Статья Формирование читательских компетентностей на уроках литературного чтения
Формирование читательской компетентности у учащихся начальной школы.
Аскерова В.Н. – учитель начальных классов
«Летниковская основная общеобразовательная школа»
(филиал) Муниципального образовательного учреждения
«Сернурская средняя общеобразовательная школа №2
имени Н.А. Заболоцкого»
Исходя из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования одним из необходимых условий достижения нового, современного качества образования является осознанность обучающимися значимости чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.
Необходимо создание целостного образовательного пространства, обеспечивающего создание условий для формирования читательской деятельности на всех уроках и во внеурочной деятельности.
Эта тема актуальна, так как огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге. Сегодня компьютер и телевизор отняли время и желание читать.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне пристального внимания, активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания его роли для развития общества. Ведь чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Она определяется техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности к книге как средству познания мира и самопознания. Федеральный государственный стандарт начального общего образования ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности.
Но современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте.
Проведя мониторинг показателей техники чтения обучающихся, получила следующие результаты:
Несмотря на то, что большой процент обучающихся имеют темп чтения выше нормы, процент детей, читающих более 100 слов в минуту, относительно невелик. Кроме того, можно заметить снижение темпа чтения к 3-4 классу.
Большинство обучающихся имеют слабый (единицей восприятия текста является отдельное слово) или средний (единицей восприятия текста является словосочетание) уровень сформированности навыка чтения.
Можем наблюдать, что с увеличением темпа чтения, увеличивается количество ошибок, допускаемых при чтении.
Родители часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Педагогу приходится преодолевать противоречие между снижением интереса к чтению у младших школьников и необходимостью поддерживать этот интерес; между формальным беглым прочтением текста и формированием осмысленного читательского навыка. На решение этих противоречий и направлена работа учителя.
Цель и задачи
Цель: формирование у младшего школьника качеств сознательного читателя, позволяющих владеть прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и книгой, проявляющего интерес к чтению.
Чтобы воспитать такого читателя, необходимо решить следующие задачи:
– сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать обучение в среднем звене (120-150 слов в минуту);
– научить работать с текстом, с учебной и детской книгой;
– развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника.
Поставленные задачи позволяют обозначить следующие направления:
1.Совершенствование техники чтения.
2.Формирование умений работы с текстом.
3.Формирование интереса к чтению.
1.Совершенствование техники чтения.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению направлен на овладение техникой чтения. В научно-методической статье В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению» раскрыта важность оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Многие обучающиеся не могут учиться успешно в среднем звене, так как при переходе в пятый класс увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.
Основными причинами замедленного темпа чтения являются:
низкий уровень внимания и памяти;
пониженный объем оперативного поля зрения;
маленький словарный запас;
регрессия – возвратные движения глаз;
не развитый артикуляционный аппарат.
Для овладения обучающимися оптимальной скоростью чтения были выделены наиболее эффективные приемы:
Развитие внимания и памяти
1 Упражнения для развития внимания и памяти. (Приложение 1) Ежедневно на уроках литературы, русского языка, математики, окружающего мира
2 Зрительные диктанты (по И. Т. Федоренко).
(Приложение 2) 3 Прием «жужжащего чтения» Расширение объема оперативного поля зрения
4 Упражнения на восприятие
(Приложение 3) Ежедневно на уроках математики
5 Числовые и буквенные пирамиды. (Приложение 3) На уроках литературы
Расширение словарного запаса
6 Толкование значения новых слов с помощью предметов, картинок, синонимов, антонимов, пословиц, толкового словаря. На уроках литературы, окружающего мира
7 Упражнения для активизации словаря.
(Приложение 4) Ежедневнона уроках литературы, русского языка, окружающего мира
Устранение регрессии
8 Использование указки При чтении любых текстов
Развитие артикуляционного аппарата
9 Артикуляционная гимнастика (скороговорки, чистоговорки) На уроках литературы, русского языка
2.Формирование умений работы с текстом.
Интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель овладел осознанным чтением. Необходимо научить ребенка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события, положительные и отрицательные поступки героев, определять авторскую позицию и высказывать собственное суждение. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключенное в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, способность к ассоциативному мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.
Осознанность чтения – это понимание прочитанного текста. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием – ребенок мгновенно вспоминает полученные ранее знания (осознает известное значение слов) и связывает их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста применение знаний и установление новых логических связей представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами.
Для формирования умений работы с текстом на разных уроках (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология, изобразительное искусство) применяются различные виды упражнений:
Работа с деформированными предложениями, неоконченными предложениями, текстами, чтение текста с пропущенными словами.
Эти упражнения основаны на приеме антиципации или предвосхищения, т.е. смысловой догадки. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, знанием логики развития событий, усвоением результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением.
«Прочти, спроси, ответь!». Дети читают строчки из стихотворения, затем каждый ученик может попробовать себя в роли учителя и задать одноклассникам вопрос, начало которого на доске: «Кто…? Как…? Что…? Что делает…? Какой…?»
«Чтение – разведка». Дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания – развитие умения ориентироваться в представленном материале и находить главное.
«Финиш». Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос.
Технология развития критического мышления.
Применение приемов «инсерт», «кластер» при чтении учебных текстов позволяет учащимся использовать свои знания и учит не формальному прочтению, а работе с текстом.
Многократное обращение к тексту, перечитывание с различными заданиями (Приложение 5).
3.Формирование интереса к чтению.
Задача каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать ее. Процесс формирования читательской компетентности будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей.
Формирование интереса к чтению осуществляется за счет расширения круга чтения и взаимодействия с родителями.
Расширение круга чтения:
- посещение школьной библиотеки;
- посещение городской детской библиотеки (1 раз в четверть), библиотеки микрорайона (1 раз в месяц);
- библиотечные уроки;
- ведение дневника читателя;
- акция «Поделись книгой» (презентация детьми прочитанных книг).
Важную роль в формировании интереса к чтению играют родители, их отношение к чтению.
Взаимодействие с родителями:
Тематические родительские собрания (Приложение 6).
Консультации с родителями по организации работы дома (Приложение 7):
чтение перед сном;
щадящее чтение;
совместное чтение с родителями.
Литературные классные часы (инсценирование произведений с участием родителей).
Литература
Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
2. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
3. Бьюзен Т.; пер. с англ. Е.Г.Гендель. Учебник быстрого чтения. – Мн.: «Попурри», 2006.-256 с.
4.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания, 1-4 классы.- М.: «ВАКО»,2008.
5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя, 1-4 классы.- М.: «ВАКО»,2008.
6. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. – 1990. - №8 – с.52
7. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.
8. Рейс Г.А., Лихачева Т.А. Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса у младших школьников // Начальная школа плюс. До и после. – 2008. – № 11.
10. Турчанинова Т.В. Работа над пониманием текста в начальной школе // Начальная школа плюс. До и после. – 2007. – № 8.
11. Шейкина С.А. Применение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко// Начальная школа. – 2010. - № 12.
Аскерова В.Н. – учитель начальных классов
«Летниковская основная общеобразовательная школа»
(филиал) Муниципального образовательного учреждения
«Сернурская средняя общеобразовательная школа №2
имени Н.А. Заболоцкого»
Исходя из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования одним из необходимых условий достижения нового, современного качества образования является осознанность обучающимися значимости чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.
Необходимо создание целостного образовательного пространства, обеспечивающего создание условий для формирования читательской деятельности на всех уроках и во внеурочной деятельности.
Эта тема актуальна, так как огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге. Сегодня компьютер и телевизор отняли время и желание читать.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне пристального внимания, активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания его роли для развития общества. Ведь чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Она определяется техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности к книге как средству познания мира и самопознания. Федеральный государственный стандарт начального общего образования ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности.
Но современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте.
Проведя мониторинг показателей техники чтения обучающихся, получила следующие результаты:
Несмотря на то, что большой процент обучающихся имеют темп чтения выше нормы, процент детей, читающих более 100 слов в минуту, относительно невелик. Кроме того, можно заметить снижение темпа чтения к 3-4 классу.
Большинство обучающихся имеют слабый (единицей восприятия текста является отдельное слово) или средний (единицей восприятия текста является словосочетание) уровень сформированности навыка чтения.
Можем наблюдать, что с увеличением темпа чтения, увеличивается количество ошибок, допускаемых при чтении.
Родители часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Педагогу приходится преодолевать противоречие между снижением интереса к чтению у младших школьников и необходимостью поддерживать этот интерес; между формальным беглым прочтением текста и формированием осмысленного читательского навыка. На решение этих противоречий и направлена работа учителя.
Цель и задачи
Цель: формирование у младшего школьника качеств сознательного читателя, позволяющих владеть прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и книгой, проявляющего интерес к чтению.
Чтобы воспитать такого читателя, необходимо решить следующие задачи:
– сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать обучение в среднем звене (120-150 слов в минуту);
– научить работать с текстом, с учебной и детской книгой;
– развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника.
Поставленные задачи позволяют обозначить следующие направления:
1.Совершенствование техники чтения.
2.Формирование умений работы с текстом.
3.Формирование интереса к чтению.
1.Совершенствование техники чтения.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению направлен на овладение техникой чтения. В научно-методической статье В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению» раскрыта важность оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Многие обучающиеся не могут учиться успешно в среднем звене, так как при переходе в пятый класс увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.
Основными причинами замедленного темпа чтения являются:
низкий уровень внимания и памяти;
пониженный объем оперативного поля зрения;
маленький словарный запас;
регрессия – возвратные движения глаз;
не развитый артикуляционный аппарат.
Для овладения обучающимися оптимальной скоростью чтения были выделены наиболее эффективные приемы:
Развитие внимания и памяти
1 Упражнения для развития внимания и памяти. (Приложение 1) Ежедневно на уроках литературы, русского языка, математики, окружающего мира
2 Зрительные диктанты (по И. Т. Федоренко).
(Приложение 2) 3 Прием «жужжащего чтения» Расширение объема оперативного поля зрения
4 Упражнения на восприятие
(Приложение 3) Ежедневно на уроках математики
5 Числовые и буквенные пирамиды. (Приложение 3) На уроках литературы
Расширение словарного запаса
6 Толкование значения новых слов с помощью предметов, картинок, синонимов, антонимов, пословиц, толкового словаря. На уроках литературы, окружающего мира
7 Упражнения для активизации словаря.
(Приложение 4) Ежедневнона уроках литературы, русского языка, окружающего мира
Устранение регрессии
8 Использование указки При чтении любых текстов
Развитие артикуляционного аппарата
9 Артикуляционная гимнастика (скороговорки, чистоговорки) На уроках литературы, русского языка
2.Формирование умений работы с текстом.
Интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель овладел осознанным чтением. Необходимо научить ребенка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события, положительные и отрицательные поступки героев, определять авторскую позицию и высказывать собственное суждение. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключенное в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, способность к ассоциативному мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.
Осознанность чтения – это понимание прочитанного текста. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием – ребенок мгновенно вспоминает полученные ранее знания (осознает известное значение слов) и связывает их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста применение знаний и установление новых логических связей представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами.
Для формирования умений работы с текстом на разных уроках (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология, изобразительное искусство) применяются различные виды упражнений:
Работа с деформированными предложениями, неоконченными предложениями, текстами, чтение текста с пропущенными словами.
Эти упражнения основаны на приеме антиципации или предвосхищения, т.е. смысловой догадки. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, знанием логики развития событий, усвоением результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением.
«Прочти, спроси, ответь!». Дети читают строчки из стихотворения, затем каждый ученик может попробовать себя в роли учителя и задать одноклассникам вопрос, начало которого на доске: «Кто…? Как…? Что…? Что делает…? Какой…?»
«Чтение – разведка». Дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания – развитие умения ориентироваться в представленном материале и находить главное.
«Финиш». Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос.
Технология развития критического мышления.
Применение приемов «инсерт», «кластер» при чтении учебных текстов позволяет учащимся использовать свои знания и учит не формальному прочтению, а работе с текстом.
Многократное обращение к тексту, перечитывание с различными заданиями (Приложение 5).
3.Формирование интереса к чтению.
Задача каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать ее. Процесс формирования читательской компетентности будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей.
Формирование интереса к чтению осуществляется за счет расширения круга чтения и взаимодействия с родителями.
Расширение круга чтения:
- посещение школьной библиотеки;
- посещение городской детской библиотеки (1 раз в четверть), библиотеки микрорайона (1 раз в месяц);
- библиотечные уроки;
- ведение дневника читателя;
- акция «Поделись книгой» (презентация детьми прочитанных книг).
Важную роль в формировании интереса к чтению играют родители, их отношение к чтению.
Взаимодействие с родителями:
Тематические родительские собрания (Приложение 6).
Консультации с родителями по организации работы дома (Приложение 7):
чтение перед сном;
щадящее чтение;
совместное чтение с родителями.
Литературные классные часы (инсценирование произведений с участием родителей).
Литература
Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
2. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
3. Бьюзен Т.; пер. с англ. Е.Г.Гендель. Учебник быстрого чтения. – Мн.: «Попурри», 2006.-256 с.
4.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания, 1-4 классы.- М.: «ВАКО»,2008.
5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя, 1-4 классы.- М.: «ВАКО»,2008.
6. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. – 1990. - №8 – с.52
7. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.
8. Рейс Г.А., Лихачева Т.А. Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса у младших школьников // Начальная школа плюс. До и после. – 2008. – № 11.
10. Турчанинова Т.В. Работа над пониманием текста в начальной школе // Начальная школа плюс. До и после. – 2007. – № 8.
11. Шейкина С.А. Применение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко// Начальная школа. – 2010. - № 12.
Приложение 1
Упражнения для развития внимания и памяти
«Слово или не слово»
Оборудование: карточки со словарным материалом.
Описание игры: учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмысленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кричат «Слово», если на карточке окажется слово, либо кричат «Не слово», если буквенное сочетание на карточке не является словом.
«Найди слово»
Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен найти в указанном столбике слово, названное учителем.
«Что изменилось?»
Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв (например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом (слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым.
«Найдём ошибку»
Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос животные, но названия действий перепутаны: «Корова лает», «Собака мяукает», «Кот кукарекает», «Петух мычит» и т.п. Вызванный ученик исправляет ошибку в одном предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по исправлению ошибок продолжает другой ученик.
Читатель «молния»
Описание игры: на доске написаны в столбик 4 – 5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4 – 5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.
Приложение 2
Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)
Набор №1 Предложения Число букв Время
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор №2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор №3
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор №5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор №6
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 7
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 8
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор №9
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 10
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 11
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 12
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 13
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 14
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор №15
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор №16
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 17
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор№ 18
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тает снег.
Идет дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.
Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень.
Дни стали короче.
В лесу много берез.
Прилетели птички.
Ярко светит солнце.
Лида вытерла доску.
Весело бегут ручьи.
Подул резкий ветер.
Зоя прилежно учиться.
Дятел долбил дерево.
Я хочу посадить цветы.
Иней запушил деревья.
Без воды цветы завянут.
Пролетело жаркое лето.
Возле дома посадили ель.
Солнышко греет и светит.
Федя решал задачу у доски.
Загорелась в небе зорька.
На деревьях сверкал иней.
Город Киев стоит на Днепре.
В лесу собирают землянику.
Зимой река покрылась льдом.
Мальчик подарил мне цветы.
Дежурные стерли пыль с доски.
Колхозники работают на лугу.
На огород забрались цыплята.
Мы жили возле березовой рощи.
Небо покрылось серыми тучами.
Дети посадили на дворе акацию.
Бабушка подарила внуку букварь.
Землю согрело теплое солнышко.
Моя сестра работает на фабрике.
Ласково грело весеннее солнце.
Идет дождик.
Мы любим наш Киев.
Береги учебные вещи.
У Андрея чистая тетрадь.
Помогай своему товарищу.
Доброе семя – добрый и всход.
Воды морей соленые на вкус.
Наша страна борется за мир.
Судят не по словам , а по делам.
Началась большая перемена.
Дети ходили в лес за грибами.
Красивы улицы нашего города.
Москва – столица нашей Родины.
Школьники поливают саженцы.
Депутаты съехались на съезд.
Надо быть честным и правдивым.
Звезды сияют на башнях Кремля.
Летом наша семья жила на Волге.
Весело колосится густая рожь.
Поля запорошило белым снегом.
Мы читали интересный рассказ.
Мичурин много и упорно работал.
Новые дома растут очень быстро.
Из машины вышел Владимир Ильич.
Мальчики принесли сухих веток.
В поле поспевают рожь и пшеница.
Комсомольцы поехали на стройку.
Дети всех стран хотят жить в мире.
Свежий ветерок повеял прохладой.
Сверкнула молния, и загремел гром.
Давно скосили поля и луга.
Белка взобралась на верхнюю ветку.
Солнце светило ярко, и дети купались.
Весь народ гордится героями космоса.
Дедушка Филипп пасет колхозное стадо.
Люблю я в поле встречать восход солнца.
Поднялась за рекой большая серая туча.
В далекой тайге живут охотники – эвенки.
Все радовались встрече с космонавтами.
Разведчицы отправились в опасный путь.
Дружная семья и землю превратит в золото.
Обувь всегда необходимо очищать от пыли.
Зацветет, зазеленеет наш веселый огород.
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Хороши привольные степи Украины.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Нам велит трудиться школа, учит этому отряд.
Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.
В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Школьники готовятся к новому учебному году.
Много работы в колхозном саду ранней весной.
На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.
Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.
От города в тайгу комсомольцы проложили шоссе.
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит
Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.
Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.
Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.
По лесной заросшей тропе осторожно идет пограничник.
Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом.
Люди издавна чтут розы за красоту и нежный аромат цветов.
8
9
10
11
11
12
12
13
13
14
14
15
15
16
16
16
16
17
17
18
18
19
19
20
20
21
21
21
22
22
23
23
24
24
24
24
25
25
25
26
26
26
10
14
17
20
20
24
22
22
23
23
23
24
24
24
24
25
25
25
25
24
25
26
26
26
26
26
27
27
28
28
28
29
30
31
32
32
32
32
33
33
34
34
34
35
35
36
36
37
36
36
37
37
38
38
38
39
39
40
41
42
42
43
44
45
46
47 4
4
5
5
5
6
6
6
6
7
7
8
8
8
8
8
8
8
8
7
7
7
7
7
6
6
6
6
6
6
5
5
5
5
5
5
4
4
4
4
4
4
5
7
8
10
10
10
7
7
7
7
7
7
5
5
5
5
5
5
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
6
6
6
7
7
7
7
7
8
8
8
Приложение 3
Упражнения на восприятие
Числовые упражнения помогают развить свойства вертикального и горизонтального видения.
Описание: каждый блок открывается на несколько секунд, затем закрывается. В строке рядом записывается то, что запомнили, проверяется.
26…
74…
82…
91…
22…
35…
66…
25… 277…
833…
013…
736…
226…
129…
903…
413… 8638…
7875…
1178…
2277…
7426…
7655…
5433…
7657… 93867…
84611…
12548…
62938…
47250…
52952…
07650…
29332… 345873…
201896…
456782…
569832…
387513…
984764…
298436…
090769…
Числовые и буквенные пирамиды.
Цель: фиксация зрения на средней линии или ряде числе и прочтение слогов.
М!а м1а
М_!_о м_2_о
М__!__у м__3__у
М___!___и м___4___и
М____!____е м____5____е
При чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски, и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия.
зачерстветь
подбодривший
распустившийся
почувствовали
Читать слова сверху вниз с фиксацией зрения на средней линии.
Приложение 4
Упражнения для активизации словаря
Из одного слова - несколько.
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова придумывают свои слова.Например: квартира (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).
Постепенное наращивание слова.
Лес - лесок - лесник - лесоруб - лесосплав.
Лист - листок - листочек - листопады.
Превращение слов - волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например:
зуб - куб - дуб - душ; Зина - Рина - рана - рама, дама - лама - мама - Маша - каша - Даша; коса (коза);дверь (зверь).
Приложение 5
Виды работы над текстом на уроке чтения
1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
2. Чтение, деление на части. Составление плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение, после чтения -пересказывание.
5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
7. Чтение цепочкой по предложению.
8. Чтение цепочкой по абзацу.
9. Чтение вполголоса.
10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
11. Чтение, ответы на вопросы.
12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
15. Чтение "выше нормы" (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 – 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту).
16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
22. Чтение, подборка звукового оформления "фильма".
23. Беседа с сопровождением выборочного текста.
24. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
27. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
28. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)
29. Чтение по ролям.
30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
32. "Живая картинка" (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать грустный, веселый человек.
34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально.
35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
37. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме – чн.- , - жи - и т. д.
45. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
46. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
47. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
48. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).
49. Чтение, пометка непонятных слов.
50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
51. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
52. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
53. Чтение слов, к которым даны сноски.
54. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
55. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме "Осень", "Зима" и т.д.
56. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).
Приложение 6
Родительские собрания
№ Тема Сроки
1. Роль семьи и школы в формировании интереса к чтению 2. Как развить у ребенка желание читать 3. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка 4. Наши читательские умения 5. Мама, папа, я – читающая семья 6. Книга – наш друг и помощник 7. Чтение – лучшее учение 8. Наши читательские умения. Подведение итогов Приложение 7
Работа с родителями
Чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Родители ежедневно контролируют, направляют.
Щадящее чтение.Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает несколько строчек и после этого получает кратковременный отдых. Необходима поддержка родителей.
Совместное чтение с родителями: один абзац читает ребенок, второй-родитель.
Приложение 8
Тестна оценку сформированности навыков чтения
(познавательные УУД)из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. ЯсюковойЦель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
БЛАНК ОТВЕТОВ
к тесту «Сформированность навыка чтения»
Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ____________________ не залетала сюда, ни единый ____________________ не проникал сквозь ___________________ ветви. Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза _______________________________ в такой глуши.
Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил работу, скажите, что уже надо заканчивать. По истечении 7 минут соберите ответные бланки у всех.
Обработкаосуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичныеключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.
Ключ к тесту навыка чтения:
1 – леса 2 – птица, птичка 3 – луч света, лучик, луч, звук 4 – густые
5 – стояли, деревьев стояли, встали 6 – тихо 7 – слышала 8 – листа, листочка, листика
9 – под 10 – не бывала, не была, не ходила
За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся 5 класса для определения уровня (зоны) развития навыка чтения.
Содержание
показателя Зоны
1 2 3 4 5
уровень патологии слабый уровень средний уровень хороший уровень высокий уровень
Навык чтения 0–4 5–7 8–9 10
Приложение 9
Анкеты для выявления читательского интереса и круга чтения
Анкета для ученика№1
Любишь ли ты читать?
Какую книгу ты читаешь сейчас?
Читают ли тебе родители?
Читаешь ли ты вместе с родителями?
В твоей семье любят читать взрослые?
Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
Есть ли у вас дома интересные детские книги?
Ходишь ли ты в библиотеку?
Какую книгу сейчас читает мама? Папа?
10.Какие книги тебе больше всего нравится читать?
Анкета для ученика №2
Любишь ли ты читать книги?
Сколько времени обычно проводишь за книгой?
Тебя заставляют читать или ты читаешь сам без принуждения?
Какие книги ты предпочитаешь?
Какие журналы тебе нравятся?
Кто советует тебе в выборе книги?
Дарят ли тебе родители книги?
Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанное?
Читают ли твои родители книги?
Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин?
Есть ли у вас домашняя библиотека?
Какую книгу ты прочитал сейчас?
А какой журнал?
Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга? Нарисуй её обложку.
Анкета для родителей
Любит ли ваш ребенок читать книги?
Сколько времени он обычно проводит за книгой?
Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
Какие книги и журналы он предпочитает?
Дарите ли вы своему ребенку книги?
Читаете ли вместе с ребенком книги и журналы?
Обсуждаете ли со своим ребенком прочитанное?
Считаете ли вы себя активным читателем?
Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней?
Какую книгу (из прочитанных вами в детстве) можете порекомендовать ребенку для чтения? Почему? Чем вам дорога эта книга? Пожалуйста, укажите автора и название произведения? На последний вопрос анкеты (№11) просим ответить всех членов семьи (мама, папа, по возможности бабушка и дедушка)
Памятки для учащихся и их родителей
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.
1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
2. Покупайте, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, можете его исказить, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
8. Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
13. Родители, помните, самое главное не длительность, а частота (читать не 1,5 часа в день, а по 10-15 минут несколько раз в день с пересказом).
Памятка для родителей
1. Помните, чтение — это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.
2. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.
3. Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
4. Зная рекомендательный список литературы, вы поможете ребенку подобрать нужную книгу.
5. Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.
6. Своя собственная библиотека, пусть небольшая, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.
7. Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.
Памятки для учеников
Памятка № 1. Правила чтения для учащихся.
1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 15 минут в день.
2. Соблюдай правила гигиены чтения.
3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасным.
4. Читай вслух, не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого.
5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используя для этого физминутки.
6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
10. Если тебе встретились интересные факты в книге, не поленись их выписать в дневник читателя. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.
Памятка №2. Учись правильно работать с книгой.
1. Вырабатывай навыки сознательного, правильного, беглого чтения.
2. Учись читать выразительно. Выразительное чтение делится не два этапа:
1) прочитай (рассказ, статью, стихотворение);
2) разбери произведение: определи основную мысль произведения; определи отдельные детали содержания в их смысловое значение;
3) чтение повтори.
3. Умей установить последовательность действий в рассказе.
4. Веди дневник прочитанных книг.