Доклат на тему: «Создание условий для укрепления здоровья- задача каждой школы»

МОУ Медянская СШ – филиал Княжегорская ОШ






ДОКЛАД

НА ТЕМУ: «Создание условий для укрепления здоровья-
задача каждой школы»










Подготовил педагог
1-ой категории: Игнатьев А.В.







с. Княжиха 2015 г.

Раздел I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ -ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1 6 мая Дмитрий Медведев провёл совещание по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в учреждениях дошкольного и общего образования. Обсуждались, в частности, проблемы организации медицинской помощи и питания в детских садах и школах. В ходе совещания глава государства заслушал доклады ряда федеральных министров и ведомств, а также представителей отдельных регионов.
Данные, представленные Министерством здравоохранения и социального развития, по мнению Дмитрия Медведева, вызывают тревогу: «...абсолютно здоровыми в настоящий момент можно назвать только 10 процентов выпускников школ. Более половины детей имеют ослабленное здоровье, и значительная часть ребят в возрасте до 14 лет уже приобретает хронические болезни». Ещё в прошлогоднем послании Президент поручил начать углублённую диспансеризацию школьников, и предпринятые шаги позволяют отметить некоторые положительные сдвиги. В декабре 2010 года приняты новые федеральные требования к образовательным учреждениям в части создания безопасной и здоровой жизни учеников. Однако до сих пор не во всех образовательных учреждениях созданы такие условия.
В значительной части российских школ (по данным, которые привёл Президент, эта часть составляет треть от общего числа) отсутствуют медицинские кабинеты. А если последние и имеются, то «там стоят только стулья, столы и более ничего: в них не найдёшь ни медицинского оборудования, ни даже элементарных лекарственных препаратов. Порой единственное, что может сделать школьный доктор, - это просто позвонить в скорую помощь». Кроме того, ощущается недостаток медицинских работников в школах и детсадах из-за низкого уровня зарплаты.
Другая проблема, вынесенная на обсуждение, - организация питания детей и подростков. Но Дмитрий Медведев отметил значительное улучшение по данному направлению: в 48 регионах приняты, а ещё в 24 подготовлены региональные и муниципальные программы совершенствования организации питания в общеобразовательных школах.
Достигнутый эффект, по мнению Президента, явился результатом плодотворной работы по следующим программам: национальному проекту «Школьное питание», национальному проекту «Образование», а также по экспериментальному проекту «Школьное питание». Как следствие - практически во всех регионах, участниках эксперимента, показатели здоровья учеников улучшились.
Глава государства заметил, что организация школьного питания и медицинской помощи - это проблема не отдельного человека (директора школы или заведующего детсадом), но региона в целом. Соответствующий раздел с прописанными источниками финансирования, ответственными за его выполнение лицами должен быть в каждой региональной программе развития образования. Кроме того, Президентом был отмечен мировой опыт организации питания и медицинской помощи в детских учреждениях, положительные моменты которого можно использовать и в российской практике.
В своём выступлении на совещании министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко прежде всего определил основные факторы риска для здоровья школьников. Их три: нерациональная организация образовательного процесса, несоответствие инфраструктуры-образовательного учреждения условиям здоровьесбережения учащихся и отсутствие в школе целостной системы формирования культуры безопасного образа жизни. Для преодоления данных рисков в рамках национального проекта была начата разработка федеральных требований к образовательному учреждению в части охраны здоровья обучающихся. Это только начало большой работы. Следующий этап - выполнение плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в ходе реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». И, в частности, переход на новые образовательные стандарты, внедрение которых позволит снизить названные выше риски и предъявить новые требования и к содержанию учебных программ, и к условиям их реализации. В таком обучении, особо подчеркнул министр, формируются установки, нормы поведения, которые позволят сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Одно из главных направлений, на которые ориентирована деятельность министерства, - физкультура и спорт. Предмет «Физическая культура» должен быть нацелен на укрепление здоровья, на содействие гармоничному развитию учащихся. Поэтому новые учебные программы по физкультуре предусматривают широкую возможность выбора видов спорта для школьников, исходя из их интересов и состояния здоровья.
В 2010/2011 учебном году в 14 субъектах Российской Федерации был введён третий час физической культуры в общеобразовательных учреждениях. А согласно мониторингу, проводимому Минобрнауки России, в Пензенской и Белгородской областях в качестве эксперимента введён четвёртый час. Как результат - фиксируется улучшение состояния здоровья учеников.
Однако в этом направлении деятельности министерства есть свои «подводные камни». Как и в случае с медицинскими кабинетами, обеспечение школ спортивными залами оставляет желать лучшего. Только в 26 субъектах Российской Федерации практически все школы оснащены спортзалом.
Главными спортивными мероприятиями во внеурочной физкультурно-спортивной деятельности А. Фурсенко назвал Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры». Первые охватывают более 7 млн человек (более 60% учащихся), вторые - более 4 млн человек.

Второе направление деятельности - школьное питание. С 2008 года реализуется экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Главными задачами проекта являются отработка всех аспектов современной организации питания и распространение позитивного опыта участников эксперимента на все школы страны. Уже сейчас можно сказать, что выстроены региональные модели управления системой школьного питания, созданы центры инновационной кадровой и технологической политики в сфере школьного питания. В результате в целом по стране ситуация улучшается: среднестатистический уровень организации питания может быть доведён до показателей субъектов - лидеров проекта.
Третье направление - обеспеченность школьников медицинскими услугами. По мнению министра, главным в этом вопросе является не лечение, а диспансеризация и профилактика, успех которых зависит от создания необходимых условий для медицинского обслуживания в школе.
Несмотря на то что количество медкабинетов существенно не увеличилось, несомненным позитивом в данном вопросе является улучшение качества работы этих кабинетов, соответствие их санитарным нормам. Кроме того, положительная динамика в этом направлении связана с наличием компетентного, заинтересованного в результатах работы медицинского персонала.
Все три направления деятельности Минобрнауки России направлены на улучшение школьной жизни не только здоровых детей, но и ребят с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В рамках современной школы министерство создаёт возможности для инклюзивного образования таких детей, включая занятия физкультурой, нормальное питание и медицинское обслуживание. В соответствии с новыми стандартами каждое образовательное учреждение разрабатывает и реализует программу индивидуальной коррекционной работы для ребёнка-инвалида, обеспечивая специальные условия воспитания обучающегося с особенностями физического и интеллектуального развития, комплексное психолого-, медико- и педагогическое сопровождение.
А. Фурсенко остановился на проблеме профилактики и борьбы с вредными привычками, а именно борьбы с употреблением наркотиков. Министр отметил, что во исполнение поручения Президента по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи издан приказ Минобрнауки России от 12 апреля 2011 г. № 1474 «О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ», в субъекты Российской Федерации направлены рекомендации по реализации этого документа. Главной задачей данной инициативы является разъяснение школьникам обязательности данного тестирования. Это обычная стандартная процедура, через которую должны пройти все.
Министр здравоохранения и социального развития Т. Голикова выделила два аспекта проблемы медицинского обслуживания детей.
Первый - оценка состояния здоровья детей в возрасте от нуля до 17 лет. По официальной статистике 2010 года среди всех детей, обучающихся в школе, только 20,7% имеют первую группу здоровья, т. е. это абсолютно здоровые дети. Малыши приходят в школу уже с целым «букетом» болезней, как то понижение остроты слуха и зрения, нарушение осанки, сколиоз. За время учёбы этот «букет» расширяется. Причинами ухудшения здоровья являются несоблюдение гигиенических требований к режиму учебного процесса, применение технических средств обучения, несоответствующих ростовозрартным особенностям учащихся и СанПиН, отсутствие в ряде образовательных учреждений горячего питания либо его несбалансированность.
Второй аспект - обеспеченность общеобразовательных учреждений медицинскими кабинетами. Т. Голикова подтвердила факт отсутствия во многих образовательных учреждениях таких кабинетов. В целом по стране ситуация с полноценными медицинскими кабинетами (соответствующими санитарным нормам) остаётся тяжёлой. 37% учебных заведений не обеспечены ими. Как правило, это сельские школы. За период с 2008 по 2010 годы отмечен рост обеспеченности школ медработниками на 7%, хотя заработная плата медицинских работников в образовательных учреждениях остаётся очень низкой.
Министр отметила традиционность форм оказания медицинской помощи: форма единого педиатра, бригадный метод и появившиеся в последние два года школьные центры охраны здоровья детей. В первом случае врач находится в штате поликлиники, но работает в школе. Бригадный метод связан с обслуживаем мобильными средствами отдалённых регионов и регионов сельской местности.
Сейчас представляется чрезвычайно важной организация совместной работы центров здоровья и школьных медицинских кабинетов: при использовании такой формы работы могут быть оказаны своевременная медицинская помощь и профилактика, включающие осмотр и иммунизацию, медико-психологическую и медико-педагогическую помощь. Кроме того, в таких центрах можно будет отслеживать детей повышенного медико-социального и биологического риска развития нарушений здоровья.
Т. Голикова отметила, что в будущем эти проблемы должны быть решены: в рамках программы модернизации образования предусмотрено 162 млрд рублей на развитие детства и педиатрии, совершенствование стандартов оказания медицинской помощи; заработная плата врачей-специалистов подрастёт, так как 70% средств из федерального фонда выделено на эти цели; будут строиться и развиваться центры здоровья, уже имеется положительный опыт взаимодействия их со школьными структурами; будет проводиться диспансеризация 2,5 млн подростков, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На совещании также выступили руководители регионов, которые поделились накопленным опытом в организации медицинской помощи и питания.
Как уже не раз отмечалось, реализация федеральных и национальных проектов в области здоровьесбережения помогают добиваться положительной динамики в решении данной проблемы. Однако ещё многое в системе медицинского обслуживания требует модернизации. Хотя уже сейчас можно сказать, что предприняты серьёзные шаги для улучшения качества жизни ребёнка в стенах школы. Ведь главное, чтобы поколение детей, обучающихся сегодня в дошкольных и школьных учреждениях, выросло здоровым.

Раздел II. МНЕНИЯ УЧЁНЫХ.

Александр Григорьевич Асмолов - психолог, учёный, академик РАО, профессор, заведующий кафедрой психологии личности Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Его мнение о различных аспектах образовательной политики, воспитания, обучения, развития личности ребёнка неизменно вызывает живой интерес.
С самого начала необходимо сказать, что любые проблемы здоровья не будут решены, если в обществе не появится определённая здоровому образу жизни». Если эта мотивация сведётся к благим пожеланиям и нравоучениям, то огромное количество проблем, с которыми мы имеем сегодня дело, окажутся нерешёнными. И нам придётся говорить о нездоровом поколении детей. Лучшая диагностика та, которая открывает возможность профилактики заболеваний. Опережающая диагностика здоровья, а не диагностика болезни. У нас всё построено на диагностике болезни, а нам нужна диагностика здоровья. Именно поэтому я хотел бы обозначить несколько пунктиров данной темы.
Антропология здоровья.
Ни в коем случае нельзя сводить понятие «здоровье» к тем или иным его отдельным проявлениям. На самом деле существует логика, которую мы при исследовании называем логикой трёх «3»: физическое здоровье, психологическое здоровье и социальное здоровье личности. Когда мы говорим о трёх ипостасях здоровья - физической, социальной и психологической, мы сталкиваемся с совершенно новой областью исследования, которую я бы хотел назвать антропологией здоровья. Антропология здоровья не сводится к медицине, а является уникальной линией человековидения, помогающей нам подойти к пониманию многих проблем: проблем методологических и проблем практических. В методологическом плане антропология здоровья представляет собой серьёзную человековедческую дисциплину, которая_формирует мотив помогает найти мост между сферой образования и сферой медицины. Связующей нитью этих двух сфер является, на мой взгляд, разработанное сегодня одно из новых направлений - лечебная педагогика. Направление лечебной педагогики представлено в нашей стране целым рядом книг и разработок и связано с Центром лечебной педагогики, который рождался в контексте идей великого психолога и нейропсихолога Александра Романовича Лурия и его учеников: Любови Семеновны Цветковой, Антонины Георгиевны Цыганок и др. Центр лечебной педагогики располагается в Москве, его бессменный руководитель - Анна Львовна Битова. Центр занимается очень трудными детьми. Это дети с самыми тяжёлыми генетическими аномалиями, такими, например, как болезнь Дауна. И оказывается, что детей с аутизмом, даже в достаточно тяжёлой форме, удаётся ввести, интегрировать в мир, общество, если выстроить систему общения с ними; если правильно выбрать игровую среду развития ребёнка; если вовремя поставить диагноз и рассказать матери и отцу, как жить и работать с таким ребёнком. Это большая работа! Я считаю, что Центр лечебной педагогики - это и есть одна из тех организационных и методологических конструкций, которая может объединить два разрозненных мира: мир здравоохранения и мир образования.


Здоровый учитель - здоровый ученик -здоровая школа
Один из педагогов, выступая перед российским премьером на Всероссийском педагогическом собрании, неожиданно сказал: «Знаете, мы всё время говорим о здоровье детей, но мы никогда не решим эту проблему, если не будет здоров учитель». Как он прав!!! Лозунг «Здоровый учитель - здоровый ученик - здоровая школа», пожалуй, наиболее ярко отражает конечную цель решения всех проблем. Никогда проблема здоровья учителя не вставала столь резко в этой логике, а проблема эта невероятно важна. Сегодня мы можем говорить об уникальном и довольно грустном явлении, я бы назвал его «сгорание учителя» - психологическое сгорание и даже физическое сгорание. А если учитель «сгорел», что он может дать ребёнку? Такой педагог мотивационно выдохся, потерял интерес к работе, профессии, жизни. Он закрыт для детей. Он превращается в губку, впитавшую все конфликты жизни. Такой учитель опасен не только для учеников, но и для собственных детей. Ведь зачастую самые трудные дети - учительские дети. В этой связи мне хотелось бы отметить выступление на Всероссийском педагогическом собрании Александра Изотовича Адамского, который с достаточной степенью обоснованности говорил о необходимости создания специальных программ, призванных беречь и сохранять здоровье учителя.

Управление детством - это управление рисками развития ребёнка.

Психологическое здоровье - ещё одна из ключевых проблем. Психологическое здоровье зависит от многих факторов, но прежде всего от возможности самоактуализации ребёнка и учителя. Если у меня перекрыты пути саморазвития, самоактуализации, то рано или поздно я становлюсь на путь невроза и превращаюсь в невротика. Невротики - это те, кто недоиграл в детстве, те, кто не мог реализовать себя. Когда я не имею возможности или не могу в силу каких-либо причин высказать своё мнение и молчу, то накапливаю конфликты и выступаю как уникальный конфликтоуловитель без конфликто-отводов, без особых эмоциональных громоотводов в психике. Это ситуация, при которой, особенно в подростковом возрасте, отмечается колоссальный процент заболевания, мы называем его «подростковая истерия». Это попытка ребёнка доказать неадекватными средствами, что он существует. Это попытка обратить на себя внимание окружающих: «Я есть! Я существую! Я требую, чтобы меня заметили!» И в этой связи трудно переоценить важность психологического здоровья взрослого человека, ибо психологическое здоровье ученика начинается с психологического здоровья родителя и учителя.
Возраст от 12 до 16 лет психологи совершенно правильно называют самым опасным. Здесь наибольшая зона риска. Почему? Процесс обучения ребёнка начиная с 5 класса сталкивается с колоссальной проблемой, которую называют проблемой «оврага мотивации». Если в начальной школе мотивы, заданные социумом, достаточно сильны, а в старшей приближающийся вуз или выбор работы так или иначе приводит к росту мотивации к обучению, то как раз «овраг мотивации» приходится на 5-9 классы: ребёнок зачастую теряет познавательную мотивацию, отсюда неполадки с его здоровьем. Но когда мы говорим о падении мотивации, надо видеть и другую сторону этого процесса, не менее, а может быть, и более важную для здоровья и развития ребёнка. Исчезновение или падение мотивов к обучению вовсе не означает, что исчезли другие мотивы. Поэтому закрытие мотивов к обучению приводит к мотивам, при которых появляется аномальная подростковая субкультура, в том числе субкультура экстремистских движений, таких, например, как скинхеды. Сложнейшая ситуация, которая накладывается на различные формы стрессов. Один из них носит ёмкое название - информационный стресс. С последствиями информационного стресса связаны как раз проблемы функциональной утомляемости и физиологического состояния ребёнка. Информационные стрессы часто приводят к информационному неврозу, явлению достаточно сложному. Мы, взрослые, всё время куда-то спешим, всегда заложники чужих проблем, которые постоянно приходится решать. Но так или иначе мы уже адаптировались в окружающей сумасшедшей среде. А ребенку жить в ней очень и очень сложно. Без помощи взрослого справиться с подобной ситуацией он не может. Нынешние кризисы развития наших детей пришлись на кризисы развития нашего общества, а кризис на кризис даёт кризис в квадрате. Вот это надо понимать с достаточной степенью ответственности. Сегодня управление детством - это управление рисками развития ребёнка, в том числе рисками развития его здоровья.

Утомляемость ребёнка - толчок к возникновению проблем со здоровьем.
Ещё одна очень важная современная проблема касается нагрузки учащихся. Эта нерешённая проблема зачастую является толчком для возникновения всех остальных. И, как ни странно, в основе её лежат эмоциональная, этическая и психологическая составляющие. Если перед учеником учитель выступает как зануда, утомляет, раздражает, огорчает, то час общения с таким учителем превращается в год и утомляемость ребёнка невероятно возрастает. Поэтому есть физический час времени и есть психологический час. Если учитель на уроке интересен ребёнку, то утомляемость совершенно другая. Это касается и так называемых СанПиН. Все наши СанПиН измерялись вне контекста мотивов и установок учащихся. И тем самым они отражают совершенно другие кривые утомляемости и ориентируются не на живого ребёнка, а на ребёнка как экспериментальный муляж. Например, без учёта реалий предлагается ребёнку не более 15 минут заниматься за компьютером. Это нонсенс, учитывая, что он занимается этим компьютером энное количество часов, живя в Интернете. Новые СанПиН опубликованы, в частности и в журнале «Вестник образования», но, как мне кажется, они нуждаются в серьёзной доработке... Если СанПиН убивают мотивацию, то они ограничивают здоровье - вот моя позиция.
.
СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ -ЗАДАЧА КАЖДОЙ ШКОЛЫ
ЦВЕТКОВА Татьяна Константиновна советник Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации

Основной целью и необходимым условием прогресса современного российского общества является развитие человека. Только талантливые, одарённые, физически здоровые дети, подростки и молодые люди могут стать мощным ресурсом, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического инновационного преобразования. Поэтому вопрос о повышении общего уровня здоровья нации и в первую очередь подрастающего поколении является сегодня одним из главных национальных приоритетов Российской Федерации.
В этой связи особую актуальность приобретает необходимость расширения и развития комплекса общественных ценностей здорового образа жизни, укрепления роли физической культуры и спорта, как одних из его составляющих.
Ряд принятых в последние годы нормативно-правовых актов определил основной курс государственной политики в области развития физической культуры и спорта в стране на ближайшие годы. Он взят на создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.
Одним из основных направлений этого процесса является разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни. Для подрастающего поколения она позволила бы увеличить до 80% долю обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Достижение такого результата возможно только посредством совершенствования всей системы физического воспитания в образовательных учреждениях, цель которой определена Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года: создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодёжи вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом.
Большая работа в этом направлении предстоит в рам- ках совершенствования системы физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях.
Учитывая особую значимость вопросов формирования у обучающихся ценностей здорового образа жизни актуальность проблемы совершенствования системы физкультурно-спортивного воспитания детей и подростков, 22 апреля 2011 года в г. Пензе при участии министра образования и науки А. Фурсенко состоялся Всероссийский семинар-совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, «Современные подходы к формированию здорового образа жизни школьников».
В ходе семинара-совещания состоялся обмен опытом ре- гионов страны по реализации направления Национальной об- разовательной инициативы «Наша новая школа» «Сохранение и укрепление здоровья школьников». Конструктивные дискус- сии прошли в рамках трёх площадок:
Современные подходы в преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях;
Организация спортивно-оздоровительной деятельности общеобразовательного учреждения;
Школьное питание в реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
В ходе общения участники Всероссийского семинара-совещания «Современные подходы к формированию здорового образа жизни школьников», заслушав выступления представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, обсудив вопросы инновационных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся общеобразовательных учреждений, отметили следующее.
В Российской Федерации сегодня созданы правовые и организационные условия для реализации стратегического приоритета политики в сфере детства - формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. На федеральном и региональных уровнях последовательно реализуются:
положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 30 ноября 2010 г.;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников»;
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 367-р;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101 -р;
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
План действий по модернизации общего образования, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
Система образования сегодня решает конкретные задачи по созданию для школьников комфортных условий обучения на основе «индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения», формированию у них культуры здорового и безопасного образа жизни.
Заканчивается разработка федерального государственного образовательного стандарта общего образования: утверждены ФГОС начального общего и основного общего образования, в стадии завершения работа над стандартом основного (полного) образования, в котором учебный предмет «Физическая культура» (базовый уровень) предлагается как обязательный для освоения всеми обучающимися.
Министерством образования и науки Российской Федерации проведён мониторинг об опыте работы, проводимой в регионах, по разработке и использованию инновационных учебных программ, методик и технологий физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях. Материалы представили все 83 региона. Сформирована база инновационных программ, методик и технологий преподавания физической культуры, а также статистический банк данных новаторской деятельности образовательных учреждений в целом по стране по данным всех субъектов Российской Федерации.
С учётом полученных материалов министерство приступило к работе по созданию учебно-методического комплекса для обеспечения предметной области «Физическая культура» в образовательных учреждениях страны.
Идёт активный процесс консолидации сил и опыта работы органов государственной власти всех уровней и общественных организаций по развитию физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений. Так, по использованию эффективных методик изучения технических элементов и развития физических качеств обучающихся, их суммарной двигательной активности через конкретные виды спорта Минобрнауки России конструктивно сотрудничает с всероссийскими спортивными федерациями (лёгкой атлетики, футбола, художественной гимнастики, аэробики, бадминтона и др.).
В субъектах Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с учётом местных условий и интересов обучающихся образовательные учреждения разрабатывают и реализуют инновационные программы, методики, технологии физического воспитания и преподавания физической культуры; проводят внеурочную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с привлечением учреждений дополнительного образования детей, а также объединений и учреждений физкультурно-спортивной направленности.
В целях обновления содержания и форм оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, привлечения внимания педагогической и научной общественности, родителей к вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся в регионах России продолжается апробация новых здоровъесберегающих образовательных технологий. Одновременно активно развивается движение «Школы, содействующие укреплению здоровья». В настоящее время в это движение включилось более семи тысяч «школ здоровья» во всех федеральных округах, которые успешно реализуют региональные модели «школы здоровья».
Увеличивается количество спортивных объектов, физкультурно-оздоровительных комплексов, школьных спортивных клубов, возрастает общая численность детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом. С целью социальной адаптации в занятия физической культурой и спортом активно вовлекаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Важнейшим условием успешной работы регионов по здоровьесбережению является реорганизация системы школьного питания.
В соответствии с реализацией региональных программ и проектов, направленных на решение различных проблем школьного питания, в связи с применением новых технологий и современного оборудования в школьных столовых улучшилось качество пищи, на 25-30% уменьшилось время на её приготовление, облегчилась работа поваров. Модернизированы инженерные сети и системы вентиляции. Отремонтированы обеденные залы. Ребята с удовольствием обедают в школе.
До конца года предполагается проведение всероссийского мониторинга школьного питания во всех субъектах Российской Федерации, что позволит оценить состояние системы школьного питания в целом, провести сравнительный анализ результатов работы региональных и муниципальных органов исполнительной власти в указанном направлении.
Большое внимание в субъектах Российской Федерации уделяется такой форме укрепления здоровья детей и подростков, как организация летнего оздоровительного отдыха. В настоящее время в системе образования функционирует более одной тысячи загородных оздоровительных лагерей, около 45 тысяч лагерей с дневным пребыванием детей. Кроме того, в летний период традиционно создаются оборонно-спортивные и спортивно-оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, профильные лагеря по интересам.
Укреплению здоровья детей и подростков также способствует реализация региональных программ, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и табакокурения.
Осуществляется разработка и внедрение программ по работе с социально неблагополучными семьями и семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
В организации профилактической работы, нацеленной на привитие навыков здорового образа жизни, планируется комплексный межведомственный подход к решению задач во всех основных сферах жизнедеятельности обучающихся.
Вместе с тем, несмотря на значительные усилия государства и общества, направленные на развитие ценностного отношения детей и подростков к жизни и здоровью, желаемые результаты ещё не достигнуты.
Участники семинара-совещания выявили ряд важных составляющих этого процесса, которые первостепенно нуждаются в изменении и развитии:
новое содержательное наполнение программ по физической культуре, внедрение инновационных методик, технологий, направленных на формирование устойчивой мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, а также способствующих максимальному охвату этими занятиями детей и подростков;
содержание и организация третьего часа урока физической культуры в общеобразовательных учреждениях;
внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области физической культуры, а также
мотивация учителей физической культуры к разработке и внедрению в образовательный процесс инновационных программ, методик и технологий преподавания этого предмета;
материально-техническая составляющая физкультурно-спортивной базы общеобразовательных учреждений, особенно малокомплектных (малочисленных) школ;
полноценное кадровое и материально-техническое обеспечение медицинских кабинетов на базе общеобразовательных учреждений;
оснащённость спортивным оборудованием дворовых и пришкольных спортивных площадок, особенно в сельской местности;
формирование системного подхода к созданию и оценке эффективности социальной рекламы, направленной на пропаганду здорового образа жизни;
дефицит обеспечения медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений медицинскими кадрами.
Подводя итоги работы семинара-совещания на пленарном заседании, министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко подчеркнул большую роль физической культуры и спорта в процессе формирования у обучающихся здорового образа жизни, в борьбе с наркозависимостью и преступностью молодого поколения страны. Он отметил особую роль в этом процессе модернизации содержательного наполнения урока физической культуры в школе, соревновательной физкультурно-спортивной деятельности школьников, как важных механизмов в развитии мотивации обучающихся к этому учебному предмету.
«Главная задача образования - это сделать так, чтобы человек был востребованным, - экономикой, обществом, самим собой, что невозможно без здоровья, - акцентировал в своём выступлении министр. - Когда мы говорим о здоровом образе жизни, то говорить надо не только о том, как накачаны мышцы и насколько у нас правильно поставлено дыхание, а ещё о том, что это - правильное построение характера и психологии человека, который хочет быть здоровым, знает, как это сделать, и понимает, что это абсолютно необходимо для всей его жизни, если он хочет быть успешным и счастливым».











Содержание стр.

I. Раздел I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. 2
1. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ -ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ. 2

II. Раздел I. МНЕНИЯ УЧЁНЫХ. 7
1. Антропология здоровья. 7
2. Здоровый учитель - здоровый ученик -здоровая школа. 8
3. Управление детством - это управление рисками развития
ребёнка. 9
4. Утомляемость ребёнка - толчок к возникновению проблем
со здоровьем. 10
5. СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ -ЗАДАЧА
КАЖДОЙ ШКОЛЫ. 10












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15