«Компетентностный подход в образовании. Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов». 
Компетентностный подход в образовании. Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов.Подготовили:Трофимова Т. П.Кеняйкина  И. В.Учителя начальных классов МОУ « Лицей №7»
Ценностно-смысловая компетенцияОбщекультурная компетенция Учебно-познавательная компетенцияИнформационная компетенцияКоммуникативная компетенцияКомпетенция личностного самосовершенствования Социально-трудовая компетенция
Компетентностный подход в образовании.       Деятельность педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные:    - требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;    - специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;    - система педагогической культуры учителя.
         С точки зрения первого направления выделяются две составляющие:        Компетентность –  это глубокие профессиональные знания и общая эрудиция.         Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.        Второе направление, специфичное для начальной школы включает:        - понимание места начального обучения в системе непрерывного образования;        - знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;        - понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести.
         Третье направление -  система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:      - перцептивный компонент;      - коммуникативный компонент;      - конструктивный компонент;      - инновационный компонент;      - рефлексивный компонент.
 Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов.                Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:         - общекультурный критерий;         - общепрофессиональный критерий;         - коммуникативный критерий;         - личностный критерий;         - критерий саморазвития и самообразования.
Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов.   -  уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры»;   - уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций);    - уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
       - уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов;       - уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев;       - уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность;       
      - владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею;      - владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею;      - использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;       
       - уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий;       - уметь организовать понятийную работу обучающихся;       - уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике;       - владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
   «КТО  ПОСТИГАЕТ  НОВОЕ,  ЛЕЛЕЯ  СТАРОЕ,    ТОТ  МОЖЕТ  БЫТЬ  УЧИТЕЛЕМ»   Конфуций