Консультация для педагогов Социализация детей с ОВЗ. Работа с родителями детей с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ. Работа с родителями детей с ОВЗ
Терпение – это дерево, корни которого горьки, а плоды – очень сладкие. (Персидская пословица)
В современном мире, который полон новыми тенденциями, разработками, внедрениями, все также остается место для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, которые могут никогда не услышать, не почувствовать, не увидеть то, что для нас - здоровых людей, кажется привычным.
Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.
Основная цель работы:
Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
Социально – личностное развитие ребенка неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития.
Задачи по социально- личностному развитию детей:
1. Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
2. Создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
3. Совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
4. Создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
5. Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
6. Профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но очень часто не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Очень хочется найти ту нить, которая бы соединяла воспитателя и семью. Не секрет, что многие родители даже не интересуются жизнью своего ребенка в детском саду и считают, что это место, где просто присматривают за их детьми и от этого появляются трудности, порой бывает очень сложно достучаться до мам и пап. На протяжении всей жизни ребенка главной опорой есть и будут именно родители и чтобы работа воспитателя и родителей была продуктивной, и давала свои положительные результаты, все должны работать в тандеме.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать. Большое внимание уделяется работе с родителями, соц.партнерству.
Социальное партнерство - социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой группе и обществу в целом.
Можно выделить следующие ключевые моменты социального партнерства: • социальная проблема;
• интересы партнеров;
• правовая обоснованность партнерства;
• возможности и сильные стороны партнеров;
• правила взаимодействия и взаимного контроля;
• наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства;
• наличие проекта как способа соорганизации сторон;
• постоянство и стабильность процесса социального партнерства;
• инновационные пути решения социальных проблем.
Узловой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема.
Но ее выявления и осознания всеми не достаточно для возникновения социального партнерства - необходима артикуляция интересов сторон:
• значимость социальной проблемы для каждой из сторон;
• установление интересов каждого из возможных партнеров;
• совместное формулирование целей и задач деятельности;
• осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы;
• выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
• осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект.
Именно поэтому возникают часто вопросы: как заинтересовать родителей в совместной работе с педагогом? Конечно же, самым распространенным решением проблемы раньше была беседа, консультация психологов, но в век инноваций и новых технологий появилось много иных методов работы с родителями, которые могут успешно применять молодые педагоги, чтобы найти ту «золотую» середину, которая так необходима при взаимодействии с семьей.
Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной и той же проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. В данной статье рассматриваются, как индивидуальные, так и групповые формы работы. Остановимся на некоторых из них:
1. Индивидуальная работа с родителями.
В практике работы с семьей хорошо зарекомендовали себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить костюмы для кукол, починить игрушки, помочь оформить помещение к празднику, написать газету, оформить уголок для родителей, для поздравления детей с днями рождения. Многие родители с удовольствием откликаются на такие просьбы и проявляют свою выдумку и фантазию. Так у нас в группе появились куклы в костюмах, дидактические пособия для занятий, дорожки здоровья, зрительные ориентиры.
2. Организация конкурсов для детей и родителей.
Очень часто интерес наблюдается у детей и родителей, когда в детском саду объявляется конкурс. Чтобы привлечь родителей к участию, в первую очередь завлекаются дети, которые рады всему новому, они и помогут своим родителям найти время для маленькой поделки, необычной фотографии или просто рисунка. Темы конкурсов выбираются исходя из современных интересов семей. Например: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо семьи», «Мой любимый домовёнок», «Мой домашний питомец».
3. Трудовой десант
Благоустройство территории детского сада зачастую ложиться на плечи воспитателя, но если немного пофантазировать, то можно привлечь к этой интересной работе и родителей. Родители собираются вместе с воспитателями в определенный день и дружно работают: красят оборудование на участках, носят песок в песочницы, белят бордюры и деревья, придумывают новые постройки для детей. В таких мероприятиях происходит формирование командного духа среди родителей, совместная деятельность объединяет родителей и детей, помогает лучше понять друг друга, улучшить взаимоотношения. Итогом такой работы может стать, например, сказочный городок на участке своей группы.
4. Проведение совместных массовых мероприятий, экскурсий.
Для проведения массовых мероприятий используем достаточно эффективный метод общения детей со своими родителями – проектный метод. Ведь именно совместное проведение досуга является самой важной основой для счастливой жизни семьи. Например, «Наш огород», «Любимая мамочка», «Самый лучший друг – папа», « Мой город».
5. День открытых дверей
Родители приглашаются в группу не в качестве слушателей или смотрителей, а в качестве участников той или иной деятельности. Тем самым у ребенка просыпается еще больший интерес к продуктивным видам деятельности, инсценировкам видя, что мама или папа с удовольствием ему помогают в этом.
6. Родительские уголки
Несмотря на то, что форма работы весьма традиционна, она пользуется большой популярностью, если ее немного модернизировать, то она станет не только полезной, но и весьма увлекательной. Например, ввели рубрики родителей, где они делятся новыми достижениями своих малышей, интересными и полезными советами по закаливанию и питанию, режиму дня. Создаём фотоотчеты о совместных мероприятиях, чтобы у других родителей появилась мотивация к новым поступкам.
7. День познания себя и других.
В связи с тем, что тренинги в наше время приобретают все большую значимость и популярность, назначаем дни, которые будут им посвящены. Также проводим различные анкетирования, тестирования, почта «горячих предложений », где родители высказывают свои пожелания, просьбы и получают ответы на свои вопросы. В этой работе воспитателю приходят на помощь педагог – психолог, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического и музыкального воспитания, старший воспитатель.
Только при совместной, постоянной и непрерывной работе педагога и семьи, только при большом желании двух сторон будет положительный результат. Появится именно то, взаимопонимание к которому стремятся и воспитатели, и родители, и детский сад в целом. Любому ребенку, в любом возрасте, с абсолютно любым ограничением в здоровье хочется быть окруженным теплотой и любовью не только у себя дома, но и в детском саду, который по праву можно назвать вторым домом, где ребенок проводит свою, пускай маленькую, детскую, но очень интересную, насыщенную жизнь.
Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам, родители ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. Для успешной работы воспитателям, дефектологу и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.Их цель: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.Задачи:
- установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;- формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;- усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи;- воспитание привычки обращаться за помощью к врачам и педагогам в вопросах коррекции и воспитания.
Принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детским садом, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей, воспитанности, чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.Условия:
- целенаправленность, систематичность, плановость;- индивидуально-дифференцированный подход; доброжелательность. Формы и методы: ознакомительные беседы; индивидуальные беседы с родителями по вопросам:
а) состояния речевого и психического развития их детей (логопед, дефектолог);б) объяснение задания логопеда, дефектолога записанного в индивидуальной тетради ребёнка (воспитатели);
- родительские собрания; анкеты; ежемесячные бюллетени(поздравление с праздником, объявление, просьба, информация, благодарность);- педагогическая библиотечка; консультации (плановые, неплановые - по мере необходимости). Консультации проводятся в виде: докладов, бесед, обмена опытом, стендов, папок-передвижек; открытых занятий; дней открытых дверей; совместных мероприятий.Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к дефектам детей неоднозначно. Поэтому особое значение приобретает первая беседа родителей с логопедом и дефектологом, когда им в доступной и убедительной форме рассказывают о негативном влиянии недостаточной сформированности психических функций, низкого уровня познавательного развития и речевых нарушений на процесс обучения и развития ребенка.Следует отметить, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе. Логопед и дефектолог объясняют родителям необходимость открытия и функционирования коррекционных групп для детей с НОДА. Родителей знакомят с особенностями речевого и психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения. Объясняют, что ребенку может потребоваться помощь нескольких специалистов - это врачи (педиатры, невропатологи, психоневрологи, отоларингологи, офтальмологи), логопеды, дефектологи, физиотерапевты и врачи лечебной физкультуры. Знания и советы разных специалистов помогут родителям получить ответы на многие интересующие их вопросы.Большое значение имеет и проведение родительских собраний с приглашением специалистов - логопеда, дефектолога и психолога. На этих собраниях освещаются в доступной форме следующие вопросы:
1. Необходимость специального направленного обучения детей в условиях групп для детей с НОДА.2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей3. Информация о содержании коррекционных занятий.
Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в саду.Раскрывая задачи и содержание коррекционных занятий, педагоги знакомят с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо логопед отмечает роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:
а) единство требований к ребенку;б) контроль за выполнением заданий;в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала; г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т.д.).
Таким образом, специалисты и воспитатели создают установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс. На протяжение учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Специалисты показывают приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома. Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей.Примерные темы бесед:
1. Речевые нарушения и причины их возникновения.2. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.3. Краткие советы родителям, имеющим детей с НОДА.4. Что делать, если у ребенка плохая память?5. Подвижные игры в системе коррекционной работы.6. Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома.7. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.8. Труд - важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.
Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда, дефектолога и воспитателя, мастер - классов, тренингов, практических занятий. Они проводятся систематически. Родители получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности, самим учиться приемам коррекционной работы.Задача педагогов, работающих в детском саду, поддержать родителей, помочь и дать надежду, подсказать и вместе найти оптимальный путь решения проблемы. Родители в свою же очередь могут помочь своему ребенку, неукоснительно выполняя рекомендации врачей, специалистов работающих с детьми, участвуя в жизни детского сада.Список используемой литературы.1. Жукова О.С., Балобанова В.П. Самоучитель для родителей. От рождения до трех лет. -М.:"ОЛМА Медиа Групп", 2006.-144 с.- (мамина школа).2 Смирнова Н.В. Программа воспитания и обучение детей с НОДА, М., 19833. Сморнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. С-П.,2003 г.