Статья на психолого-педагогическую тему Учитель успешного ученика
Здравствуйте, коллеги. На страницах наших курсов мы активно обсуждаем тему, как нам получить успешного ученика. А вы не задумывались, что большой процент этого успеха зависит от нас с вами, дорогие педагоги. Что такое современный учитель? Современный учитель – это личность, потому что только личность может воспитать другую личность – личность современного школьника. Какой же видится роль учителя сегодня? В настоящее время понятие образования меняется. Обновление знаний происходит непрерывно, источников информации с каждым днём становится всё больше и больше, поэтому роль учителя также меняется. Он перестал быть единственным проводником информации. Только теперь он должен учить школьников не каким-то уже существующим знаниям, устаревающим с невероятной быстротой, а учить учиться. Это же является одним из основных принципов новой модели образования, одним из требований нового образовательного стандарта.
Согласно требованиям стандарта, школа должна воспитать личность, способную:
Самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор;
Отвечать за свои решения и поступки;
Разумно действовать в самых непредвиденных и нестандартных ситуациях;
Нести ответственность за себя и своих близких;
Обладать навыками учения и самообучения;
Идентифицировать себя как носителя национальной культуры, гражданина своей страны и как гражданина мира;
Находить разумный компромисс при решении проблем, возникающих в социуме. Все эти качества, безусловно, сделают ученика-выпускника успешной личностью. А успешным ученик может стать только у успешного учителя.
Вот теперь перейдём к самому интересному. Проверьте на себе, можете ли вы считать себя успешным учителем?
Самодостаточность личности
Критерии успешности учителя
Творческая самореализация
Общественное признание
Карьерный рост и материальное благосостояние
Следовательно, обучать и воспитывать способных и одарённых детей в условиях школы могут профессиональные, личностно одарённые педагоги. Одарённый ребёнок и талантливый учитель-профессионал – две стороны одной медали. И трудно сказать, что здесь первично.
Хочется отдельно рассмотреть профессиональные качества учителя успешного ученика и его личные качества.
Профессиональные качества учителя успешного ученика:
Компетентность (глубокие знания по предмету и методические навыки);
Требовательность к себе;
Заинтересованность в результате своей работы;
Умение создать атмосферу успешности на уроке и во внеурочной деятельности;
Умение сделать доступным сложный учебный материал;
Способность к постоянному самообразованию.
Личные качества учителя успешного ученика:
Доброта и внимание к ученикам и коллегам;
Умение общаться, найти правильный подход к ученикам и родителям;
Организованность;
Инициативность и небезразличие;
Моральные и нравственные качества.
Становится очевидным, что учитель не имеет права на равнодушие к своим недостаткам, к собственной личности.
Отношение к собственной личности учителя успешного ученика:
Активная жизненная позиция;
Стремление к расширению своего кругозора;
Постоянное повышение своего профессионального уровня;
Владение современными информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
Творческий поиск, инициатива, генерация и воплощение новых идей.
Сделаем вывод, профессия учителя меняет своё изначальное содержание. Учителя становятся в большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача – помочь учащемуся сформировать своё образование и осознать свою личную ответственность за это.
А ещё востребованный временем педагог – это лидер, умеющий смотреть на мир глазами тех, кого он ведёт за собой, и вовремя сообщить им, что человека делает человеком. Чтобы стать таковым для детей, часто приходится преодолевать себя, свои привычки и чётко представлять, куда и зачем ведёшь своих воспитанников. Как говорил Марк Твен, «часто тот, кто не знает, куда направляется, неожиданно обнаруживает однажды, что оказался совсем не там, где хотел».