Психологическое сопровождение процесса профессиональной адаптации обучающихся
Оборина Наталья Николаевна,
педагог-психолог 1 категории,
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Пермский агропромышленный техникум»
филиал в с.Бершеть,
onatash7@mail.ru
«Психологическое сопровождение
процесса профессиональной адаптации обучающихся»
Аннотация: в статье предлагается описание форм и методов работы педагога-психолога по сопровождению обучающихся в процессе профессиональной адаптации.
Ключевые слова: профессиональная адаптация; психологическое сопровождение; цель, задачи психологического сопровождения; направления деятельности психологической службы; технология психологического сопровождения.
Цель профессионального образования на этапе СПО – выпустить квалифицированных востребованных на рынке труда специалистов, обладающих мобильностью, активностью, умением ориентироваться в сложных профессиональных ситуациях, готовностью к профессиональному развитию, что обуславливает актуальность проблемы профессиональной адаптации обучающихся учреждений профессионального образования.
Профессиональная адаптация — это, прежде всего, приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, новым условиям труда, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций.
Очевидно, что знание и владение профессиональными навыками напрямую связано с пониманием основ психологии профессиональной деятельности, психологии общения, формированием ценностных ориентаций в рамках данной профессии, осознанием мотивов и целей в ней, сближением ориентиров человека и профессиональной группы, вхождением в ролевую структуру профессиональной группы.
Таким образом, становится очевидной необходимость психологического сопровождения процесса профессиональной адаптации обучающихся.
В связи с этим, понятие «психологическое сопровождение» рассматривается как системно организованная и постоянно выполняемая работа психологической службы, направленная на личностно-профессиональное развитие будущего специалиста в период профессионального обучения, раскрытие потенциальных возможностей студента, его индивидуальности, а также коррекцию разного рода затруднений в его личностном и профессиональном развитии.
Цель психологического сопровождения процесса профессиональной адаптации студентов техникума - создание благоприятных условий для успешного личностного развития, социального и профессионального самоопределения, становления и самореализации.
Задачи:
способствовать первичной социально-психологической адаптации студентов нового набора;
выявлять причины нарушения социально-психологической и профессиональной адаптации посредством социально-психологической диагностики личностных особенностей студентов;
мониторинг социально-психологических проблем образовательного пространства, выявление и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;
оказывать поддержку и помощь личности в преодолении трудностей профессионального становления;
помогать студентам в определении своих возможностей, исходя из индивидуальных особенностей;
способствовать получению студентами психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
формировать у студентов позитивную жизненную позицию, стратегию развития в профессиональной деятельности;
поддерживать студентов в формировании ответственности и способности к активному социальному взаимодействию, уважению прав и свобод другой личности;
способствовать формированию умения самопрезентации, коммуникативных навыков;
обучение способам саморегуляции с целью профилактики профессионального стресса, оказывать помощь в преодолении кризисов.
Эти задачи реализуются в различных направлениях деятельности психологической службы: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, научно-исследовательская, развивающая, организационно-методическая деятельность.
В зависимости от этапов обучения технология психологического сопровождения будет различной.
На этапе первичной адаптации для студентов первого курса в рамках реализации «Программы социально-психологической адаптации» уже с первых дней обучения психологом проводятся тренинги в группах с целью сплочения и снятия психо-эмоционального напряжения и тревожности, что, в свою очередь, способствует скорому приспособлению к новым условиям и успешному обучению студентов.
Успешно пройденный адаптационный период для студентов становится тем фундаментом, на котором в дальнейшем продолжают развиваться профессиональные интересы, формироваться профессиональная направленность.
Кроме того, психологом проводится мониторинг, включающий диагностику психологического благополучия, уровня тревожности, общительности, жизненных ценностей, степени адаптированности студентов. Целью мониторинга является выявление возможных проблем социально-психологической адаптации студентов нового набора и определение направления интегрированной профилактической и коррекционной работы.
На этом же этапе психологом проводятся индивидуальные консультации обучающихся с выявленными проблемами различного характера; консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выбранной специальности; также по запросу самих обучающихся, запросу администрации и педагогов. Консультирование проводится с применением психотерапевтических методов, методов решения конфликтных ситуаций. При необходимости создается целевая тренинговая группа.
В рамках педагогической деятельности на занятиях по дисциплине «Введение в профессию/основы психологии» психолог подробно знакомит студентов с профессиограммой выбранной профессии и выявляет степень соответствия требований к данной профессии и уровнем владения навыками и наличием личностных характеристик студента. В ситуации несоответствия даются рекомендации корригирующего характера.
На втором-третьем курсах формы работы с обучающимися заключаются в проведении мониторинга личностных, интеллектуальных особенностей, способствующих успешности в выбранной профессии, отслеживается уровень мотивации студентов. В рамках ведения учебной дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности» психолог практикует тренинги делового общения, решения конфликтных ситуаций, отработки техник саморегуляции, планирования профессиональной карьеры, самопрезентации и поиска работы; диагностику уровня развития психических процессов, свойств нервной системы, как основы жизнедеятельности и выбора вида деятельности в профессиональной сфере.
Для выпускных групп психологом проводятся групповые консультации «Адаптация в новом рабочем коллективе». В рамках ведения учебной дисциплины «Эффективное поведение выпускника на рынке труда» психолог способствует формированию у студентов представления о конкурентоспособности работника на современном рынке труда, способах изучения своих профессиональных конкурентных преимуществ, целенаправленном поведении при поиске работы и трудоустройстве. Выпускники учатся разработке презентационных документов, составлению резюме, подготовке к собеседованию при приеме на работу.
В рамках профориентационной работы со школьниками реализуются задачи по повышению самооценки и престижности выбранной профессии через привлечение студентов к волонтерской работе в мероприятиях «День открытых дверей», презентациях учебного заведения на выездах в школы Пермского района в составе «Агит-бригад».
Таким образом, использование форм и методов работы психологического сопровождения процесса профессиональной адаптации обучающихся способствует включению учащихся в разнообразную профессиональную, проектно-производственную, творческую, социально полезную деятельность, направленную на оптимальную реализацию их индивидуально-личностных и возрастных потребностей.
В период обучения повышается уровень осведомленности студентов о будущей профессии, развиваются профессионально важные качества, формируется представление о себе как о профессионале. Степень готовности молодых специалистов активно включаться в профессиональную деятельность, быстро адаптироваться к ее требованиям определяется профессиональной идентификацией с представителями профессиональной среды. Успешность этого процесса обусловливается отношением к выбранной профессии, представлением о ее ценности, переживанием личностной значимости, стремлениями к личностному и профессиональному успеху. Для развития, становления профессиональной идентичности необходимы технологические и психологические предпосылки, такие как специальные знания, а также соответствие между способностями молодого специалиста и характером профессиональной деятельности.
Список литературы:
Аналитический отчёт по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования / В. В. Рубцов, Е. И. Метелькова и др.; отв. ред. Е.И. Метелькова. Ч. 1. - М.: ФПО России, 2008. - 80 с.
Г.В. Безюлёва. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов/Г.В. Безюлёва: монография. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт,.—320 с.. 2008
Дубровина, И. В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства / И. В. Дубровина // Психологическая' наука и образование. 1998. - № 2
Пилюгина Е. И., Бережнова О. В. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза // Молодой ученый. — 2012. — №10