Урок Банк идей, алгоритм дизайна
Урок № 4. Банк идей
План урока
Раздел: Творческие, проектные работы.
Тема урока: Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектирования.
Цель урока: Формирование умения решать творческие задачи нестандартными методами;
Задачи:
ознакомить обучающихся с понятием «банк идей»;
дать понятие о методе фокальных или случайных объектов как об успешных методах поиска новых путей при решении творческих задач;
научить учащихся выбирать оптимальный вариант для проектирования;
создавать и разрабатывать оригинальные изделия для украшения интерьера, используя метод случайных объектов;
создать условия для развития интереса к творческой деятельности, изобретательству и рационализаторству;
привить интерес к предмету и технологиям развития творческого мышления;
способствовать развитию самостоятельности обучающихся через реализацию проекта, развить творческое мышление и фантазию;
способствовать воспитанию у обучающихся культуры труда.
Тип урока: освоение нового материала.
Методы обучения: Проблемное изложение, частично – поисковый.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Проверка усвоенного материала.
Работа с карточками.( 2-3 мин.)
Проект- ……………..,…………………,……………………
Виды проектов:
1. По характеру деятельности: 2. По длительности выполнения:
По характеру деятельности
По характеру деятельности
Формирование умения решать творческие задачи нестандартными методами».
хараопо
Этапы проекта:
1.2.3.
3. Новая тема. «Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектирования».
Что такое в вашем понятии «Банк идей»? (рассуждение обучающихся)
Банк идей
По характеру деятельности
По характеру деятельности
Формирование умения решать творческие задачи нестандартными методами».
хараопо 1).
Каталоги журналы интернет-ресурсы
Разработка эскизов проектируемого изделия.
Выбор оптимального варианта.
Вопрос: Каким образом мы можем выбрать оптимальный вариант? ( рассуждение обучающихся)
Подводим итоги: В зависимости от проектируемого изделия выбираем модель, которая по показателям наиболее соответствует определенным критериям.
Далее разрабатываем конструкторскую и технологическую документацию на проектируемое изделие.
2). Для разработки нового изделия или процесса поиска новых решений необходимо использовать методы, приемы, которые помогут нам создать оригинальную модель.
Одним из таких методов является - метод фокальных объектов или случайных объектов.
Метод фокальных объектов - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов.
Суть метода: Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
Например:
Примеры изделий полученных путем метода случайных объектов.
3). Физкультминутка.
4.Практическая работа. Разработка эскиза проектируемого изделия.
Задание. Разработать эскиз одежды, используя метод фокальных объектов.
Каждый из учеников выбирает три карточки с изображением случайных объектов (можно использовать каталог или учебник, открыв наугад страницу выбрать 3-4 слова)
Необходимо разработать эскиз изделия с учетом каких-либо признаков случайных объектов ( в помощь для обучающихся прилагаются набор карточек с рисунками, шаблоны и Приложение №1, где описана последовательность работы с использованием метода фокальных объектов)
5. Подведение итогов.
Презентация работ.
Домашнее задание: выучить новые понятия.
Приложение 1
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.
Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.
Цель метода:
Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Суть метода:
Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
Алгоритм действий:
Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.
Достоинства метода:
Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
Нешаблонность выдвигаемых идей.
Универсальность метода.
Недостатки:
Непригодность при решении сложных задач.
МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.
Список литературы и ресурсов Интернета:
Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986, 2002
Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999
Педагогика + ТРИЗ. Сборник статей. Вып. 1 – 6. - Гомель: ИПП СОЖ, 1996 – 2001
Сборники « Учителям о ТРИЗ» № 1-5. Сост. Крячко В.Б. -СПб. Центр внедрения педагогического опыта, 1997-2003.
Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2002
Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. – СПб: 2004
www.creativerus.ru/about/program/ www.triz-spb.ru/doc/Programm/https://alterozoom.com/http://www.inventech.ru/pub/club/088/http://psy-sait.ru/treningi/kreativnye-metodiki/60-mozgovoj-shturm.html