Методические рекомендации по использованию компетентностного подхода при изучении географии России


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ РОССИИ
Формирование компетенций в обучении географии
Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии? - Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.
- Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции.
- Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях. Многие старшеклассники участвуют в научно-исследовательской и проектной работе, которая требует от ученика аналитического и творческого подхода к решению поставленных задач. Эта работа позволяет каждому ребенку показать имеющиеся компетенции и приобрести новые.
- Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Интернет служит источником информации, с которой школьник учится работать, например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию, подготовить, показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса и многое другое. Вовлекая учеников в эту работу, мы наделяем их важными информационными компетенциями, которые наверняка будут востребованы во взрослой жизни.
- Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик, в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
География — предмет преимущественно устного общения, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают в группах: защита проекта, экологический мониторинг. Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенствования, чем раньше осознает, тем больше компетенций освоит. Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии: работа с учебником, географической научно-популярной литературой, работа с картами со статистическим материалами картосхемами, работа на местности, наблюдение за окружающей средой , работа с ресурсами СМИ, Интернет и учебные научные проекты.
Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе. Существует следующая структура самого компетентностно-ориентированного задания: стимул, задачная формулировка, источник информации, бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмент проверки. Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач: оценить уровень развития предметных знаний и умений; оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т.д.); оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании; формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы, меняется характер взаимоотношений между учеником и учителем. Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно. Конечно, нужно отметить, что в процессе формирования компетенций учащихся возникает ряд трудностей. Поэтому нельзя говорить о том, что все вопросы решены и все используемые современные методы способствуют развитию компетенций учащихся. Ключевой замысел модернизации образования — идея развития, где человеческая личность — главное богатство, которым обладает мир. Учителя географии всячески способствуют развитию этой личности. Пусть наш мир будет богаче.
Методическая модель реализации компетентностного подхода в обучении географии
Методическая модель реализации компетентностного подхода основана на личностно-деятельностном и целостном подходах. В качестве компонентов методической системы выступает цель, содержание, формы обучения, личностно-деятельностные технологии, средства обучения и результативно-оценочный компонент.
В числе обязательных методических условий в курсе «География России» для эффективного формирования предметных компетенций у учащихся необходимо выделить следующие: - отбор содержания в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования (на уровне предмета география -это знания о специфических природных и социально-экономических процессах, о России как объекте мирового географического пространства, о географическом образе России);
- использование личностно-деятельностной технологии обучения в форме игровой, проектной, конспективной, творческой деятельности;
- последовательное усложнение учебно-исследовательской деятельности при выполнении творческих заданий;
- взаимосвязь учебной и внеучебной работы учащихся, обеспечивающая эффективное развитие предметных компетенций.
Компетентностный подход является одной из ведущих методологий в модернизации географического образования. Особая значимость в его реализации принадлежит школьному курсу «География России», который завершает основное образование и является базой для развития профильного географического образования, где компетентностный подход приобретает приоритетное значение. В этой связи востребована разработка методических условий реализации компетентностного подхода в школьном курсе «География России».
Совокупность предметных компетенций, которые отражают специфику географического образования в 8-9 классах и отвечают психолого-педагогическим и методическим основаниям.
Методическая модель реализации компетентностного подхода в курсе «География России» отвечает целостному и личностно-деятельностному подходам.
Методические условия реализации компетентностного подхода в школьном курсе «География России»: отбор содержания в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, использование личностно-деятельностной технологии при определении вариативности и многообразии видов деятельности учащихся; последовательное ■ усложнение учебной и исследовательской деятельности при выполнении творческих заданий, взаимосвязь классной и внеклассной работы.
Методические условия реализации компетентностного подхода в курсе «География России» позволяют повысить эффективность образовательного процесса и сформировать предметные компетенции.
Вместе с тем в методических исследованиях отмечается, что на сегодняшний день не в полной мере уточнены методические условия реализации компетентностного подхода применительно к курсу «География России». Курс «География России» имеет особую значимость в школьной географии, поскольку он завершает географическое образование в основной школе и является базой для развития профильного географического образования на старшей ступени, где компетентностный подход приобретает приоритетное значение, обеспечивая выработку у учащихся индивидуальной образовательной траектории.
1. Курс «География России» обладает большими потенциальными возможностями для реализации идей компетентностного подхода в плане формирования ключевых предметных компетенций: ценностно-смысловых (владение языком географии), учебно-познавательных (распознавать и формулировать географические проблемы, «привязывать» событие - к конкретной ситуации и др.).
2. Методическая модель реализации компетентностного подхода, сконструированная с учетом совокупности компонентов методической системы (цель, содержание, формы обучения, средства обучения; результат обучения) и личностно-деятельностного подхода.
3. Методические условия, необходимые для реализации компетентностного подхода в курсе «География России»: отбор содержания в соответствии с требованием федерального государственного образовательного стандарта общего образования; использование личностно-деятельностной технологии при определении вариативности и многообразии видов деятельности учащихся, (прежде всего в игровой форме); последовательное усложнение учебно-исследовательской деятельности при выполнений творческих заданий; взаимосвязь классной и внеклассной; работы.
4. Методические особенности реализации компетентностного подхода на примере отдельных тем курса «География России» с использованием развивающих тематических игр, конспектирования, проектной деятельности
Список используемых источников
1 Андреев, А. JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. — 2005.-№ 4. 78 с.
2 Баринова. И.И., Дронов, В.П. География России.8-9 кл.: методическое пособие/ И.И. Баринова, В.П. Дронов М. Дрофа, 2007 — 192 с.
3 Блинова, В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. / В.И. Блинова И.С, Сергеев. М.:АРКТИ - 2007.
4 Винокурова, Н. Ф. Общекультурная компетентность в географическом образовании: теоретико-методические аспекты и практика реализации / Н. Ф. Винокурова, Н. Н: Демидова// География и экология в школе XXI в. 2008. - № 3. 59с.
5 Габайдулина, JI. Исследовательская деятельность и ИКТ-, компетентность учащихся / Л. Габайдулина // Народное образование. 2007. -№5. 159 с.
6 Душина, И. В. Практическая составляющая обучения географии — основа формирования компетенций школьников / И. В. Душина, A.A. Летягин, Е. А. Беловолова // География в школе. — 2009. № 1. – 78 с.
7 Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы (Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова) / А. Б. Воронцов (автор - составитель) и др.. - М.: ВИТА - ПРЕСС, 2009. – 439 с.
8 Мачехина, О. Н. Ролево-игровое проектирование в свете компетентностного подхода в образовании / О. Н. Мачехина // Преподавание истории в школе. — 2007. № 5. 91 с.
9 Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / И. В. Душина, И.В. Пятунин и др.. под ред. И. В. Душиной. М.: Дрофа, 2007. - 509 с.