Классный час на тему: День Российской науки(2 класс)
Беседа «День российской науки». 2-а класс
Цель: ознакомление детей с великими русскими учёными и их изобретениями.
Ход занятия
Русские учёные подарили мировой науке множество изобретений и сделали немало интересных открытий в различных её сферах. Перевернём наши песочные часы и заглянем ненадолго в прошлое, чтобы вспомнить, кто эти люди, и что ценного они привнесли в нашу повседневную жизнь.
Немало было сделано технических изобретений:
Угадайте кто?
К нам спешит через луга,
Поля, леса, болота,
Груз доставить в любой край –
Вот его работа! –
(Включение записи звука паровоза)
Дети: – Паровоз.
– А вы знаете, кто изобрёл 1-й паровоз в России? (Дети отвечают)
– 1-й паровоз появился в России на Нижне-Тагильском заводе в 1834 г. благодаря механику Ефиму Алексеевичу Черепанову (1774-1842) и его сыну Мирону Ефимовичу Черепанову (1803-1849).
.
– Ещё один чудо аппарат возник в России в 1895 г. Вы знаете, что это за чёрный ящик и кто его изобрёл? (Дети отвечают)
Учитель показывает и включает радио:
– Агрегат мог передавать сообщения при помощи радиоволн на большие расстояния. Появление его на свет осуществилось благодаря русскому физику, инженеру-электрику, профессору и изобретателю – Александру Степановичу Попову.
А теперь ещё один чёрный ящик.
Догадаетесь что это? (Дети предлагают свои варианты)
– Подсказка. Мы включаем его каждый день. Смотрим по нему мультики, кино и передачи. Догадались? Телевизор.
Да-да, телевизор изобрели именно наши учёные. 25 июля 1907 года Б. Л. Розинг заявил всему миру о возможности передачи изображения на расстояние с помощью электрических сигналов. А в 1911 году он продемонстрировал своё изобретение русскому техническому обществу.
– 3-й чёрный ящик. Без него не может обойтись современное общество. (Дети отвечают)
– Многие из вас заблуждаются, считая ПК изобретением американским. Омский конструктор и инженер Арсений Анатольевич Горохов ещё до появления ПК в Америке, в 1968 г, представил русскому научному обществу своё изобретение.
А вы знаете, кто помог человечеству покорить воздух? (Дети отвечают)
– Русский малоизвестный талант Александр Федорович Можайский 1-й во всём мире смог собрать воедино теоретические знания, изучить опыт предшественников, и, не смотря на сложную обстановку, бюрократию и ограниченность в возможностях, смог создать самолёт, способный поднять человека в воздух. Его подвиг смог прославить Родину на весь мир. К сожалению, трудов по описанию проделанной им работы не сохранилось, как и чертежей самого изобретения, его изображения.
Сейчас мы тоже станем изобретателями и сделаем свои, пока не большие, макеты самолётов. В этом нам поможет древнейшее искусство оригами.
( Учитель показывает детям и делает вместе с ними самолёт из бумаги)
– Кроме успехов наших учёных в самолётостроении, следует отметить и их успехи в постройке вертолётов. Большая величина в развитии авиации Борис Николаевич Юрьев. Он придумал, как сделать основной узел вертолёта. Благодаря этому стало возможна постройка современного аппарата. Вертолёт стал более устойчив, появилась возможность его безопасного управления лётчиками.
А кто из вас может назвать ещё одного русского человека, изобретение которого связано с авиацией? (Дети отвечают)
В 1911 году проложил безопасную дорогу с воздуха на землю для лётчиков, техника которых получила неисправность во время полёта. Русский военный Котельников Г.Е. предложил использовать в таких случаях компактно складывающийся парашют. Шёлковый купол при помощи строп крепился на плечевых обхватах подвесной системы. Немного позже появился ранец для парашюта.
(Разминка)
– А теперь давайте встанем и попробуем все вместе прыгнуть с парашютом, как это делают лётчики.
Приземлились. Надеюсь, парашют никого из вас не подвёл!
После прыжков неплохо и передохнуть. Лучший отдых – это сон. Вы знаете, что спать иногда очень полезно. Сон – это не только отдых для всего организма, но и возможность для мозга в спокойной обстановке обработать информацию, полученную за день. Так, великий учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев составил свою таблицу химических элементов именно во сне. Его изобретение актуально и в наши дни. Химики и учёные в других областях науки всех стран с успехом пользуются периодической таблицей Д. И. Менделеева.
Вы хотите побыть великими учёными-химиками? Сейчас мы тоже проведём опыт.
( Учитель показывает ребятам безопасный химический опыт с протеканием любой простейшей химической реакции. Например, гашение соды.) – А кто из вас может назвать ещё одного знаменитого учёного-химика? (Дети отвечают)
– Ломоносов Михаил Васильевич. Учёный и изобретатель оставил огромный след во многих областях человеческой деятельности – литература, физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия.
Сегодня вы познакомились с некоторыми великими русскими деятелями. Узнали об их вкладе в развитие науки и техники. Окунулись в интересный мир. Помните, что каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. При этом совершенно не важно, кем вы станете, и где вы будете трудиться. Главное получить необходимые знания, а в этом вам помогут учителя.
Кл. рук-ль: Дюльберова Л. Р.