«Компетентностный подход в образовании. Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов».
Компетентностный подход в образовании. Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов.Подготовили:Трофимова Т. П.Кеняйкина И. В.Учителя начальных классов МОУ « Лицей №7»
Ценностно-смысловая компетенцияОбщекультурная компетенция Учебно-познавательная компетенцияИнформационная компетенцияКоммуникативная компетенцияКомпетенция личностного самосовершенствования Социально-трудовая компетенция
Компетентностный подход в образовании. Деятельность педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные: - требования к личности учителя как современному специалисту в области образования; - специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста; - система педагогической культуры учителя.
С точки зрения первого направления выделяются две составляющие: Компетентность – это глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности. Второе направление, специфичное для начальной школы включает: - понимание места начального обучения в системе непрерывного образования; - знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста; - понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести.
Третье направление - система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов: - перцептивный компонент; - коммуникативный компонент; - конструктивный компонент; - инновационный компонент; - рефлексивный компонент.
Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов: - общекультурный критерий; - общепрофессиональный критерий; - коммуникативный критерий; - личностный критерий; - критерий саморазвития и самообразования.
Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов. - уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры»; - уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций); - уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
- уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов; - уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев; - уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность;
- владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею; - владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею; - использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;
- уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий; - уметь организовать понятийную работу обучающихся; - уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике; - владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
«КТО ПОСТИГАЕТ НОВОЕ, ЛЕЛЕЯ СТАРОЕ, ТОТ МОЖЕТ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ» Конфуций