Статья по теме: ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учитель-логопед Макарова Юлия Михайловна
В дошкольном возрасте необходимо в работе опираться на ведущую деятельность детей – игру. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный притягательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит дидактическая игра поможет ему чему-то научится в легкой, непринужденной форме. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактической игры.Игровой процесс, такой важный для детей дошкольного возраста, приобретает особое значение для детей с нарушениями речи. Часто такие дети имеют вторичные нарушения психического развития. Исходя из этого, весь, даваемый детям материал нужно ставить на практическую основу, а это возможно только в играх. Дети-логопаты, для закрепления полученных речевых навыков, нуждаются в большем количестве повторений и для того, чтобы сохранить у ребенка интерес, необходимо использовать разнообразные игры и игровые ситуации.
При организации дидактических игр и упражнений с детьми, имеющими речевые нарушения необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
- игры не должны быть длительными по времени (5-10 минут);
-они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог- помочь ему в этом;
-игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, иметь красочное и забавное оформление;
-в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
-в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
-в процессе игры педагог принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.
Проанализировав планы подгрупповых и индивидуальных занятий, заменили многие этапы дидактическими играми, связав их единым сюжетом. Это повысило заинтересованность детей, раскрепостило их, увеличило речевую активность, что сказалось на эффективности занятий. Так как ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого, он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Как правило любая дидактическая игра решает комплекс задач и любую из них можно использовать с целью коррекции речевых нарушений, стоит только попросить ребенка оречевлять свои действия, то есть рассказывать что он делает.
Особое внимание стоит уделять словесным играм, так как для их проведения кроме желания педагога и настроя ребенка ничего не требуется. Такие игры запросто можно придумать самим («Что сначала, что потом?», «Скажи сколько?», «Первый-последний» и т.п.). Если лексико-грамматические задачи решить можно практически в любой дидактической игре, то с решением фонетико-фонематических задач могут возникнуть проблемы. Это связано с определенными требованиями к методике работы над звуками, к наглядному материалу. Он должен соответствовать речевому развитию конкретного ребенка.
В работе с детьми-логопатами можно использовать и ,казалось бы, нехарактерный для кабинета логопеда ящик с песком для проведения песочной терапии. Такие игры нравятся детям, потому, что свой первый коммуникативный опыт ребенок получает в процессе игры с песком, в песочнице. Для проведения этих игр не требуются особые условия, сложные пособия, полноценную игру можно организовать с помощью подручных предметов. Приняв к сведению рекомендации педагога-психолога, изучив соответствующую литературу, опираясь на методики, применяемые в логопедии можно сделать вывод о целесообразности использования песочной игротерапии на логопедических занятиях. Особенно это актуально для детей, имеющих нарушения темпа и ритма речи. Так как работа с песком расслабляет, позволяет ребенку с заиканием, параллельно выполняя речевое задание и играя в песке, не сосредотачиваться на речевом акте, что для него очень важно. Часто используем игры в песке, направленные на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения из книги Т.Н. Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры». Эти простые на первый взгляд игры помогут решить не мало образовательных и коррекционных задач. И главная из них – развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания. В этих играх звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями. Играя, постепенно усложняются задания, вводятся понятия о гласных и согласных звуках, твердых и мягких, глухих и звонких, детей знакомим с буквами.
Таким образом, работая, опираясь на ведущую деятельность ребенка – игру, учитывая методические рекомендации к проведению развивающих игр, проявляя заинтересованность и творчество можно повысить эффективность логопедической работы. Дети с охотой посещают логопедические занятия. С удовольствием играют, при этом формируются и закрепляются навыки правильной речи.
В.И.Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми»
З.М.Богуславская «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»
Т.Н.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры с детьми».