Аннотации к рабочим программам по физике 7-11 классы
Аннотация к рабочей программе по физике 7 класса
1. Количество часов в неделю: 2
2. Количество часов в год: 68
3. Терешкова Т.И.
4. Цели изучения курса:
понимание учащимися смысла основных научных понятий (скорость, инерция, плотность, сила, давление) и законов физики(Гука, Архимеда, Паскаля) взаимосвязи между ними;
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
5. Задачи изучения курса:
приобретение учащимися знаний о первоначальных сведениях строения вещества, взаимодействии тел, давлении твёрдых тел, жидкостей и газов, о работе, мощности и энергии и их физических величинах, о международной системе измерений ;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы ( по определению цены деления измерительного прибора, измерение размеров малых тел, массы и объёма тел, определение плотности твёрдого тела и выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело и выяснение условий плавания тела и равновесия рычага), экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов (мензурки, линейки, динамометра, рычажных весов).
овладение учащимися общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; знаниями о видах механической энергии, условии плавания тел, равновесии тел; умениями и навыками определять цену деления измерительных приборов;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
развитие умений и навыков решения расчетных, графических и качественных задач ( на равномерное движение, давление жидкостей и твёрдых тел, работы и механической мощности) с их полным правильным оформлением и объяснением; изображения графически сил (тяжести, упругости, трения) приложенные к различным телам.
6. Содержание программы
Введение (3 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Лабораторная работа
Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества. (7 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Лабораторная работа
Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел. (21 час.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Лабораторные работы
.Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объема тела..
Определение плотности вещества.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.
Давление твердых тел, жидкостей и газов. (23 час.)
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления .Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления .Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Лабораторные работы
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия. (14 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Лабораторная работа
Выяснение условия равновесия рычага.
Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.
Аннотация к рабочей программе по физике 8 класса
1. Количество часов в неделю: 2
2. Количество часов в год: 68
3. Терешкова Т.И.
4. Цели изучения курса:
усвоение обучающимися смысла основных понятий(тепловое движение, удельная теплота плавления, сгорания топлива и парообразования, сопротивление, сила тока и напряжение, внутренняя энергия магнитные линии) и законов физики (Ома, Джоуля-Ленца, отражения и преломления света) взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний.
5. Задачи изучения курса:
приобретение обучающимися знаний о тепловых, электрических, электромагнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы(сравнения количества теплоты пари смешивании воды разной температуры, измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела, сборка электрической цепи и измерение сила тока, напряжения и сопротивления в её различных участках, измерение мощности и работы тока в электрической лампе, получения изображения при помощи линзы) экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов (Амперметр, вольтметр, часы с секундной стрелкой);
овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
учить решать расчетные, качественные и графические задачи (на определение количества теплоты при нагревании, сгорании топлива, плавлении и парообразовании, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока) с их полным правильным оформлением и объяснением; собирать электрические цепи и чертить их схемы.
6.Содержание
Тепловые явления (23ч) Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Лабораторные работы
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Электрические явления (27 ч). Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
Лабораторные работы
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Регулирование силы тока реостатом.
.Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Электромагнитные явления (9 ч) Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие
магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Лабораторные работы
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления (6 ч). Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз и зрение.. Оптические приборы.
Лабораторные работы
Получение изображения при помощи линзы.
Обобщающее повторение (3ч)
Аннотация к рабочей программе по физике 9 класса
1.Количество часов в неделю: 2
2. Количество часов в год: 68
3. Терешкова Т.И.
4. Цели изучения курса:
усвоение обучающимися смысла основных понятий(траектория, перемещение, ускорение, электромагнитная индукция, напряжённость, колебания, резонанс, радиоактивность, самоиндукция, индуктивность, магнитный поток, дефект массы, галактика, млечный путь) и законов физики ( И. Ньютона, законы сохранения механической энергии и импульса отражения и преломления света) взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
5. Задачи изучения курса:
приобретение обучающимися знаний о законах взаимодействия и движения тел, механических колебаниях и волнах, электромагнитном поле, о строении атома и атомного ядра, использовании энергии атомных ядер, строении и эволюции вселенной и физических величинах, характеризующих механически, электромагнитные явления;
формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы( исследование равноускоренного движения без начальной скорости, измерение ускорения свободного падения, исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины, изучение деления ядра атома урана и треков заряженных частиц по готовым фотографиям) и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов(датчик времени, миллиамперметр);
овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как «природное явление», «эмпирически установленный факт», «проблема», «гипотеза», «теоретический вывод», « результат экспериментальной проверки»;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
развитие умений и навыков решения расчетных, качественных и графических задач (на определение ускорения, перемещения при равноускоренном движении, движении тела по окружности, импульса тела, дефекта масс. на применение закона сохранения механической энергии , правил: Ленца, буравчика, правой и левой руки) с их полным правильным оформлением и объяснением.
6. Содержание программы
Повторение-3ч.
Законы сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Законы постоянного тока.
Магнитное поле прямого тока, катушки с током
Основы кинематики и динамики -27ч.
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета.
Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Лабораторные работы
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Исследование свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук-10ч.
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
Лабораторная работа
.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
Электромагнитное поле-12ч.
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.
Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Явление самоиндукции.
Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах.
Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Конденсатор. Колебательный контур. Принцыпы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Лабораторная работа
Изучение явления электромагнитной индукции.
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер атома 12ч.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда.
Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Лабораторные работы
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков.
Строение и эволюция вселенной.-4ч.
Состав, строение и происхождение Солнечной системы.
Большие планеты Солнечной системы.
Малые тела Солнечной системы.
Строение, излучение и эволюция Солнца и звёзд.
Строение и эволюция Вселенной.
Аннотация к рабочей программе по физике 10 класса
1. Количество часов в неделю: 2
2. Количество часов в год: 68
3. Терешкова Т.И.
4. Цели изучения курса:
развитие мышления, интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; развитие у учащихся представлений о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
понимание учащимися смысла основных научных понятий (траектория, перемещение, ускорение, работа, изопроцессы ,параметры, монокристаллы, полиморфизм, сублимация, потенциал ,электроёмкость, электродвижущая сила, полупроводники), и законов физики(И.Ньютона, термодинамики и законов постоянного тока, сохранения энергии и импульса, закона всемирного тяготения), взаимосвязи между ними.
5. Задачи изучения курса:
приобретение обучающимися знаний о кинематики и динамики движения, о законах сохранения в механике, молекулярно-кинетической теории, свойствах газов, твёрдых тел и жидкостей, электростатики, законах постоянного тока и электрического тока в различных средах) и физических величинах, характеризующих механические, тепловые электрические явления;
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы(измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении. изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести, опытная проверка закона Гей-Люссака, измерение относительной влажности воздуха, измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, изучение последовательного и параллельного соединения проводников) и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов(датчик времени, измерительная лента, термометр, вольтметр, амперметр);
развитие умений и навыков решения расчетных, качественных и графических задач (на движении тела по окружности, под действием силы тяжести и по наклонной поверхности, на применение уравнения Менделеева-Клапейрона и изопроцессов, на закон сохранения электрического заряда, Кулона, Ома) с их полным правильным оформлением и объяснением;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
6. Содержание программы
Введение -1ч Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика -27ч Механическое движение и его виды. Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Сила трения. Условия равновесия тел. Законы сохранения в механике. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Лабораторные работы
Измерение ускорения свободного падения.Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Термодинамика -20ч Основное положение молекулярно – кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Основное уравнения МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Лабораторные работы
Измерение относительной влажности воздуха.Опытная проверка закона Гей – Люссака
Электродинамика--20ч Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая емкость. Энергия электрического поля. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в различных средах.
Лабораторные работы
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Аннотация к рабочей программе по физике 11 класса
1. Количество часов в неделю: 2
2. Количество часов в год: 68
3. Терешкова Т.И.
4. Цели изучения курса:
развитие у учащихся представлений о физической картине мира; мышления,
интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений о электромагнитных, световых явлениях, о СТО и строении Вселенной;
понимание учащимися смысла основных научных понятий (магнитная индукция и магнитный поток, пружинный и математический маятники, угловая и линейная скорость, циклическая частота, электромагнитные колебания, радиосвязь, переменный ток, интерференция, дифракция и дисперсия света, фотоэффект, работа выхода, люминесценция, радиоактивность, термоядерные реакции, солнечная атмосфера, солнечная активность, галактический экватор и плоскость) и законов физики и астрофизики (электромагнитной индукции, геометрической оптики, релятивистского закона сложения скоростей, радиоактивного распада, Кеплера, Хаббла) взаимосвязи между ними;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе.
5. Задачи изучения курса:
приобретение обучающимися знаний о магнитном поле, механических и электромагнитных колебаниях и волнах, элементах специальной теории относительности, фотонах и элементарных частицах, о строении Вселенной,) и физических величинах, характеризующих электромагнитные явления и явления квантовой механики, астрофизики;
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы(изучение явления электромагнитной индукции и треков заряженных частиц, измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника, определение показателя преломления стекла и длины световой волны, наблюдение сплошного и линейчатого спектра, интерференции и дифракции света,) и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов(датчик времени, измерительная лента, миллиамперметр, вольтметр, амперметр);
развитие умений и навыков решения качественных, расчетных и графических задачи на определение (направления и модуля) сил Лоренца и Ампера, ЭДС, периода, электромагнитной индукции и магнитного потока, энергии магнитного поля, длины электромагнитной волны, абсолютного и относительного показателя преломления, фокусного расстояния линз, относительность длины и промежутков времени и скоростей, энергии фотона, работы выхода, дефекта массы, энергии связи, энергетический выход, на применение правил смещений, на определение радиуса температуры планет солнечной системы) с их полным правильным оформлением и объяснением
развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
6.Содержание программы
Электродинамика (продолжение) 40ч
Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца. Закон электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля. Механические и электромагнитные колебания. Переменный ток. Трансформатор. Электромагнитное поле. Механические и электромагнитные волны. Геометрическая оптика. Оптические приборы. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Постулаты специальной теории относительности. Закон взаимосвязи массы и энергии.
Лабораторные работы
Изучение явления электромагнитной индукции.
Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника.
Измерение показателя преломления стекла.
Наблюдение интерференции и дифракции света.
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Определение длины световой волны.
Квантовая физика и элементы астрофизики 28ч
Фотоэффект. Гипотеза Планка о квантах. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно - волновой дуализм. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазер. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Лабораторная работа
Изучение треков заряженных частиц.