Проблемное обучение на уроках физики из опыта работы
Методическое объединение
«Проблемное обучение на уроках физики как современное средство развития школьников в условиях модернизации образования»
из опыта работы
МАРАШОВОЙ ДИНАРЫ АЙСЕЕВНЫ
учителя физики МОУ «Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №30» го Саранск
«Мышление возникает из проблемной ситуации»
(С.Л. Рубинштейн)
Глава республики Мордовии Владимир Дмитриевич Волков обратился с ежегодным Посланием к народу . В своем выступлении Волков В.Д. подробно изложил все ключевые задачи, одной из которых является повышение уровня образования по физике.
Современная действительность требует от школы выпускников, умеющих творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Основная задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать практически значимые, жизненно важные задачи. Проблемное обучение - важное технологическое средство решения данной проблемы.
Значительные вклад в развитие теории проблемного обучения внес Алексей Михайлович Матюшкин.Отечественный психолог – Алексей Михайлович Матюшкин – известен в психологии мышления как автор теории проблемных ситуаций. Основой теории проблемных ситуаций А. М Матюшкина выступили идеи С. Л. Рубинштейна о мышлении как субъектном продуктивном процессе. При этом важными критериями определения продуктивности выступают не только объективная, но и субъективная новизна результатов решения задачи.
Центральным новообразованием в решении продуктивных задач выступает возникновение проблемной ситуации, основанной на познавательной потребности, реализующейся в поисковой активности, направленной на открытие субъективно неизвестного.
Что такое проблемное обучение?
М. И. Махмутов дает следующее определение понятия: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
В чем заключается актуальность проблемного обучения?
Актуальность проблемного обучения определяется возможностями активизации развивающего потенциала обучения, самостоятельной поисковой деятельностью, высоким познавательным уровнем. При минимальных затратах времени можно получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся. Самостоятельное выполнение проблемных заданий ведет к глубокому усвоению соответствующих вопросов курса и способствует интенсивному умственному развитию учеников. Стандарт второго поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися курса физики, которые должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Каковы основные отличия проблемного обучения?
Основное различие между проблемным и традиционным обучением в целях и принципах организации учебного процесса. Цель проблемного обучения - усвоение не только основ науки, но и самого процесса получения знаний и научных фактов, развитие познавательных и творческих способностей школьника. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности ученика, т.е. принцип «открытия» им научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивно творческой деятельности школьников по усвоению системы научных понятий и методов исследования, способов логического мышления.
Вопросы теории и практики, а также технологии проблемного обучения были развиты и конкретизированы в трудах А. Л Андреева, В.А. Болотова, В.В Серикова, А.В. Хуторского, А. В. Брумменского, А. М. Матюшкина, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова и др.
Вопросами организации проблемного обучения на своих уроках я занимаюсь на протяжении нескольких лет. Практически на каждом уроке стараюсь создать проблемную ситуацию и организовать деятельность учащихся по решению учебных проблем.
Я считаю, что физика один из тех предметов, который может реализовать данные подходы, а проблемное обучение поможет достигнуть главной цели воспитания и обучения.
Какова цель проблемного обучения?
Цель проблемного обучения – усвоение не только основ науки (как в сложившемся типе обучения), но и самого процесса получения знаний и научных фактов, развитие познавательных и творческих способностей школьника. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности ученика, т. е. принцип “открытия” им научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.
Как тип обучения, проблемное наиболее соответствует духу развивающего обучения, задаче развития творческих способностей и познавательной самостоятельности учащихся, превращения их знаний в убеждения, что обусловило довольно широкое его применение на уроках физики.
С чего начинается проблемное обучение?
Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации- главного средства активации мыслительной деятельности школьников и проходит затем основные этапы: формирование проблемы, нахождение способов ее решения, решение проблемы, формулирование выводов, подведение итогов.
Для успешной постановки проблемы, она должна содержать познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с неизвестным и неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков. Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызвать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т.е. искать закономерность.
Какие существуют способы создания проблемных ситуаций?
Способы создания проблемных ситуаций.
(1) Первый способ – побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.
Пример
Почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает?
(2) Второй способ - использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой и т.д. Проблемная ситуация в этом случае возникает при попытке ученика самостоятельно достигнуть поставленную перед ним практическую цель.
Пример
По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи, он может идти, почти не проваливаясь в него. Почему?
Третий способ - побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
Пример
Учащиеся из жизненного опыта знают, что Земля получает тепло от Солнца, следовательно, чем ближе к Солнцу, тем должно быть теплее. Но в действительности, чем выше подниматься, тем холоднее становится, а чем ближе к Земле – тем теплее. В сознании учащихся возникает противоречие между житейскими представлениями и научными знаниями, возникает проблема.
Четвертый способ - постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения
Пример
Почему при соприкосновении с землей заряженное тело отдает ей почти весь свой заряд и практически становится электрически нейтральным?
(3) Пятый способ – выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
Пример
Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака p=const (V1/T1=V2/T2)
Для газа данной массы при постоянном давлении отношение объема к температуре постоянно.
(3) Шестой способ – побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
Пример
Зависит ли ускорение при свободном падении тел от их массы, объема, формы и т.д.?
Все тела независимо от их масс и других физических характеристик совершают свободное падение с одинаковым ускорением.
(4) Седьмой способ – побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как правило, возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет новые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.
Пример
Одно и то же вещество может находиться в различных агрегатных состояниях, например, вода? Чем одно агрегатное состояние вещества отличается от другого?
(5) Восьмой способ – ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.
Пример
Проблема: превратить магнетизм в электричество (запись в дневнике Майкла Фарадея 1822г). Открытие электромагнитной индукции (взаимосвязь магнитного и электрического полей)
(6) Девятый способ – организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторение пройденного и т.п.). В этом случае использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющие связь с учебным материалом.
Пример
Биологическое действие радиации.
Химическое действие света.
Построение изображений в линзах.
Десятый способ – варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Таким образом, я считаю, что создание проблемных ситуаций на уроках, делает урок более значимым, так как это следует логике процесса научного познания.
Ф – Г – М – Э (факты – гипотеза – модель – эксперимент)
Предметные знания, сами по себе, по моему убеждению, являются “мертвым грузом”, который в дальнейшей жизни не используется учениками, а умение выдвигать гипотезы, решать проблемы дает возможность гармонично сосуществовать с окружающей средой.
Рассмотрим процесс решения проблемных ситуаций.
1.Проблемное обучение при объяснении нового материала. Проблемное изложение.
При проблемном изложении новой темы учитель часть программного материала излагает сам, формулирует познавательную проблему, которую надо решить на уроке, а затем предлагает ученикам прочитать в учебнике информацию, дополняющую его рассказ (это может быть параграф, либо выборочные места из него). Здесь учитель ставит перед учениками ряд вопросов, которые они могут найти в тексте. Далее учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос, выдвинутый в начале урока, сопоставив рассказ учителя и материал учебника.
При проблемном изложении часто оказывается полезным разделять материал на отдельные логические связанные части. После изложения каждой части, следует дать возможность учащимся задать вопросы.
2.Поисковая беседа (эвристическая беседа).
Смысл поисковой беседы – привлечение учащихся к разрешению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее учителем системы вопросов.
Особенно эффективен этот метод на начальном этапе изучения физики. Он позволяет поддерживать интерес к проблеме исследования и стимулировать мышление.
3.Проблемное изучение физических явлений.
Схема изучения физических явлений.
Наблюдение явления.
Обычно наблюдение явления осуществляется с помощью демонстрационных опытов. Учитель должен поставить перед учащимися определенные задачи. Например, подметить характерные особенности и их объяснить.
Выявление характерных особенностей явления.
Происходит в ходе наблюдения явления.
Установление связей данного явления с другими ранее изученными и объяснение природу явления.
Введение новых физических величин и констант, характеризующих изучаемое явление.
Установление количественных закономерностей, относящихся к
рассматриваемому явлению.
Практическое применение явления: объяснение природных явлений, применимость в технике, применение при решении задач и выполнении лабораторно – практических работ.
4. Проблемное изучение физических законов.
Изучаемые в школе физические законы по способу их установления можно разделить на группы.
законы, которые устанавливаются экспериментально;
законы, которые устанавливаются теоретически.
5.Проблемное изучение физических теорий.
Проблемное изучение особенно эффективно при изучении фундаментальных вопросов курса, которые носят характер обобщений, раскрывают существо важнейших идей и понятий физики.
6.Проблемное обучение и самостоятельный эксперимент учащихся.
Самостоятельный эксперимент учащихся на уроках физики осуществляют в форме лабораторных работ, фронтальных опытов и физического практикума.
7.Фронтальный эксперимент.
Фронтальные лабораторные работы и опыты (или фронтальный эксперимент) составляют основу практической, экспериментальной подготовки при обучении физике. Здесь широкие возможности для проблемного обучения.
На экспериментальных работах (даже без инструкции) учащиеся могут решать небольшие проблемы. Лабораторные работы проблемного характера необходимы.
В общем виде фронтальный проблемный эксперимент включает следующие элементы:
1) нахождение общей идеи решения экспериментальной проблемы;
2) составления плана исследования;
3) выполнение работы;
4) обработка полученных результатов;
5) формулировка вывода.
8.Проблемный эксперимент учащихся как способ изучения нового материала.
1 этап. Постановка проблемы. Теория из проведенного урока «Плавание тел». Уяснение сути проблемы, ее формулировка, возможно постепенное уточнение. Перед демонстрацией опытов можно задать вопросы:
Почему лягушка, так безмятежно отдыхает на листочке лилии в воде?
Почему синий кит, выброшенный на берег, практически мгновенно гибнет? Почему его при современной технике невозможно спасти?
Почему лебеди и утки, тяжелые и неуклюжие на берегу, такие легкие и грациозные в воде?
Почему медуза, удивительно красивая в воде, на берегу превращается в бесформенную студенистую массу?
Неуклюжая, медлительная на суше, морская черепаха преображается в воде. Она становится мобильной, быстрой, почти грациозной. Почему?
2 этап. Демонстрация опыта. Определяется вес тела в воздухе, а затем вес в жидкости. Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе. Почему? Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх-архимедова сила.
А как можно найти величину выталкивающей силы?
Из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.
От чего зависит сила Архимеда?
3 этап. Прогнозирование. Выдвижение гипотез. Ученики предполагают, что выталкивающая сила зависит:
-от объема погруженного тела,
-от веса тела (или массы), плотности тела
-плотности жидкости,
-глубины погружения тела,
-формы тела
4 этап. Разработка способов проверки гипотезы и ее осуществление. При обучении физике можно выделить два основных способа:
теоретическое обоснование гипотезы;
экспериментальное доказательство.
Опыт 1 . Проверка зависимости Fa от объема тела.
Какова цель исследования? Какое оборудование использовали? Вывод.
Опыт 2. Проверка зависимости от плотности жидкости.
Опыт 3. Зависимость от массы и плотности тела.
Опыт 4. Зависимость от глубины погружения тела в жидкость.
Опыт 5. Зависимость от формы тела.
После получения результатов делаются выводы о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости и объема тела.
Ребята отмечают полное соответствие теоретического расчета с результатами исследования. Итогом работы на уроке стали выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответ на проблемный вопрос учителя. Активность учащихся определяется внутренними побудительными силами. Причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.
Если объем материала очень большой, то можно проблемный эксперимент разбить на дифференцированные задания. Класс делится на группы. Каждый ученик должен уяснить свою часть задания, и весь исследуемый вопрос.
9. Проблемный эксперимент при повторении и закреплении пройденного материала.
Здесь исследовательская задача должна охватывать принципиальные вопросы курса.
Типы проблемных заданий, используемых при закреплении и повторении материала.
1. Задания, цель которых – закрепление только что изученного вопроса темы.
2. Обобщающие задания.
Целью этих заданий являются повторение группы связанных между собой вопросов темы или всей темы.
Для работы по своей теме я провела анкетирование по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения учащихся, в процессе обучения физики в 7 - 11 классах (т.е. в начале изучения и по окончанию изучения предмета) и получила следующие результаты:
Из общего числа учащихся в 7 классе 83% школьников имеют устойчивый интерес к изучению физики (13% учащихся - желанием поступить в ВУЗ, 30% изучают ее для познания физических явлений , 40% учащихся - желанием знать больше для получения специальности). На начальном этапе изучения физики, т.е. в 7 классе, школьникам нравится предмет более других. Это не трудно объяснить, так как в 7 классе, физика - новый предмет, где объясняются явления природы, которые можно наблюдать реально, проводятся множество опытов и лабораторных работ. В 11 классе только 17% учащихся имеют устойчивый интерес, а 75% учащихся от общего числа – желанием получить аттестат. В старших классах физика становится сложнее, где в большей степени привлекаются знания по алгебре и геометрии, учащиеся определяют свое отношение к предмету более осознано, учитывая свои возможности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что за годы изучения физики, устойчивый интерес к предмету остается только у тех учащихся, которые выбрали этот предмет для поступления в ВУЗ, где он является профилирующим. Учитывая потребности учеников, в 11 классе имеется факультатив по решению задач повышенной сложности.
Я считаю, что создание проблемных ситуаций на уроках физики позволят повысить интерес школьников к изучению физики, уровень обученности и умение решать возникающие проблемы. Чтобы успешно жить, необходимо постоянно познавать и активно действовать.
Наблюдая за своими учениками на протяжении нескольких лет, я убедилась в преимуществах проблемного обучения. Они заключаются в следующем:
-новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
-в ходе решения проблемы учащийся преодолевает трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
-темп усвоения информации зависит от самих учащихся.
-повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
-результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Благодаря систематической работе, направленной на развитие коммуникативных, творческих способностей, мои ученики добиваются определенных успехов.
Канунов Владислав (6 класс) - призер конкурса проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города- науке XXI века» проект «Конструирование распознающего робота» (2014 г)
Ионова Яна (10 класс) - 3 место в III Всероссийской олимпиаде школьников «3нание-сила» (2014 г)
Аверкина Екатерина (9 класс) - победитель Всероссийского заочного интеллектуального конкурса «Эрудит России 2013-2014 г (физика)», диплом III степени
Вашланова Валентина (9 класс) – победитель антинаркотического конкурса «В объективе –жизнь!» в номинации «В объективе- природа!» (2014 г)
Аверкина Екатерина (9 класс) - победитель антинаркотического конкурса «В объективе – жизнь!» в номинации «В объективе- природа!» (2014 г)
Канунов Владислав (6 класс) – участник II открытого отборочного тура Московского Международного форума «Одаренные дети» (2015 г)
Вашланова Валентина (9 класс) - участница Республиканского заочного конкурса исследовательских работ и проектов «Интеллект будущего» (2014 г)
Агапова Дарья (8 класс) – участница Всероссийского заочного интеллектуального конкурса «Эрудит России 2013-2014 г (физика)»
Ямбаева Ольга (8 класс) – участница Всероссийского заочного интеллектуального конкурса «Эрудит России 2013-2014 г (физика)»
Баранов Сергей (9 класс) -участник конкурса проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города- науке XXI века» (2013 г)
Вашланова Валентина (9 класс) - участница конкурса проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города- науке XXI века» (2013 г)
Ларькина Анастасия (8 класс) – участница Всероссийского заочного интеллектуального конкурса «Эрудит России 2013-2014 г (физика)»
Трифонова Оксана (8 класс) – участница Всероссийского заочного интеллектуального конкурса «Эрудит России 2013-2014 г (физика)»
Шумидуб Кристина (9 класс) – участница II открытой олимпиады школьников по физике МордГПИ им.М.Е.Евсевьева (2014 г)
Ямбушева Гузель (9 класс) – участница II открытой олимпиады школьников по физике МордГПИ им.М.Е.Евсевьева (2014 г)
Ионова Яна (9 класс) – участница II открытой олимпиады школьников по физике МордГПИ им.М.Е.Евсевьева (2014 г)
Надршин Азат (9 класс) – участник II открытой олимпиады школьников по физике МордГПИ им.М.Е.Евсевьева (2014 г)
Агапова Дарья (9 класс) - участница III Всероссийской олимпиады школьников «3нание-сила» (2014 г)
Надршин Азат (10 класс) – участник III Всероссийской олимпиады школьников «3нание-сила» (2014 г)
Падеров Данила (9 класс) - участник III Всероссийской олимпиады школьников «3нание-сила» (2014 г)
Аверкина Екатерина (10 класс) - участница III Всероссийской олимпиады школьников «3нание-сила» (2014 г)
Падеров Данила (8 класс) – 2 место межрегиональной заочной физико-математической олимпиады (2013 г)
Храмова Алина (8 класс) – 2 место межрегиональной заочной физико-математической олимпиады (2013 г)
Шеин Антон (7 класс) – 2 место межрегиональной заочной физико-математической олимпиады (2013 г)
Тихонов Павел (10 класс) – 1 место международной дистанционной олимпиады по физике проекта «Инфоурок» (2015 г)
Ионова Яна (10 класс) – 1 место международной дистанционной олимпиады по физике проекта «Инфоурок» (2015 г)
Разгорина Анастасия (10 класс) – 1 место международной дистанционной олимпиады по физике проекта «Инфоурок» (2015 г)
Заева Кариан (10 класс) – 1 место международной дистанционной олимпиады по физике проекта «Инфоурок» (2015 г)
Надршин Азат (10 класс) – 1 место международной дистанционной олимпиады по физике проекта «Инфоурок» (2015 г)
Афонин Кирилл (10 класс) – 3 место международной дистанционной олимпиады по физике проекта «Инфоурок» (2015 г)
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность обучающихся. Моя работа строится с учётом основных умений использований ИКТ:
– технических, необходимых для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
– методических, необходимых для грамотного обучения школьников;
– технологических, необходимых для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в школе.
Работа с интерактивной доской позволяет мне создавать устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивает образное мышление обучающихся, их креативные способности, коммуникативную активность. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока, внеурочного занятия и вовлечь в него весь класс. Наглядность доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми, она целиком увлекает их.
Использование компьютерных технологий делает уроки образными, что способствует повышению мотивации учащихся к активной познавательной деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях.
Социальное становление молодых людей происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Именно от выбора зависит существование человека и все то, что связано с самоутверждением, самоопределением, самоосуществлением и самореализацией. В этой связи, проблемное обучение как никакое другое может способствовать формированию готовности к самоопределению школьников.
С каждым годом увеличивается число выпускников, связывающих свою жизнь с физикой. Многие мои ученики успешно учатся и работают в сфере технических специальностей.
На базе проблемного подхода к обучению возникает возможность обучения навыкам самостоятельного принятия решений, умению выбирать. Без такого умения, без способности к самоопределению человек теряет возможность обрести культуру, реализовать себя как существо самобытное и активно преобразующее общественную жизнь. Чтобы успешно жить, необходимо постоянно познавать и активно действовать. Познание окружающей школьника среды – основа жизни как настоящей, так и последующей. Именно по характеру взаимоотношений учащихся с людьми, природой и техникой можно сделать вывод об уровне физического образования человека, о его компетентности. Я всегда анализирую свою педагогическую деятельность. По результатам анализа вижу, чего добилась и какие средства и методы помогли мне этого достичь. Постоянно ищу ответ на вопрос: как сделать больше и лучше. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Каждый сегодня вправе выбирать свои методы и формы работы, но каждый из нас обязан работать во благо развития ребёнка. Учитель, к сожалению, не всесилен. На ребёнка влияет и семья, и окружение в школе и во дворе, обстановка в школе, районе и в стране в целом. Но я хочу, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учениками, оставила только добрый след. Я верю, что высочайшая степень самоотдачи, которая присуща людям нашей профессии и дальше поможет раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к учебе и к образованию в целом.
Я считаю, что создание проблемных ситуаций на уроках физики, позволят повысить интерес школьников к изучению физики, уровень обученности и умение решать возникающие проблемы.
Пусть девизом изучать, применять, проводить уроки будут такие слова: «Теперь и не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»
Список литературы
[1]Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1982, с. 289.
[2] Оконь В. Проблемы социалистической педагогики. М., 1982, с. 360.
[3]Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М., 1986, с. 347.
[4]Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1992, стр. 32.
[5]Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1984, стр. 18.
[6]Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучение. М., 1992, стр. 33.
[7]Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучение. М., 1992, стр. 8.
[8]Казанский Н.Г, Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). М., 1988, стр. 64.
[9]Кудрявцева В.Т. Проблемное обучение. М., 1991, стр. 35.
[10]Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983, стр. 64.
[11]Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1992, стр. 30.
[12]Махмутов М.И. Современный урок. М., 1995, стр. 66.
[13]Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1988, стр. 14-15.
[14]Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1986, стр. 43.
[15]Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1984, стр. 55.
[16]Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1992.
[17]Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). М., 1988, стр. 126.
HYPERLINK "http://ливенская.рф/article379" [18] Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1982.
[19]Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1984, стр. 52.
[20]Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1982.
Интернет-ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://fcior.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
http://experiment.edu.ru/
Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей
http://www.fizika.ru
College.ru: Физика
http://college.ru/fizika/
Газета «Физика»
http://fiz.1september.ru
Информатика и Физика
http://teach-shzz.narod.ru
Информационные технологии в преподавании физики
http://ifilip.narod.ru
Образовательные анимации для уроков физики, информатики и др.
http://somit.ru
Мир физики/ Демонстрации физических экспериментов.
http://demo.home.nov.ru