Статья по теме Формирование УУД в процессе проектно — исследовательской деятельности
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНАМОАУ «УСТЬ – НЮКЖИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАЙОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ УУД
В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
ДОКЛАД ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
СЕВЕРИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА
с. Усть – Нюкжа, 2016 г.
Формирование УУД в процессе проектно – исследовательской деятельности по биологии.
Современное образование предполагает как обязательный результат процесса обучения – формирование ключевых компетенций. Компетенции обучающихся формируются в процессе развития универсальных учебных действий. Формирование и развитие УУД является основной задачей всего образовательного процесса в урочной и внеурочной деятельности в свете ФГОС. Основным критерием освоения образовательной программы являются метапредметные результаты. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные. В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая созидающая деятельность учащихся.
Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская деятельность школьников.
Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Методы проектный и поисковый не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму), проектирование и исследовательская деятельность учащихся, подкрепленная реальными действиями. Хочу представить свой опыт работы по формированию УУД в процессе проектно – исследовательской деятельности в преподавании биологии.
Тема опыта: повышение уровня компетентности в освоении приёмов педагогической техники для формирования УУД в процессе проектно – исследовательской деятельности по биологии.
Методологической основой освоения ФГОС является системно – деятельностный подход. Системно – деятельностный подход в преподавании биологии наиболее ярко реализуется в ходе проектно – исследовательской деятельности. ФГОС предъявляют новые требования к проектно – исследовательской деятельности – сформировать комплекс умений самостоятельно творчески осваивать, конструировать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Цель работы: создание условий для формирования УУД у обучающихся в процессе изучения биологии на основе использования учебно – исследовательской и проектной деятельности.Задачи:
рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности;
приобрести практический опыт по формированию УУД в процессе проектно – исследовательской деятельности.
проверить эффективность разработанной модели формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе проектно – исследовательской деятельности.
Использование в образовательном процессе проектно – исследовательской деятельности позволяет обучающимся не только овладеть системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями, но также происходит и многостороннее развитие их личности. В основной школе можно выделить определённые типы задач, способствующие формированию и развитию коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных действий.
Из своего опыта работы приведу примеры форм организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии.
Обычно работу на уроке начинаю с создания проблемной ситуации.
Биология, 5 класс.
Тема урока: «Живые клетки». Тип урока – урок конструирования способа предметного действия (наблюдение и описание биологического объекта). Вид урока: урок – практикум; урок – исследование.
На первом этапе, этапе актуализации опорных знаний, учитель проводит проверку опорных знаний, необходимых для изучения нового материала. Работа организуется в форме тестирования по теме «Методы изучения живой природы», проверки дифференцированного домашнего задания (домашние исследования), а также в виде фронтального опроса. (Приложение 1.)
Так как на данном уроке предстоит работа с микроскопом, необходимо вспомнить правила работы с ним. Даю задание «Логическая цепочка», в котором необходимо основные этапы работы с микроскопом расположить в логической последовательности. (Приложение 2.).
Учащиеся отвечают на вопросы письменно и устно. Происходит формирование следующих УУД: умение сравнивать, анализировать ответы одноклассников; умение излагать своё мнение.
На втором этапе урока учитель, используя метод постановки проблемного вопроса (С какой целью мы изучаем клетку? Почему знание строения клетки необходимо для изучения всего курса биологии?) способствует формированию мотивации к изучению нового материала (элемент технологии проблемного обучения), формулированию обучающимися темы, цели, задач урока. На данном этапе происходит формирование следующих УУД: а) регулятивных – постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, контроль и коррекция способа действия; б) познавательных – установление причинно-следственных связей, наблюдение, анализ, сравнение; в) коммуникативных – умение выслушать мнение другого, участие в коллективном обсуждении проблемы, взаимодействие и сотрудничество.
На этапе усвоения новых знаний и способов действий учитель организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации. Происходит работа с учебником и ЭОР. Учащиеся отрабатывают умение работать с микроскопом. (Повторяем правила работы с микроскопом – приложение 3). Конкретизируются знания о методах изучения природы. Учащиеся знакомятся со строением клеток, заполняют таблицу «Органоиды и функции» (Приложение 4). Формируются УУД: познавательные - умение находить причинно – следственные связи, определять необходимый источник информации, систематизировать информацию; умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую: из рисунка в таблицу (замещение), из полного текста в таблицу (свёртывание информации); коммуникативные – представлять результаты лабораторной работы; регулятивные – планирование и организация деятельности при выполнении лабораторной работы; личностные – корригирующая самооценка. На этапе проведения лабораторной работы происходит освоение способа действия с применением знаний в практической деятельности (умение работать с увеличительными приборами). Работа проводится с использованием технологической карты (Приложение 5).
На этапе анализа результатов лабораторной работы учащиеся формулируют выводы по работе; готовят письменный отчёт. Отвечают на проблемный вопрос. Происходит формирование УУД: самоанализ деятельности, восприятие оценки собственной работы учителем, одноклассниками; умение формулировать выводы. Домашнее задание – дифференцированное: 1) § 5 прочитать и ответить на вопросы в конце текста учебника; 2) в тетради с печатной основой - задание № 28 на стр.17 (составление плана); 3) изготовление модели клетки.
Исследовательская деятельность может быть включена в определённую работу по подготовке проекта. Эта деятельность предусматривает не только достижение какого – то конкретного результата, но и включена в процесс достижения этого результата. Главная цель исследования – установление истины, анализ существующего. Выполнение проектной работы можно организовать как перспективное домашнее задание и тогда урок биологии становится интересным, запоминающимся. Например, учащиеся нашей школы в разное время работали над следующими проектами: изготовление моделей клетки растений и животных, одноклеточных зелёных водорослей и простейших; опыты по выращиванию плесневых грибов, опыты по определению оптимальных условий для проращивания семян различных овощных и цветочных культур, составление родословных, создание презентаций по различным темам учебной программы и т.п. Формирование УУД происходит и во внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности по биологии «Удивительный мир природы» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности. Особое значение для развития УУД имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся самостоятельно или с небольшой помощью учителя получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник. (Приложение 6).
На внеурочных занятиях организую следующие формы деятельности:
исследовательская деятельность: посадка и выращивание картофеля различным способом; выращивание рассады цветочных и овощных культур; выращивание овощных культур по методу Миттлайдера; выращивание тыквенных культур в условиях Севера и т.д;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
Результаты проектной деятельности обучающие представляют в следующем виде:
макеты строения клеток;
модели приборов;
таблицы, плакаты, папки – раскладки, буклеты;
разноуровневые развивающие задания;
презентации;
комплект генетических задач;
комплект ребусов, кроссвордов, загадок.
сценарии мероприятий (викторин, конкурсов, марафонов, вечеров).
Результаты проектной и исследовательской работы также представляются в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя исследовательский метод, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большей увлеченности предметом. Обучающиеся осваивают технологию проведения исследования. Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Кроме того, работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды. Таким образом, применение проектной и исследовательской деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
В процессе проектной и исследовательской деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Литература:
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001.
Константинова И.В. Технологические карты уроков по учебнику Сонина Н.И., А.А.Плешакова. Волгоград «Учитель», 2016.
Контрольно – измерительные материалы. Биология. 5 класс./Сост. Н.А. Богданов – 2-е изд. – М: ВАКО, 2016.
Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М.: Педагогика, 1989.
Месникова И.А., Гренкова Л.Г. Лабораторный практикум. Биология. Тетрадь для обучающихся. 5 – 6 классы. М: Планета, 2015.
Мягкова А.Н. и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. – М.: Просвещение, 1988.
Оданович М.В. Рабочая программа по биологии. 5 класс. Методическое пособие к учебнику «Биология. Введение в биологию. 5 класс», издательство «Дрофа», авторы Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. – М: Планета, 2016.
Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. (Фгосреестр).
«Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник» - М.: Народное образование, 2001.
Сонин Н.И. рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. «Биология. Введение в биологию» - М: Дрофа, 2014.
Приложение 1.
Тест «Методы изучения природы».
Выбери правильный ответ.
Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:
А – наблюдение В - рассматривание
Б - измерениеГ – эксперимент
Увеличительный прибор:
А – предметный столикВ - тубус
Б - микроскопГ – штатив
Численность животных, их размеры и скорость передвижения человек узнаёт, используя метод:
А – наблюденияВ - рассматривания
Б - измеренияГ – эксперимента
Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:
А – экспериментаВ - описания
Б - наблюденияГ – анкетирования
Для выявления общих признаков животных, растений и грибов используется метод:
А – описанияВ - эксперимента
Б - сравненияГ – деления
Изучаемый объект закрепляется в микроскопе на:
А – регулировочном винтеВ - объективе
Б – окуляре Г – предметном столике
Метод изучения природы:
А – сложениеВ - умножение
Б - делениеГ – наблюдение
Основная часть лупы и микроскопа:
А – зеркалоВ - штатив
Б – увеличительное стеклоГ – зрительная трубка
Зрительная трубка микроскопа называется:
А – объективВ - тубус
Б - окулярГ – штатив
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(Задание № 1 является обязательным для всех учащихся, задания № 2 и № 3 выполняются по желанию)
ЗАДАНИЕ № 1
Из предложенных ниже вариантов измерений, выбери и проведи наиболее интересные для тебя:
1. Определи рост каждого члена твоей семьи: мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки.
2. Определи длину, ширину, площадь и объём твоей комнаты.
3. С помощью термометра определи температуру своего тела, температуру воды, температуру воздуха в квартире и на улице.
ЗАДАНИЕ № 2
Проведите наблюдения за поведением домашних животных во время кормления и приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях.
ЗАДАНИЕ № 3
Составь кроссворд по теме «Методы изучения природы»
Приложение 2.
«Логическая цепочка».
Расположи приведённые ниже основные этапы работы с микроскопом в правильной последовательности. Ответ запиши в виде цифрового шифра.
Закрепи микропрепарат на предметном столике.
При помощи зеркальца направь свет на предметный столик.
Установи микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 7 см. от края стола.
Опустите тубус до микропрепарата.
Глядя в окуляр, вращай зеркальцем до появления светлого пятна.
Найди, глядя в окуляр, чёткое изображение микропрепарата.
Глядя в окуляр, медленно поднимай зрительную трубку.
Ответ ____________________________
Приложение 3.
Правила работы с микроскопом
Поставьте микроскоп (штативом к себе) на расстоянии 5-10 см от края стола.
Наклоните штатив микроскопа на себя. Придерживая за подставку.
Зрительную трубу опустите вниз на расстоянии 1-2 мм от предметного столика.
Направьте свет на предметный столик при помощи зеркальца, глядя в окуляр. Добейтесь появления светлого пятна. Освещение должно быть комфортно для глаз.
Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.
В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой.
Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.
Рассмотрите микропрепарат.
Приложение 4.
Заполни таблицу.
Название органоида Выполняемая функция
Ядро Деление клетки
Цитоплазма Связь между органоидами
Наружная мембрана Защита от внешней среды
Митохондрии Дыхание клеток, накопление энергии
Лизосомы Пищеварение, переваривание старых органоидов
Хлоропласты Образование питательных веществ, окрашивание в зелёный цвет
Приложение 5.
Технологическая карта к лабораторной работе № 3 «Строение клеток живых организмов».
Цель: изучить строение клеток живых организмов на готовых микропрепаратах.
Оборудование: световой микроскоп; готовые микропрепараты кожицы лука, листьев элодеи; различные виды клеток (растительная, животная); карандаш, линейка.Ход работы:
Подготовьте микроскоп к работе.
Поставьте микроскоп (штативом к себе) на расстоянии 5-10 см от края стола.
Наклоните штатив микроскопа на себя. Придерживая за подставку.
Зрительную трубу опустите вниз на расстоянии 1-2 мм от предметного столика.
Направьте свет на предметный столик при помощи зеркальца, глядя в окуляр. Добейтесь появления светлого пятна. Освещение должно быть комфортно для глаз.
Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый микропрепарат. Зажмите предметное стекло зажимами.
Рассмотрите микропрепарат. Зарисуйте изображение клетки, подпишите органоиды.
Приложение 6.
На внеурочных занятиях организую следующие формы деятельности:
исследовательская деятельность:
влияние различных условий посадки и выращивания картофеля на урожай;
определение оптимальных условий для выращивания рассады цветочных и овощных культур;
выращивание овощных культур по методу Миттлайдера;
выращивание тыквенных культур в условиях Севера;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
Результаты проектной деятельности обучающие представляют в следующем виде:
макеты строения клеток (растительная, животная, простейших организмов, бактериальная);
модели приборов;
таблицы, плакаты, папки – раскладки, буклеты (лекарственные растения, комнатные растения, копытные ДВ,)разноуровневые развивающие задания;
презентации;
комплект генетических задач;
комплект ребусов, кроссвордов, загадок.
сценарии мероприятий (викторин, конкурсов, марафонов, вечеров).
Результаты проектной и исследовательской работы также представляются в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.