Статья Признаки речевых нарушений в раннем возрасте


Признаки речевых нарушений в раннем возрасте
Раннее речевое развитие ребенка стали изучать недавно. Еще двадцать лет назад важным достижением образовательной системы в нашей стране считалось возможность начать коррекцию речи детей в старшем дошкольном возрасте, до начала обучения в школе.
В развитии человечества речь является самой «молодой» и ранимой психической функцией, которая страдает даже под влиянием минимальных патологических факторов, когда другие системы детского организма не затронуты. Благополучное развитие речи в раннем возрасте в значительной мере определяется такими факторами, как наличие вокруг ребенка нормальной речевой среды, эмоционально близких отношений с матерью, отсутствие психологических стрессов и тяжелых социально – бытовых условий в семье.
Развитие современной коррекционной педагогики закономерно ставит проблему ранней пропедевтической и абилитационной работы с детьми от 0 до3 лет. Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.
В доречевой период (0 – 12мес) ,нарушения звуковой стороны речи, как правило, связаны с наличием у младенцев таких тяжелых нарушений органического генеза, как дизартрии, ринолалии, дисфонии, при которых страдает формирование всех произносительных навыков ( звукопроизношение, речевое дыхание, голосообразование, просодика).
В первые месяцы жизни младенец сигнализирует о своих потребностях с помощью крика, который может быть хриплым, ослабленным, монотонным, истощаемым или иметь нетипичное звучание, как при некоторых генетических синдромах.
При наиболее тяжелых речевых нарушениях, когда значительно поражен артикуляционный аппарат, может наблюдаться врожденный стридор – шумное хриплое дыхание. Стридорное дыхание в сочетании с нарушениями орального праксиса (синкинезиями,апраксиями) приводит к тому, что лепет имеет прерывистый, смазанный, слабо модулированный характер. Менее выраженные нарушения проявляются в трудностях формирования интонационной стороны речи, которая уже к 6 месяцам приобретает у нормально развивающихся детей типичную для их родного языка мелодику.
Бедный неокрашенный лепет приводит к нарушению ритмической организации детских вокализаций, которые к концу первого года жизни начинают выполнять и определенную семантическую функцию( значения отрицания «не – а», переспроса «а?», согласия «дя», просьбы, требования «дя! дяй!», связанную с появлением у ребенка первых слов.
Чтобы облегчить раннюю диагностику отклонений в речевом развитии у младенцев целесообразно ориентироваться на следующие периоды нормального развития доношенных детей:
I этап – 0 – 1мес.
II этап – 1 – 3 мес.III этап – 3 – 6мес.IV этап – 6 -9мес.V этап – 9 -12мес.I этап
(период новорожденности)
Особое внимание обращается на характер крика новорожденного, который в первые недели жизни у детей с отклонениями развитии часто напоминает отдельные всхлипывания на вздохе с характерным носовым оттенком. В случаях наиболее тяжелой патологии отмечается пронзительный, болезненный, непрерывный крик, который принято называть «мозговым». Если к концу периода новорожденности крик по прежнему преобладает над другими рефлекторными звуками (кряхтение,ворчание,гуканье), то можно с большей долей вероятности говорить о тяжелой патологии развития ребенка. В этом возрасте здоровый ребенок сигнализирует о комфортных условиях гуканьем, воркованьем, похряхтыванием.
Логопедическое обследование: сбор и анализ анамнестических данных. Логопеду целесообразно ориентироваться на следующие моменты:
Характер первого крика новорожденного(громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);
Физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из – за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, нахождение в кювезе);
Интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице);
Хирургические мероприятия неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и.т.п.);
Первое кормление ребенка грудью ( на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос);
Причины раннего искусственного вскармливания ( стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);
Длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);
Характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное «покусывание» груди во время кормления..II этап (1 – 3месяцев)
В случае отклонений в речевом развитии, связанных органической патологией ЦНС, голосовые реакции интонационно невыразительны, при грубых нарушениях гуканье вообще отсутствует. При выраженных нарушениях слуховой функции или эмоционально – психической сферы нарушается механизм подражания, и гуленье как бы задерживается на аутолалической стадии. При отклонениях в раннем развитии у ребенка преобладают отрицательные реакции, которые остаются малодифференцированными и невыразительными (монотонный плач, длительный крик на одном тоне), улыбка крайне редка. Отсутствие такой реакции указывает на неблагоприятный прогноз в дальнейшем психическом и эмоциональном развитии (РДА, ЗПР, глубокая умственная отсталость).
Логопедическое обследование: логопед обращает внимание:
Характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, длительное пронзительное орание, общая вялость и пассивность);
Появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое – горькое» при изменении питания кормящей матери или введение новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность;
Начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящего предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других);
«Оральное внимание» (фиксирует взгляд на лице взрослого).
Наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого (лежа на спине ребенок совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног);
Характер преобладающих реакций на раздражители ( резкий звук, яркий блик, болевые ощущения): крик, плач ,вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций;
Характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается на сторону, плачет, не реагирует;
Проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например, после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.);
III этап (3 – 6мес.) В случаях тяжелой неврологической патологии к концу первого полугодия жизни у младенцев наблюдается выраженная мышечная гипотония. Наблюдаются специфические искажения звукопроизношения, бедные голосовые реакции. Певучее гуление может отсутствовать полностью. Интонационно – мелодическая выразительность снижена. Лепета нет. Степень недоразвития эмоциональных и психических реакций достаточно вариабельна. У некоторых детей с формирующимся церебральным параличом в третий период эти функции могут быть еще полноценными ( легкие формы спастической диплегии, гемипарез, легкая атактическая форма) или нарушены незначительно. В случаях грубого поражения по типу РДА органического генеза и умственной отсталости ребенок или явно неконтактен, пассивен, его ориентировочные реакции снижены, или, наоборот, у него преобладают патологическая двигательная активность, беспокойство, негативные эмоциональные реакции на новые предметы (плач, крик, прячет лицо, отворачивается).
Целесообразно отметить следующие особенности доречевого развития ребенка 3 – 6 месяцев:
Характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него (активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство; спонтанное или ситуативно обусловленное «гуканье», преобладание коротких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации);
Особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации ( выразительность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка);
Время перехода к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности( акцентацией на первом «слоге» серии);
Изменение поведения в ответ на слуховые раздражители (ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумагой, звучания колокольчика, скрипа двери);
Наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре (гримасничанье, первый смех типа «повизгивания»,щелканье языком, пришлепывание губами, «жевание» игрушек);
Специально отмечаются патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками с поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья);
Особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда;
Неполноценность «комплекса оживления» ( отсутствие двигательного, голосового, эмоционального компонента, его безадресность или адресованность неодушевленным предметам, запаздывание реакции на раздражитель).
IV этап (6 – 9месяцев)
Логопедическое обследование: логопеду необходимо отметить:
Особенности формирования лепета:
отсутствие лепета, немодулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции;
близость лепета к интонационным особенностям родной речи (завершенность интонации, перепады частоты основного тона по высоте и громкости, удлинение ударных гласных и т.п.);
лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу мать – ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба –ба –ба, ма- ма- ма);
умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета;
Особенности формирования понимания обращенной речи:
Знает свое имя (реакция на имя), начинает различать имена близких людей(как их называют в семье (мама,папа) и поворачивать голову в их сторону в ответ на вопрос («Где мама? Где папа?»);Развитие паралингвистических форм коммуникации:
Предпочитает выражать свои просьбы жестами и требовательными возгласами и криком;
Формирование направленного взгляда («соединяющего»), использование его наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу;
Умение всегда смотреть в глаза своему « собеседнику», соблюдать некую последовательность, отдаленно напоминающий диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях);
Дальнейшее развитие навыков глотания и жевания твердой пищи:
Постепенно ослабевает рвотный рефлекс, двигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита;
Развиваются движения языка из стороны в сторону и вверх – вниз (ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед), необходимые для разжевывания твердой пищи во рту;
Переходит от питья кефира ( густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь;
Характер взаимодействия матери и ребенка:
Сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре с ним;
Пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша;
V этап (9 – 12месяцев)
Наличие рудиментарного лепета ,однообразных и монотонных голосовых реакций свидетельствует о серьезном отклонении в раннем развитии ребенка, которое может носить как парциальный, так и комплексный характер. В более легких случаях, при компенсации к этому возрасту некоторых синдромальных проявлений (гипертензионно – гидроцефальный синдром, синдром нервно – рефлекторной возбудимости, вегетативно – висцеральный синдром), нарушения формирования голосовых реакций сочетаются со слабостью слуховых дифференцировок, недостаточностью слухового внимания и трудностью локализации источника звука в пространстве. Это задерживает развитие начального понимания речи у детей с резидуальной неврологической симптоматикой. К концу 1года жизни выраженными становятся клинические признаки основных форм ДЦП: формируется спастичность, выраженными становятся симптомы атаксии и гиперкинезы, что приводит к нарастанию патологических изменений в тонусе мышц речевого и дыхательного аппарата. Дисфункция общих речедвигательных навыков и нарушения механизмов фонации и дыхания косвенно проявляются в несформированности навыков разжевывания твердой пищи, проглатывания и умения пить жидкость маленькими глотками из чашки. Задержка формирования или полное отсутствие соответствующих паралингвистических структур в конце первого года жизни свидетельствует о серьезных нарушениях коммуникативной функции речи, которые явно выражены для всех форм органического или психического дизонтогенеза и проявляются в форме:
Неосложненной задержки речевого развития (не появляются первые слова при гармоничном развитии других функций);
Задержки речевого развития при равномерном характере нарушений в других сферах ( двигательной, сенсорной, эмоциональной);
Грубой задержки речевого развития при парциальных нарушениях в других сферах;
Задержки речевого развития в структуре сложного дефекта (РДА,ЗПР,ДЦП ит.д.)
При выраженных нарушениях психо – эмоционального и когнитивного развития наблюдаются:
Маловыразительная и однообразная мимика;
Эмоциональные проявления в форме хаотической двигательной активности или оральных синкинезий;
Неполноценные реакции на речевое обращение, словесные инструкции, демонстрируемое действие.
Логопедическое обследование:
Важнейшими диагностическими параметрами оценки речевого развития ребенка к 1 году являются:
Усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (соблюдает очередность высказываний, смотрит в глаза собеседнику, кивает головой – «согласен/не согласен», машет рукой – «до свидания» и т.д.
Понимание обращенной речи (знает свое имя, понимает простые вопросы, следует запретам, выполняет простую инструкцию);
Завершение лепетной стадии:
активный, содержащий большое количество не соответствующих родному языку ребенка звуков лепет, в котором формируются многочисленные итерации, не характерные для слоговой структуры большинства русских слов.
Интонационная окрашенность лепета и его близость к выразительным мелодико – ритмическим особенностям речи взрослых;
Переход от аутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с мамой, подражанию новым слогам;
Появление лепетных слов и переход к первой стадии речевой коммуникации ( при помощи первых слов):
В лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре лепету;
Подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких облегченных слов;
Условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/ речевой активности ребенка: тактильно – эмоциональное ,эмоционально – речевое, предметно- действенное общение ребенка со взрослым или сочетание этих форм;
Сформированность базовых навыков глотания и жевания: пьет из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не допуская «вытекания» жидкости через уголки рта, разжевывает сушки, детское печенье, ест в супе вареные овощи, предварительно размятые ложкой.
Любые выявленные логопедом трудности формирования коммуникативной деятельности, а также нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, консультирования родителей, а также дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, лор – врача, сурдолога).