ОПЫТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Великжанина Татьяна Васильевна– учитель - логопед
МДОУ «Детский сад №7 «Теремок»
Высшая квалификационная категория

ОПЫТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Много воды утекло со времен первого логопеда – легендарного греческого оратора Демосфена, но наша миссия, до сих пор является исключительной. У настоящего логопеда – разум педагога, душа психолога, голос, жесты и мимика актера, руки целителя и сердце гуманиста».

В последние годы вырос интерес к профилактике речевых нарушений. В связи с этим в логопедии определилось особое направление под названием превентивное логопедическое воздействие, иначе говоря, Концепция раннего логопедического вмешательства. Суть этой концепции заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае профилактика) с первых лет жизни позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, более высокого уровня развития речи.
И действительно, отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности дальнейшей адаптации в детском коллективе (ребенка не понимают и не хотят принимать его в игру), речевой негативизм (отказ от какой-либо деятельности), вторичная задержка познавательной деятельности (ни для кого не секрет тесная взаимосвязь речи и мышления).
На логопункте, целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, в последние годы я столкнулась с колоссальным ростом количества детей с нарушениями речи, обусловленное как медицинскими показаниями, так и социальными факторами. И в связи с тем, что количество детей, зачисляемых на логопункт ограничено, возникла острая необходимость осуществления профилактической работы с детьми еще до достижения 5 лет. Поэтому мною была предпринята попытка оптимизировать свою систему работы по профилактике речевых нарушений с данной категорией детей, воздействуя, прежде всего, на родителей, что и определило актуальность выбранной мною темы.
Профилактическое направление логопедического сопровождения детей включает в себя разные формы работы:
Коллективные.
Индивидуальные.
Наглядные.
Коллективная работа  проводится посредством посещения родительских собраний, на которых чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по развитию речи. Только в таком случае возможно появление результатов. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то ставлю перед собой задачу помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Проводя консультации, всегда помню о том, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Считаю, что консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.
Также на протяжении уже нескольких лет в нашем учреждении функционирует «Родительский клуб». Он строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В нашем клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку. Ежегодно в середине года с педагогом-психологом проводим заседание с родителями средних групп на тему «Речевое развитие детей 4 - 5 лет». Важно проводить данное мероприятие именно с этой категорией родителей. Они уже ознакомлены с результатами диагностики речевого развития детей и имеют представление о том, над чем в дальнейшем им придется работать. Очень эффективно использование видеоматериалов и аудиозаписей.
Систематически провожу «Логопедический тренинг» для родителей с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. С использованием логоритмических упражнений, с видео и аудиосопровождением, родители вместе с детьми учатся правильно выполнять артикуляционную, пальчиковую гимнастику, упражнения на звукоподражание и речедвигательные игры.
День открытых дверей, являясь достаточно распространённой формой работы, также даёт возможность познакомить родителей с режимом работы логопункта, его традициями, правилами, особенностями коррекционно-развивающей работы, заинтересовать и привлечь к участию. В это день провожу экскурсию на логопункт с демонстрацией фрагмента занятия. После беседую с родителями, выясняю их впечатления, отвечаю на возникшие вопросы.
Индивидуальная работа,  несомненно, имеет преимущество над коллективной. Позволяет установить более тесный контакт с родителями. Например, анкетирование даёт возможность узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания вообще, и о развитии речи своего ребёнка в частности. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В течение учебного года проводятся индивидуальные консультации, которые очень важно вести тактично: их задача в том, чтобы помочь семье в выборе профилактических мер по коррекции речи ребёнка.
Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети не посещают логопункт. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечиваю применением разнообразных сопровождающих иллюстраций: папки-передвижки, «Родительский уголок» в группе, информационный стенд «Уголок логопеда», страница на сайте ДОУ «За советом к логопеду» активизируют родителей и педагогов в вопросах коррекции и развитии речи ребёнка.
В настоящее время наиболее актуальным вижу  психолого-педагогическое просвещение молодых родителей. Уже ранний период постнатального развития имеет большое значение для последующих этапов формирования его психики. Сон, крик, движения и другие физиологические реакции организма новорожденного отражают сохранность и уровень зрелости центральной нервной системы. Поэтому родители совместно с врачами должны внимательно следить за ходом становления и развития этих реакций, принимать необходимые профилактические меры в случае их отклонений от нормы.
В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребёнка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме.