Статья Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе


В последние годы в общеобразовательных школах стали появляться специальные (коррекционные) классы для детей с особыми нуждами в обучении. Если раньше ребята с нарушениями речи или замедленным психическим развитием учились в специальных интернатах, то сегодня многие школы пошли на своеобразный эксперимент и слали открывать на базе своей школы специальные (коррекционные) классы. Такую модель обучения используют в МКОУ СОШ № 3 п. Михайловка, Черемховского района, Иркутской области.
Специальные (коррекционные) классы в общеобразовательном учреждении основаны в 2011 году и реализуют программу для детей с умственной отсталостью VIII вида. Программа направлена на обучение и воспитание детей с ОВЗ с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально-психической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Директор школы МКОУ СОШ № 3 п. Михайловка - Спешилова О.А.
Учебно-воспитательная работа в специальных (коррекционных) классах осуществляется коллективом учителей: 11 педагогов (дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог, педагоги по трудовому обучению, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности)
Высшее образование имеют-11 педагогов , из них дефектологическое-7 .
Образовательное учреждение обеспечивает:
Условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ.
Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения специального государственного стандарта
Адаптацию и социализацию обучающихся к жизни в обществе.
Формирования здорового образа жизни
Цели и задачи образовательной политики Учреждения
целевые ориентации, заложенные в образовательной программе следующие:
Помощь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис;
Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении;
Создание положительной Я-концепцию, снятие «синдрома неудачника»;
Укрепление положительных нравственных начал личности ребенка;
Адаптация в коллективе сверстников, включение в социальные и внутри коллективные отношения;
Социальная реабилитация: установление отношений со средой;
Привлечение ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.
Педагогический коллектив Учреждения учитывает, что личность ребенка-это целостная структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирования его возможно только в общении со взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности в обучении.
Основными условиями развития обучающихся считается
учет возрастных особенностей
развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей
создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого обучающегося и сверстников.
Деятельность психологической службы в Учреждении ориентирована на
а) на обучающихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении;
б) на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи форм и средств обучения на основе данных психодиагностики
Работа логопедического кабинета направлена:
1.на осуществление логопедической диагностики обучающихся 1-4 классов;
2.выявление нарушений и их коррекции
3.консультирование учителей и родителей (законных представителей)
4.диагностика обучающихся, начинающих обучение в 1 классе.
Психологическая служба Учреждения совместно с классными руководителями ведет работу по формированию у ребенка качеств личности, обеспечивающих хорошую адаптацию в школьном коллективе ( особенно важным является для детей не посещающих дошкольные учреждения), дальнейшее физическое и эмоциональное развитие.
Основные направления образовательной деятельности являются:
охрана и поддержание здоровья детей;
формирование основ ЗОЖ обучающихся;
обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;
адресная индивидуальная помощь детям, обучающихся на дому;
обновления содержания образования;
повышение социальной компетентности обучающихся;
усиление функциональной грамотности учеников.
Организация учебно-воспитательного процесса:
Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года 35 недель. Продолжительность каникул устанавливается в течении учебного года не менее 30 календарных дней. Расписание составляется с учетом всех требований СанПиНРежим работы школы:
Продолжительность учебной недели 5 дней. Продолжительность уроков во 2-9 классах-40 минут
Во всех классах в течении урока (после 15-20 минут работы) проводятся динамические паузы продолжительностью 1-2 минуты
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
2 класс-до 1 часа
3-4 класс-до 1.5 часа
5-6 класс-до 2 часов
7-8 класс-до 2,5 часа;
9 класс-до 3 часов.
Перерыв между образовательными предметами и началом занятий в кружках, факультативах во второй половине составляет - 45-60 минут.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который стоится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: экскурсии, деловая встреча, видеоурок. Разнообразны и формы работы с детьми на уроке: проведение опыта, лабораторная работа, работа с картой, рисование по воображению, работы в группах, составление плана и т.д.
Одним из основных средств коррекции отклонений развития обучающихся является подготовка по общеобразовательным предметам.
Задача Учреждения при обучении обучающихся специальных (коррекционных) 2-9 классов VIII вида по традиционным для всех общеобразовательных школ предметам заключается в обеспечении их тем уровнем знаний, умений, навыков, которые необходимы для успешной социальной адаптации в современном обществе.
Программы по изобразительной деятельности внедряются с применением нетрадиционных методик, что способствует, в первую очередь, развитию творческого воображения обучающихся.
Программный материал по музыке и пению, дается через реализацию комплексных методик по данной дисциплине.
Подготовка выпускников к жизни в обществе, профессиональной деятельности в условиях производства, является основной задачей специальных (коррекционных) классов VIII вида, поэтому одним из важнейших предметов всего периода обучения ( со 2 по 9 класс) является трудовое обучение. Профессионально-трудовое обучение – единственный учебный предмет, по которому проводится в выпускном классе государственная ( итоговая) аттестация, результаты которой являются одним из показателей успешности образовательной деятельности Учреждения.
Материально-технические возможности школы позволили создать и оборудовать кабинет швейного дела, кабинет столярного дела.
Федеральный компонент коррекционного блока представлен учебными предметами интегрированного характера: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2-4 классах и социально-бытовая в 5-9 классах.
Уроки развития устной речи способствуют более активному усвоению знаний и практических умений при обучению русскому языку, чтению, биологии, истории, географии и др. предметам.
Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития, практической подготовки к самостоятельной жизни осуществляется на уроках социально-бытовой ориентации.
В учреждении существует система собственно коррекционных занятий:
способствовать личностному развитию обучающихся, развитию механизмов компенсации;
способствовать подготовке обучающихся к профессиональному труду в условиях предприятий;
специфической формой учебных занятий являются индивидуальные и групповые занятия, к которым относятся логопедические, коррекционные, факультативные, психо-коррекционные занятия.
Логопедические занятия проводятся в специальном кабинете, что дает обучающимся возможность отойти от классно-урочной системы и дает данные занятия не только стабилизирующими в плане коррекции отдельных нарушений, но и способствует совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Требования к данным занятиям определены государственными нормативными документами.
Для более успешного осуществления социализации обучающихся, адаптации из в обществе в учебный план в обязательном порядке включена такая дисциплина как социально-бытовая ориентировка.
В рамках решения задачи: «Воспитывать у обучающихся патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к историческому прошлому родной страны» ребята совместно с педагогами принимают активное участие в подготовке празднования победы в Великой Отечественной войне. Собирают материал о пионерах-героях, материал о городах героях. Ребята участвуют в Акциях « Дети войны –учителя» и « Труженики тыла» своими руками изготовливают сувениры-открытки и дарят ветеранам.
Задача «Создать условия для воспитания гуманистических ценностей: справедливость, милосердие, доброта, ответственность, правдивость...» традиционна. Для её решения педагогический коллектив старается изыскивать всё новые, более привлекательные для детей формы:
- праздничная линейка, выставка газет и детский концерт «День учителя» (октябрь);
- выставка осенних панно, картин, букетов из природного материала «Осенняя пора, очей очарованье…» (октябрь;
- выставка поделок и рисунков «Мир глазами детей» ;- традиционный Новогодний утренник;
- праздник «День святого Валентина»;
- игровой фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица!»;
- праздничный день 8 Марта;
- праздник «День защитника Отечества» (Рыцарский турнир) и др.
Одна из приоритетных задач - задача «Развивать навыки обслуживающего труда посредством вовлечения обучающихся в общешкольные коллективные дела» сформирована следующим образом:
- изготовление сувениров к памятным датам года: Дню пожилого человека, Дню учителя, Новому году, Дню защитника Отечества,8 марта, Дню Победы и выпускникам на «Последний звонок»;
- изготовление макетов и дидактического материала к игре «Дорога и мы»;
- изготовление новогодних украшений для оформления школы;
- изготовление элементов военной формы определенных род войск для участия в Параде ребячьих войск;
- трудовые десанты по благоустройству школьной территории, участие в общегородских субботниках;
- работа в трудовых мастерских ;Обучающие специальных (коррекционных) классов участвуют в соревнованиях поселка по футболу, баскетболу, самбо. Занимают почетные места, награждены грамотами и памятными подарками.
Осуществляется работа с родителями обучающихся: родительский лекторий: «Будь своему ребенку другом» для социально-неблагополучных семей, дискуссии: «Сотовый телефон в школе: за и против» и др.
Все дела имеют коррекционную направленность, оказывают положительное воздействие на личность умственно отсталого обучающегося, вырабатывают нормы поведения сознательно ими усвоенных. При подготовке коллективных дел у детей формируется умение работать и жить в микросоциуме. Педагоги обеспечивают посильное участие каждого в различных видах деятельности и повышают регулирующую роль интеллекта в поведении ребенка в различных ситуациях. Подготовка и участие в тематических мероприятиях развивают у детей творчество, любознательность, интерес и побуждают к новым видам деятельности, воспитывают активность и самостоятельность. Все проведенные мероприятия интересные, красочные, зрелищные, массовые за счет стараний педагогов и учеников.