Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин. (1-4 классы)

Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин
в начальной школе по УМК «Школа России»

Составила учитель начальных классов Фролова Л.М.

I. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 6;
авторской программы начального общего образования М.И. Моро. Ю.М. Колягина, М.А. Вантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Цели программы:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познавания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений, их применение для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Основными задачами являются:

· развивать образного и логического мышления, воображения;

· формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

· освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представленных представлений о математике;

· воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Учебно-методический комплект:
Моро М. И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1, 2, 3, 4 класс Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на злектронном носителе. Части 1,2. - М. : Просвещение, 2014
Моро М.И., Волкова С.И, . Математика. Рабочая тетрадь № 1, №2. 1, 2, 3, 4 класс. - М. : Просвещение, 2015
Моро, М. И. Методические рекомендации к учебникам «Математика» / М. И. Моро. – М.: Просвещение, 20015.
Место предмета в учебном плане
На изучение математики в каждом классе отводится 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 552 часа: в первом классе – 132 часа (33 учебные недели), во 2-4 классах – по 140 часов (35 учебных недель в каждом классе).

II. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования;
на основе основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 6;
авторских программ начального общего образования В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Обучение грамоте» и  Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Цель программы:
формирование читательского навыка, введение в мир художественной литературы и оказание помощи в осмыслении образности словесного искусства, пробуждение у детей интереса к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:
Развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
Учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведении я, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся.
Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся, и особенно ассоциативное мышление.
Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.
Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе. Формировать эстетическое отношение обучающего к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.
Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.
Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребенка.
Обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Работать с различными типами текстов.
Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.

Учебно-методический комплект:
Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1, 2, 3, 4 класс. - М. : Просвещение, 2015
Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. 1, 2, 3, 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. - М.: Просвещение, 2014

Место предмета в учебном плане
В 1 классе 160ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) урокам русского языка.
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) курсу литературного чтения (вводится после завершения обучения грамоте), во 24 классах по 140 ч (5 ч в неделю, 35 учебных недель в каждом классе).

III. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 6;
авторских программ начального общего образования В. Г. Горецкого «Обучение грамоте» и
B.П. Канакиной, B.Г. Горецкого, M.B. Бойкиной, M.H. Дементьевой, H.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Цели программы:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Содержание программы
Фонетика и графика. Морфемика. Лексика. Морфология (части речи). Синтаксис. Орфография и пунктуация. Развитие речи.

Учебно-методический комплект:
Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи (в 4 частях). 1 класс. – М.: Просвещение, 2016
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь.1 класс. - М.: Просвещение, 2016
Канакина В.П., Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014
4. Канакина B.П., Горецкий B.Г. Русский язык. 1, 2, 3, 4 класс. Учебник
для общеобразовательных учреждений. B 2-х частях. М.: Просвещение, 2014
5. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь.2, 3, 4 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016

Русский язык: обучение грамоте (обучение письму). 1 класс: система уроков по Прописям В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой /авт.-сост. Т.В. Ковригина, Е.А. Виноградова, Н.Н. Черноиванова. – Волгоград: Учитель, 2013
.
Место предмета в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 690 часов. В первом классе – 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели); из них 115 часов (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 часов (10 учебных недель) - систематическому курсу русского языка. Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 175 часов (5 часов в неделю, 35 учебных недель в каждом классе). Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

IV. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 6;
авторской программы начального общего образования АА. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Цели программы:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Учебно-методический комплект:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1, 2, 3, 4 класс (1-4) Учебник. Части 1,2.- М. : Просвещение, 2014..
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 1, 2, 3, 4 класс. Части 1,2 - М. : Просвещение, 2016.

Место предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 276 часов: 1 класс – 66 часов (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 70 часов (35 учебных недель)

V. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Технология»
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 6;
авторской программы начального общего образования Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Цели программы
1. Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
2. Освоение продуктивной проектной деятельности.
3. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи:
1. духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно- эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
2. развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
3. формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
4. формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
5. развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
6. формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
7. развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
8. формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
9. гармоничное развитие понятийно-логического и образно- художественного мышления в процессе реализации проекта;
10. развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
11. формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
12. развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
13. формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
14. обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
15. формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
16. обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
17. формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
18. формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
19. формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
20. формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
21. формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Учебно-методический комплект:
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 1, 2, 3, 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. – М.: Просвещение, 2013.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 1, 2, 3, 4 класс. - М.: Просвещение, 2016.
Место курса «Технология» в учебном плане:
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 138 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 35 ч - во 2, 3 и 4 классах (35 учебных недель в каждом классе).

VI. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 6;
авторской программы начального общего образования Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)
В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М. Неменского. Учебники Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс; Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс; Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс; Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Пособия для учащихся Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс; Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс; Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учителей Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.
Цель программы – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных живопись, графика, скульптура; конструктивных архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника  в синтетических (экранных) искусствах искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.  Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:  изобразительная художественная деятельность; декоративная художественная деятельность; конструктивная художественная деятельность.
Учебно-методический комплект:
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1, 2, 3, 4 класс. – М.: Просвещение, 2016.
Учебники
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;
Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс;
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс;
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс.

Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс – 138 ч. Предмет изучается: в 1 классе 33 ч в год, во 2-4 классах – 35 ч в год (35 учебных недель в каждом классе).