Статья Обучение детей с ОВЗ


«Формы и виды социализации обучающихся в норме и обучающихся  с ОВЗ, как в учебной, так и  внеучебной деятельности».
Многие из вас уже слышали это загадочное слово «инклюзия».
Теперь инклюзивное образование законодательно закреплено и становится государственной гарантией на всех ступенях образования.
На современном этапе эта проблема, оформленная как приоритет образовательной политики и обеспечения прав, является предметом для дискуссий в профессиональных и родительских сообществах. Любая идея становится реализуемой, когда она принята обществом.
Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другой
может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. При отсутствии этой возможности вторжение другого будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление. Таким образом, инклюзия – это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений.
Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества.
Инклюзивное образование – результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физической состояние.
Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок:
- признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;
- повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;
- изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
- анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;
- проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;
- различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
-признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;
- признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.
Концепция инклюзивного образования заключается в изменения самого образования (условий, программ, среды, средств обучения, форм аттестации) с целью обеспечения права каждого ребенка на получение качественного образования вместе с другими детьми.
Закон «Об образовании» закрепляет не только понятие, но и ряд важных механизмов, усиливающих инклюзивный потенциал российского образования.
Первый из них - «условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Второй – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Это новое явление для образовательной практики.
Ориентация на типовую базовую программу была основной задачей учителя, что не предполагало необходимости гибко перестраивать педагогическую стратегию для обучения детей с разными возможностями к обучению.
В новых Федеральных образовательных стандартах начальнойи основной школы предусмотрено создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение, и главное – создание индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ и одарённых детей.
Одной из программных целей, определенных в 2011 году, является cоздание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создание безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1.Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих
организацию инклюзивного образования. Эта новая практика должна быть обеспечена всеми необходимыми локальными актами и изменениями в Уставе. Органы управления образования на региональном и муниципальном уровне должны создать все необходимые регламенты, а на уровне Министерства образования России должны появиться подзаконные акты.
2. Разработка типовых решений для организации поддержки для реализации эффективной инклюзии. Инклюзия требует новых организационных решений – адаптации форм обучения, адаптации программ и создания индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями, изменения и контроля состава класса, организации учебного пространства, введения новой штатной единицы– тьютора, взаимодействия учителей и специалистов, включенности социальных партнеров в жизнь школы и т.д.
3.Оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов по зрению и слуху. Без технических средств многие дети с двигательными и сенсорными нарушениями не смогут обучаться, поэтому им необходимы специальные условия обучения.
4. Повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях.
5.Разработка универсального дизайна помещений для занятий с учетом инклюзивного образования. Понятие универсального дизайна пока не закрепилось в России. Этот термин используется американскими коллегами, которые прошли большой путь по созданию доступности социальной инфраструктуры для людей с инвалидностью. Универсальность дизайна помещений требует открытости и доступности всех пространственных решений в наших зданиях для удовлетворения в движении людей с любыми нарушениями (двигательными, сенсорными).
6. Формирование в каждом субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития. Создание банка данных о «лучших практиках» инклюзивного и специального образования для распространения этого опыта во всех регионах. Органы управления образования должны быть заинтересованы_в_альтернативных методах, способах и форматах общения.
Нет смысла концентрироваться на комфортном обустройстве там детей-инвалидов, если хотя бы часть обычных детей не получает необходимого им внимания, поддержки и помощи. Мгновенно нарушится равноправие, очень быстро дети среагируют на несправедливость.
Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзивного образования, необходимо:
- не только изменить физическую среду школы, города,села и сделать «транспортную» доступность;
- не только увеличить финансирование для обеспечения специальной поддержки ученику с особыми образовательными потребностями;
но и, в первую очередь, устранить социальные барьеры.
Выявление этих барьеров с целью если не устранить, то хотя бы разобраться, как преодолевать их, – одна из важнейших задач, стоящих перед школой на пути построения инклюзивной среды.
Как обнаружить неочевидные трудности и скользкие места?
Необходимо найти оптимальную, продуктивную форму разговора на эту тему и определить, кто в школе может взять на себя подобного рода обсуждения так, чтобы дети и взрослые не боялись быть откровенными и делились максимально полезной информацией.
Ответ на вопрос, надо ли выяснять мнение учителей по поводу возможных трудностей обучения и социализации их учеников, становится очевидным, если в качестве ключевого слова рассматривать преодоление. Трудности видят многие педагоги, при этом единицы готовы их творчески, а то и системно преодолевать. Однако с инклюзивным образованием в общество приходит изменение в сознании, понимание недопустимости ранжировать и клеймить детей медицинскими и педагогическими диагнозами.
Современный школьный педагог должен видеть трудности и барьеры в своей работе не как повод для самоустранения, отдаления от ученика, а как повод задуматься над решением этой интересной и сложной задачи.
Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:
1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;
2) включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;
3) вовлекать учеников в групповые формы работы и групповое решение задачи;
4) использовать активные методы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
Встречи и беседы с детьми, учителями и родителями вполне может брать на себя школьная психологическая служба, если таковая имеется. Впрочем, вопрос кем и как будут собираться сведения о трудностях в учебе и школьной жизни, полностью зависит от доброй воли и поддержки администрации.
Инклюзия происходит в классе, на вашем уроке. Она творится педагогическим мастерством учителя. Для тех, кто хочет работать в инклюзивном образовании, приведем несколько важных рекомендаций.
1. Осознайте идею инклюзии, поймите ее значение и ценность в развитии общества. Станьте приверженцем этой идеи!
2.Сформируйте психологическую готовность принимать и работать с любым ребенком, преодолейте свои страхи и неуверенность. Получите свой личный опыт работы с «особым » учеником! Верьте в себя и в него!
3. Творчески отнеситесь к программным и дидактическим средствам обучения. Это всего лишь инструменты, а не цель. Пробуйте видеть индивидуальные возможности каждого ребенка и адаптировать под него элементы программы.
4. Помните, что ваша задача на уроке — научить детей учебному взаимодействию в решении учебных задач. Доверяйте ученику, организуйте парное и групповое взаимодействие, оно более эффективно, чем самостоятельная работа. Постарайтесь контролировать не дисциплину, а включенность детей в процесс обучения.
5. Оценка – это инструмент для достижения образовательных целей, а не инструмент для сортировки учеников. Оценка должна помогать вам в адаптации методов обучения.
6.Старайтесь создать необходимые условия для эффективной работы на уроке для каждого ученика. Мы все разные! И иногда нуждаемся в поддержке.
7.Отнеситесь творчески к пространству класса. Оно тоже должно работать на цели образования и помогать вам в создании условий для разных видов деятельности учеников.
8. Помните, что у вас есть помощники – это родители. Удерживайте профессиональную позицию в отношениях с ними, и вместе вы решите самые сложные задачи. Помните, что они тоже отвечают за своих детей.
9. Не бойтесь спрашивать и советоваться с коллегами. Будьте открыты в решении своих профессиональных задач. В этом и состоит развитие.
10 Учитесь!
Список литературы.
1 Алёхина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании
в контексте проектной инициативы «Наша новая школа». http://
www.inclusive-edu.ru/stat/1/254/
2 Гэри Банч. «Включающее образование». Как добиться успеха?
Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. МБА, 2008.
3 Гэри Банч. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях
обычного класса. МБА, 2008.
4 Данилова Е.Н., Ядов В.А. Педагогика и психология инклюзивного
образования. СПб., 2002.
5 Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специальногои инклюзивного образования. (Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве): Главы из книги: пер. Аникеев И.С., Борисова Н.В. М.: Перспектива, 2009.
6 Загумённов Ю.Л. Инклюзивное образование: путь в будущее. 2008.№ 1.
7 Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право,
принципы, практика. М.: Перспектива. 2009.
8 Психолого-педагогические основы инклюзивного образования.
Монография / Отв. ред. Алёхина С.В. М.: МГППУ, Буки Веди.
2013.
9 Сабельникова C.И. Развитие инклюзивного образования.
Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009.
№ 1.