Особенности речевого развития детей раннего возраста.
Методика развития связной речи
Особенности речевого развития детей раннего возраста.
План теоретической части1.Особенности речи детей на первом году жизни. Педагогические требования к организации общения воспитателя с детьми первого года жизни.
2.Особенности речи детей на втором году жизни. Педагогические требования к организации общения воспитателя с детьми второго года жизни.
3.Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста.
1.Особенности речи детей на первом году жизни.
Педагогические требования к организации общения воспитателя с детьми первого года жизни.
Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью.
Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить.
Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:
1) новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;
2) у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;
3) ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;
4) речь связана с проявлениями мышления и обусловлена ими;
5) язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить.
Руководство развитием речи детей должно вестись в этих направлениях. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи — накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения по возможности совершенными формами структуры речи; надо установить и постепенно расширять социальные связи детей. Попутно развивающаяся речь будет облекаться мыслью, и мысль будет питать язык. В этих направлениях должна развертываться вся методика по развитию речи, начиная со дня рождения ребенка.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.
С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребенка, особенно ярки в области языка. Легкость и быстрота, с которыми ребенок при благоприятной педагогической обстановке овладевает речью, поистине изумительны.
До овладения словом ребенок проходит подготовительный период, имеющий громадное значение для развития его языка.
Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не владеет навыком пользования им. Ему надо этот навык приобрести. С первых дней своей жизни он становится на путь упражнения своего голосового аппарата. Эти первые голосовые упражнения еще не составляют речи, а являются лишь рефлекторными звуками, оказывающими громадное влияние на развитие речи. Они устанавливают ассоциации между слуховыми восприятиями ребенка и нервными центрами речи, ассоциации, обусловливающие впоследствии подражательную речь. Произнося непроизвольные звуки, ребенок одновременно слышит их и научается постепенно наставлять свои органы речи так, чтобы произносить звуки произвольно.
Первые звуки, издаваемые младенцем уже в первые недели жизни, являются нечленораздельными сочетаниями, состоящими главным образом из гортанных и губных звуков: гх, пех, мг, бг и т. п. Ребенок неустанно упражняется в их произношении. Он гулит.
В 4—5 месяцев произносимые им звуки меняют характер: они становятся членораздельными, приобретают элементы слова, ребенок овладевает слогами, первичными корнями слова: на, па, га, фу и т. д. Он вступает в период лепета. По сравнению с гулением лепет является более сложным видом упражнения речи, но того же рефлекторного характера.
Первые проявления речи младенца носят эмоционально-волевой характер, являются выразителями его внутренних сил и состояний, причем крик — выразитель эмоций отрицательных (вызываемых голодом, болью, одиночеством и т. п.), а гуление и лепет — эмоций положительных, радостных. В них участвуют моторные механизмы не одного речевого, но и всего моторного аппарата: младенец не только кричит, гулит или лепечет, но энергично жестикулирует, мимирует. Беспрепятственное развитие всего моторного аппарата оказывает огромное влияние на развитие языка ребенка.
Надо поражаться тому постоянству, с которым младенец отдается упражнениям речевого аппарата. Он способен в течение какого-нибудь получаса повторять одни и те же звуки сотни раз. Объясняется это тем, что достаточно хорошо к этому времени функционирующие органы внешних чувств — зрения, осязания, слуха, вкуса — возбуждают большое количество нервных центров, которые в свою очередь приводят в движение мышцы туловища и конечностей и преимущественно мышцы голосового аппарата.
Каждый, наблюдавший детей, знает, что голосовые упражнения младенца появляются исключительно во время его радостного возбуждения. Дети неблагополучные, страдающие, голодные, зябнущие, томящиеся в одиночестве не гулят и не лепечут. Удовлетворенное, радостное самочувствие младенца — основное условие для беспрепятственного развития его языка.
Вызывается такое состояние причинами не только физического, но и социального характера. Уже в первые недели своей жизни ребенок начинает проявлять потребность в социальном контакте. Между ним и матерью или другим обслуживающим его лицом устанавливается внутренняя душевная связь, оказывающая громадное влияние на развитие его языка. Обе стороны, младенец и взрослый, стремятся поддержать эту связь и прибегают для этого к посредству главного орудия — органа речи. Взаимодействие этих двух факторов — потребности речи у ребенка и речевой среды, удовлетворяющей эту потребность, делает возможным развитие речи ребенка.
Орган слуха играет при этом первенствующую роль. Ребенок жадно ловит звуки, раздающиеся вокруг него, прислушивается к ним и стремится им подражать. Соответствующие слуховые восприятия, организованно предложенные детям, содействуют культуре слуха и формированию их языка. Голоса животных, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, свисток локомотива вызывают у них радостное возбуждение и стимулируют к речевым реакциям.
Но главная роль принадлежит, конечно, человеческому голосу. Мать сознает это если не умом, то чутьем, и она неумолчно говорит со своим ребенком, хотя знает, что он ее еще не понимает. В ряде игр, которые она с ним ведет, первое место занимают игры с участием голоса: мать повторяет издаваемые ребенком звуки, дает для подражания новые, более сложные образцы их сочетаний, воздействует на него выразительностью не только своего голоса, но своих движений, своей мимикой. Ребенок слушает, следит за движением ее губ и воспринимает речь не только слухом, но и зрением, он подражает ей, улыбается, мимирует, гулит, лепечет, улавливает и выбирает из громадного числа произносимых ею слов, те, которые входят в круг его понятий, и начинает их произносить. Это возможно только в том случае, если ребенок обслуживается индивидуально. Младенец способен воспринимать улыбку, жест, слово, только к нему лично обращенные. Только на них он реагирует соответствующим оживлением, улыбкой, звуком.
Для того чтобы звуки, случайно или организованно раздающиеся в окружающей детей среде, ими дифференцированно воспринимались, оказывали влияние на развитие их слуха, слуховой наблюдательности и языка, необходимо создать такие условия, которые не мешали бы детям воспринимать звуки и соответствующим образом на них реагировать. Интересы жизни детей требуют фона тишины. Среди непрекращающегося шума, который, к сожалению, часто царит в многолюдных детских учреждениях, звуки не дифференцируются, ребенок не слышит ни самого себя, ни слов взрослого, которые не доходят до его сознания.
Человеческая речь проявляется в определенных словесных формах. Новорожденному ребенку эти формы незнакомы. Он должен их усвоить. Развитие дара слова связано с непрерывным усвоением структуры языка. Формы речи, все ее характерные особенности дети перенимают от лиц, с которыми они находятся в общении. Влияние на язык ребенка речевой среды огромно.
На структуру речи детей и ее фонетические особенности влияют три фактора:
а) закономерная обусловленность проявлений ее развития;
б) условия, в которых протекает подготовительный период формирования речевого аппарата, и
в) проявления речевой среды, дающей детям словесные формы и образцы для подражания. [7]
Младенец произносит звуки и слоги, повинуясь внутреннему, бессознательному стимулу; речь его не является выражением понятий, но это не мешает наличию понимания между ним и взрослым; взрослый выражает свои мысли членораздельной речью, а младенец — речью мимической и импульсивными звуками.
К концу первого года приготовительные физиологические упражнения голосового аппарата в основных своих проявлениях заканчиваются, и ребенок переходит к сознательной подражательной речи. Настает момент, когда он сознательно произносит первое слово, связав его с определенным, им хорошо усвоенным представлением. Устанавливается эта связь благодаря тому, что взрослые многократно повторяют определенные слова, заимствуемые из рефлекторного словаря ребенка. Например, ма-ма, ба-ба, па-па и т. п. в применении к соответствующим близким ребенку лицам и предметам. У ребенка постепенно образуется ассоциация между зрительным представлением того или другого предмета и слуховым выражением в слове. Голосовые органы к этому времени настолько подготовлены долгими предварительными физиологическими упражнениями, что ассоциации эти устанавливаются легко и в большом количестве.
В первую очередь устанавливается понимание слышимого слова. Способность понимания речи проявляется раньше способности активного ее употребления. Дети начинают понимать речь, когда они еще не говорят. Запас пассивных слов количественно превосходит запас активных в течение всей жизни человека.
К концу первого года ребенок обычно активно владеет уже 8—10 словами. Содержание для этих первых слов доставляет окружающая его конкретная действительность, в первую очередь лица, предметы, вещи, с которыми он имеет часто общение и которые имеют для него личное значение.
Формирование речи младенца неразрывно связано с постижением вещей. Правильное восприятие внешних предметов, являющееся основной и самой главной интеллектуальной работой ребенка, обусловлено деятельностью органов внешних чувств.
Чем совершеннее наши восприятия, тем глубже, разностороннее паше понимание предмета, тем богаче обусловленное им слово. Развивающийся язык ребенка опирается на базу добываемых им представлений, а мышление ребенка исключительно конкретное. Лингвистическое воспитание неотделимо от сенсорного. Одно поддерживает другое, оба прогрессируют в дружном, сотрудничестве. Органы чувств доставляют образы. Обязанность взрослого — способствовать установлению связи образов между собою и со словом, помогающей переходу образов в понятия.
Постепенно сенсорно-лингвистическое развитие ребенка начинают себя проявлять со всех трех взаимно сочетающихся сторон, из которых оно слагается:
1) выделение предмета из других, в той же среде представленных (различение предметов);
2) соединение слов с предметом, с представлением (накопление запаса пассивных слов, понимание речи) и
3) включение знакомого слова в свою собственную речь (накопление запаса активных слов).
Мы должны способствовать проявлению и развитию каждой из этих сторон, разумно расширять круг получаемых детьми представлений, систематически укреплять их, давая детям возможность выразить словом все, с чем они познакомились.
В самостоятельной, свободно развертывающейся игре ребенок развивает все присущие ему силы и способности. Играя голосом, он развивает и совершенствует свой голосовой аппарат; играя, он закрепляет добываемые в процессе жизни представления, навыки и усваивает новые слова и формы речи. Наша обязанность организовать самостоятельную игру детей так, чтобы она максимально содействовала всестороннему их развитию, и в первую очередь развитию их языка. Но не меньшее значение имеют организованные игры, предлагаемые детям планово, соответственно педагогическим задачам, намеченным воспитателем. Игры эти при педагогически правильной их постановке и при учете интересов развития ребенка в первую очередь благоприятствуют развитию ощущений и восприятий в неразрывной связи с развитием речи и мышления. Каждое учреждение должно отвести в своем режиме для игр, как самостоятельных, так и организованных, место, соответствующее их значению.
Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Мать и дитя — это первая и основная в жизни маленького ребенка социальная ячейка; но она утрачивает свое исключительное значение уже на первом году его жизни. Благотворное развивающее влияние взрослого усиливается, если оно исходит не исключительно от одного лица. Численный состав взрослых, с которыми ребенок находится в общении, должен постепенно увеличиваться. [2]
2.Особенности речи детей на втором году жизни.
Педагогические требования к организации общения воспитателя с детьми второго года жизни.
На втором году жизни уже замечается влечение ребенка к детскому обществу: начинают интересовать дети старше его. Какой-то инстинкт подсказывает, что общение со старшими детьми содействует его развитию.
Старшие дети ведут за собой младших, предоставляют им для подражания более совершенные формы речи. Пребывание ребенка исключительно в обществе своих сверстников задерживает процесс совершенствования речи. Это особенно резко проявляется среди детей преддошкольного возраста.
Любая из присущих человеку сил и способностей развивается благодаря упражнению. Понимание речи ребенком совершенствуется при условии предоставления ему частых возможностей слышать интересную и понятную для него речь, а способность говорить прогрессирует, если условия и организация жизни возможно чаще стимулируют его к активной речи.
Если потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща взрослому человеку, то ребенку она присуща еще в большей мере. Едва он начинает говорить, т. е. становится способным словами/выражать желания, формирующиеся мысли, как настойчиво требует, чтобы его слушали, чтобы с ним разговаривали. Эту потребность ребенка надо широко использовать в интересах закрепления внутренних душевных связей с ним и для развития его языка.
Дети, с которыми много и сознательно разговаривают, развиваются быстрее и говорят лучше. Поэтому все проявления нашего общения с детьми следует сопровождать речью, закреплять словом все формирующиеся в детском сознании представления и образы, претворять в слово все наши действия, называть предметы, в этих действиях представленные.
Воспитательница молча завязывает детям салфетки. Это неправильно. Она должна, обращаясь к каждому ребенку в отдельности, внятно, громко говорить: «Вот Катина салфетка, я завяжу салфетку Кате, вот так». Многократное при каждой еде повторяющееся произнесение одних и тех же слов, связанных с определенным предметом и действием, ускорит процесс понимания ребенком слова и навык его активного употребления.
У грудных младенцев оформившихся мыслей еще нет, при общении с ними говорит только взрослый. Разговаривать же, т. е. обмениваться мыслями, можно, конечно, только с детьми, ставшими на путь мышления, обусловленного хоть небольшим запасом представлений и личным опытом. На обращенные к ним слова малыши реагируют радостью, возгласами, улыбкой. Но есть еще воспитательницы и няни, которые не понимают в полной мере значения разговора с детьми. При обслуживании коллектива детей им следует быть более щедрыми на слова, уделяемые каждому ребенку.
Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается: ребенок понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его развития, владеет навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способен рассказать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память стишок; о« овладевает синтаксической структурой речи, управлением и согласованием слов, употребляет распространенные и сложные предложения, правильно склоняет и спрягает. Ему предстоит только дальнейшее совершенствование речи в связи с прогрессирующим общим развитие. [5]
В интересах речевого развития маленького ребенка необходимо:
1. Индивидуально обслуживать младенца по возможности одним преданным ему лицом. Подражание ребенка тем интенсивнее, речевые реакции тем богаче, чем крепче и задушевнее связь между ним и этим лицом. При коллективном воспитании надо всемерно стремиться к тому, чтобы лица, обслуживающие детей, менялись возможно реже.
2. Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, и постепенно расширять и обновлять их социальные связи.
3. Предоставлять детям условия, содействующие развитию их слуха и речевого аппарата:
а) создавать условия, поддерживающие в детях эмоциональную настроенность, обусловливающую желательные речевые реакции;
б) создавать фон тишины;
в) организованно предлагать детям слуховые восприятия, проводить с ними игры голосом.
4. Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активной речи.
5. Предоставить детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений:
а) сближать и знакомить детей с природой, как в стенах учреждений, так и вне их;
б) дидактически соответствующим образом оборудовать помещение (окраска стен, мебель, украшение, посуда);
в) обзавестись надлежащим запасом образовательного игрового материала (игрушки, строительный материал, картины и т. п.) и заботиться о пополнении и обновлении его.
6. В интересах обогащения содержания речи детей планомерно руководить развитием их наблюдательности, заботиться о расширении круга, их представлений, закреплять и осмысливать последние словами.
7. В интересах правильного формирования структуры речи и ее фонетических проявлений предоставлять дело воспитания лицам, владеющим грамотной, правильной речью и мастерством в деле методического руководства развитием речи детей.
8. Использовать игру как фактор наибольшего значения в деле развития речи детей:
а) правильно организовывать самостоятельную игру детей, обеспечив ее надлежащим помещением, игрушками и руководством;
б) планово проводить организованные игры, строго согласуя их с интересами, развитием и возрастом детей.
9. Неизменно поддерживать в детях чувство удовлетворения и по возможности ненарушаемой радости. Только при условии радостного интереса ребенка к окружающему, к тому, что мы ему предлагаем и к чему влечем, речь его будет развиваться закономерно и соответственно намечаемым нами целям.
10. «Помнить, что ребёнок — это своеобразный маленький человек и, может быть, большой человек в будущем, таящий в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас, педагогов. Стройное же, целесообразное и цельное развитие этих задатков не может иметь места без методически организованной культуры речи детей». [7]
3.Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста.
Всего лишь за несколько месяцев ребенок, который мог произносить только отдельные слова, переходит к стадии общения при помощи беглых выражений. А совсем небольшой словарный запас начинает расширяться очень стремительно. Ежедневно в лексиконе ребенка появляется около 6 новых слов. Такие навыки дают ребенку новые возможности изучать окружающий мир, обмениваться опытом, получать удовольствия и удовлетворять свои потребности. Рассмотрим факторы развития речи, которые непосредственно влияют на этот процесс.
Множество факторов в развитии речи и ее возникновении играют роль. Один из главных – связь с родителями на эмоциональном уровне. Если родителями будет создана обстановка, при которой ребенок будет ощущать себя защищенным и любимым, то в таком случае речь будет развиваться намного лучше. Отсутствие желания разговаривать, а также замкнутое поведение ребенка обычно провоцируется очень жестоким воспитанием, а также большим количеством запретов.
Только когда ребенок научится разговаривать, он начинает стремиться общаться, он ищет общения и в первую очередь со своими родителями. Эта постоянная тяга детей общаться, и является еще одним фактором развития речи. Со стороны родителей ни в коем случае не должно исходить отвержение общения со своим ребенком, они наоборот должны всячески его поддерживать, постоянно рассказывать и объяснять что-то интересное. Только при разговорах не нужно забывать, что дети копируют все интонации, фразы и модель общения от родителей, поэтому на это нужно обратить особое внимание.
Для логопедов и педиатров факторы развития речи начинаются с самого важного пункта – развития мелкой моторики, которая очень сильно влияет на речевое развитие. Начинать развивать мелкую моторику ребенка можно практически со дня рождения. Для начала можно просто массировать кисти и пальчики на руках, а когда малыш немного подрастет можно уже переходить к пальчиковым играм. Ближе к годовалому возрасту количество доступных игр для развития мелкой моторики значительно расширяется.
При таких занятиях можно дополнительно использовать подходящие игрушки. Так упражнения для малыша станут еще интереснее, и он с удовольствием будет выполнять их, держа в ручках любимую игрушку. Интересно будет и такое упражнение: в глубокую емкость нужно насыпать какую-нибудь крупу, горох или фасоль и разрешить ребенку перебирать их, перекладывать в другие емкости и так далее.
По большому счету для ребенка, особенно это касается раннего возраста, полезны любые игры с предметами, которые он держит в руках, перебирает их. Особенно выделяются здесь пирамидки и кубики, которые будут со временем все больше развивать и мышление малыша. Очень полезными занятиями для детей являются лепка из глины или пластилина. Так задействуется большее количество нервных окончаний и эффект от занятий становится заметен на много быстрее.
Это основные факторы развития речи ребенка, и, подводя итог, следует сделать небольшое обобщение. Во-первых, с ребенком нужно как можно больше общаться, рассказывать что-нибудь интересное, но при этом обязательно следить за правильностью постановки речи. Однако использовать нужно простые слова, которые малыш может легко понять. Во-вторых, обязательно нужны развивающие игры. Они играют далеко не последнюю роль в развитии речи, при их помощи дети начинают говорить на много быстрее и при этом новый материал усваивается лучше.
Нужно заметить, что в развитии речи играет роль и наследственный фактор. Если у кого-то из родственников были проблемы с развитием речи (или есть до сих пор), то это вполне может отразиться на малыше, но отчаиваться не нужно. Заниматься с ребенком все равно необходимо, чтобы исправить ситуацию в лучшую сторону. [1]
Практическая часть
Дидактические речевые игры и занятия с детьми раннего возраста.
Игры по знакомству с окружающим
Постираем кукле платье
Цель занятия: дать детям представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз или корыто); воспитать интерес к трудовым действиям взрослых; упражнять в назывании предметов одежды, белья. Занятие проводится с 10 — 12 детьми.
Детей усаживают полукругом около невысокого стола, на котором взрослый будет стирать белье. Воспитательница говорит, что у куклы (желательно больших размеров) запачкались платье, рубашка, штанишки, надо все выстирать, чтобы кукла была чисто одета. Затем воспитательница приносит таз с теплой водой. Няня или воспитательница стирает, приговаривая: «Возьму мыло (намыливает так, чтобы образовалось много пены) и рубашку выстираю. А это что? И штанишки постираем, все будет чистое». Потом наливает в таз чистой теплой воды и полощет белье. Дети встают, подходят к тазу и по очереди, по 2 — 3 ребенка, полощут. «Вот теперь все чистенькое! Повесим на веревку, посушим. Что это?» Воспитательница показывает детям и, если они сами не могут назвать, называет разные предметы одежды. Вместе с детьми вешает одежду.
Наблюдение автомобиля
(проводится с детьми полутора лет и старше)
Цель занятия: развивать устойчивое внимание; дать общее представление об автомобиле; учить пониманию слов и словосочетаний: «машина», «машина едет, останавливается», «у машины колеса», «в машине сидит шофер»; пополнить словарь ребенка словами: «машина», «едет», «стоит».Если окна детского сада выходят на улицу, то наблюдать автомобили можно часто прямо из окон. При повторном наблюдении обратить внимание детей на то, что у машины колеса, они крутятся.
После наблюдений детям для игры дают большие грузовики. Детей побуждают перевозить кубики, кукол и произносить «би-би». Дети постарше могут называть автомобиль словом «машина». Проводится также занятие с использованием картинок (из серии): грузовик, легковая машина, автобус.
Занятия с детьми в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев
Занятие с куклой
Воспитательница усаживает детей вокруг стола, обращается к ним с тем, чтобы организовать их поведение, подготовить к занятию. Затем приносит куклу, завернутую в простынку, и игрушечный стульчик для куклы. Показывает завернутую куклу и обращается к детям: «Ребятки, кто это? (Медленно раскрывает простынку и показывает куклу.) Андрюша, кто это? Лена, кто это? Это Катя. Катя к нам пришла». Обращается к кукле: «Катя, посмотри на наших деток. Вот Сережа, Наташа, Андрюша, Лена. Посмотри, как хорошо они сидят на стульчиках. Тетя Аня (воспитательница называет свое имя) тоже сидит на стульчике. А ты, Катя, хочешь сесть на стульчик? Сядь, Катя, сядь. Скажем все вместе: сядь, сядь, Катя». Обращается к детям, которые молчат, и говорит: «Сережа, скажи Кате: сядь, Катя, сядь». Затем воспитательница придвигает куклу, сидящую на стуле, к каждому ребенку и просит показать, где у Кати глаза, нос, руки, ноги.
Если ребенок ничего не показывает или показывает неправильно, то воспитательница берет его руку и указательным пальцем показывает, где у куклы нос, глаза, при этом обязательно произносит слова: «Вот у Кати нос. Вот у Кати глаза». Затем обращается к каждому ребенку отдельно с вопросом: «Сережа, тебе куклу дать? Скажи: дай, дай». Раздает всем куклы небольшого размера для самостоятельной игры и организует речевое общение а детьми, как бы продолжая ход занятия. С каждым ребенком по очереди разговаривает по поводу той куклы, с которой он играет.
Это занятие рассчитано на то, чтобы научить детей понимать отдельные слова. Вместе с тем в ходе занятия педагог задает им вопрос: «Кто это?» — и обращается с просьбой: «Сережа, скажи Кате: сядь, Катя, сядь». Это делается для того, чтобы постепенно приучать детей к подобного рода вопросам и просьбам, но это вовсе не означает, что от малышей требуются сразу же ответы на них словами. Отвечать должен сам воспитатель. К ответу словом ребенок приходит постепенно. Сначала он реагирует мимикой, жестами, звуками и сочетаниями звуков и только потом научается отвечать на вопросы такими ответами, в которых употребляются не только жесты, но и различные звукосочетания. Это является подготовительным этапом к ответам словами.
Подобные занятия можно проводить не только с куклой, но и с разными игрушками (например, с лошадкой, мишкой, уточкой и Т.Д.). Таким образом, дети познакомятся со многими игрушками и будет осуществлена повторность в усвоении одних и тех же слов; кроме того, они узнают и новые слова.
Занятия с детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет
Укладывание куклы Нины спать
Воспитательница приглашает детей к столу, ставит на стол кровать с матрацем, подушкой, одеялом и маленький стульчик для куклы и спрашивает: «Кто же будет спать в кроватке? Нина будет спать. Где же Нина?» Приносит из другой комнаты куклу Нину и обращается к ней: «Нина, где ты была? Гуляла?» — «Гуляла». — «Ты долго гуляла, Нина?» — «Долго, я устала». — «Ты спать хочешь?» — «Да, я хочу спать». — «Ребятки, Нина хочет спать. Нина, надо снять туфли, шапочку, бант, платье и сложить все на стульчик» (стул ставит рядом с кроватью). Воспитательница обращается ко всем детям по очереди: «Лена, это что?» — «Это туфли». — «Снимем туфли. Наташа, это что?» — «Это шапка». — «Надо снять шапку. Что еще надо снять Сережа?» — «Надо снять бант». — «Лена, что это?» — «Это платье». — «Снимем платье». Кукла ложится, засыпает.
После занятия воспитательница раздает детям куклы, строит из кубиков кроватки, предлагает малышам уложить кукол спать, побуждает их называть одежду куклы. При повторении занятия необходимо, чтобы кукла стояла, сидела, ей надо ласково говорить о том, что сейчас с нее все снимут и она пойдет в кроватку спать.
При следующих повторениях следует изменить ситуацию, в которой дети будут учиться произносить те же самые слова. В связи с изменением ситуации необходимо давать для усвоения и новые слова.
Игры с использованием литературных текстов
Игра «Гуси, гуси» (для детей от 1 года до 1 года 3 месяцев)
Цель игры: развивать способность понимать несложный сюжет инсценировки, учить умению воспроизводить звукосочетания «га-га», «да-да».
Для игры воспитательница берет двух игрушечных гусей небольшого размера из резины или пластмассы. Она держит их на коленях под столом (или на стульчике) вне поля зрения малышей. Перед столом усаживаются дети. Словами: «Дети, давайте позовем гусей» — воспитательница привлекает внимание всех участников занятия. Затем она громко, отчетливо зовет: «Гуси, гуси!» Повторяет еще раз: «Гуси, гуси!» Выставляет на стол спрятанные игрушки, двигает их по столу и внятно, раздельно произносит: «Га-га-га». Ставит их так, чтобы детям было хорошо видно, и спрашивает: «Есть хотите?» Медленно наклоняет головы гусей и ритмично, не спеша говорит: «Да, да, да». Затем воспитательница предлагает детям позвать: «Гуси, гуси» — и сама еще раз повторяет слова и действия. После этого она дает каждому ребенку по игрушке, изображающей гуся, и говорит весело: «Вот сколько гусей к нам пришло. И у Коли гусь, и у Тани гусь. Их надо покормить». Сама берет одного гуся и спрашивает, обращаясь к остальным: «Есть хотите?» Побуждает детей, державших гусей, сказать: «Да, да, да». Берет маленькую мисочку и кормит своего гуся (наклоняет его голову к миске). Раздает всем мисочки и предлагает покормить гусей. Игрушки некоторое время остаются в руках у детей. Воспитательница наблюдает за их игрой, время от времени повторяя текст и помогая детям делать соответствующие движения игрушкой.
Игра с солнечным зайчиком (для детей от 1 года до 2 лет 6 месяцев)
Цель игры: формировать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы.
Воспитательница, усадив детей на стульчики, обращает их внимание на солнышко, которое ярко светит в окно. Затем она говорит: «Давайте позовем солнышко». Читает ласково, напевно следующий текст:
Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко,
Ждут тебя детки, ждут малолетки.
Предлагает детям поманить к себе солнышко. Повторяет текст еще раз. Затем она вынимает заранее подготовленное зеркальце, ловит этим зеркальцем солнечный луч, направляя его на свободную стену на высоте роста маленького ребенка. После того как дети на него посмотрят, она предлагает им побежать и поймать солнечного зайчика. Когда дети пытаются схватить его, она, поворачивая зеркало, заставляет солнечного зайчика двигаться по стене, подниматься выше, ниже. Время от времени она задерживает его движение, оставляя зеркало в неподвижности, чтобы дети имели возможность потрогать солнечного зайчика руками.
Чтение текста и последующая игра повторяются по желанию детей несколько раз. Для повторения воспитательница предлагает детям сесть на свои места и выжидает, когда они успокоятся. Затем читает текст и опять предлагает ловить солнышко, не сдерживая их радостных восклицаний и прыжков. Игра проводится в помещении или на веранде, где есть стена, на которую можно направить солнечного зайчика.
Игра «Мячики» (для детей от 2 лет и старше)
Цель игры: развивать у детей чувство ритма.
Игра проводится на веранде или на ровной площадке. Воспитательница усаживает детей, берет большой мяч и говорит: «Посмотрите, как высоко, красиво прыгает мячик». Она ритмично хлопает ладонью по мячу, заставляя его прыгать, и при этом произносит: «Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал» (из стихотворения С. Маршака «Мяч»). Для того чтобы выдержать ритм, хлопок руки по мячу должен совпадать с ударным слогом каждого слова текста. Все это повторяется два раза. Затем воспитательница предлагает желающим попрыгать так же, как мяч. Ребенок, которого она вызывает, подходит к ней и подпрыгивает на двух ногах одновременно (без движения вперед). При этом воспитательница ритмично произносит те же слова. Затем она говорит: «А теперь мячик покати-и-ился, покатился к стульчику» — и предлагает ребенку побежать на свое место. То же самое она проделывает с остальными детьми по очереди.
В заключение воспитательница собирает около себя всех участников игры. Под чтение того же текста они прыгают все вместе и потом бегут — «катятся» — на свои места. [7]
Чтение детям потешек, прибауток, стихотворений
Занятия с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев
Чтение потешки «Сорока, сорока»
Цель занятия: учить детей воспроизводить доступные им звукосочетания, слова текста.
Занятие проводится с небольшим количеством детей (3 — 4 человека) в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев. Малыши сидят на стульчиках перед воспитательницей. Она легко водит своим пальцем по ладони каждого ребенка по очереди и ритмично, нараспев, с ласковой интонацией читает;
«Сорока, сорока,
Где была?» —
«Далёко.
Кашку варила,
Деток кормила...»
Дальше текст читается так: воспитательница берет пальчики ребенка по очереди и приговаривает: «Этому дала, этому дала...» и т.д. Взяв последний, пятый пальчик, она произносит: «А этому не дала. Ты каши не варил, воды не носил, дров не рубил — тебе нет ничего!» Таким образом, она проигрывает потешку с каждым ребенком, участвующим в занятии. Другие в это время слушают, следят за действиями воспитательницы.
На последующем занятии при повторении потешки воспитательница побуждает детей повторять: «Этому дала, этому дала...»
В дальнейшем потешка повторяется с отдельными детьми (во время, отведенное для игры). Для этого выбирается подходящий момент, когда ребенок ничем другим не занят.
Основная задача данного занятия — вырабатывать у детей способность сосредоточиться на короткое время, чтобы прослушать несколько строчек текста. Воспитательница облегчает выполнение этой задачи тем, что, перебирая пальчики ребенка, включает его в игровое действие. Постепенно дети приучаются слушать, пытаются повторить отдельные сочетания звуков.
Занятия с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет 6 месяцев
Чтение потешки «Катя, Катя»
Цель занятия: развивать слуховую сосредоточенность.
Воспитательница усаживает детей за стол, показывает куклу, говорит, что зовут ее Катя. Когда они хорошо рассмотрят куклу, подержат в руках, воспитательница предлагает им послушать стишок про Катю. Не спеша читает текст потешки:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
Повторное чтение этой потешки на следующем занятии можно провести иначе.
Цель занятия: формировать у детей умение, прослушав текст, выполнять указанные в нем движения: пройти по комнате, топнуть ножкой.
Воспитательница ритмично читает потешку и одновременно действует с куклой: кукла передвигается по столу и при чтении слов: «Топни, Катя, ноженькой» — топает ножкой.
При повторении текста детям (желающим) тоже предлагается пройти по комнате и топнуть ножкой.
На следующем занятии прочитывается только текст потешки без показа куклы. Затем воспитательница предлагает желающим встать, под чтение потешки пройтись по комнате и в нужный момент топнуть ножкой. При этом она держит ребенка за руку и проделывает вместе с ним все движения. В тексте вместо «Катя» она называет имена участвующих детей.
Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит»
Цель занятия: развивать умение слушать чтение, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания.
Приготовить, но не показывать сразу игрушки: курицу, цыпленка, петуха, собаку, кошку, корову. По мере чтения текста перед глазами детей постепенно появляются соответствующие животные одновременно с произнесением звукоподражаний. Стихотворение прочитывается таким образом 2 — 3 раза:
1. Кукареку! 2. Пить, пить, пить, 3. Ам, ам!
Кур стерегу! Воды попить. Кто там?
Кудах-тах-тах! Мур, мур, Му, му, мму-у-у,
Снеслась в кустах. Пугаю кур. Молока кому?
После этого детям разрешается поиграть показанными игрушками тут же за столом. Воспитательница повторяет при этом не весь текст, а только звукоподражания: «му-му-му-у-у», «кукареку» и т.д. Предлагает детям повторять их.
На следующем занятии чтение этого же стихотворения проводится без показа игрушек. Звукоподражания выделяются голосом. Каждому ребенку в отдельности задаются вопросы: Как кричит петушок? Как лает собака? Как мычит корова?
В промежуток между повторными занятиями игрушечные животные даются детям в отведенное для игры время, и воспитательница, подходя к ним, повторяет отдельные строчки текста.
Занятия с использованием картинок
Занятия с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев
Узнавание детьми предметов по картинке и развитие понимания речи взрослых
Цель занятия: вызвать у детей интерес к картинке; научить узнавать по картинке знакомые предметы и называть их хотя бы упрощенным названием; воспитать умение правильно обращаться с картинкой (не рвать, не мять, не бросать).
Для осуществления этих задач проводятся занятия по одной, а затем по нескольким картинкам.
Воспитательница показывает ребенку одну хорошо знакомую ему игрушку (мяч или куклу, матрешку, собаку, мишку, автомобиль) и говорит: «Вот мячик, мячик бом-бом!» Незаметно для него убирает со стола игрушку. «Где мячик? Нет мячика!» Затем кладет на стол картинку, изображающую мячик. «Вот он, мячик! Вот мячик — бом-бом». Воспитательница показывает на мячик, берет руку ребенка и ею тоже указывает на мячик, изображенный на картинке. Такие действия со сменой игрушки и картинки повторяются несколько раз, пока ребенок сам не начнет показывать предмет по картинке или произносить слова «бом-бом», «мячик».
Затем занятия повторяются и показываются другие предметы и картинки (собака, машина и т.д.).
Развитие наблюдательности и активной речи ребенка
Цель занятий: научить детей внимательно всматриваться в изображения, различать отдельные детали, узнавать от взрослого новые наименования предметов, самим называть их полными или упрощенными словами.
Для подобных занятий следует брать те из предметных картинок, на которых предмет изображен с достаточным количеством понятных детям деталей: мальчик с дудочкой, мальчик на лошадке, девочка с лопаткой, кукла спит в кроватке и т.д.
Занятия проводятся с 2, затем с 3 — 4 детьми одновременно.
Детям дают одинаковые картинки, например с изображением куклы. На кукле надето платье с карманом, пуговицами и воротником, на ногах носки и ботинки, на голове бантик.
Воспитательница, обращаясь к детям, говорит: «Красивая кукла нарисована на картинке, ее зовут Нина. Петя, покажи Нину. У Сони тоже кукла Нина. Соня, покажи, где у куклы платье. Вот оно». Таким же образом она предлагает детям показать ботинки, носки, бант, кармашек, пуговицы, волосы, руки, ноги, глаза, рот, нос куклы. Время от времени она предлагает детям показать свое платье, карман и т.п.
Для детей, только еще овладевающих речью, большое значение имеет подражание звукам, издаваемым некоторыми предметами или имитирующим голоса животных. Накопление в активной речи таких звукосочетаний является важной предпосылкой для дальнейшего хода развития речи.
Для звукоподражаний можно использовать такие предметные картины:
автомобиль (би-би) дудочка (ду-ду)
часы (тик-так) мяч (бом-бом)
погремушка (дон-дон) цыпленок (пии-пии)
кошка (мяу-мяу) петух (кукареку)
собака (ав-ав) лошадь (и-го-го)
корова (му-му) птичка (пинь-пинь)
коза (бее-бее) голубь (гуль-гуль)
гусь (га-га-га) утка (кря-кря)
курица (ко-ко-ко)
Здесь заключено большое разнообразие звукосочетаний, важных для подготовки речевого аппарата ребенка и для умения в дальнейшем произносить слова.
По этим картинкам проводятся разные игры, например «Кто как кричит».
На занятиях воспитательница показывает ту или иную картинку и говорит: «Это петушок, он поет кукареку! Как поет петушок? Все детки споют кукареку, и Таня споет, и Вова».
Когда дети познакомятся с рядом картинок, воспитательница кладет на стол несколько из них, предлагает детям выбрать одну из названных ею картинок и издать звуки, соответствующие изображенному предмету («Как лает собака? Как кричит коза?» и т.п.). Можно придумать и другие доступные детям варианты игр.
Занятия с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет 6 месяцев
Занятия с сюжетными картинками
Цель занятий: вырабатывать представления о предмете; закрепить представления о величине, цвете, различных состояниях предметов; обогащать словарь названиями качеств, действий; учить произносить короткие предложения.
Занятия по картинкам на различение формы и величины предметов проводятся после соответствующих занятий с предметами и игрушками большого размера и такими же предметами и игрушками, но меньшего размера.
Воспитательница показывает детям 2 пары картинок с изображением больших и малых предметов (например, матрешки, мячи) и говорит: «Это большая матрешка, а это маленькая. Это большой мяч, а это маленький». Затем, обращаясь к отдельным детям, предлагает показать большой и маленький предметы, повторять их названия. Во время занятий несколько раз меняет картинки местами, чтобы дети осмысленно различали размеры изображенных предметов.
Примерно так же проводятся занятия с картинками на различение цвета.
Для того чтобы научить детей различать состояние предмета, называть действия, произносить короткие предложения, проводятся занятия по следующим предметным картинкам (из серии «Картинки для развития речи»): «Кукла сидит на стуле», «Кукла лежит в кроватке», «Кукла в ванне», «Кукла на санках», «Собака лежит», «Собака сидит», «Голубь летит», «Голубь стоит», «Гусь на траве», «Утка плавает», «Кошка играет мячиком», «Девочка с погремушкой», «Мальчик с дудочкой», «Мальчик на лошадке», «Мальчик с барабаном», «Девочка с лопаткой», «Автобус везет людей», «Лошадь стоит у забора», «Коза ест траву».Занятия могут проходить в разнообразной форме. Можно начать с показа одной картинки и разговаривать по поводу изображенного на ней. Например, показывая картинку «Мальчик с дудочкой», воспитательница говорит: «Это мальчик, мальчик дудит. Толя, что делает мальчик?» (Мальчик дудит, мальчик держит дудочку.)
На следующем занятии воспитательница показывает последовательно две картинки: голубя стоящего и летящего. Обращаясь к детям, она говорит: «Это голубь. Голубь стоит. Тоня, что делает голубь?» Затем показывает следующую картинку: «А что здесь делает голубь?» (Летит.) Если никто не сможет ответить правильно, воспитательница скажет: «Голубь летит».
Таким же образом идет занятие с картинками «Собака сидит», «Собака лежит».
Затем даются картинки, при описании которых дети должны построить предложения из 3 — 4 слов: «Автобус везет людей», «Кошка играет мячиком», «Коза ест траву», «Кукла сидит в ванне», «Кукла лежит в кроватке», «Кукла сидит на стуле» и др.
На занятиях с сюжетными картинками дети второго года жизни приобретают умение аккуратно пользоваться картинками, внимательно рассматривать изображения, накапливают словарь. Это дает возможность в дальнейшем совершенствовать восприятие и речь детей.
Занятия с сюжетными картинами проводятся одновременно с 3 — 4 детьми. Картинку кладут на стол или укрепляют на устойчивой настольной подставке. Детей усаживают около стола напротив картинки.
Цель таких занятий: научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.
Занятия с использованием настенных картин
Дети кормят курицу и цыплят
На картине изображена девочка, которая держит в руках чашку с кормом и сыплет его цыплятам. Рядом на корточках сидит малыш и смотрит, как цыплята клюют. Курица пьет из банки воду.
На занятии дети осваивают следующие слова: «курица», «цыпленок», «клюют», «пищат», «пьет», «кормит».
Перед показом картины желательно организовать наблюдение за курицей и цыплятами.
Показывая картину, воспитательница говорит: «На картине нарисованы дети, курица и цыплята. Цыплята желтые, пушистые, маленькие. Как пищат цыплята?» — «Пи-пи!» — «А курица большая, пестрая, она любит своих цыплят и зовет их: ко-ко-ко. Как она зовет цыплят? Дети заботятся о курице с цыплятами. Девочка сыплет зерна и зовет курицу. Как девочка зовет?» Если правильного ответа не последует, воспитательница говорит сама: «Цып-цып-цып». Дети повторяют. «А что дети налили в банку?» — «Воду». — «Курочка пьет ее. Мальчик смотрит, как пьют цыплята». [7]
Список литературы
1.Бабунова Т.М. Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск, 2002.
2.Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
3.Дошкольное воспитание. – 2000. – №№ 3,5,6,7,10.
4.Новоселова С.Л., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детсих садов. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977.
5. Ушакова О.С., Как развивать речь малыша (от рождения до трех лет).
6.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2004.
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)
М.: Просвещение, 1981.