Рабочая программа по дисциплине Право для СПО











РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
для специальностей
среднего профессионального образования
«ПРАВО И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

по ДИСЦИПЛИНе
«ПРАВО»





















Нижний Тагил
2016


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Право», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения базовых программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. No 06-259).







СОДЕРЖАНИЕ


стр.

Паспорт программы учебной дисциплины «Право»
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ
1.3. Цели программы учебной дисциплины
1.4. Общая характеристика учебной дисциплины «Право»
1.5. Результаты освоения учебной дисциплины «Право»

4

4
4
4
4



Структура и содержание учебной дисциплины «Право»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины «Право»

3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов


7

7

8


4. Условия реализации программы учебной дисциплины «Право»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
4.2. Информационное обеспечение обучения



16
16










1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАВО»

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Право» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Право и социальное обеспечение».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью преподавания Права является:
- формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознании себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности;
- овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
1.4. Общая характеристика учебной дисциплины «Право
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины «Право» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования право изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического и естественно-научного профилей профессионального образования, специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования право изучается по программе интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», включая экономику и право, обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Приоритетным направлением содержания обучения является формирование правовой компетентности студентов, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правовая компетенция представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую не только знания, ценностные установки, навыки правового поведения обучающихся, но и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Содержание учебной дисциплины предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, акцентирует внимание на формировании опыта самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе с нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.
Отбор содержания учебного материала осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат студентам успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Отличительными особенностями обучения являются:
- практико-ориентированный подход к изложению и применению правовой информации в реальной жизни;
- усиление акцента на формировании правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;
- создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;
- акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;
- формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;
- обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста.
При изучении практико-ориентированных вопросов по трудовому, гражданскому, уголовному, административному и иным отраслям права, обеспечивающим правовую компетентность в дальнейшей профессиональной деятельности, рекомендуются такие формы деятельности обучающихся:
- как работа с правовой информацией, в том числе с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов сети Интернет;
- подготовка и реализация проектов по заранее заданной теме;
- исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада с презентацией на мини-конференции;
- работа с текстами учебника, дополнительной литературой;
- работа с таблицами, графиками, схемами, визуальными терминологическими моделями юридических конструкций;
- решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;
- участие в ролевых, имитационных, сюжетных, деловых играх и разновариантных формах интерактивной деятельности;
- участие в дискуссиях, брейн-рингах;
- решение задач;
- работа с документами.
Организация занятий может осуществляться в форме семинаров, практических занятий, конференций, коллоквиумов, презентаций.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Право» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
1.5. Результаты освоение учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Право» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:

·
· воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, ува-жение государственных символов (герба, флага, гимна);

·
· формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

·
· сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;

·
· готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;

·
· готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;

·
· нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

·
· готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
- метапредметных:

·
· выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;

·
· умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;

·
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

·
· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;

·
· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;

·
· владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

·
· владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осозна-ния совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
- предметных:

·
· сформированность представлений о понятии государства, его функциях,
механизме и формах;

·
· владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законно-
сти, правоотношениях;

·
· владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

·
· сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе
государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в
Российской Федерации;

·
· сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

·
· сформированность основ правового мышления;

·
· сформированность знаний об основах административного, гражданского,
трудового, уголовного права;

·
· понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

·
· сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству
Российской Федерации;

·
· сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, мений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
125

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
85

в том числе:


практические занятия
25

лабораторные занятия


контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

1. Введение. Юриспруденция как важная общественная
наука. Роль права в жизни человека и общества
Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.
Практические занятия
Организация работы с правовыми информационными системами.
2
1,2


Самостоятельная работа
Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян.
Работа с источниками права, нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права.
3
3

2.Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы


Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права.
Практические занятия Организация и порядок составления договоров.
Законодательная деятельность в России.
4
1,2


Самостоятельная работа
Способы разрешения юридических коллизий.
3
3

3. Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности
Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура.
Практические занятия
Актуальные проблемы реализации юридической ответственности.
Организация работы по повышению правовой культуры граждан.
6
1,2


Самостоятельная работа
Деятельность в области различных правовых систем.
3
3

4. Государство и право. Основы конституционного права РФ
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного сам управления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства.
Практические занятия
Организация работы с Конституцией РФ.
8
1,2


Самостоятельная работа
Изучение практического опыта реализации законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ
3
3

5. Правосудие и правоохранительные органы








Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы.
Практические занятия Составление исковых заявлений в суды различной юрисдикции.
6
1,2


Самостоятельная работа
Порядок обращения в правоохранительные органы.
3
3

6. Гражданское право. Организация предпринимательства в России
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. Основания недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и ее виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные имущественные, неимущественные; иные право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества.
Практические занятия Способы защиты права собственности.
10
1,2


Самостоятельная работа
Организация своего бизнеса: как стать успешным в своей стране?
3
3

7. Защита прав потребителей
Правовое регулирование поведения потребителей на рынке. Права потребителей. Порядок и способы защиты прав потребителей.
Практическое занятие Порядок защиты прав потребителя.
3
1,2


Самостоятельная работа
Права потребителей.
3
3

8. Правовое регулирование образовательной деятельности
Система образования. Основные источники образовательного права. Права обучающихся. Обязанности обучающихся. Основные правила поведение в сфере образования.
Практическое занятие Реализация права на образование в России.
3
1,2


Самостоятельная работа
Реализация права на образование за рубежом
3
3

9. Семейное право и наследственное право




Основные правила наследования и порядок защиты наследственных прав. Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.
Практические занятия Взаимоотношения супругов.
10
1,2


Самостоятельная работа
Права и обязанности родителей и детей.
3
3

10. Трудовое право
Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование.
Практические занятия Порядок оформления на работу. Разрешение трудовых споров.
10
1,2


Самостоятельная работа
Правовое регулирование трудовой деятельности лиц, не достигших возраста 18 лет.
3
3

11. Административное право и административный процесс
Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания.
Практическое занятие Реализация административной ответственности.
8
1,2


Самостоятельная работа
Производство по делам об административных правонарушениях.
3
3

12. Уголовное право и уголовный процесс
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.
Практические занятия Права и обязанности участников уголовного процесса.
12
1,2


Самостоятельная работа
Реализация уголовной ответственности.
3
3

13. Международное право как основа взаимоотношений государств мира.
Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность..
Практическое занятие
Проблемы международно-правовой защиты прав человека.
3
1,2


Самостоятельная работа
Международное гуманитарное право и права человека
4
3

Зачет
Проверка знаний.

3

Всего:
125


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий)

Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества
Понимание значения правовых знаний и умений для человека. Уважительное отношение к праву и иным социальным регуляторам поведения; выбор необходимой модели правомерного поведения в конкретной ситуации. Умение характеризовать систему юридических наук. Умение давать определения праву и характеризовать основные теории его понимания, уметь отстаивать собственную точку зрения о поведении личности. Умение вычленять структуру нормы права, понимание механизма правового регулирования.

Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы
Умение давать определение системе права и понимать взаимосвязь его структурных компонентов. Умение анализировать правовые нормы с позиции их классификации, различать институты права, отрасли права. Умение определять методы правового регулирования конкретных отношений. Владение знаниями особенностей законодательного процесса в России. Обладание навыками социально-активного правомерного поведения. Умение прочитать нормативный правовой акт с опорой на правовые знания. Понимание сущности действия норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Владение информацией о систематизации нормативных правовых актов.

Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности
Умение определять структуру правоотношения, характеризовать его элементы. Умение решать правовые задачи по определению объема прав и обязанностей участников правоотношений. Уважительное отношение к правам и обязанностям участников правоотношений. Владение навыками правомерного поведения в обществе, наличие высокого уровня правовой информированности, уважительное отношение к праву и мотивация на правомерное поведение в любых жизненных ситуациях. Понимание основных принципов юридической ответственности. Распознавание функций юридической ответственности, использование принципов юридической ответственности в решении правовых вопросов.
Знание обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации
Умение характеризовать сущность государства, определять его функции. Умение характеризовать форму государства и ее элементы. Умение различать монархию и республику как формы правления. Умение определять государственное устройство и политический режим. Владение информацией о главе государства, умение характеризовать законодательную, исполнительную и судебную власть. Знание принципов местного самоуправления. Умение использовать в повседневной жизни основные конституционные нормы, уважительно относиться к Основному Закону государства и знать порядок приобретения и прекращения российского гражданства, правовой статус человека в демократическом правовом государстве, в том числе умение защищать свои личные права, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права.
Умение исполнять обязанности гражданина. Знание правил участия в референдуме, выборах Президента Российской Федерации

Гражданское право
Умение отличать гражданские правоотношения от иных отношений, характеризовать источники гражданского права. Умение характеризовать физическое лицо как субъект права; отличать юридические лица как субъекты права: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственный кооператив (артель), унитарное предприятие. Умение заключать договор, владея знаниями о порядке его заключения, изменения и расторжения. Умение характеризовать отдельные виды обязательств. Умение использовать в реальной жизни право собственности. Умение защищать интеллектуальную собственность и авторское право.
Умение осуществлять защиту чести, достоинства и деловой репутации.

Правосудие и правоохранительные органы
Знание особенностей функционирования судов Российской Федерации, умение обращаться за защитой нарушенных прав и восстановлением справедливости в суды различных инстанций РФ, составлять необходимые исковые и иные заявления, оказывать элементарную консультационную поддержку лицам, нуждающимся в правовой защите. Умение выстраивать грамотные взаимоотношения с представителями правоохранительных органов страны, уважение и поддержка правопорядка, соблюдение законов, нетерпимость к антиобщественным поступкам, нарушающим законность и незыблемые основы конституционного строя государства; уважение прав и законных интересов всех лиц, проживающих на территории страны.

Гражданское право

Умение отличать гражданские правоотношения от иных отношений, характеризовать источники гражданского права.
Умение характеризовать физическое лицо как субъект права; отличать юридические лица как субъекты права: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственный кооператив (артель), унитарное предприятие.
Умение заключать договор, владея знаниями о порядке его заключения, изменения и расторжения.
Умение характеризовать отдельные виды обязательств.
Умение использовать в реальной жизни право собственности.
Умение защищать интеллектуальную собственность и авторское право.
Умение осуществлять защиту чести, достоинства и деловой репутации.

Защита прав потребителей
Умение разбираться в сущности нормативных актов и норм, регулирующих взаимоотношения потребителей и продавцов, изготовителей, а также лиц, оказывающих те или иные услуги.
Умение формулировать права и обязанности потребителей, защищать права потребителей.

Правовое регулирование
образовательной деятельности
Умение выстраивать успешную образовательную траекторию в жизни с опорой на склонности, желания и интересы.
Умение разбираться в видовом разнообразии образовательных организаций, уровнях получения образования в высшей школе.
Знание и соблюдение прав и обязанностей участников образовательного процесса, умение реализовать и защищать свои права в сфере образования

Семейное право и наследственное право
Знание порядка заключения и расторжения брака.
Понимание важности института семьи для жизни человека, уважительное отношение к близким людям, оказание всемерной поддержки и помощи при решении различных жизненных ситуаций.
Умение защищать имущественные и личные неимущественные права супругов.
Умение объяснять договорный режим имущества супругов, оказывать помощь в составлении брачных контрактов. Умение предотвратить, а при необходимости решить конфликты родителей и детей; знание порядка выплаты алиментов в семейных отношениях.
Умение защищать интересы детей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Умение составлять завещание с соблюдением правил наследственного права, разбираться в различиях наследования по закону и наследования по завещанию

Трудовое право
Умение излагать актуальные проблемы занятости и безработицы в стране.
Умение излагать актуальные проблемы правового регулирования своей будущей профессиональной деятельности, обладание компетентностью при поиске работы, трудоустройстве.
Умение соблюдать порядок взаимоотношений работников и работодателей.
Умение защищать свои трудовые права, знание порядка и условий расторжения трудового договора.
Умение использовать льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для молодежи

Административное право
и административный
процесс
Умение отличить административные отношения от иных правоотношений.
Знание сущности административной ответственности и мер административного наказания. Знакомство с правилами порядка производства по делам об административных правонарушениях

Уголовное право и уголовный процесс
Знание принципов уголовного права и действия уголовного закона.
Умение квалифицировать преступления, знание мер уголовной ответственности и наказания.
Умение участвовать в уголовном процессе со стороны защиты и со стороны обвинения.
Умение характеризовать особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних.
Обладание навыками защиты от преступления.
Умение реализовать права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля

Международное право как
основа взаимоотношений
государств мира
Умение характеризовать международную защиту прав человека в условиях мирного и военного времени.
Умение разбираться в деятельности правозащитных организаций, обращаться в Европейский суд по правам человека.
Знание принципов и особенностей международной защиты прав детей.
Осознание международно-правовой ответственности, уважительное отношение к правам людей всего мира.
Знание основных правил международного гуманитарного права и прав человека.


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по социально - экономическим дисциплинам.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Право».
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиа проектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Для студентов
Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: электронный учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры (базовый и профильный уровни). 10 класс: в 2 ч. М., 2014.
Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры (базовый и профильный уровни). 11 класс: в 2 ч. М., 2014.
Певцова Е. А. Правовая защита молодежи при трудоустройстве. М., 2014.
Для преподавателей
Конституция РФ от 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // СЗ РФ. 2009. № 4.
Ст. 445.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 24.07.2002 № 95-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ)
(в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ)
(в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.2001 № 146-ФЗ)
(в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. № 49. Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ)
(в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. 2006. № 52 (Ч. 1). Ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 14.11.2002
№ 138-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
Жилищный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 29.12.2004 № 188-ФЗ) (в ред.
2014 г.) // СЗ РФ. 2011. № 1 (Ч. 1). Ст. 14.
Земельный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) (в ред.
2014 г.) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (утвержден Федеральным законом от
30.12.2001 № 195-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст.1.
Семейный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред.
2014 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
Трудовой кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) (в ред.
2014 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 3.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 08.01.1997
№ 1-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 18.12.2001
№ 174-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (Ч. 1). Ст. 4921.
Уголовный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред.
2014 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (в ред. от 24.04.2008) «О ре-
ферендуме» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О выборах депутатов Госу-
дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005.
№ 21. Ст. 1919.
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (в ред. от 07.05.2013) «О выборах Президента
Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О гражданстве Российской
Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.__
Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О полиции» // СЗ РФ.
2011. № 7. Ст. 900.
Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 07.05.2013) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 39.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (в ред. от 30.11.2011) «Об альтернативной
гражданской службе» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3030.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) «Об информации, ин-
формационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1).
Ст. 3448.
Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (в ред. от 30.12.2012) «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 07.05.2013) «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. 2014 г.) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. 2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7598.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 « О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Ашаффенбург Г. Преступление и борьба с ним. М., 2015.
Бабурин С. Н. Государствоведение: научные труды. М., 2012.
Бахрах Д. Н. Действие норм права во времени: Теория, законодательство, судебная прак-
тика. М., 2012.
Бахрах Д. Н. Очерки теории российского права. М., 2010.
Булатецкий Ю. Е. Потребительское право: курс лекций. М., 2012.
Гражданское право: в 4 т. / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2011.
Гражданское право / под общ. ред. С. С. Алексеева. М., 2012.
Земцов Б. Н. История отечественного государства и права: учеб. пособие. М., 2012.
Источники российского права: вопросы теории и истории: учеб. пособие / отв. ред.
М. Н. Марченко. М., 2014.
Керимов А. Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2011.
Керимов, А. Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2011.
Кобликов А. С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России. М., 2011.
Мальцев Г. В. Месть и возмездие в древнем праве. М., 2012.
Коршунова Т.Ю. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязан-
ностями. М., 2012.
Крашенинников П. Авторские и смежные с ними права. Постатейный комментарий глав
70 и 71 Гражданского кодекса РФ. М., 2010.
Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Книга для преподавателя: метод. пособие. М., 2014.
Певцова Е. А. Правовое просвещение в России: состояние и проблемы. М., Ярославль,
2013.
Певцова Е. А. Права детей и молодежи: актуальные проблемы правового регулирования отношений с участием молодых лиц. М., Ярославль, 2013.
Певцова Е. А. Теоретико-правовые основы преодоления правового нигилизма и формирования правовой культуры детей и молодежи. М., 2013.
Чиркин В. Е. Сравнительное государствоведение. М., 2014.__
Интернет-ресурсы
www. pravo. gov. ru (Официальный интернет-портал правовой информации).
www. consultant. ru (Правовая система Консультант Плюс).
www. constitution. ru (Конституция РФ).
www. law. edu. ru (Юридическая Россия: федеральный правовой портал).
www. uznay-prezidenta. ru (Президент России гражданам школьного возраста).
www. council. gov. ru (Совет Федерации Федерального Собрания РФ).
www. duma. gov. ru (Государственная Дума Федерального Собрания РФ).
www. ksrf. ru (Конституционный суд РФ).
www. vsrf. ru (Верховный суд РФ).
www. arbitr. ru (Высший Арбитражный суд РФ).
www. genproc. gov. ru (Генеральная прокуратура РФ).
www. sledcom. ru (Следственный комитет РФ).
www. pfrf. ru (Пенсионный фонд РФ).
www. cbr. ru (Центральный банк РФ).
www. notariat. ru (Федеральная нотариальная палата).
www. rfdeti. ru (Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка).
www. ombudsmanrf. org (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации).
www. mnr. gov. ru (Министерство природных ресурсов и экологии РФ).
www. rostrud. ru (Федеральная служба по труду и занятости РФ).
www. rosregistr. ru (Федеральная служба государственной регистрации, картографии и
кадастра).
www. potrebitel. net (Союз потребителей Российской Федерации).
www. rospotrebnadzor. ru (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потреби-
телей и благополучия человека).
www. рспп. рф (Российский союз промышленников и предпринимателей).
www. acadprava. ru (Открытая академия правовой культуры детей и молодежи).
www. un. org/ru (Организация Объединенных Наций).
www. unesco. org/new/ru (Организация Объединенных Наций по вопросам образования,
науки, культуры ЮНЕСКО).
www. coe. int (Информационный офис Совета Европы в России).


 Певцова Е. А. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» для профессиональных образовательных организаций. М. : Издательский центр «Академия», 2015









13PAGE 15


13PAGE 142015




Заголовок 115