Рабочая программа по биологии индивидуального обучения на дому с использованием дистанционных технологий 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 22»
«___»___________ 2014 г.
______________________И.Н. Порохова
Рабочая программа по биологии индивидуального обучения на дому
с использованием дистанционных технологий
8 класс
Составитель: Белова Елена Владимировна
учитель химии и биологии I категории
2014-2015
Пояснительная записка
к учебному плану обучения на дому с применением
дистанционных технологий по общеобразовательным программам
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22»
на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы курса биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений (Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова)
В основу построения курса легли системный, экологический, эволюционный подходы. Из введения в курс ученики узнают, что живое существует в форме целостных образований живых систем. Они имеют сложную иерархическую структуру: организмы входят в состав популяций, которые служат компонентами видов, популяции разных видов составляют природное сообщество, которое, в свою очередь, является живой частью экосистемы. В экосистеме посредством круговорота веществ обеспечивается непрерывность жизни, ее длительное историческое развитие. Изучение живых систем начинается с обобщения сведений об организме. Этим достигается преемственность курсов биологии 6 , 7,8 классов. Положения о надорганизменных и экологических системах проводятся через все содержание курсов и обеспечивают целостность, системность. Знакомству с компонентами экосистемы способствуют экологические идеи о растениях, как производителях органического вещества, животных, как потребителях, бактериях и грибах, как его разрушителях, проведенные через содержание курса 6 класса «Живой организм». Обращение к понятию «экосистема» во введении в курс позволяет при изучении разнообразия живых организмов говорить о видах, играющих в экосистеме средообразующую роль, например, раскрывать значение сфагновых мхов в образовании болот, хвойных растений в формировании экосистемы тайги. Это, в свою очередь, дает возможность познакомить не только с видовым, но и экосистемным разнообразием, что важно для формирования понятия о биоразнообразии в целом и опасности его обеднения. В основу курса 8 класса «ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ» заложены знания и умения, которые пригодятся учащимся в процессе всей дальнейшей жизни. Умения, сформированные в данном курсе, дадут возможность обучающимся в будущем определить гибкость позвоночника, утомление мышц, выявить плоскостопие , а также положены идеи компетентностного подхода, ориентирующего на применение знаний и способов деятельности за пределами системы образования. С этой целью в содержание учебника включена «жизнепригодная» информация о познавательном, эстетическом, практическом значении растений, животных, грибов, бактерий, технологии выращивания зерновых и овощных культур, отраслях животноводства и способах ухода за животными. Формированию предметной компетентности, опыта применения знаний в повседневной жизни способствуют задания тетради-практикума и рубрика учебника «Мои биологические исследования». Другие компоненты УМК (тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор) направлены на формирование не только предметных компетенций, но и надпредметных. С их помощью ученики осваивают учебно-познавательные компетенции (целеполагание, планирование, анализ, самооценка). Особенность УМК «Сферы» в том, что учебник представлен не только на бумажном, но и электронном носителях. Это позволяет формировать информационную компетентность ученика его готовность получать, обрабатывать, использовать и передавать информацию, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию, что необходимо для жизни в информационном обществе. Обновление содержания образования происходит путем развития и углубления интеграции биологического и гуманитарного знания за счет введения понятий о биологическом разнообразии, взаимодействии природы и общества, связывающих систематику, эволюцию, экологию с проблемой устойчивости биосферы, сохранением и развитием жизни на Земле. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний: о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы; овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, выполнять биологические эксперименты; развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание: позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений: в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Предлагаемая система взаимосвязанных биологических курсов направлена на реализацию потенциальных возможностей содержания для раскрытия нравственного аспекта взаимодействия человека и природы, формирования общей и экологической культуры школьника.Учебный план школы для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, разработан на основе нормативно-правовых документов:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№ 273-ФЗ (П.1-12 стр.79);
Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
Письма Минобразования России от 28.02.2003 № 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения»;
Письма Минобразования №17-253-6 от 14.11.1998 «Об индивидуальном обучении больных детей»;
Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г №181- ФЗ;
Приказ Министерства образования Московской области «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Московской области» от 30.12.2009г № 2859;
Приказа Министерства образования МО от 16.03.2010 № 516 (ред. От 23.12.2010) «О дополнительных мерах по организации дистанционного образования детей-инвалидов в Московской области»;
Приказа Минобрнауки «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 06.05.2005г №137;
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление главного гос. врача РФ от 29.12.2010г. №189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011г); Раздел Х «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса»;
Приказа Минобразования и науки РФ от 31.03.2014г № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих гос.аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Минобразования МО № 2604 от 07.06.2014 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в Московской области»;
Учебного плана МБОУ «СОШ № 22» на 2014-2015 уч. год.
Цель надомного обучения – создание и поддерживание оптимальных условий, обеспечивающих обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей надомное обучение – единственная возможность получить аттестат зрелости. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет обеспечить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья качественным образованием, предоставляет возможность общения со сверстниками.
По учебному плану на данный предмет выделено 17 занятий в год. Программа выполняется полностью путем ее уплотнения. В связи дистанционным обучением детей программа представлена большим количеством теоретических уроков. Учебная нагрузка ученика не превышает максимального объема обязательной учебной нагрузки для школьника, обучающегося на дому. В учебном плане обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий сохраняется в полном объеме содержание, являющееся обязательным для обеспечения базового стандарта образования.
Региональный и школьный компоненты в учебном плане учтены.
Занятия, проводимые путем непосредственного взаимодействия с учителем, определяются индивидуально, в зависимости от особенностей физического развития, состояния здоровья. Изучение каждого предмета учебного плана школы предполагает использование дистанционных образовательных технологий в соответсвии с нормами и требованиями СанПина 2.4.2.2821-10
Обучение детей – инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий строится на сочетании:
-очных занятий – занятий, проводимых в традиционной форме при личном контакте учителя и ученика;
- очно-дистанционных занятий (Skyp - занятий);
- дистанционных занятий (Web - занятий).
Занятия, пропущенные по болезни ученика, компенсируются путем корректировки тематического планирования или проведения дополнительных занятий по соглашению родителей (законных представителей) обучающихся.
Календарно – тематическое планирование Календарно – тематическое планирование
Номера уроков
Наименования разделов и тем
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки
1
Науки об организме человека. Клетка – структурная единица организма. Наследственная информация и ее носители. Просмотр фрагмента фильма.
04.09
2
Наследственные болезни. Факторы окружающей среды и здоровья. Образ жизни и здоровья. Презентация по теме
18.09
3
Строение и принципы работы нервной системы. Презентация по теме.
Внутренняя среда организма. Состав крови. Работа с таблицей.
02.10
16.10
4
Форменные элементы крови. Кроветворение. Просмотр фрагмента фильма. Иммунология и здоровье. Тест
5
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Просмотр фрагмента фильма. Общее строение скелета. Соединение костей.
30.10
6
Мышечная система. Строение и функции мышц. Работа с таблицей.
16.11
7
Строение сердечно-сосудистой системы. Движение крови по сосудам. Работа сердца. Просмотр фрагмента фильма.
30.11
8
Лимфатическая система. Презентация по теме. Строение и функции органов дыхания.
14.12
.
9
Этапы и регуляция дыхания. Обмен веществ. Питание. Просмотр фрагмента фильма.
28.12
10
Органы пищеварительной системы. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Барьерная роль печени. Работа с таблицей.
17.01
11
Пищеварение в кишечнике. Регуляция пищеварение. Тест. Обмен веществ. Витамины и их значение для организма. Работа с таблицей.
02.02
12
Культура питания. Пищевые отравления и их предупреждение. Презентация по теме Строение и функции кожи. Болезни кожи.
16.02
13
Общая характеристика выделительной системы. Мочевыделительная система Строение почек. Мочеобразование и его регуляция. Просмотр фрагмента фильма.
02.03
14
Строение и Функции репродуктивной системы. Презентация по теме Внутриутробное развитие и рождение ребенка.
15.03
15
Центральная нервная система. Спинной и Головной мозг. Просмотр фрагмента фильма.
10.04
16
Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Эндокринная система. Работа с таблицей.
24.04
17
Органы чувств. Зрительный анализатор. Слуховой и вестибулярный анализаторы Тест Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы. Работа с таблицей
12.05
Итого:
17 часов
Учебно-методический комплект
1.Авторская программа курса биологии- Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко
2.Биология 8 класс базовый уровень- Изд.Просвещение, Живой организм Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова
3.Биология 8 класс базовый уровень- Тетрадь-практикум Изд.Просвещение, Живой организм Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко
4.Биология 8 класс базовый уровень- Тетрадь-тренажер Изд.Просвещение, Живой организм Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко
Рассмотрено на заседании м\о
Протокол № 1
От « ______» ________ 2014 г.
Согласовано
Зам директором по УВР
От « ______» ________ 2014 г.
______________
Белова Е.В.
15