Авторская программа кружка по изготовлению игрушек, сувениров из текстильных материалов

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»



Согласовано Утверждено
Зам. дир. по ВЧ Директор БС(к)ОШИ
______ /Конарева Л.Я./ ______ /Дорохов С.А./ «___»_________2015г «___»_________2015г




Рабочая программа
Кружка «Сударушка» на 2015-2016 уч.г.
(авторская программа)







Составитель:
Просветова Елена Викторовна,
учитель трудового обучения
высшей квалификационной категории





2015г

Программа «Изготовление игрушек сувениров из текстильных материалов»
(для детей 6-8 классов) в объеме 70 часов

Пояснительная записка

Внеклассная работа, имеющая трудовую направленность, является составной частью учебно-воспитательного процесса. Работа учащихся по данной программе не только является средством расширения их профессионального мастерства, развития творческих способностей и интереса к данному виду труда, но имеет ярко выраженную коррекционно-воспитательную направленность:
Способствует коррекции недостатков познавательной деятельности через различные виды декоративно-прикладного искусства путем восприятия формы, величины и цвета объекта деятельности;
Способствует коррекции недостатков мыслительной сферы (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
Формирует художественный вкус, эстетические и эмоциональные чувства детей;
Прививает любовь к искусству, трудолюбие, аккуратность, настойчивость, терпение и самостоятельность в работе, чувство коллективизма.
Игрушка с самого детства сопровождает человека, она является одним из древних видов декоративно-прикладного творчества, украшает быт человека, в которых нашли отражение общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения многих поколений народов.
Первое знакомство ребенка с окружающим миров, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Изготовление игрушки сочетает в себе различные элементы рукоделия: шитье, вышивку, вязание, аппликацию. Работа над игрушкой помогает учащимся развивать воображение, чувства формы и цвета, внимательность и наблюдательность, аккуратность и трудолюбие.
Процесс знакомства с изготовлением игрушек спланировано по принципу от простого к сложному, начиная с наиболее простого вида – объемные открытки.

Программа предназначена для работы с детьми во внеурочное время. Рассчитана на один год обучения. Рекомендуемый возраст детей от 10 до 13 лет.
Программа разноуровневая, позволяющая учитывать особенности каждого ребенка. Рекомендуемое количество детей в группе 5-6 человек.

Цель программы: создать условия для творческой самореализации ребенка, пробудить желание творить самостоятельно.

Задачи программы:
Образовательные:
Формирование у учащихся практических, трудовых навыков;
Обучение основам кройки и шитья игрушек-сувениров;
Расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве;
Развивающие:
Развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
Обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
Создание условий для творческого мышления;
Воспитательные:
Воспитание трудолюбия, аккуратности;
Развитие активности и самостоятельности;
Воспитание культуры общения.
Организация образовательного процесса:
Система занятий;
Участие в выставках декоративно-прикладного искусства;
Организация школьных выставок;
Посещение выставок.
Основные методы и формы работы:
Словесный рассказ, беседа;
Демонстрация наглядного и дидактического материала;
Практическая работа.


Формы контроля:
Итоговые занятия;
Тестирования;
Устный опрос;
Повседневное наблюдение;
Участие в выставках.
Прогнозированные результаты:
Должны знать:
Технику безопасной работы с инструментами, швейным оборудованием;
Основные виды ручных и машинных швов;
Основы кроя;
Технику изготовления простейших игрушек-сувениров;
Исторические сведения о народной и сувенирной игрушках.
Должны уметь:
Выполнять простые ручные и машинные швы;
Кроить, используя выкройки и шаблоны;
Самостоятельно работать с технологическими картами, схемами;
Эстетично оформить игрушку-сувенир;
Ориентироваться на качество изделия;
Изготовить игрушку-сувенир их доступных материалов.













1 четверть – 16 часов

Тема: Изготовление объемных открыток.

№ п/п
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Содержание занятия

1.
Водное занятие.
07.09.
2
Знакомство с направлением работы. Распределение обязанностей. Инструктаж по ТБ. Диагностика.

2.
Изготовление объемных открыток.
14.09.
2
Подбор фона для открытки.

3.
Изготовление объемных открыток.
21.09.
2
Подбор ткани, отделочных материалов. Раскрой деталей.

4.
Изготовление объемных открыток.
28.09.
2
Обработка основных деталей аппликации.

5.
Изготовление объемных открыток.
05.10.
2
Обработка мелких деталей аппликации.

6.
Изготовление объемных открыток.
12.10.
2
Сборка аппликации.

7.
Изготовление объемных открыток.
19.10.
2
Окончательная отделка. Оформление работы.

8.
Выставка – просмотр.
26.10.
2
Подведение итогов. Поощрение активных детей. Обсуждение планов на следующую четверть.












2 четверть – 16 часов

Тема: «Мастерская Деда Мороза».

№ п/п
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Содержание занятия

9.
Водное занятие.
09.11.
2
Знакомство с направлением работы. Распределение обязанностей. Инструктаж по ТБ.

10.
Изготовление новогодних сувениров (или маскарадных костюмов).
16.11.
2
Работа по выбору учащихся. Подбор материалов, отделки. Изготовление лекал. Раскрой деталей.

11.
Изготовление новогодних сувениров.
23.11.
2
Обработка мелких деталей (костюма, карнавальной маски, футляр для мобильного телефона, косметички).

12.
Изготовление новогодних сувениров.
30.11.
2
Обработка основных деталей игрушки (костюма и др.). Соединение деталей.

13.
Изготовление новогодних сувениров.
07.12.
2
Окончательная отделка изделия. Оформление работы.

14.
Изготовление новогодних сувениров.
14.12.
2
Беседа «Из истории новогодней игрушки». Изготовление несложных елочных игрушек.

15.
Изготовление новогодних сувениров.
21.12.
2
Изготовление несложных елочных игрушек.

16.
Изготовление новогодних сувениров.
28.12.
2
Творческое задание: праздничное оформление мастерской. Выставка-просмотр сувениров.








3 четверть – 22 часа

Тема: Изготовление шкатулок из текстильных материалов на основе пластиковой формы.

№ п/п
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Содержание занятия

17.
Водное занятие.
11.01.
2
Знакомство с направлением работы. Распределение обязанностей. Инструктаж по ТБ.

18.
Изготовление шкатулки.
18.01.
2
Подбор ткани, отделочных материалов. Заготовка формы.

19.
Изготовление шкатулки.
25.01.
2
Раскрой деталей. Обработка донышка, крышки.

20.
Изготовление шкатулки.
01.02.
2
Обработка внутренней стороны шкатулки.

21.
Изготовление шкатулки.
08.02.
2
Обработка внешней стороны шкатулки.

22.
Изготовление шкатулки.
15.02.
2
Соединение деталей шкатулки. Украшение шкатулки.

23.
Изготовление шкатулки.
22.02.
2
Подбор ткани, отделочных материалов. Заготовка формы.

24.
Изготовление шкатулки.
29.02.
2
Раскрой деталей. Обработка донышка, крышки.

25.
Изготовление шкатулки.
07.03.
2
Обработка внутренней и внешней сторон шкатулки.

26.
Изготовление шкатулки.
14.03.
2
Соединение деталей шкатулки. Украшение шкатулки.

27.
Выставка – просмотр.
21.03.
2
Подведение итогов. Поощрение активных детей. Обсуждение планов на следующую четверть.








4 четверть – 16 часов

Тема: Изготовление куклы-шкатулки из текстильных материалов на основе пластиковой формы.

№ п/п
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Содержание занятия

28.
Водное занятие.
04.04.
2
Знакомство с направлением работы. Распределение обязанностей. Инструктаж по ТБ.

29.
Изготовление куклы- шкатулки.
11.04.
2
Подбор ткани, отделочных материалов. Заготовка формы.

30.
Изготовление куклы шкатулки.
18.04.
2
Раскрой деталей. Обработка нижней части шкатулки.

31.
Изготовление куклы- шкатулки.
25.04.
2
Обработка нижней части шкатулки.

32.
Изготовление куклы- шкатулки.
02.05.
2
Соединение куклы с формой. Обработка верхней части шкатулки.

33.
Изготовление куклы- шкатулки.
09.05.
2
Раскрой платья куклы. Пошив платья.

34.
Изготовление куклы- шкатулки.
16.05.
2
Пошив платья куклы. Окончательная отделка платья куклы.

35.
Изготовление куклы- шкатулки.
23.05.
2
Соединение деталей шкатулки. Украшение куклы (шляпка, веер, зонт, бижутерия на выбор).

36.
Выставка - просмотр.
30.05.
2
Подведение итогов года. Поощрение активных детей.










Используемая литература:

Агапова И., Давыдова М., «117 лучших мягких игрушек», 2007г. из-во «Лада»
Гаврилова В.Ю. «Вышивка лентами», 2007г. Харьков «Клуб Семейного Досуга».
Горичева В.С., Филлипова Г.В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Лучшие поделки», 2000г. Ярославль «Академия развития».
Дж.Берти «Лоскутное шитье», 2002г. из-во «Мир книги».
Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами», 2009г. из-во «Учитель».
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учреждений.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1990.-176с.
Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов: Кн. для учителя по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 1990.-160с.
Х. Дафтер «Фантазии из шелковых ленточек», 2007г. из-во «Контэнт».
«Энциклопедия рукоделия» (перевод с английского).
Интернет-ресурсы.
15