется более детальное обследование по методикам Г. А. Каше, О. Б. Грибовой, Г. И. Жаренковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.
Заключение
В соответствии с клинико-педагогической классификацией: алалия, дизартрия, ринолалия, дислалия, В соответствии с психолого-педагогической классификацией: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН),фонетическое недоразвитие (ФН), общее недоразвитие речи (ОНР).
Приложение
План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
I. Подготовительный этап
Задачи:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование физиологического и речевого дыхания;
г) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
д) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики.
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектов звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексическиразвитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков в следующей последовательности:
свистящие [с], [з], [ц], [сґ], [зґ];
шипящий [ш];
сонор [л];
шипящий [ж];
соноры [р], [рґ];
шипящие [ч], [щ].
Способ постановки
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для [р], [рґ]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Барабанщик», «Грибок», «Гармошка», «Пулемет»;
для [л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе):
а) [з], [ш], [ж], [сґ], [зґ], [лґ], [р], [рґ] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;
б) [ц], [ч], [щ], [л] наоборот, сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах (проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности).
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
Дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа может проводиться в подгруппах.
4). Автоматизация звуков в предложениях
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5) Дифференциация звуков:
С З, СЬ Ц, С Ш;
Ж З, Ж Ш;
Ч ТЬ, Ч СЬ, Ч Щ;
Щ С, Щ ТЬ, Щ Ч, Щ Ш;
Р Л, Р РЬ, РЬ ЛЬ, РЬ Й, ЛЬ Л.
6). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов идет параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления и памяти, в том числе и речеслуховой на отработанном материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Грамматические упражнения.
Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.
15