Мастер-класс на темуРазвитие беглости чтения как средство формирования информационной культуры младших школьников
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Еланская средняя общеобразовательная школа №3"
Еланского муниципального района Волгоградской области
Мастер - класс
Тема. Развитие беглости чтения как средство формирования информационной культуры
младших школьников.
Выполнила учитель начальных классов
Лофицкая Наталья Ивановна
2014 год
Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующими развитию беглости чтения.
Задачи: раскрыть и осмыслить понятия: "беглое чтение", "информационная культура", определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию скорости чтения, приобрести практический опыт по развитию беглого чтения младших школьников.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер- класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Продолжительность проведения: 30 минут
Целевая аудитория: учителя начальных классов, родители.
План проведения мастер - класса:
-Презентация педагогического опыта педагогом - мастером.
-Практическая работа. Тренировочные упражнения на улучшение перефирического зрения.
-Рефлексия (дискуссия по результатам проведённого мастер - класса),
обсуждение целесобразности применения на уроках литературного чтения в начальной школе показанных приёмов по развитию беглости чтения с участниками мастер - класса.
Предполагаемый результат: участники мастер- класса получат знания о
методах и приёмах развития беглости чтения на уроках литературного чтения в начальной школе. Педагоги смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей практике или сопоставлять свой уровень и формы работы с представленными на мастер - классе. Родители смогут приобрести практический опыт по развитию беглого чтения младших школьников.
Ход проведения мастер- класса
1. Сообщение темы
Тема, которую мы сегодня рассматриваем- "Развитие беглости чтения как
средство формирования информационной культуры младших школьников".
Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
Что такое "беглость чтения" и "информационная культура"?
Какие существуют приёмы по развитию беглости чтения?
2. Постановка цели и задач
Исходя из вопросов, которые мы поставили сформулируем цель
мастер - класса.
Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующими развитию беглости чтения.
Задачи:
раскрыть и осмыслить понятия: "беглое чтение", "информационная культура";
определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию беглости чтения;
приобрести практический опыт по развитию беглого чтения младших школьников;
3.Актуальность
«Если в начальной школе дети мало читали,
мало мыслили, у них складывалась
структура малодеятельного мозга»
В.А.Сухомлинский.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать
Д. Дидро
Тема моего мастер -класса на сегодняшний день очень актуальна. Мы живём в очень не простое время. На сегодняшний день всё чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг, кроме учебников. Книгу заменяет компьютер, кино, видео. Это вызывает серьёзную тревогу.
Цель современного образования – обучение и всестороннее развитие личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, множество технологий обучения.
В Федеральном государственном стандарте начального образования в качестве «смысла и цели современного образования» названо развитие личности, что подразумевает «умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».А так же развитие информационной культуры школьника-это знания и навыки эффективного поиска информации, и её использование для решения теоретических и практических задач. Учителю приходится искать разные пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, решительную личность, которая способна добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
Успешное обучение и развитие речи школьников зависит и от их умения читать. На уроках чтения происходит формирование интеллектуально-речевых умений школьников. На каждом уроке ребёнок читает, слушает, отвечает, т.е. общается с товарищами, учителем, книгой. У него формируются такие умения, как умение слушать, отвечать на поставленный вопрос, умение выражать своё отношение к чему-либо, давать оценку поступку героя. Все эти умения теснейшим образом связаны между собой и являются частью комплекта умений учебного труда.
Чтение – это то, чему мы учим, и в то же время то, посредством чего ученик учится сам.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
Значит, чем лучше ребёнок овладеет навыком чтения, тем легче он будет учиться.
Чтение – это важнейшее средство формирования мыслительных способностей. Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса в начальной школе.
4.Что такое "беглость чтения" и "информационная культура"?
Попробуем ответить.
Беглость чтения это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.
Информационная культура- это умения личности целенаправленно работать с информацией и использовать её.
Таким образом мы видим, что эти два умения неразрывно связаны между собой , т.к. только хорошо читающий ребёнок сможет ориентироваться в разнообразии информации и использовать её для приобретения определённых знаний и умений.
5. Приёмы работы, способствующие развитию беглости чтения.
1. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимн выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Речевая разминка включает в себя несколько этапов:
а) речевая разминка
б) упражнения для развития четкости произношения
в) чтение чистоговорок шепотом и медленно
г) чтение тихо и умерено
д) чтение громко и быстро
е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок
ж) чтение согласных
3)чтение согласной с какой-нибудь гласной
и)складывание слов из половинок.
2.“Буксир”
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и указкой следит по книге. А ребенок читает вслух, но по указке взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
3.Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз.
Однако более трех раз не следует этого делать!
4.Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
5.“Бросок – засечка”
Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:
Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
6.“Молния”
Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!”.
7. Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:
В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
8. Чтение перевернутого текста:
Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
9.Восполнение пропусков букв в словах:
Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
10. Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
11.“Игра в прятки”:
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
12. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.
13. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот
14. Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка.
15. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.
16. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.
17.Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.
18.Упражнения для развития поля зрения:
а) Таблицы Шульте.
Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1..
б)Пирамида
6.Результативность
7. Практическая работа
А сейчас вы побываете в роли учеников. Потренируемся выполнить упражнения для развития поля зрения. (работа с таблицами Шульте)
8. Подведение итогов. Рефлексия.
15