Статья по теме Обеспечение комфортности образовательного процесса посредством интерактивных игр и упражнений для детей младшего школьного возраста


Обеспечение комфортности образовательного процесса посредством интерактивных игр и упражнений для детей младшего школьного возраста.
Школа – это большой отрезок жизни, время личностного развития, когда формируется самоуважение, завязываются межличностные отношения, в том числе и с противоположным полом.
В младшем школьном возрасте дети стараются избегать представителей другого гендера. В своей работе я стараюсь уменьшить половую сегрегацию, поэтому не противопоставляю мальчиков и девочек, не даю им отдельных заданий, а организую работу так, чтобы они общались друг с другом. Но, все же, при малейшей возможности, мальчики и девочки разделяются. Например, если разрешаю ребенку сесть там, где он хочет, он выбирает соседа своего пола.
Особенно сильно гендерная сегрегация проявляется в школьных рекреациях, после окончания занятий, в играх. Уверена, что при проведении специальной работы, сегрегация может быть уменьшена. Для этого должны быть созданы специальные условия для взаимодействия мальчиков и девочек.
Немецкий педагог Д.Лессинг сказал: «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».
Считаю, что такую возможность дает игра. Играя, ребенок за несколько минут усваивает столько, сколько другим способом не выучит и за час. Через игру можно постепенно влиять на характер детей, корректировать их поведение, отмечать те или иные закономерности.
Наблюдая за играми мальчиков и девочек, я пришла к выводу, что большинство мальчиков любят играть в шумные игры на улице, с большим количеством участников, с физическими контактами. Играм присуща конкуренция, они больше, чем девочки болеют за свою команду. Мальчиков привлекают роли героического характера.
Девочкам нравится играть в помещении в тихие и спокойные игры, с небольшим количеством участников. Они не так активно доминируют, но и не подчиняются. Темы игр: семья, школа, искусство.
В своей педагогической практике встречала случаи, когда девочка любила играть в мальчишечьи игры. Замечу, что девочки ее за это не осуждали. Зато, если мальчик участвовал в играх девочек, играл в девчоночьи игрушки, то другие мальчики начинали дразнить его, подсмеиваться.
Все перечисленные выше особенности игровых стилей мальчиков и девочек, рекомендую учитывать при проведении игр с детьми младшего школьного возраста. Важно, чтобы взрослый в течение игры сам проявлял те качества, которым он хочет научить ребят, был примером справедливого и внимательного отношения, умел наблюдать, быстро реагировать, был терпеливым и тактичным.
В своей работе я активно использую интерактивные игры и упражнения. Мной разработан цикл занятий с использованием этих игр и упражнений. Все игры я разделила на следующие группы:
- игры и упражнения в круге;
- игры и упражнения с использованием бумаги и карандаша (восковых мелков);
- игры в малых группах;
- игры и упражнения, предполагающие участие всех детей класса.
Эти игры и упражнения помогают формировать положительное отношение к противоположному полу, оптимизировать взаимодействие между мальчиками и девочками, развивать коммуникативные навыки, умение работать с партнером.
Поначалу предлагаются игры педагогом. Ребятам нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. При этом дети чувствуют себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным.
Чтобы не возникало противоречий и шума в принятии совместных решений, мы в классе используем следующую методику. Если ребенок показывает ладонь с растопыренными пятью пальцами, то данное решение его полностью устраивает. Когда показывает четыре пальца, значит, это решение почти устраивает, но может быть и лучше. Показывая три пальца, сообщает, что с решением согласен, но без восторга. Два или один палец означает еще меньшее удовлетворение решением. Если ученик показывает сжатый кулак, то он против этого решения.
Эта методика позволяет потратить минимум времени, чтобы узнать мнение каждого ребенка. После окончания игры я помогаю детям выразить и обсудить свои впечатления, задав несколько вопросов. Например:
- Что вы чувствовали во время игры?
- Что было самым трудным, сложным в игре?
- Обсуждали ли вы, как будете справляться с трудностями?
- Насколько хорошо сотрудничал твой партнер?
- Как ваша группа справилась с заданием? и другие.
Учитель должен внимательно выслушивать детей, побуждать их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях и проблемах.
Таким образом, в ходе данных игр и упражнений ребята получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и учатся общаться друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни.