«Совместная деятельность семьи и школы в воспитании и обучении детей


Педагогический марафон классных руководителей «Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения»


НОМИНАЦИЯ: «Партнёрство классного руководителя и семьи в организации общественно значимой деятельности классного коллектива».



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: «Совместная деятельность семьи и школы в воспитании и обучении детей»






Описание опыта и системы работы учителя английского языка МОУ гимназии №2
г.о. Краснознаменск
Сятковской Ярославы Вадимовны

«Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей – дать каждому ребёнку счастье»
В. А. Сухомлинский.
«Воспитание - великое дело: им решается участь человека»

В. Г. Белинский


Все взрослые когда-то были детьми, все мы - родом из детства. Именно в детстве закладываются основы личности, а семья - первый и главный воспитатель ребенка. От микроклимата, царящего в семье, от сложившихся взаимоотношений и многого другого зависит воспитание ребенка. Будущее человека зависит от того, каким было его детство, а дети являются оценкой всей нашей жизни, ее смыслом, ее продолжением.
Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с родителями, с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им в решении проблем, касающихся взаимоотношений детей в отдельном коллективе и в социуме в целом. Эта задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящего их детей, такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа для ребят стала вторым домом – уютным и комфортным, тем местом, в котором ребёнка всегда поймут, где его всегда ждут.
Учителя и родители оказывают огромное влияние на обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество. Я считаю, что партнёрство классного руководителя и семьи должно работать в интересах ученика, разделяя ответственность за его образование и развитие. На личном опыте я убедилась, что моя работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей, поэтому я систематически стараюсь включать родителей в деятельность воспитательной системы класса. Данный вид деятельности основан на гуманистическом стиле общения и взаимодействия, уважительном отношении семьи и классного руководителя к ребенку и друг к другу, повышении психолого-педагогического уровня родителей и классного руководителя, умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Поскольку мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, я жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю следующие цели:
объединить усилия семьи и классного руководителя, скоординировать их действия для решения поставленных задач, сформировать единое пространство «семья и школа»;
создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания и единой системы стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.
Вот перечень задач, преследуемых при работе в данном направлении:
просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;
консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. Направления и формы, используемые при работе с родителями:
1. Изучение условий семейного воспитания. 2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса. 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом. 5. Совместная деятельность родителей и учащихся: -умственное развитие; -воспитание нравственной культуры; -воспитание эстетической культуры; -воспитание физической культуры и здорового образа жизни; -воспитание трудолюбия и профориентация. 6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
Информация о семье необходима классному руководителю для решения оперативных педагогических задач. На практике я применяю следующие методы изучения семьи:
1.Наблюдение. 2.Индивидуальные беседы. 3.Тестирование. 4.Анкетирование. 5.Экскурсии и внеклассные мероприятия. 6.Классные часы с приглашением и участием родителей. 7.Совместные родительские собрания.
Школа призвана помочь семье в воспитании детей, и основная, главная роль отводится классному руководителю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений классного руководителя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа. Однако классный руководитель должен понимать, что разнообразие форм и методов не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Классный руководитель должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Родители, в свою очередь, должны быть уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно должны храниться тайны, доверенные учителю учеником. Ещё раз акцентирую внимание на том, что в работе с родителями классный руководитель должен всегда и во всём соблюдать педагогические нормы, этику, такт, следовать тому единственному приоритетному направлению в воспитании, которое позволит взрастить гармонично развитую личность, востребованную сегодняшним современным обществом
Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
педагогическому такту и этике взаимоотношений;
педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
педагогическому просвещению родителей;
умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
единству требований школы и семьи.
Сотрудничество педагогов и семьи приносит пользу детям через хорошее самочувствие, ощущение счастья, чувство сопричастности, наполнение энергией, ощущение полезности.
Сотрудничество через участие родителей в жизни класса позволяет:
развивать навыки общения с другими детьми и лучше понимать своего ребенка;
забывать на время о своих проблемах;
познакомиться с новыми людьми;
ощутить "приятную усталость" вместо "тягостного" утомления.
Для организации взаимодействия школы и родителей важно иметь представление о том, как же родители оценивают учителя, что определяет отношение родителей к конкретному учителю. Учитель может выбрать различные стили общения с родителями, но важно стараться быть дружелюбным по отношению к ним. Дружелюбный собеседник одобряет людей, относится с уважением к услышанному, открыто выражает восхищение и уважение.
Следующие правила общения учителя с родителями, которым стараюсь неукоснительно следовать в своей работе, на практике помогают наладить эффективное сотрудничество:
1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.
2. Не ругать ребенка, а мягко разъяснять родителям, в чем их проблема.
3. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от учителя ничего не стоит скрывать, что учитель - их друг, который всегда постарается помочь.
4. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и плохих отметках говорить в индивидуальной беседе).
5. Всегда можно найти, за что сказать родителям "спасибо"
При сотрудничестве с детским коллективом любой классный руководитель должен относиться к каждому ребенку в классе, как к своему собственному, не ругать его и, используя каждый воспитательный момент, вселять в ребенка надежду на лучшее будущее. Необходимо стать другом и детям, и родителям. Только в этом случае их не надо будет воспитывать. Необходимо всегда помнить, что хороший классный воспитатель тот, который больше всего мучается проблемами родителей и детей, тот, кто подходит к детям с оптимистической гипотезой и ищет в ребенке хорошее (а его всегда больше), чаще опирается на положительные эмоции.
Работа с родителями и детьми - процесс интимный, он требует душевного контакта и тепла. Классный руководитель должен понимать и то, что воспитание, работа с родителями – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить, и, совершая которые, он гарантированно достигнет успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуясь с имеющимися условиями, рефлексируя процесс деятельности.
Таким образом, педагог как воспитатель детей, как помощник родителей должен проявлять творческую активность в создании новых позиций, воспитательных методов и способов взаимодействия с детьми и родителями. В этой связи вашему вниманию предлагается система воспитания индивидуума, в основе которой лежит «Формула неразрушающего поведения», разработанная педагогами нашей гимназии.
Воспитательная система гимназии создана как на основе стандартных требований нормативных документов, так и посредством творческих поисков классных руководителей.

Слагаемые рационального развития – все компоненты формулы неразрушающего поведения - рассматриваются индивидуально для каждого ребёнка. В этой связи целью воспитательной работы гимназии является создание всех перечисленных в формуле условий для развития каждого ученика как личности, способной всесторонне реализовать себя в творческом коллективе гимназии. Воспитательная работа строится в соответствии с расположением слагаемых успешного развития в формуле, решая многие задачи. Самая первая и важная из них - выявление потенциала ребёнка при знакомстве с классным руководителем. Решение данной задачи просто невозможно без помощи родителей. Поэтому, работая над данным вопросом, я использую такой метод как анкетирование (Приложение №1), которое проводится среди родителей с целью максимального извлечения информации о ребёнке, его увлечениях и предпочтениях, а также с целью определения типа воспитания, которого придерживаются родители. Кроме того, немаловажное место занимают изучение личных дел учащихся и беседа с учителем начальных классов (если ребята переходят в среднее звено).
Формирование личностных качеств – ещё одна важная грань, которую нужно учитывать при знакомстве с детьми, родителями и классным коллективом в целом. Не нужно забывать, что дети приходят со своим уже сформировавшимся внутренним миром, а коллектив – со сложившимися традициями и отношениями, которые ни в коем случае нельзя разрушать. В своей работе я стараюсь поддерживать то, что уже приобретено, при этом внедряя что-то своё, новое.
Следующая задача, которая заслуживает внимания - формирование системы знаний об окружающем мире. Она решается посредством проведения внеклассных мероприятий совместно с родителями – поездок, экскурсий, целью которых является обогащение кругозора учащихся, а также сплочённость детского коллектива. Данный вид деятельности в нашей гимназии осуществляется при помощи союза «социальный педагог – классный руководитель– родители». (Приложение №2) –
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Работая над реализацией способностей каждого индивидуума в коллективе, я опираюсь на организацию деловых мероприятий, а именно на проведение тематических классных часов, бесед, ролевых игр. И ребята, и родители с удовольствием принимают участие в вышеуказанных мероприятиях. (Приложение №3)
Случается, что устоявшаяся жизнь коллектива нарушается под воздействием различных факторов: переход класса из начальной школы в среднее звено, появление новых членов коллектива и т. д. Как следствие возникает новая проблема – проблема адаптации в коллективе сверстников и к окружающей среде. В этом случае необходим тандем «классный руководитель – психолог». При помощи психологической службы, которая работает в гимназии, проводятся тесты, анкетирование, различные игры. Ведущими целями подобных методов является создание непринуждённой обстановки и благоприятного микроклимата в коллективе, а также социометрия – оценка эмоциональной атмосферы в классе и выявление в нём сильных и слабых личностей. (Приложение №4) Немалую роль в этом вопросе играет также сотрудничество с родителями, проведение соревнований, театральных инсценировок и т.д. Подобная совместная деятельность способствует мягкому и спонтанному привыканию к новой обстановке, к новым одноклассникам и отношениям. (Приложение №5)
Последним и важным слагаемым в анализируемой формуле является родительский контроль, без которого трудно было бы осуществлять перечисленные задачи. Поэтому, я убеждена, что активно сотрудничая с родителями, классный руководитель укрепляет и совершенствует детский коллектив.
Хочу ещё раз подчеркнуть, что каждая из этих задач находит отражение в системе воспитательной работы гимназии и планирования деятельности воспитателя. Являясь классным руководителем, я строю свою систему работы с детьми и родителями в соответствии с воспитательными принципами, выработанными коллективом педагогов гимназии: 1) направленности образования на постижение основополагающих принципов бытия и системы всечеловеческих ценностей, приоритет нравственных ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности; 2) духовного поиска и личной ответственности за судьбу России, цивилизации, воспитания гражданственности; 3) воспитания трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, терпимости к инакомыслящим, любви к природе, семье, Родине; 4) приобщения к лучшим традициям отечественной и мировой культуры; 5) воспитания умения вести познавательную деятельность, организовывать себя для выполнения поставленной задачи; 6) воспитания уважения и чувства такта к родителям, людям старшего возраста, взаимопонимания и взаимоподдержки в коллективе.
Говоря о работе с родителями, не хочется оставлять без внимания и процессы воспитания, развития, формирования и становления личностей обучающихся класса, в котором работаю. Следование вышеуказанным принципам требует овладения формами и методами общения и взаимодействия с учениками. В своей работе я придерживаюсь следующей системы методов воспитательной работы:


Убеждение


Пример


Личный пример


Побуждение


Воздействие
на ум,
чувства и волю.

Воздействие на склонность детей к подражанию

Переход от механического копирования действий и поступков воспитателя к осмысленной необходимости
Мягкая форма принуждения к прекращению непристойного поведения ученика, побуждение ученика прочувствовать свою вину.


Формы воспитательной деятельности различны и многогранны, но наиболее действенными из них являются:
индивидуальная работа (беседы с учителями, родителями, учениками, анкетирование, опрос, консультации);
коллективная работа с классом при подготовке к различным мероприятиям;
внутришкольная форма работы в виде психолого-педагогической помощи при взаимодействии с педагогом-психологом в виде консультаций, индивидуальной работы;
внеклассная работа посредством родительских собраний, совместных классных часов, различных мероприятий и поездок коллектива учеников с родителями;
формы общественного воспитания посредством встреч с интересными людьми, ветеранами, учениками других школ;
формы самовоспитания посредством положительного примера, анализа и оценки собственных поступков.
Использование перечисленных форм позволяет объединить усилия педагогов и воспитателей различных сфер общения школьника и создать то единое воспитательное пространство, которое способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Успех воспитательной деятельности придёт тогда, когда у ребёнка будет сформирована система гармоничных отношений с миром и самим собой.
Позитивность представленной системы воспитательной работы подтверждается мониторингом различных характеристик класса, с которым я работаю. Исследуемый коллектив состоит из 25 учащихся, при этом именной состав изменялся на протяжении последних двух лет: из коллектива выбывали, а также прибывали ребята в связи со сменой места жительства. Таким образом, в коллективе образовывались группы вновь прибывших детей и тех, кто находился в коллективе постоянно. Система работы в эти периоды состояла из следующих моментов: сформировать чувство терпимости и помочь адаптации «новичков» в коллективе. Данные задачи решались с помощью ролевых и ситуативных игр, которые позволяли показать сложность подобных ситуаций и негативных последствий не только для гонимых, но и гонителей. Игры анализировались и обсуждались коллективно, выводы подводились тоже сообща.
Уровень интеллектуальных способностей класса достаточно высок – качество знаний составляет 88%. В этом направлении проводилась активная работа как с родителями, так и с самими учащимися. Одним из факторов процесса развития индивидуальных способностей каждого было всеобщее увлечение научной деятельностью. Многие ребята изъявили желание работать в составе различных секций научного сообщества и преуспели в этом, став победителями и лауреатами VI Конференции исследовательских работ «Твоя профессиональная карьера», проходившей в стенах гимназии, кроме того, ребята становились победителями «Интеллектуального марафона» и «Поезда знаний» по английскому языку. Коллектив был отмечен и награждён за участие в песенных конкурсах, посвящённых Новому году и Дню Победы.
Подводя итог вышесказанному, ещё раз отмечу эффективность формулы неразрушающего поведения, которая гарантирует формирование всестороннеразвитого индивидуума, максимально способного реализовать себя и в классном коллективе, и в обществе в целом.
Описание своего опыта работы хочу завершить словами выдающегося педагога А.С. Макаренко: «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».






























«Совместная деятельность семьи и школы в воспитании и обучении детей»
Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с родителями, с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им в решении проблем, касающихся взаимоотношений детей в отдельном коллективе и в социуме в целом. Эта задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящего их детей, такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа для ребят стала вторым домом – уютным и комфортным, тем местом, в котором ребёнка всегда поймут, где его всегда ждут.
Учителя и родители оказывают огромное влияние на обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество. Я считаю, что партнёрство классного руководителя и семьи должно работать в интересах ученика, разделяя ответственность за его образование и развитие. На личном опыте я убедилась, что моя работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей, поэтому я систематически стараюсь включать родителей в деятельность воспитательной системы класса. Данный вид деятельности основан на гуманистическом стиле общения и взаимодействия, уважительном отношении семьи и классного руководителя к ребенку и друг к другу, повышении психолого-педагогического уровня родителей и классного руководителя, умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Поскольку мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, я жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю следующие цели:
объединить усилия семьи и классного руководителя, скоординировать их действия для решения поставленных задач, сформировать единое пространство «семья и школа»;
создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания и единой системы стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.
Вот перечень задач, преследуемых при работе в данном направлении:
просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;
консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. Направления и формы, используемые при работе с родителями:
1. Изучение условий семейного воспитания. 2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса. 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом. 5. Совместная деятельность родителей и учащихся: -умственное развитие; -воспитание нравственной культуры; -воспитание эстетической культуры; -воспитание физической культуры и здорового образа жизни; -воспитание трудолюбия и профориентация. 6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
Информация о семье необходима классному руководителю для решения оперативных педагогических задач. На практике я применяю следующие методы изучения семьи:
1.Наблюдение. 2.Индивидуальные беседы. 3.Тестирование. 4.Анкетирование. 5.Экскурсии и внеклассные мероприятия. 6.Классные часы с приглашением и участием родителей. 7.Совместные родительские собрания.
Работа с родителями и детьми - процесс интимный, он требует душевного контакта и тепла. Классный руководитель должен понимать и то, что воспитание, работа с родителями – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить, и, совершая которые, он гарантированно достигнет успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуясь с имеющимися условиями, рефлексируя процесс деятельности.
Таким образом, педагог как воспитатель детей, как помощник родителей должен проявлять творческую активность в создании новых позиций, воспитательных методов и способов взаимодействия с детьми и родителями. В этой связи вашему вниманию предлагается система воспитания индивидуума, в основе которой лежит «Формула неразрушающего поведения», разработанная педагогами нашей гимназии.
Воспитательная система гимназии создана как на основе стандартных требований нормативных документов, так и посредством творческих поисков классных руководителей.

Слагаемые рационального развития – все компоненты формулы неразрушающего поведения - рассматриваются индивидуально для каждого ребёнка. В этой связи целью воспитательной работы гимназии является создание всех перечисленных в формуле условий для развития каждого ученика как личности, способной всесторонне реализовать себя в творческом коллективе гимназии. Воспитательная работа строится в соответствии с расположением слагаемых успешного развития в формуле, решая многие задачи. Самая первая и важная из них - выявление потенциала ребёнка при знакомстве с классным руководителем. Решение данной задачи просто невозможно без помощи родителей. Поэтому, работая над данным вопросом, я использую такой метод как анкетирование (Приложение №1), которое проводится среди родителей с целью максимального извлечения информации о ребёнке, его увлечениях и предпочтениях, а также с целью определения типа воспитания, которого придерживаются родители. Кроме того, немаловажное место занимают изучение личных дел учащихся и беседа с учителем начальных классов (если ребята переходят в среднее звено).
Формирование личностных качеств – ещё одна важная грань, которую нужно учитывать при знакомстве с детьми, родителями и классным коллективом в целом. Не нужно забывать, что дети приходят со своим уже сформировавшимся внутренним миром, а коллектив – со сложившимися традициями и отношениями, которые ни в коем случае нельзя разрушать. В своей работе я стараюсь поддерживать то, что уже приобретено, при этом внедряя что-то своё, новое.
Следующая задача, которая заслуживает внимания - формирование системы знаний об окружающем мире. Она решается посредством проведения внеклассных мероприятий совместно с родителями – поездок, экскурсий, целью которых является обогащение кругозора учащихся, а также сплочённость детского коллектива. Данный вид деятельности в нашей гимназии осуществляется при помощи союза «социальный педагог – классный руководитель– родители». (Приложение №2)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Работая над реализацией способностей каждого индивидуума в коллективе, я опираюсь на организацию деловых мероприятий, а именно на проведение тематических классных часов, бесед, ролевых игр. И ребята, и родители с удовольствием принимают участие в вышеуказанных мероприятиях. (Приложение №3)
Случается, что устоявшаяся жизнь коллектива нарушается под воздействием различных факторов: переход класса из начальной школы в среднее звено, появление новых членов коллектива и т. д. Как следствие возникает новая проблема – проблема адаптации в коллективе сверстников и к окружающей среде. В этом случае необходим тандем «классный руководитель – психолог». При помощи психологической службы, которая работает в гимназии, проводятся тесты, анкетирование, различные игры. Ведущими целями подобных методов является создание непринуждённой обстановки и благоприятного микроклимата в коллективе, а также социометрия – оценка эмоциональной атмосферы в классе и выявление в нём сильных и слабых личностей. (Приложение №4) Немалую роль в этом вопросе играет также сотрудничество с родителями, проведение соревнований, театральных инсценировок и т.д. Подобная совместная деятельность способствует мягкому и спонтанному привыканию к новой обстановке, к новым одноклассникам и отношениям. (Приложение №5)
Последним и важным слагаемым в анализируемой формуле является родительский контроль, без которого трудно было бы осуществлять перечисленные задачи. Поэтому, я убеждена, что активно сотрудничая с родителями, классный руководитель укрепляет и совершенствует детский коллектив.
Хочу ещё раз подчеркнуть, что каждая из этих задач находит отражение в системе воспитательной работы гимназии и планирования деятельности воспитателя. Являясь классным руководителем, я строю свою систему работы с детьми и родителями в соответствии с воспитательными принципами, выработанными коллективом педагогов гимназии: 1) направленности образования на постижение основополагающих принципов бытия и системы всечеловеческих ценностей, приоритет нравственных ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности; 2) духовного поиска и личной ответственности за судьбу России, цивилизации, воспитания гражданственности; 3) воспитания трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, терпимости к инакомыслящим, любви к природе, семье, Родине; 4) приобщения к лучшим традициям отечественной и мировой культуры; 5) воспитания умения вести познавательную деятельность, организовывать себя для выполнения поставленной задачи; 6) воспитания уважения и чувства такта к родителям, людям старшего возраста, взаимопонимания и взаимоподдержки в коллективе.
Говоря о работе с родителями, не хочется оставлять без внимания и процессы воспитания, развития, формирования и становления личностей обучающихся класса, в котором работаю. Следование вышеуказанным принципам требует овладения формами и методами общения и взаимодействия с учениками. В своей работе я придерживаюсь следующей системы методов воспитательной работы:


Убеждение


Пример


Личный пример


Побуждение


Воздействие
на ум,
чувства и волю.

Воздействие на склонность детей к подражанию

Переход от механического копирования действий и поступков воспитателя к осмысленной необходимости
Мягкая форма принуждения к прекращению непристойного поведения ученика, побуждение ученика прочувствовать свою вину.


Формы воспитательной деятельности различны и многогранны, но наиболее действенными из них являются:
индивидуальная работа (беседы с учителями, родителями, учениками, анкетирование, опрос, консультации);
коллективная работа с классом при подготовке к различным мероприятиям;
внутришкольная форма работы в виде психолого-педагогической помощи при взаимодействии с педагогом-психологом в виде консультаций, индивидуальной работы;
внеклассная работа посредством родительских собраний, совместных классных часов, различных мероприятий и поездок коллектива учеников с родителями;
формы общественного воспитания посредством встреч с интересными людьми, ветеранами, учениками других школ;
формы самовоспитания посредством положительного примера, анализа и оценки собственных поступков.
Использование перечисленных форм позволяет объединить усилия педагогов и воспитателей различных сфер общения школьника и создать то единое воспитательное пространство, которое способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Успех воспитательной деятельности придёт тогда, когда у ребёнка будет сформирована система гармоничных отношений с миром и самим собой.
Позитивность представленной системы воспитательной работы подтверждается мониторингом различных характеристик класса, с которым я работаю. Исследуемый коллектив состоит из 25 учащихся, при этом именной состав изменялся на протяжении последних двух лет: из коллектива выбывали, а также прибывали ребята в связи со сменой места жительства. Таким образом, в коллективе образовывались группы вновь прибывших детей и тех, кто находился в коллективе постоянно. Система работы в эти периоды состояла из следующих моментов: сформировать чувство терпимости и помочь адаптации «новичков» в коллективе. Данные задачи решались с помощью ролевых и ситуативных игр, которые позволяли показать сложность подобных ситуаций и негативных последствий не только для гонимых, но и гонителей. Игры анализировались и обсуждались коллективно, выводы подводились тоже сообща.
Уровень интеллектуальных способностей класса достаточно высок – качество знаний составляет 88%. В этом направлении проводилась активная работа как с родителями, так и с самими учащимися. Одним из факторов процесса развития индивидуальных способностей каждого было всеобщее увлечение научной деятельностью. Многие ребята изъявили желание работать в составе различных секций научного сообщества и преуспели в этом, став победителями и лауреатами VI Конференции исследовательских работ «Твоя профессиональная карьера», проходившей в стенах гимназии, кроме того, ребята становились победителями «Интеллектуального марафона» и «Поезда знаний» по английскому языку. Коллектив был отмечен и награждён за участие в песенных конкурсах, посвящённых Новому году и Дню Победы.
Подводя итог вышесказанному, ещё раз отмечу эффективность формулы неразрушающего поведения, которая гарантирует формирование всестороннеразвитого индивидуума, максимально способного реализовать себя и в классном коллективе, и в обществе в целом.
Описание своего опыта работы хочу завершить словами выдающегося педагога А.С. Макаренко: «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».













МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Формула неразрушающего поведения:

П + Л + З + Д + К + РК = РР
П – потенциал способностей, заложенный в генотипе ребёнка;
Л – личностные качества, отражающие особенности характера ребёнка;
З – знания об окружающем мире, необходимые для реализации способностей;
Д – дело (умения, навыки, профессиональные пробы, показывающие личностные качества);
К – коллектив, способствующий реализации личностных качеств в коллективных делах;
РК – родительский контроль, как важное звено воспитательного процесса ;
РР – рациональное развитие.


Формула неразрушающего поведения:

П + Л + З + Д + К + РК = РР
П – потенциал способностей, заложенный в генотипе ребёнка;
Л – личностные качества, отражающие особенности характера ребёнка;
З – знания об окружающем мире, необходимые для реализации способностей;
Д – дело (умения, навыки, профессиональные пробы, показывающие личностные качества);
К – коллектив, способствующий реализации личностных качеств в коллективных делах;
РК – родительский контроль, как важное звено воспитательного процесса ;
РР – рациональное развитие.






СОЮЗ

ГИМНАЗИЯ №2 22



родители


социальный педагог


классный руководитель




СОЮЗ


классный руководитель



социальный педагог



родители

МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ