Инновационная деятельность педагога в дополнительном образовании
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы
«Планета взросления»
Инновационная деятельность
педагога в дополнительном
образовании
27432053975
г. Хабаровск
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а, следовательно, и в системе современного образования.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Основными понятиями инноватики являются «инноватика» и «нововведение».
Инноватика – наука о нововведениях, предмет которой – разработка, освоение и распространение разного типа инноваций.
Понятие «инновация» трактуется как нововведение, как «целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу – организацию, общество, коллектив, приводящий к появлению новых стабильных элементов».
Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению нововведений в педагогической практике.
Сравнительная характеристика
традиционной, развивающей, личностно ориентированной и
личностно ориентированной развивающей систем обучения.
Основные
системы
обуче-
ния
Показа-
тели для
сравнения
Традиционная система обучения Система развивающего обучения Система личностно ориентированного обучения (Сериков В.В.) Система личностно ориентированного развивающего обучения (Якиманская И.С.)
1 2 3 4 5
Цель Обучающая (передача знаний, умений, навыков) Интеллектуальная (умственное) развитие Создание условий для реализации личностных функций Помощь в самопознании, самореализации, самоопределении.
Содержание Государственные стандарты Спецпрограммы: Л.В.Занкова, Эльконина-Давыдова Стандарт + личностный опыт педагога и ребенка Стандарт + личностный опыт ребенка
Формы работы Фронтальные или групповые Групповые + индивидуальные Индивидуальные + групповые Индивидуально-дифференцированные
Преобладающий метод обучения Информационный, репродуктивный Проблемно-поисковый Познавательный через самостоятельную деятельность Активное экспериментирование
Кредо педагога «Я над вами «Я вместе с вами» «Я вместе с вами» «Я рядом с вами»
Стиль взаимодействия Монолог Диалог Диалог Диалог
Позиция ребенка Пассивная Активная, при наличии интереса у ребенка Активно-инициативная Активно-инициативная
Мотивация Внешняя, эпизодическая Внутренняя целенаправленная Внутренняя систематическая, целенаправленная Внутренняя целенаправленная, систематическая
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько)
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью педагога и учащегося, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:
концептуальная основа;
содержательная часть обучения: цели обучения – общие и конкретные; содержание учебного материала;
процессуальная часть – технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.
Классификация технологий обучения осуществляется по разным признакам. В частности, более полную классификацию предлагает Г.К. Селевко:
По уровню применения: общепедагогические; локальные, модульные;
По ведущему фактору психического развития: биогенные; социогенные; психогенные;
По ориентации на личностные структуры: информационные (знания, умения, навыки – ЗУН); операционные (способы учебной деятельности – СУД); формирования (сфера действенно-практическая – СПД);
По характеру содержания и структуры: обучающие/воспитательные; общеобразовательные/профессиональные; гуманистические/технократические;
По организационным формам: классно-урочные/альтернативные; индивидуальные/групповые; дифференцированное обучение;
По подходу к ребенку: авторитарные; личностно-ориентированные;
технологии сотрудничества;
По преобладающему (доминирующему) методу: объяснительно-иллюстративные; развивающее обучение; проблемно-поисковые; саморазвивающее обучение; информационные (компьютерные);
По направлению модернизации существующей системы:
на основе гуманизации и демократизации отношений;
на основе активизации и интенсификации учебной деятельности;
на основе эффективности организации и управления;
на основе методического и дидактического реконструирования материала;
природосообразные;
целостные технологии авторских школ;
По категории обучающихся: массовая технология; компенсирующие; технологии работы с одаренными и др.
Виды современных образовательных технологий
В 70-х годах текущего столетия возникло понятие
информационной технологии. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. Основными факторами применения новых информационных технологий (НИТ) являются: знание педагогических возможностей НИТ и умения работы с этими средствами; адекватная или заниженная (критическая) самооценка собственной деятельности по использованию НИТ; первоочередная значимость мотивов применения НИТ, подготовленность пользователя (педагога и учащегося) к их применению.
Среди других современных технологий обучения примечательна также адаптированная система обучения А.С.Границкой, опирающаяся на работу в парах, где наряду с парами переменного состава («динамические пары») применяются и «статические пары» - пары постоянного состава. Основой для проведения исследований А.С.Границкой послужила разрабатываемая в последнее время в дидактике современная тенденция перехода от информативности в обучении к развивающему обучению. Основные положения адаптированной системы обучения, сформированные А.С.Границкой, предлагают:
Резкое увеличение доли самостоятельной работы учащихся на учебном занятии;
Совмещение индивидуальной работы каждого учащегося с педагогом и самостоятельной работы остальных учащихся на занятии;
Организация самостоятельной работы учащихся без посредственного вмешательства педагога за счет использования системы технических и других средств индивидуальной работы;
Адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся при работе во всех режимах;
Воспитательное воздействие доверия и уважения к личности учащегося.
По утверждению А.С.Границкой, ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом занятии за счет ее совмещения с индивидуальным обучением педагогом каждого учащегося.
В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер.
Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми являются личностно ориентированные технологии, так как они предусматривают субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование. Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует учащегося к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения.
Методической основой технологии личностно-ориентированного развивающего процесса является индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.
Условия эффективности педагогической технологии:
создание оптимальных условий (разносторонней среды – благоприятного психологического климата и др.) для возможности учащихся реализовать себя;
накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.
Позиция педагога: стимулирование «внутренних сил» саморазвития учащихся, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого учащегося; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого ребенка в коллективе.
В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А.Вербицкий, Н.Б.Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и др.
Технология игр в обучении включает разработку и использование трех компонентов: организационной форм, дидактического процесса, квалификации педагога.
Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, функцию, структуру, характерные только для нее; не является исключением и проблемно-развивающая технология обучения. Основные признаки этой технологии:
Вопросно-ответное взаимодействие педагога и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок;
Постановка проблемных вопросов, создание педагогом проблемных ситуаций.
Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления учащихся; формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности педагога по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.
В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес к технологии модульного обучения. Суть ее заключается в гибкой ориентации на подготовку кадров определенного профиля, по предъявленным заказам на основе модулей – комплексов учебных дисциплин и учебных занятий, поддерживающих соответствующую специализацию.
В педагогической практике существуют также авторские, индивидуальные технологии, например: технология коллективного способа обучения (А.Г.Ривина, В.К.Дъяченко); комбинированная система организации процесса обучения (технология В.Ф.Шаталова) и т.п.
Педагогическая техника – индивидуальный уровень владения педагогической технологией.
Готовность к нововведениям – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовывать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности.
Педагог-новатор – это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.
Разработка и усовершенствование
авторских образовательных программ.
По инновационному потенциалу различают следующие типы «авторских» программ:
Рационализаторские – полученные путем частичных усовершенствований уже существующих программ;
Комбинаторные – полученные путем комбинаций нескольких программ;
Дополняющие – существенно новые по содержанию, дополняющие уже имеющийся пакет образовательных программ;
Новаторские – отличающиеся новизной парадигмальной основы, замыслом, предлагаемыми технологиями обучения.
Успешная реализация авторской программы требует технологического обеспечения, т.е. наличия проекта будущей педагогической деятельности (тематическое планирование систем учебных занятий), сценариев ключевых (опорных) занятий с методическими комментариями, комплексов проверочных заданий и диагностических материалов, ориентированных на образовательные стандарты.
Авторская методическая система – это совокупность индивидуальных приемов, средств, а также оптимальных для педагога, его индивидуального стиля деятельности форм и методов, характеризующихся целостностью, оригинальностью и результативностью их применения.
Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание им собственной – авторской педагогической системы работы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной и индивидуальной методической систем. Результатом дидактической и воспитательной систем являются авторские программы и технологии, а результатом индивидуальной методической системы – индивидуально-авторский стиль и педагогическая техника.
Интерактивные формы методического обучения
Авторитет, личность педагога,
его разнообразные достоинства
являются залогом успеха учащихся.
В.М.Лизинский
Основной ступенью профессионального развития педагога обычно называют педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Освоение проблемно-поисковых методов – эвристических, тризовских, игровых – все это значимые вехи на пути организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а, следовательно, и интерактивного обучения. Значимо также формировать устойчивые творческие группы учащихся, нацеленные на совместное «проживание» и увлеченное участие в процессе, где деятельность организуется и мотивируется совместно согласованными и принятыми целями.
Представляется важным и умение педагога использовать естественные доминанты интересов учащихся в целях обучения. Ясно, что одна из величайших радостей, целей, загадок и интересов детей кроется в их непрестанной потребности в общении. Поэтому коммуникативная культура педагога – важное условие и показатель готовности к диалогическому взаимодействию как ведущему средству интерактивного обучения.
Считается важным научить ребенка находить идеи и пути решения различных проблем. Однако важнее научить его работать во всем цикле: поиск и вычленение ведущих проблем – простраивание проблем по степени значимости – анализ проблем – определение целей, задач и направлений деятельности – наработка возможных вариантов решений – выбор наилучших – просчитывание необходимых условий, внешних и внутренних ресурсов – определение механизма решения проблем – составление программы и вероятно-ситуативного плана работы.
Педагог, умеющий перенести достоинства свободного, неограниченного обязательствами и обязанностями общения в плоскость увлеченной заинтересованной деятельности, способный искать стимулы развития в самом процессе деятельности, умеющий формировать в детях переход от ценностей низшего порядка к переориентации, ценностному пересмотру, ведущий учащихся к признанию истинных ценностей и истинного лидерства, - такой педагог стремится выстроить весь комплекс идей и действий, которые необходимо заложить в процесс интерактивного обучения.
Способы активизации
познавательной деятельности учащихся
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.
Д.Пойа
Применение нетрадиционных форм урока.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных занятий. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки-деловые игры; уроки-прессконференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки-зачеты; уроки-творческие отчеты; уроки-конкурсы; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-концерты; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки-ролевые игры; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии и т.д.
Конечно, нестандартные занятия, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И.П.Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную формы работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
Использование нетрадиционных форм учебных занятий.
Интегрированные (межпредметные) занятия, объединенные единой темой или проблемой.
Комбинированные (лекционно-семинарские и лекционно-практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.
Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект-субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъект-объектных отношений).
Непосредственной целью проектных занятий является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать.
Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т.д.).
Творческая мастерская как организационная форма обучения имеет своей целью творческую самореализацию отдельных учащихся или творческих групп.
Автономное учение – необходимое для развития самостоятельности обучающихся с учетом индивидуальных темпов их продвижения и с учетом тех каналов и средств обучения, которые им наиболее подходят.
При разных подходах различные формы учебных занятий объединяются в разные по структуре циклы, блоки или другие группировки.
Применение игровых форм, методов и приемов обучения.
Игровые формы
ролевые
организационно-деятельностные
дидактические
имитационные
Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект-субъектному).
Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.
Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Виды ситуаций:
Ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);
Ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
Ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается в практике;
Ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;
Ситуация-предложение, когда педагог высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;
Ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
Ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.
Использование всех форм учебной работы учащихся.
Формы учебной работы учащихся
коллективные
парные
бригадные
групповые
фронтальные
индивидуальные
Повышение удельного веса интерактивных методов обучения.
Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.
Методика обучения – система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету.
Имеется несколько классификаций методов обучения. Такая классификация, как классификация по уровню исследовательской деятельности обучающихся, напрямую связанных между собой, помогает оценить степень их активности.
По уровню самостоятельности
репродуктивный Частично-поисковый поисковый творческий
Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный Эвристический, программированный Проблемно-поисковый Моделирующий (исследовательский)
По уровню исследовательской деятельности
Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды и др.
Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.
Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений.
Мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом занятии целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности воспитанников в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.
Методическое программно-целевое
проектирование
Полезным представляется и метод программно-целевого проектирования.
Тема для проектирования может быть предложена самими учащимися и вытекать из реальных «живых» проблем и обстоятельств, определенных учащимися в ходе предварительной игры, суть которой заключается в микрогрупповом скоростном определении наиболее значимых проблем, связанных с темой и возможным направлением исследований.
При определении технологии проектной работы необходимо добиваться такого уровня системности, при котором выполненная работа способствовала бы формированию у учащихся интереса и умений заниматься творчеством, учиться совместной работе в группе.
Метод программно-целевого проектирования может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.
Поскольку выполнение работ может быть растянуто по времени, педагог должен продумать систему промежуточного контроля и мотивации (статус проектной группы, карта должностей, материальные и моральные стимулы, торжественный характер защиты проектов).
Другой серьезной задачей следует считать создание условий для творчества и заботы о придании всей деятельности позитивной эмоциональной окраски.
При формировании проектных команд и выдаче заданий важно помнить, что, как правило, в работе происходит расслоение на лидеров, заинтересованных, знающих, замотивированных и на тех, кто прячется за спиной гигантов, проявляя пассивность и практически мало что получающих от групповой работы. В качестве коррекционного обстоятельства можно использовать несколько приемов: командно-ролевой характер защиты проектов, текущая смена руководителей, назначение докладчика на последний день, собеседование-допуск к защите.
Серьезной поддержкой при разработке и реализации проекта является научное консультирование.
Разработка проектных заданий может осуществляться на разновозрастной основе, в группах, включающих в себя учащихся старших и средних классов.
Рекомендуемая литература
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
Инновационная деятельность в подготовке будущего учителя/ Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. – Волгоград, 1999.
Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. – Волгоград: Перемена, 1993.
Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие. – Волгоград, 1998.
Основы разработки педагогических технологий и инноваций /под ред. В.А.Пятина. – Астрахань, 1998.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1999.
Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М., 1989.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы перспективы использования. – М., 1994.
10. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в обучении. – М., 1996.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
12. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М., 1994.
13. Юдин В.В. Педагогические технологии. – Ярославль, 1997.
14. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2008.
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования г. Хабаровска
«Центр внешкольной работы
«Планета взросления»
Инновационная деятельность
педагога в дополнительном
образовании
Автор-составитель Давыдкина С.В.
Хабаровск, 2016