Методические рекомендации по использованию тестовых заданий при изучении дисциплины Биология
Государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Воронежской области
«Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»
Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин и дисциплин специальности «Информационные системы» (по отраслям)
Протокол №______ от ______________
Председатель комиссии:
______________Е.К. Казьменко
Методические рекомендации
по использованию тестовых заданий
при изучении дисциплины «БИОЛОГИЯ»
Преподаватель: Сорокина Е.А.
п. Верхнеозерский, 2013год
Методическая разработка предназначена для преподавателей биологии, работающих в учреждениях СПО, а также учителей, преподающих биологию в 10-11 классах общеобразовательных школ. Она может оказаться полезной преподавателям других учебных дисциплин, использующих в своей практике тестовый контроль.
В разработке содержатся рекомендации по составлению тестовых заданий с учетом требований, предъявляемых к тестам, раскрываются возможности применения тестов на разных этапах обучения, предлагаются способы оценки и анализа результатов тестирования.
Разработка включает конкретные примеры тестовых заданий по различным темам курса биологии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
І. Введение
4
ІІ. Основная часть
1. Формы и методы проверки знаний и умений обучающихся по биологии
2. Достоинства и недостатки тестов
3. Требования, предъявляемые к тестам
4. Виды тестовых заданий
5. Принципы отбора содержания тестовых заданий
6. Опыт применения тестовых заданий
7. Анализ результатов тестирования.
5
5
6
7
8
11
12
19
ІІІ. Заключение
21
ІV. Литература 22
Введение
Современная организация учебного процесса требует использования эффективных форм контроля знаний учащихся. Без этого целенаправленный, плодотворный учебный процесс невозможен. Объективный, системный и оперативный контроль знаний способствует образованию между преподавателем и обучающимися обратной связи, которая дает возможность преподавателю оценить степень усвоения учебного материала как всеми студентами учебной группы, так и каждым в отдельности, и скорректировать учебный процесс с учетом результатов контроля.
Эффективными можно назвать такие формы контроля знаний, которые соответствуют целому комплексу требований. К числу таких требований нужно отнести оперативность информативность, технологичность. Кроме того эффективен будет такой контроль, который качественно и, главное, количественно измеряет уровень знаний и умений каждого учащегося, оценивает систематичность и степень полноты знаний, выявляет вопросы и разделы, плохо усвоенные учащимися. Контроль должен быть объективным, т.е. исключающим подсказку или угадывание правильного ответа. Он должен способствовать развитию аналитического мышления у учащихся, по возможности не только иметь контролирующие функции, но и нести определенную обучающую нагрузку. Многим из этих требований отвечают современные методы программированного контроля знаний.
Одна из эффективных форм контроля - тестирование. Не случайно в практику образования экономически развитых стран тестирование вошло достаточно давно. В последние годы применение тестовых заданий на уроках и итоговых экзаменах стало не просто распространенным, но и обязательным.
Методическая разработка содержит рекомендации по составлению тестовых заданий и использованию их на уроках биологии.
Методическая разработка написана с целью изучения тестовой технологии, ознакомления с возможностями применения тестов на разных этапах процесса обучения; использования эффективных форм контроля знаний и умений.
Основная часть
1. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся
Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.
Изучение состояния биологической подготовки учащихся - непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет управлять прессом обучения.
Систематическая проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.
Различают текущую, тематическую и итоговую проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.
В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Преподаватель при этом может обсудить с обучающимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке учащихся.
Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями студентов группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью различного вида тестов.
2. Достоинства и недостатки тестов.
Педагогический тест - это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков.
К несомненным достоинствам тестов, которые не оспариваются даже их противниками, относится возможность более полного охвата содержания дисциплины (минимум 30 заданий в тесте против 2-5 вопросов в экзаменационном билете) и технологичность, особенно при компьютерном тестировании. При тестировании экономится время и силы как преподавателя, так и обучаемых.
Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.
В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.
Метод тестирования имеет определенные недостатки. Главный из них - высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умения учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например, проводить наблюдения, определять растения и др.
3. Требования, предъявляемые к тестам.
Как всякий хороший измерительный инструмент, тест должен отвечать определенным требованиям.
При составлении теста важно четко представлять себе, что должен измерять данный тест. Пригодность теста в целом и заданий, входящих в него для заявленной цели измерения называется валидностью. Контроль с помощью набора тестов должен удовлетворять требованиям двух видов валидности - содержательной и функциональной.
Содержательная валидность связана с предметными знаниями, поэтому задания, входящие в тест, как правило, охватывают все основные единицы изучаемого материала. Повысить содержательную валидность теста можно, увеличив число заданий.
О функциональной валидности теста судят по достижению поставленных целей обучения, исходя из видов познавательной деятельности, которыми должны овладеть учащиеся: формирование умений воспроизвести пройденный материал; использовать теоретические знания для решения практических задач; проводить анализ различных ситуаций; применять знания общих закономерностей при объяснения конкретных явлений и др.
Поскольку одни и те же предметные знания могут быть использованы в большом числе различных видов деятельности, при разработке конкретных заданий, включаемых в набор тестов, необходимо иметь в виду содержание целей обучения и ими руководствоваться. Составлять задания нужно так, чтобы их выполнение требовало применения тех специфических и логических приемов познавательной деятельности, которые предусмотрены поставленными целями обучения. Кроме того, реализация требований одновременно содержательной и функциональной валидности должна предусматривать предварительную работу по выявлению связей между знаниями, а также специфическими и логическими приемами познавательной деятельности.
Второе требование к тесту - его надежность. Под надежностью понимается устойчивость результатов тестирования при повторном контроле. Понятие надежности относительно, так как качество усвоения определенных знаний может меняться с течением времени. Если тест обладает достаточной надежностью, то его результаты должны быть схожими при проведении контроля разными преподавателями на определенном этапе обучения. Если тест имеет достаточную содержательную и функциональную валидность, то он, как правило, и надежен.
Тест должен быть составлен корректно, не должен иметь двусмысленных формулировок, неясностей, нечеткостей, не должен допускать расплывчатых или громоздких фраз, большого описания и т.д.
Например, если вопрос задается в единственном числе, ответ должен быть только один, и, наоборот, при предлагаемом выделении 2-3 правильных ответов вопрос не может быть формулировки в единственном числе.
Кроме того; установлено, что предложение лучше строить в повествовательной форме, а не в вопросительной.
Компоновать тестовые задания нужно блоками, то есть только полностью завершив вопросы по одной теме переходить к другой, иначе студентам трудно быстро переключиться с одной темы на другую, тем более это вызывает быструю утомляемость.
Объем теста должен быть таким, чтобы выполнение всех заданий занимало не более 45 минут, так как более продолжительная работа не продуктивна. Чем больше тестовая программа по объему, тем короче должна быть формулировка вопросов и ответов.
Работа над созданием теста должна начинаться с определения цели тестирования и отбора содержания дисциплины в соответствии с этой целью и вида теста. При планировании содержания теста следует заранее предусмотреть количество заданий по каждой из контролируемых тем (в соответствии с образовательным стандартом), их оптимальную форму, желательный уровень трудности каждого из них, количественное соотношение заданий разной трудности и время на их выполнение. Необходимо следить за соблюдением пропорций содержания теста и тем дисциплины; не перегружать тест малозначительным материалом, который не вносит заметного вклада в определение уровня подготовки.
4. Виды тестовых заданий.
1. Тесты на опознание.
В тесте на опознание учащемуся задается вопрос, требующий от него альтернативного ответа: «да» или «нет»; «является» или «не является».
Например:
В организме человека 23 пары хромосом.
А. Да
Б. Нет
2. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
В педагогике спорным остается вопрос о числе ответов в задании. Предлагаются задания, содержащие от двух до восьми ответов. Экспериментальная проверка тестовых заданий показала, что двух ответов недостаточно, так как в этом случае возрастает вероятность угадывания правильного ответа. В тоже время включение в задание шести - восьми ответов также оказывается неэффективным. В этом случае у учащихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществ - экономия времени. Поэтому считается целесообразным включать в тестовое задание этого типа четыре - пять ответов, из которых всего один правильный.
Например:
1. Где в растении происходит фотосинтез?
А. В клетках корня.
Б. В хлоропластах клеток листа или стебля.
В. В завязи цветка.
Г. В сердцевине стебля.
Учащиеся выбирают из четырех ответов один, по их мнению, правильный и записывают в тетрадь стоящую около него букву, в данном случае букву Б.
3. Тестовые задания на знания биологических терминов.
Часто подобные задания используются, чтобы проверить, овладели ли учащиеся биологическими терминами и понятиями. Легче обучающимся выполнить задание, в котором дается определение и предлагается выбрать его название.
1. Процесс образования органических веществ в растении с использованием энергии солнечного света называется:
А. Дыханием.
Б. Испарением
В. Фотосинтезом.
Г. Размножением.
Значительно сложнее задания, в которых дается термин, а учащимся необходимо выбрать его правильное определение: Прокариоты - это организмы:
А. Клетки, которых не имеют оформленного ядра.
Б. Осуществляющие фотосинтез на свету.
В. Состоящие из одинаковых клеток.
Г. Содержащие в клетках ядро и разнообразные органоиды.
4. Тестовые задания с частицей «НЕ».
Иногда в вопрос включается отрицательная частица «НЕ», слова «НЕЛЬЗЯ», «НЕ СЛЕДУЕТ» и т.п. При выполнении заданий этого типа учащиеся часто не обращают внимания на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут даваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом. Однако составить задания с отрицанием «НЕ» очень сложно, так как требует подобрать три правильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют учащихся на другой, более сложный характер умственной деятельности и чаще всего превышают уровень обязательного усвоения.
Пример подобных заданий:
2. Почему бактерии НЕЛЬЗЯ отнести к растениям?
А. Размножаются с помощью спор.
Б. Состоят из одной клетки.
В. Не содержат хлоропластов.
Г. Не имеют оформленного ядра.
5.Тесты с выбором нескольких правильных ответов.
Характер мыслительной деятельности учащихся усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответов увеличивается до пяти - семи, число же правильных ответов учащимся не сообщается. Тестовые задания подобного типа побуждают студентов к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Поэтому задания такого рода могут широко использоваться для проверки результатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебным материалом. Обычно такие задания не требуют выстраивания ответов в определенной последовательности, так как от этого их сущность не меняется.
Примеры подобных заданий.
1. Какого значение клеточного обмена веществ?
А. Способствует размножению организмов.
Б. Обеспечивает организм энергией.
В. Обеспечивает передачу наследственной информации.
Г. Снабжает клетку строительным материалом.
Д. Способствует повышению уровня организации организма.
Ответ: Б, Г
7. Тестовые задания с использованием рисунков.
Для тестовой проверки знаний можно использовать рисунки. Задания с рисунками развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними. Задания с рисунками могут быть очень разнообразными. Чаще всего они ориентируют на выбор одного правильного ответа. Например: Рассмотрите рисунок и перечислите атавизмы.
8.Тестовые задания на классификацию объектов и процессов.
Задания, в которых даются только правильные ответы, а от студента требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу, относят к разряду сложных. Однако после многократных упражнений их можно использовать и для контроля знаний на базовом уровне. Подобные задания хорошо применять для проверки знаний о классификации растений и животных, об особенностях строения животных разных групп. Пример: Из приведенных ниже выберите признаки, характеризующие фотосинтез и дыхание. Внесите в таблицу буквы, обозначающие признаки этих процессов.
А. Происходит во всех клетках.
Б. Протекает только на свету.
В. Поглощается углекислый газ, выделяется кислород.
Г. Поглощается кислород, выделяется углекислый газ.
Д. Происходит в клетках с хлоропластами.
Е. Протекает на свету и в темноте.
Ж. Органические вещества образуются
З. Органические вещества расщепляются до минеральных.
9. Тестовые задания на установление правильной последовательности.
Эти задания позволяют установить правильную последовательность различных действий, операций, событий и т.п. В задании элементы ставятся в случайном порядке. Место для ответов – прямоугольники или скобки слева от каждого ранжируемого элемента.
Например: Расположить фазы митотического цикла в порядке прохождения: Анафаза (1), телофаза (2), интерфаза (3), метафаза (4), профаза (5), цитокинез (6).
Может быть использован и другой вариант тестовых заданий на определение последовательности событий. Учащимся предлагается несколько ответов с заданной последовательностью явлений и предлагается определить правильную. Например: Определите правильно составленную цепь питания.
А. Плотва – цапля - окунь - водоросли
Б. Цапля - водоросли – окунь - плотва
В. Водоросли – плотва – окунь - цапля
Г. Водоросли – окунь – плотва - цапля.
10. Тестовые задания открытой формы применяются там, где нужно полностью исключить вероятность угадывания правильного ответа. Особенность этих тестов – отсутствие готовых ответов. Инструкция к таким тестам начинается со слов «Заполните пропуски», «Дополните», ответ пишется на месте прочерка.
5. Принципы отбора содержания тестовых заданий.
1. Значимость материала. Этот принцип указывает на необходимость включения в тест только тех элементов знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым. Такие элементы можно назвать структурными, они играют роль опорного каркаса в индивидуальном знании.
2. Научная достоверность. В тест включается только то содержание учебной дисциплины, которое признано объективно истинным. Все спорные точки зрения, которые существуют в науке, не рекомендуется включать в тестовые задания.
3. Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки. Этот принцип вытекает из естественной необходимости готовить специалистов, соответствующих современным требованиям.
4. Возрастающая трудность. Задания в тесте должны быть расположены в порядке возрастания степени сложности.
5. Вариативность. Содержание теста не может оставаться неизменным и независимым от развития науки, от нового содержания учебной дисциплины и от новых учебников. По мере изменения содержания учебной дисциплины должно варьировать и содержание теста. Необходимо учитывать также особенности контингента обучающихся. Если тестируется слабая по подготовленности группа, то оказывается, что на трудные задания теста ни один учащийся правильно ответить не может, и поэтому из дальнейшей обработки и интерпретации тестовых данных эти задания следует изъять.
6. Системность. Этот принцип означает подбор такого содержания тестовых заданий, которое отвечало бы требованиям системности знаний. Задания должны быть связаны между собой общей структурой знания.
7. Комплектность и сбалансированность. Тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы, даже если эта тема - основополагающая в учебной дисциплине. Необходимо искать задания, комплексно отражающие основные - если не все - темы учебного курса. Другая сторона рассматриваемого принципа - стремление сбалансированно отразить в тесте основной теоретический материал – понятия, законы и закономерности.
8. Взаимосвязь содержания и формы. Настоящий педагогический тест – результат взаимовлияния содержания заданий и наиболее подходящей им формы.
Выбор формы диктуется целью тестирования и особенностями содержания контролируемой дисциплины. Задания одной формы объединяются в блоки и снабжаются стандартной инструкцией выполнения. Составитель теста определяет правило оценивания заданий, систему подсчета тестового балла, способ предъявления теста испытуемым т.д.
6. Опыт применения тестовых заданий.
Тестовые задания можно эффективно применять практически на всех этапах обучения. Использование тестов на каждом этапе помогает организовать обучение таким образом, что пробелы в знаниях и умениях своевременно ликвидируются. Кроме того, поэтапное отслеживание достижений студентов позволяет сделать обучение индивидуальным. Каждый имеет возможность самостоятельно определять темы своего обучения и то содержание, которое необходимо дополнительно проработать для лучшего усвоения.
Рассмотрим примеры использования заданий в тестовой форме на разных этапах обучения.
Актуализация опорных знаний проводится перед началом изучения нового материала для выявления уже имеющихся у студентов знаний и подготовки к восприятию новых. Например,
Закрепление знаний проводится сразу после изучения нового материала для его повторения и детальной проработки, которая осуществляется отдельно по каждому тематическому вопросу при помощи систем тестовых заданий. Процесс закрепляющего тестирования проходит несколько последовательных шагов:
1) выполнение заданий. В случае затруднения можно пропустить задание, чтобы не отвечать наугад, так как в данный момент важнее знать, что не усвоено или усвоено плохо;
2) проверка заданий. Организуется как самоконтроль. Для этого студенты обмениваются своими работами, сверяют ответы с «ключом» и, подсчитав количество набранных баллов, определяют текущий рейтинг и выставляют отметку по предложенной методике. На данном этапе оценка в журнал не выставляется, но для студента является ориентиром в его дальнейшей работе над учебным материалом.
3) обсуждение результатов выполнения заданий в группе. Студенты анализируют и исправляют свои ошибки, выявляют причины их возникновения.
Для текущей проверки используются все виды тестовых заданий. Они находят применение на разных этапах урока: проверки и закрепления знаний, изучения нового материала (в последнем случае тестовые задания носят обучающий характер).
Учитывая недостатки применения тестовых заданий, целесообразно использовать их в сочетании с традиционными формами проверки знаний. Желательно проверять усвоение одного или того же понятия, как с помощью тестов, так и вопросов и заданий со свободным ответом.
Например, для проверки усвоения знаний о роли цитоплазмы в клетке можно применить следующее тестовое задание:
Цитоплазма в клетке…
А. Защищает содержимое клетки от механических повреждений.
Б. Поглощает световую энергию.
В. Осуществляет связь между частями клетки.
Г. Обеспечивает деление клетки.
Наряду с тестовыми заданиями знания о цитоплазме проверяются также с помощью обычных вопросов. Ученику предлагается рассмотреть изображение клетки на рисунке и рассказать о месте в ней цитоплазмы и ее функциях.
Реализации дифференцированного подхода на уроке способствует применение всего разнообразия тестовых заданий. Для проверки знаний учащихся на обязательном для всех уровне чаще всего используются задания с выбором одного правильного ответа, в то время как задания, требующие конструирования ответа из ряда элементов, выявления последовательности процесса и т.п., предлагаются для интересующихся биологией учащихся. При выставлении отметки учитывается степень сложности задания.
Тематическая проверка знаний проводится по завершении изучения крупной темы или ряда тем. Для проведения тематического контроля знаний и умений готовятся тесты, состоящие из большого числа заданий (15-20) и традиционных вопросов. Чтобы не допустить списывания ответов, подготавливаются обычно четыре варианта тестовых заданий. При этом тесты в вариантах должны быть равноценными, идентичными.
Целесообразно в тест, включать разнообразные по форме задания. Это обусловлено тем, что к моменту проведения зачета учащиеся уже должны овладеть умением работать с различными заданиями.
Тесты должны быть составлены таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий - на обязательном для усвоения всеми учащимися уровне, а другая - на повышенном уровне. Например, тест содержит 20 заданий, из которых 15 составлены для всех и соответствуют обязательному уровню, а 5 даны на повышенном уровне и предлагаются для выполнения учащимся, интересующимся биологией.
Рассмотрим примеры тестовых заданий для проведения 1 варианта тематической проверки знаний по разделу «Клетка».
Вариант 1.
Основная часть.
I. Выберите один правильный ответ:
1. Значительную часть клетки составляет вода, которая выполняет функцию:
А. Энергетическую
Б. Информационную
В. Транспортную
Г. Каталитическую
2. В чем состоит главное отличие клетки растений от клетки животных?
А. В наличии у нее оболочки.
Б. В наличии хлоропластов с хлорофиллом.
В. В наличии митохондрий.
Г. В наличии сложного ядерного аппарата.
3. Биополимеры составляют основу жизни, они входят в состав всех клеток любого организма, к ним относятся:
А. Глюкоза, фруктоза
Б. Молекула АТФ
В. Белки, нуклеиновые кислоты
Г. Липиды.
4. Молекулы АТФ- основной источник энергии в клетке, так как они:
А. Содержат богатые энергией фосфатные связи
Б. Ускоряют химические реакции в клетке
В. Поглощают энергию солнечного света
Г. Участвуют в реакциях биосинтеза.
5. Какова роль хлоропластов в клетке?
А. В них происходит окисление органических веществ.
Б. Они участвуют в биосинтезе белка.
В. Они участвуют в передаче наследственной информации.
Г. Они поглощают энергию света и используют ее на синтез органических веществ.
II. Выберите несколько правильных ответов:
6. Какие функции выполняет плазматическая мембрана в клетке?
А. Служит матрицей для реакций биосинтеза белка.
Б. Защищает клетку от механических повреждений.
В. Обеспечивает поступление веществ в клетку и их выделение из клетки.
Г. Преобразует энергию солнечного света.
Д. Участвует в синтезе молекул АТФ.
Е. Осуществляет связь между клетками.
7. Чем отличаются клетки прокариот от клеток эукариот?
А. Они более мелкого размера.
Б. В них практически отсутствуют органоиды.
В. Состоят из более простых органических веществ.
Г. Не имеют оформленного ядра.
Д. Представляют собой клетку- организм.
8. Почему о вирусах нельзя с полной определенностью сказать, что это живые организмы?
А. Они не имеют тканей.
Б. У них отсутствуют хромосомы.
В. Процессы жизнедеятельности у них проявляются только в клетках других организмов.
Г. У них нет оформленного ядра.
Д. Они не имеют клеточного строения.
III. Заполните таблицы:
9. В одну графу выпишите буквы, указывающие на строение и функции митохондрий, в другую хлоропластов, в третью - рибосом.
А. Состоят из двух неодинаковых по размеру частиц.
Б. Состоят из наружной и внутренней мембран, внутренняя мембрана имеет много складок.
В. Состоят из наружной и внутренней мембраны, внутренняя мембрана образует граны.
Г. Располагаются на мембранах ЭПС или в цитоплазме.
Д.Располагаются в цитоплазме.
Е. На складках располагается множество ферментов.
Ж. Между двумя частями органоида располагается и-РНК.
З. Главная функция- синтез АТФ.
И. Происходит синтез белка.
К.Происходит фотосинтез.
10. В одну графу выпишите буквы, обозначающие особенности молекул ДНК, в другую - РНК, в третью белка.
А. Состоит из большого числа аминокислот
Б. Состоит из нуклеотидов, содержащих аденин, тимин, гуанин, цитозин.
В. Состоит из нуклеотидов, содержащих из аденин, гуанин, цитозин, урацил.
Г.В состав входит углевод рибоза
Д. В состав входит углевод дезоксирибоза.
Е. Аминокислоты соединяются пептидными связями.
Ж. Молекула представляет собой одноцепочечную спираль.
З. Характеризуется первичной, вторичной и третичной структурами.
И. Молекула образует двуцепочечную спираль
К. Цепочки спирали соединены водородными связями.
Дополнительная часть.
11. С помощью букв составьте ответ на вопрос: Какова последовательность действий при митозе?
А. Происходит самоудвоение ДНК, синтез белка, образование двух хроматид.
Б. Хроматиды расходятся к полюсам клетки.
В. Хромосомы выстраиваются в центре клетки.
Г. Хромосомы спирализуются, становятся компактными и заметными в световой микроскоп.
Д. Нити веретена присоединяются к хроматидам.
Е. Вокруг хромосом образуется ядерная оболочка.
Ж. Цитоплазма делится мембраной посередине клетки, образуются две клетки.
12. Ответьте на вопросы:
а) В чем проявляется взаимосвязь процессов митоза, мейоза и оплодотворения?
б) В чем взаимосвязь энергетического и пластического обмена веществ?
Итоговая проверка знаний.
Велика роль нетрадиционных форм и методов проверки не только для тематического контроля знаний и умений учащихся по биологии, но и для итоговой проверки, в конце учебного года. Этот контроль предполагает проверку результатов усвоения большего по объему учебного материала, чем в тематической проверке, использования заданий более обобщенного характера. Контролируются знания биологических закономерностей, ведущих понятий, овладение основными видами учебной деятельности. В тоже время для итоговой проверки следует использовать задания, требующие более обобщенного ответа, в меньшей степени ориентировать на проверку отдельных фактов, деталей.
Однако не все виды тестовых заданий можно использовать для итоговой проверки знаний и умений. В меньшей степени для этой цели подходят различного рода диктанты, работа с таблицами, задания с пропусками отдельных терминов.
Известно, что с помощью тестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому целесообразно для итоговой проверки использовать тестовые задания в сочетании с традиционными вопросами и заданиями, требующими свободного, традиционного ответа. Можно предложить учащимся 15 тестовых заданий и 5 заданий со свободным ответом. При этом все 5 заданий можно составить на повышенном уровне сложности. Но можно дать на повышенном уровне сложности 2-3 тестовых задания и 2-3 традиционных вопроса.
Таким образом, сочетание тестовых заданий с традиционными вопросами позволит повысить достоверность результатов проверки знаний и умений обучающихся, а также выявить их умение логично излагать мысли, аргументировать, прибегать к доказательствам.
Рассмотрим пример проверочной работы для итоговой проверки знаний студентов по дисциплине «Биология»
Вариант 1
I Выберите один правильный ответ:
1. Какая группа организмов НЕ относится ни к эукариотам, ни к прокариотам:
А. Грибы
Б. Бактерии
В. Вирусы
Г. Сине-зеленые водоросли
2. Какой углевод находится в клетках растений:
А. Крахмал
Б. Клетчатка
В. Гликоген
Г. Хитин
3. Из последовательности каких кислот состоят белки:
А. Аминокислот
Б. Нуклеиновых кислот
В. Высших жирных кислот
4. Какую функцию выполняет хитин
А. Энергетическую
Б. Строительную
В. Защитную
5. У какой клетки отсутствует целлюлозная клеточная стенка:
А. У животной
Б. У растительной
6. В какой части растений находятся хлоропласты:
А. В цветках
Б. В клубнях
В. В стеблях
Г. В листьях.
7. К какому отряду млекопитающих относится « человек разумный»:
А. Отряд Насекомоядные
Б. Отряд Хищники
В. Отряд Рукокрылые
Г. Отряд Приматы
8. Для каких людей характерны следующие признаки: объем мозга 1600 см, жили в родовой общине, изготовляли орудие труда, приручали животных и начали развивать земледелие:
А. Кроманьонцы
Б. Дриопитеки
В. Австралопитеки
9. Назовите черту отличающую человекообразных обезьян от человека:
А. Похожие зубы
Б. Общие болезни
В. Выражены надбровные дуги
Г. Химический состав крови.
10. К какой человеческой расе относятся люди со следующими признаками: «Лицо узкое, широкий нос, толстые губы»:
А. Монголоидной.
Б. Негроидной
В. Европеоидной.
11. Совокупность процессов развития организма с момента образования зиготы и до смерти называется:
А. Гистогенез
Б. Органогенез
В. Гаструляция
Г. Онтогенез
12. Как называется период размножения взрослого организма:
А. Дорепродуктивный
Б. Репродуктивный
В. Пострепродуктивный.
13. Как называется процесс образования половых клеток:
А. Сперматогенез
Б. Овогенез
В. Гаметогенез
Г. Гистогенез
14. При помощи спор размножаются:
А. Растения
Б. Грибы.
В. Водоросли.
Г. Бактерии.
II Выберите несколько правильных ответов:
Какие функции в клетке выполняют углеводы?
А. Каталитическую Г. Двигательную
Б. Структурную Д. Сократительную
В. Запасающую Е. Энергетическую
16. Какие функции выполняет цитоплазма в растительной клетке?
А. Обеспечивает связь между ядром и органоидами клетки.
Б. Способствует поступлению веществ в клетку.
В. В ней протекают процессы жизнедеятельности.
Г. В ней образуется клеточный сок.
Д. Участвует в осуществлении связи между клетками.
Е. Является хранителем наследственной информации.
17. Чем отличаются клетки прокариот от клеток эукариот?
А. Они более мелкого размера.
Б. В них практически отсутствуют органоиды.
В. Состоят их более простых органических веществ.
Г. Не имеют оформленного ядра.
Д. Представляют собой клетку организм.
III. Заполните таблицы:
19. Назовите признаки естественного и искусственного отбора. Сведения о них занесите в таблицу.
А. Отбор проводится человеком.
Б. Отбирающий фактор- условия внешней среды.
В. Сохраняются особи с полезными для человека признаками.
Г. Признаки у особей имеют приспособительное значение.
Е. Признаки у особей не имеют приспособительного значения.
20. Из предложенных ответов в одну графу таблицы выпишите буквы, характеризующие биогеоценоз, а в другую - агроценоз.
А. Комплекс взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с однородными условиями.
Б.Сообщество, возникающее в результате хозяйственной деятельности человека.
В. Высокая численность растений одного вида.
Г. Большое число видов.
Д. Ведущий фактор, влияющий на сообщество,- искусственный отбор.
Е. Виды имеют различные приспособления к совместному обитанию.
Ж. Виды расположены ярусами.
З. Естественный круговорот нарушен.
И. Не может существовать без вмешательства человека.
21. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ.
А. Дождевой червь Е. Клевер
Б. Заяц- беляк Ж. Голубь
В Мукор З. Бактерии
Г. Волк И. Хламидомонада
Д. Пшеница
Задания со свободным ответом.
1. Какое значение имеет противопоставление большого пальца остальным на руке человека.
2. Каким образом приспособилась божья коровка от поедания птицами.
7. Оценка и анализ результатов тестирования.
Для оценивания ответов может использоваться номинальная и ординальная (порядковая) шкала.
Номинальная шкала – такая, в которой за каждый правильный ответ на задания теста испытуемый получает один балл, за неправильный – ноль. Под правильным ответом понимается точный выбор всех правильных ответов. В случае хотя бы одного ошибочного ответа или не выбора правильного ответа дается ноль баллов.
При использовании порядковой шкалы оценок преподаватель должен заранее определить правила оценивания – сколько баллов давать за каждый выбор. Например, если все ответы выбраны правильно и нет ни одного лишнего – дается пять баллов, допущена одна ошибка – четыре балла и т.д., до нуля.
Кроме того, количественным критерием оценки может служить величина, получившая название коэффициента усвоения, который представляет собой отношение числа правильно выполненных студентом существенных операций a к общему числу существенных операций теста p:
Kусв= apЧисло существенных операций теста определяется по эталону.
По этому коэффициенту судят о завершенности процесса усвоения учебного материала. Если Kусв>0,7, то результат тестирования можно признать удовлетворительным. Отметка «4» ставится, если Kусв= 0,8-0,89; отметка «5», если Kусв= 0,9-1.
При использовании номинальной и порядковой шкал суммируются все баллы, полученные испытуемым. Перевод тестовых баллов в пятибалльную шкалу можно выполнить с помощью таблицы:
Количество баллов в процентах
от максимальной суммы Отметка
90-100
80-90
60-79
<60 5
4
3
2
После проверки ответов на тест преподаватель проводит анализ результатов тестирования каждого студента и всей группы в целом, вносит коррективы в работу по повторению пройденного материала и по устранению пробелов в знаниях и умениях.
На основе полученных результатов заполняются бланки таблиц (таблица 1). По таблице можно определить, какие вопросы темы студенты не усвоили. По горизонтали отмечаются номера вопросов теста, на которые студентам даны неправильные ответы, и общее количество допущенных ошибок. По вертикали подсчитывается количество неправильных ответов, данных студентами на каждый конкретный вопрос теста, и выявляется пробел в знаниях и умениях по данной теме в целом по группе.
ТАБЛИЦА 1 Ошибки по вопросам темы
Ф.И.О. Номера вопросов в тесте Всего ошибок Отметка (баллы)
1 2 3 4 5 6 7 ... № 1. Иванов - - + + - - + + - 4 2. Ковалев - + - - - - - - 2 3. Кузнецова + - + + + - - - - 4 4. ... Всего 1 1 3 2 1 - 1 1 - 10 В нашем примере студентами не усвоен материал, отраженный в вопросе № 3 теста, и преподавателю требуется осуществить блок коррекции.
Таким образом, тесты - это и способ проверки знаний, и способ формирования умений и навыков. Кроме того, они являются средством обучения. Обучающая функция проявляется в том, что в процессе проверки знаний есть указание, как правильно ответить в случае неверного ответа тестируемого. Тестам присуща, как мы видим, и корректирующая функция, обеспечивающая обратную связь «преподаватель - обучающийся».
Заключение
Контроль знаний, умений и навыков учащихся – неотъемлемая часть педагогической работы учителя, важный фактор улучшения качества обучения. Контроль усвоения знаний дает возможность планировать деятельность преподавателя, дифференцировать проверку, совмещать контроль усвоения знаний слабоуспевающих с ликвидацией пробелов в их знаниях.
Формы и методы проверки знаний и умений учащихся чрезвычайно разнообразны, их можно широко использовать как для текущего, так и для итого контроля. Эффективно применение тестов не только для текущей проверки знаний, но и для проведения тематических зачетов. Повышению достоверности полученных знаний способствует применение различных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами, а также практическая проверка знаний и умений учащихся.
Литература
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. ИРПО, - М., 1995.
2. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1996
3. Ерецкий М.И., Полисар Э.Л. Разработка и применение тестов успешности обучения. - М., 1996.
3. Резникова В.З., Мягкова А.Н. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М.: Просвещение, 1997.-152 с.
4. Юрьева Е.В. Тестирование как метод контроля знаний.//Специалист, 2003, №2.