Статья Повышение креативности учащихся при использовании информационных технологий


Повышение креативности учащихся при использовании  информационных технологий.
Всегда быть творческим -
                                                                                   значит, быть всесильным.
                                                                                   Нет надёжнее гарантии на                                                                                   лучшее будущее, чем умение быть
                                                                                   творческим всякий раз, когда это
                                                                                   необходимо, в любой момент быть
                                                                                   готовым решать проблемы и
                                                                                   разрабатывать новые концепции.
Л.С. Выготский сформулировал   основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь «раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперёд к чему – то новому…».
Воспитание творческой личности – задача всей системы образования.
Недостатком сложившейся образовательной системы является, в частности, то, что одной из основных целей здесь нередко является только подготовка необходимого обществу квалифицированного участника производственного процесса. Все прочие потенциальные возможности личности, в том числе и творческие, практически остаются невостребованными. Как результат, человек с недостаточно развитым творческим мышлением в дальнейшем испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющегося мира, в принятии решений в нестандартных ситуациях, не способен улавливать связи между понятиями и явлениями, хоть сколь - нибудь отличающимися от привычных.
Для понимания роли информационных технологий в обучении необходимо разобраться в сути этого понятия.
 Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определённое научное направление, в других же – конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения  новых сведений об изучаемом объекте.
 В каком - то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно – воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информации между педагогом и обучаемыми. В современном понимании информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. 
Давайте посмотрим, что такое креативность.
 Виды творчества  различны по своей природе – это художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. Если остановиться на сфере познавательной, когнитивной, деятельности, то здесь современная психология определяет творческие способности, или креативность, в контексте общих интеллектуальных способностей.
С деятельностной точки зрения,   креативность может проявляться по – разному: как на уровне целостной личности (научное, художественное, педагогическое творчество), так и отдельных составляющих познавательной деятельности – в ходе решения творческих задач, участия в проектах и т.д.  Но всегда можно обнаружить проявление способности устанавливать неожиданные на первый взгляд связи и соотношения, когда творческая личность самостоятельно выстраивает систему отношений с предметным и социальным окружением. И именно это нужно считать самым важным в творческом процессе, не отрицая, тем не менее, значимости итогового результата. Таким образом, в педагогическом плане главным в творчестве является то, что обучаемый в ходе познавательной творческой деятельности осознаёт свою значимость в качестве «преобразователя мира», открывателя нового, реализуя себя как личность.
В чём же суть креативности?
Существуют разные толкования этого понятия. Так, Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное мышление, которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестериотипностью самого мышления. Е. Торренс отмечает способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих исходных данных. В качестве критериев креативности используются наборы свойств, характеризующих особенности творческой познавательной деятельности:
- быстрота – способность высказывать максимальное количество идей, способов решения той или иной  проблемы;
- гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи;
- оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи, отдалённые ассоциации, находить необычные ответы, отличающиеся от общепринятых;
- точность – способность совершенствовать продукт творчества, добавляя детали, стремиться к завершённости.
 Соответственно, и развитие креативности связывают с совершенствованием у учащихся вышеперечисленных качеств.
Креативность в той или иной степени присуща каждому человеку, а её проявлению препятствуют влияние среды, запреты, социальные шаблоны, то можно трактовать роль элементов образования, усиления акцента на самостоятельную работу обучаемых как весьма позитивный момент. И на этой основе развитие креативности у старшеклассников является путём освобождения творческого потенциала от тех «зажимов», которые они приобрели ранее.
  
Формы и методы, способствующие развитию творческих способностей.
Восприятие себя как творческой личности является важнейшим условием творческого акта. При этом критическое отношение к результатам собственной деятельности вполне допустимо, но с одним условием – нельзя делать это в процессе деятельности, пусть критичность проявляется тогда, когда новое уже предложено или создано, а не при его зарождении. В этом смысле вера в собственную независимость – очень важное условие для реализации творческих способностей учащихся.
С учётом того, что проявление креативности подвержены влиянию многих внешних условий, правильный выбор форм организации учебно – воспитательного процесса может сыграть решающую роль. И здесь важно отметить, что в  школьной географии заложены большие возможности по развитию креативного потенциала. Наряду с подбором специальных заданий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность мышления, можно применить ряд проверенных общих подходов к стимулированию и развитию креативности:
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, отказ от оценочных суждений и критики в адрес обучаемого способствует свободному проявлению дивергентного мышления. Социальное подкрепление проявлений креативности.
2. Обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами.
3. Стимулирование любознательности обучаемого. Представление ему возможности задавать вопросы. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Личный пример учителя в использовании творческого подхода к решению проблем. Наличие других позитивных образцов креативности. Создание условий для подражания творческому поведению.
 
Исследование креативности в психологии можно объединить в три группы:
изучение продуктов творчества через анализ текстов;
развитие когнитивных представлений о креативности;
исследование креативных личностей. 
Изучение продуктов творчества методом анализа текстов проводилась ещё в культурно – исторической психологии, идущей от В.  Вунда (1912). В отечественной психологии этот подход развивает  Л.С. Выготский, В.М.Петров. Исследование креативных личностей стало возможным после определения Дж. Гилфордом  различий между креативными и некреативными  личностями.   Норбертом Винером было сформулировано положение о том, что технические средства, используемые культурой данного общества, оказывают определённое влияние на преобладающие способы мышления. Информационные технологии не только меняют само существо связанной с ними деятельности, но и оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на личность человека, что в последствии может проявляться также и в тех  видах деятельности, которые напрямую никак не связаны с их применением.
Многолетние исследования творческой деятельности дают основания для развития креативности в системе школьного образования. 
 Термин «креативный потенциал», «креативность» часто употребляется как синоним понятия «творческий потенциал», «креативная личность», «одарённость».
В энциклопедическом словаре  потенциал – (от латинского – сила) – это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть в действии, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели; возможности отдельного лица в определённой области.Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное мышление (лат. divergentina – расхождение, тип мышления, идущего в разных направлениях), которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестериотипностью самого мышления.
Креативность – это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых продуктах.
Термином «креативность» в психологических исследованиях обозначается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.
 Проявление креативности у учащихся подвержены влиянию многих внешних условий и правильный выбор форм организации учебно – воспитательного процесса играет очень важную роль.
Подходы к стимулированию и развитию креативного потенциала:
Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя, отказ от оценочных суждений и критики в адрес обучаемого способствует проявлению креативности.
Обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами.
Стимулирование любознательности обучаемого, предоставление ему возможности задавать вопросы.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Личный подход педагога в использовании творческого подхода к решению проблем.
Наличие других позитивных образцов креативности, создание условий для порождения творческого поведения.
Информационные технологии расширяют возможности образовательной среды разнообразными программными средствами и методами развития креативности учащихся.
Формирование креативности неразрывно связано с развитием творческого мышления, для овладения которым необходима специально организованная деятельность. Пути и способы её организации могут быть различны. Некоторые дидактики (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов) связывают формирование творческого мышления с проблемным обучением. В.В. Давыдов считает, что условием для  становления творческого мышления является превращение учения в исследовательскую деятельность.
Проблема развития креативности учащихся требует использования комплекса различных методик.
Возможность использования разных видов программ, видов и форм обучения при построении учебного процесса обеспечивает создание педагогических ситуаций общения учителя и учащихся, в ходе которой каждый ученик может проявить инициативу, творчество, исследовательский подход в ходе переработки учебного материала.
 Одним из способов развития креативности учащихся являются творческие задания, исследовательские работы, доклады, методы проектной деятельности.
Цель творческих заданий – выработка у учащихся определённых навыков:
работа с разнообразной литературой;
подбора литературы по данной тематике;
планирование своей работы с определением сроков выполнения;
создание кратких и полных конспектов;
проявление исследовательской творческой активности при выборе тематики в соответствии со своими интересами и требованиями учителя; при постановке и решении проблемы;
проявление элементов фантазии  и выдумки при разработке результатов задания;
грамотного оформления отчёта о проделанной работе;
чёткого и доступным языком доведения  сути своего задания до слушателей, которыми на первых порах являются одноклассники;
Формирование и диагностика креативности учащихся на основе учёта особенностей операционных механизмов учебно – познавательной деятельности и взаимосвязи их с психическими процессами.
Таблица 1.
Способности Характеристика Особенности включения психических процессов
Зоркость в поисках проблем Способность увидеть то, что не укладывается в рамках ранее усвоенногоВосприятие:
- объём
- точность
- полнота
- быстрота
Внимание:
- переключение (гибкость)
Способность кодирования информации Способность осваивать и пользоваться различными типами  кодов (мысленные операции над явлениями и объектами внешнего и внутреннего миров), способность манипулирования с данными видами кодов:
- зрительно – пространственный
- зрительно – образный
- цифровой
- акустически - образный Ощущение:
- тонкость
Восприятие:
- точность
Воображение:
- новизна
- оригинальность
- широта оперирования образами
Способность к свёртыванию информации Способность к свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией. Экономное символическое обозначение понятий и отношений между ними. Мышление:
- последовательность мысли
- экономичность
Представления:
- чёткость
- точность
- полнота
Способность к сцеплению и переносу Способность вновь воспринятые сведения включать в уже имеющуюся систему знаний. Способность к нахождению аналогий, к выработке обобщающих стратегий, которые могут быть применены при решении широкого круга проблем. Восприятие:
- осмысленность
Память:
- мобилизационная готовность
Мышление:
- глубина
Способность увидеть или использовать постороннюю информацию Способность использовать постороннюю информацию в ходе решения проблемы Мышление:
- гибкость
- широта ума
Способность воспринимать действительность целиком Способность воспринимать объекты согласно типу мышления Восприятие:
- целостность
Способность к опознаванию и воспроизведению Способность быстро извлечь из памяти необходимую информацию Память:
- скорость
- объём
- точность
- прочность
Внимание:
- степень сосредоточенности
Способность к сближению понятий Лёгкость ассоциирования и отдалённость ассоциируемым понятий Мышление:
-самостоятельность
- гибкость
Способность быстро переходить от одного класса явлений к другому, далёкому от содержания Способность вовремя отказаться от несостоятельной гипотезы, установки, взглядов. Мышление:
- гибкость
Внимание:
- переключение
Способность к оценочным действиям Способность выбора одной из немногих альтернатив до её проверки Мышление:
- критичность
Способность генерировать идеи Ассоциативное соединение двух или нескольких понятий Мышление:
- быстрота
- последовательность
Способность к доработке Доработка деталей, совершенствование первоначального замысла Представление:
- полнота
- точность
Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств и методов обучения. Поэтому перспективой работы над повышением креативности учащихся при использовании  информационных технологий являются:
Повышение качества учебно – воспитательного процесса;
обеспечение творческого самообразования личности и создание условий для повышения креативности учащихся;
постоянного совершенствования профессионального и методического уровня преподавания.